ПО ГЛАВНОЙ УЛИЦЕ С ОРКЕСТРОМ
11-07-2003…As we celebrate Leif Erikson Day, we recommit ourselves to a world of innovation, prosperity, and opportunity
U.S.President, Proclamation
...Со стороны туда варяга
Поставить надо… Ох, бедняга!
Мне, право, жалко мужика…
Сид - Friday, June 13
Когда я прочитал эти стишки Сида – то неизбежность написания моего мемуара стала очевидной. Видимо, вопрос назрел. Не одному же Марко Поло байки из жизни рассказывать, позвольте и мне.
Большинство из нас, при всей нашей поразительной разности, имеет несколько общих симпатий. Одной из них, возьму на себя смелость утверждать, является благожелательность к чудакам и чудачествам. При условии, конечно, что чудачества эти безобидны и бескорыстны. Чудаки, так сказать, украшают мир. Не уверен, что “валять дурака для веселья” - это то же самое, что и “чудачество” – ну пусть уж лингвисты разбираются в таких оттенках. В данном случае примем их эквивалентность. Наше же дело: стоять в сторонке, и наблюдать за коловращением жизни в её забавных и поучительных эпизодах. А если очень повезёт – то и принять участие.
Начну издалека – а точнее: издавна. Жили-были викинги, и однажды один из их драккаров, выйдя в плавание из Исландии и двигаясь на запад, неожиданно для всех открыл Америку. Случилось это, как вы помните, где-то около 1000 года н.э. И командовал той компанией суровых первооткрывателей Лайф (Лейф) Эрикссон, известный в северных портах чаще как Лейфур, а не так уж и редко даже и как Лейфур-Счастливчик.
Признаюсь, я до недавнего времени думал, что главным у этих удачливых викингов был сам Эрик Рыжий. Но оказалось, что я ошибался, и Эрика там не было, зато был его сын. Да-да, Лейф Эрикович. Собственной персоной: Л.Э.Эрикссон.
Пронеслись годы-десятилетия-века. Забылись приключения-открытия славных скандинавов. Открытие Америки зачислили на лицевой счёт Х.Колумба. И каждый год в календаре мы видим “День Колумба”. Он празднуется особенно широко и задорно в испаноязычных кварталах, чтоб остальные не забывали, кому мы все обязаны нашим сегодняшним днём. До недавнего времени ни у кого этот праздник не вызывал вопросов или протестов, но неугомонное племя политкорректных поспешило и эту чистую радость испортить. Индейцы и им сочувствующие (или точнее сказать: сочувствующие индейцам и примкнувшие к ним коренные жители континента) всячески протестуют против самих слов Открытие Америки”, видя в них принижение и уничижение аборигенов. Но пока суть да дело, каждый год в октябре на улицах многих американских городов проходят весёлые и яркие шествия, парады Дня Колумба.
О парадах в Америке надо сказать особо. Любят у нас это дело. Пусть не совсем национальный спорт, как, скажем, барбекью, но тоже популярно. В каждом, самом крошечном городке, но два-три раза в год по главнoй улице проходят оркестры школьников, чинно катят парадные колесницы, неторопливо проезжают разукрашенные пожарные машины. Не везде это зрелище так же здорово организованно и калибром соответствует Мэйсис Параду в Нью-Йорке. Ну так что ж – мы и вдалеке от столицы мира хотим и праздновать и радоваться! Так что парадов всех – не перечесть. И каждый старается быть, хоть в чём-то, но самым-самым. Намбер уан! Известна эта слабость американского характера – сэндвичем не корми, но дай шанс в книгу Гиннесса попасть. Или пусть не в книгу, но уж на рекламном щите у придорожного ресторана пусть будет эта скромно-гордo-выпендрёжная “Longest Spagetti in the World” или уж на крайний случай “#1 pancake in Arizona”.
Несомненно, где-то ведётся и статистика по парадам: у кого больше труб, шире транспарант или ещё что. Но то ли в наших краях народ непрестижный, или не в парадах ищет первенство – но несколько лет я даже и представить себе не мог, что всего в пятнадцати минутах езды от моего дома проходит ежегодный парад, который умудрился добыть не одно, а целыхтри общенациональных отличия. Три!
Нигде кроме, как у нас!
