ПОДПОЛЬНЫЕ ЗЛАТОУСТЫ

15-07-2003

В Москве не в первый и не в последний раз собралась гуманитарная элита потолковать о судьбах России. Собралась она под эгидой Института мировой экономики и международных отношений и Института проблем глобализации ,но, самое главное, при поддержке Фонда Фридриха Эберта. Кто такой этот Фридрих Эберт мне неведомо, но именно ему собравшиеся были обязаны кофе-брейками, сытным обедом и в конце - фуршетом-буфетом, откуда следует, что он, вне всякого сомнения, хороший человек. Может быть - рейхспрезидент Германии еще до Гинденбурга (подсказал бывалый Марко Поло.

Говорили участники Научно-практической конференции, которая называлась "РОССИЯ В ГЛОБАЛЬНОЙ ЦЕНТРОПЕРИФЕРИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ: ОПОРА СТАТУС-КВО ИЛИ ИСТОЧНИК ПЕРЕМЕН?" очень хорошо. Даже помимо смысла. Речь лилась привольно и широко. Музыка слова. Чисто эстетическое удовольствие от самой мелодики говорения. Особенно на фоне чудовищных словес телевизионных корреспондентов, политиков на экране и даже дикторов, которые просто читают текст. Бесконечное блеянье и ослиное ИА "ээ-мээ", " и-и-и - ааа--а -", путание в падежах, произнесение даже простых слов с третьего-четвертого раза, как бы с разбега, повторы слов, неправильные ударения и словарный запас прилежного дебила из школы для детей с умственными недостатками.

Раньше главным присловьем было "как бы". Президент э-э-э-как бы Путин, которая. ээ --мээ, кото ээ-ээ которо -ээ-мэ.. ии --аа--а, который который как бы ска ээ-ээ- подверди и-и-а-а подтвердил о том, что как бы Россия ээ-ээ имеет как бы сложных мэ-ии ыы -ээ проб проблему…эээ проблем эээ как бы важных ээ-ээ прес..ээ--ээ преспек..ааа перпективы … Теперь на смену "как бы" пришло твердое слово "достаточно".

"Президент э-э-э- Путин, достаточно которая ээ --мээ, кото ээ-ээ которо -ээ-мэ.. ии --аа--а, который который достаточно ска ээ-ээ- подверди и-и-а-а подтвердило о том, что Россия ээ-ээ имеет достаточно ээ- ээ- ааа -- ии эээ много достаточно ээ-ээ сложных проб… проблему…эээ проблем достаточно эээ важных ээ-ээ прес..ээ--ээ преспек.. ааа - перпективы

В принципе, речь выступающих на конференции можно было сразу класть на бумагу (чуть не написал - на музыку). Тема святая - судьба России. Традиционная для русской интеллигенции. Теперь попалось новое понятие, вернее, оппозиция: центр-периферия. Ввел эту оппозицию Иммануил Валлерстайн еще 1976 году, но она сравнительно более свежая, чем Восток-Запад, Север- Юг, развитые страны- слаборазвитые (затем из-за политкорректности названные развивающимися), Первый мир - третий мир.

На самом деле таких оппозиций можно придумать, и все на одну и ту же тему, много. Например, сильные страны- слабые страны. Метрополия-- провинция. Перспективные-бесперспективные. Законопослушные-незаконопослушные. Моральные - аморальные.

И, как всегда, в дуальные оппозиции вклиниваются некие промежуточные сущности. Скажем, между первым (капиталистическим) миром и третьим миром (ну там, Индия, Африка и пр.) встревает второй (социалистический) мир. Между Севером и Югом нечто вроде Северо-востока в лице СССР с союзниками, а между классическими Востоком и Западом - снова Россия, которая разлеглась между ними и ни есть ни то и ни се. Точнее и то и это.

Не изменилась привычная диспозиция и при обсуждении оппозиции центр-периферия. Россия и тут заняла промежуточную нишу под названием полупериферия (термин тоже идет от Валлерстайна, который в эту полупериферию насовал еще кучу стран вроде Бразилии, Мексики, Испании, Китая и др.).

Но, повторю, говорили не только гладко, но и умно, с примерами из истории и фактами из современности (каждый может убедиться по публикуемым ниже некоторым докладам).

Когда я в своем выступлении высказал идею о призвании варягов- эмигрантов на роль нынешней российской элиты, в зале возникло шумное неудовольствие. Причина мне была понятна: элита сидела в зале и ее замена показалась ей, как минимум, бестактной. Нисколько не умаляя высочайший уровень собравшейся аудитории, я все таки сказал, то вы все -никакая не элита. Элита - это те, кто принимает решения. Кто правит и определяет. От кого зависит само существование почтенных учреждений, под эгидой которых происходит наше достойное собрание. А от вас ничего не зависит. И ни от каких ваших чрезвычайно умных речей - тоже. Такие собрания есть ни что иное, как катакомбные сборища ранних христиан, с их экстатическим ожиданием мессии, в то вре
мя как придти могут только римские легионеры. И забрать для выяснения.

Реакция была неожиданной. Она особенно проявилась на фуршете. Поднимая рюмки и чокаясь со слезами и придыханиями столпы и мэтры говорили: это вы правильно выразились. Какая мы элита? Дерьмо мы, а не элита. Никто нас не слушает и никому мы не нужны. Скажи еще спасибо, что живой.

Комментарии

Добавить изображение