ПРОДАЖНАЯ ДЕВКА КОММУНИЗМА
30-07-2003На прошлой неделе позвонил в Питер. Трубку снял дядька. Обычно он к телефону не спешил, но на этот раз дома просто никого больше не оказалось. Я, кстати, даже обрадовался: дядька всегда говорит правду. И даже по сильно сниженным тарифам я предпочитаю его инженерскую конкретику эмоциональным речитативам женской половины родственников.
Действительно, он и на этот раз был скуп на слова. Но одна фраза, произнесенная им без тени драматизации, меня озадачила и заставила задуматься.
- Ты знаешь, Серега, - сказал он вдруг, - а я стал матом ругаться. Алька возмущается, а я ничего поделать с собой не могу: в таком говне сидим, что другими словами и не выразить...
Самое печальное в этой истории то, что если предложенная лаконичная характеристика ситуации в России ещё может вызвать протест у излишне патриотично настроенных россиян, то использование ненормативной лексики в наше время вообще вряд ли кого-нибудь озадачит. На самом же деле, и то и другое – закономерныйрезультат эволюции Российского общества, а точнее – той работы, которую провела над ним советская власть.
Воспользовавшись доступными данными о динамике населения России, я пришел к интересному, но не утешительному выводу: большевики, нехорошо обозвав в своё время генетику, на самом же деле взяли продажную девку капитализма на вооружение и провели грандиозный эксперимент, последствия которого, похоже, возымели необратимые последствия.
Вкратце суть моих рассуждений состоит в следующем. За 100 лет двадцатого века на численности населения России наибольшим образом сказались следующие события: три “провала” (Первая мировая и Гражданская войны, коллективизация и голод 1932-1933 годов, политические репрессии 1937-1939 годов, Вторая мировая война) и фактическипричинно связанные с ними волны эмиграции, плюс – последняя волна эмиграции, начавшаяся в 90-ых годах. Подробности – цифры и факты – можно найти на сайте “Демоскоп”.
В качестве фундамента для рассуждений я взял "Правило 80/20", т. наз. "Принцип Парето", справедливость которого в экономико-социальной среде никто до сего времени оспорить не смог. В частности, в случае применения этого принципа к любому естественным образом сформировавшемуся обществу, можно с уверенностью заявить, что 80% его потенциала принадлежит 20% его членов. Возможно, именно их Л.Н.Гумилев называл пассионариями. Сам Парето назвал эти 20% "the vital few", противопоставив их большинству - "the trivial many". Уже в современной периодике встречались понятия "водители" и "пассажиры" и т.п.
Не упираясь в терминологию, предположим, что государство Российское было "нормальным" и общество его населявшее было естественно уравновешенным в 1900 году. Допустим, что естественный прирост населения (= рождаемость-смертность), а также искусственный (голод, репресии, войны - отрицательный прирост) - величина постоянная для каждого конкретного периода, пропорционально отражающаяся на численности как "водителей", так и "пассажиров". Наконец, если статистика утверждает, что, например, вторая волна эмиграции из СССР в 1939-47 гг. составила 8-10 млн., то для простоты расчетов вполне достаточно будет предположить, что отрицательный прирост населения России за счет выезда в указанный период составлял 0.5 млн. в год.
Ключевым, однако, является предположение, что и в случае "искуственного" воздействия на население его численность - а с ним и демография - изменяется в соответствии с правилом Парето: 80% смертей приходится на 20% населения, т.е. на самую его активную часть.
Я уже слышу возмущенные крики несгибаемых поборников советской власти. Товарищи! Не спешите протестовать! Задумайтесь, кто на войне первый получает пулю: уж не бойцы ли обоза? А на кого были преимушественно ориентированы сталинские чистки? И даже эмигрировали первыми, чего уж греха таить, люди, ненормативная лексика в речи которых не являлась преобладающей...
Взяв за точку отсчета год 1900 и соответствующее ему население, я ожидал увидеть, что за годы советской власти прослойка "водителей" была существенно "прорежена", и от исходных 20% реально осталось процента 2 - 3. Как с лесом после пожара, организмом после серьезной болезни - виды на выздоровление содержали бы умеренный, но всё же - оптимизм.
Каково же было моё удивление, когда я обнаружил, что от исходных 13,9 млн водителей в 1990 г. уже к концу 1930-ых годов не осталось статистически значи
мого следа, а репрессии 1938 года, по сути дела, поставили точку в генетическом эксперименте. График сходит на ноль как раз примерно в то время, когда тов. Лысенко предал генетику публичной анафеме. Вторая мировая война закрепила результат. Репрессии после войны, всякие там "дела врачей", как и продолжавшийся выезд из России, возможно, носили уже больше профилактический характер.
В быту вполне закрепился словарь "братков", жизнь "по понятиям", в целом, стала нормой. Наибольшим доверием у населения пользуется гибрид Штирлица и Вовочки - любимых героев советского времени.
А о выздоровлении организма естественным путем не может быть и речи.
box4sb@canada.com