Но давайте оглянемся в 1977 год. Ранней осенью в тихом университетском городке Дурам (Durham) рано утром случайно встретились два профессора. Ох уж мне эти исторические случайности, сколько поразителных событий начинаются именно с подобных случайностей. А что бы без них делала приключенческая литература, скажите мне? Но здесь, ранним-ранним утром ничего случайного, наверное, не произошло: эти двое всегда приходили в общественную прачечн
ую на Мэйн Стрит рано утром, чуть ли не на рассвете, чтобы избежать толкучки и суеты студенческой толпы. Не случайно и заговорили они – норвежец и датчанин по семейным корням - о Лейфе Эриксонне, с которым судьба поступила так несправедливо, лишив всех знаков человеческой памяти, которыми с таким излишеством одарили Колумба. И тогда один из профессоров, Нобель Петерсон, и родил идею парада им.Л.Э.Эриксона. Остальное, как говорится, история. Всё-таки иногда, согласитесь, и от университетских профессоров (расселов, как некоторые обозначили) польза бывает.
Так и появился парад, который:
- Самый старый и постоянный в честь настоящего Первооткрывателя
- Самый ранний американский парад
- Самый короткий (по проходимой колонной дистанции)
Вот и в этом году, в воскресенье, ближайшее к 9 октября, в пол-шестого утра (да-да, вы правильно прочитали!) на углу Мэйн Стрит и безымянного переулка, где и до сего дня помещается “Durham Laundercenter”, начнёт собираться странная толпа.
Флаги скандинавских стран, короткие мечи викингов, шлемы с рогами и без оных, меховые плащи, кожаные головные повязки, которые так необходимы каждому из нас в короткой, но жаркой абордажной схватке. И уж в эту экспедицию варяги берут с собой и женщин, и детей, и стариков. К шести утра колонна в 120-150 человек уже почти готова, ну разве что утро выдастся морозным, тогда половина колонны спрячется до поры до времени в помещении прачечной.
Но в шесть с минутами кто-то обязательно уже включит запись боевого марша Лейфа Эриксонна, который так будоражит кровь перед битвой. К 6:30, моменту начала марша, всех участников обязательно ознакомят с диаграммой движения колонны, чтобы не дай бог никого не потерять в процессе. Кстати, вполне вероятно, что “наш” парад – единственный в стране, который за 25 лет своей истории ни разу не потерял заблудившимся ни одного участника. И вот – ВРЕМЯ! – колонна сжимается, как перед атакой, гремит радостная речёвка "For Noble Deeds and Daring Done, We All Salute Leif Ericson. Hurrah! Hurrah! Hurrah!" – и счастливая колонна неспеша проходит все 25 футов церемониального маршрута, от угла прачечной до дверей ресторана на противоположном углу переулка. Войдя в ресторан, народ с удовольствием приступает к завершающему пункту парада – завтраку на скандинавские темы: овсяная каша, грубые лепёшки-оладьи, кисель, молоко и горячий кофе (и как это викинги без кофе по утрам обходились?) – остального я, к сожалению, не запомнил.
А вот что запомнилось, так три традиционные вопроса, которые за столом задаются, ну прямо как еврейское “Чем эта ночь непохожа на другие ночи?”, и все одобрительно кивают, слушая такие же традиционные ответы:
- Почему парад так рано? – Потому что Эрикссон и его команда открыли Америку именно ранним утром
- Почему парад проходит только 25 футов? – Потому что именно такое расстояние от прачечной до ресторана
- Есть ли убедительное доказательство, что Эриксон достиг Северной Америки именно 9 октября? – Есть, и самое что ни на есть надёжное: когда Нобель Петерсон был маленьким мальчиком, его папа сказал именно так.
Профессор Петерсон умер несколько лет назад, теперь парад организует миссис Петерсон и другие чудаки-энтузиасты.
Вот, собственно, и вся история. Осталось только добавить, что если вы хотите приехать к нам на парад, и не только постоять в стороне, улыбаясь и скандируя лозунг дня, но пожелаете пройти в колонне и разделить трапезу первооткрывателей – не забудьте зарегистрироваться заранее, да и запастись верным шлемом и прожжённым у ночных костров меховым плащом. Октябрьские утра у нас в Нью-Хэмпшире бывают зело студёные.
(Фото автора)