КЛАДЫ ИНТЕРНЕТА
05-05-2003
[Рассказ]
Я видел его только раз девять лет назад. Он был тогда худым 13-летним подростком. Запомнился отстраненный взгляд его больших голубых глаз.
- Где у вас компьютер? - спросил он, не здороваясь, едва только вошел с родителями в нашу квартиру, которую мы тогда снимали на 10-м этаже заселенного иммигрантами дома в центре Оттавы.
Я отвел его в комнату, где стоял компьютер. Он уселся перед монитором и уверенно застучал клавишами.
Взрослые между тем расположились в гостиной. Пошли разговоры вперемежку с едой и выпивкой. Все как обычно. Странным было только поведение мальчика, который весь вечер, думаю, часа четыре, просидел перед компьютером. Принесенная матерью тарелка с куском торта и большой стакан с кока-колой остались нетронутыми.
- А парнишка у них, похоже, того, со сдвигом, - сказала жена, когда гости ушли. - Психиатры называют это аутизмом…
Не все встречи выливаются в дружбу. Больше мы с той семьей не видились, хотя слухи о них, естественно, доходили. Отец какое-то время работал сборщиком на конвейере, мать вела домашнее хозяйство и присматривала за сыном. Тот с грехом пополам окончил школу и больше нигде не учился, но слыл компьютерным гением. Потом отец потерял работу, и они сели на пособие. А потом вдруг купили дом, сдали его жильцам и уехали в Англию. Поговаривали, что сын получил там крупный контракт. По другой версии они выиграли деньги в лотерею.
Завеса таинственности несколько рассеялась, когда мне позвонил полицейский следователь и попросил разрешения встретиться и поговорить. Мои уверения в том, что об интересующей его персоне я практически ничего не знаю, не убавили вежливой настойчивости слуги закона.
- Вы пишете о соотечественниках в Канаде, понимаете их ментальность. Меня интересует именно это, - сказал полицейский.
Он оказался очень приятным интеллигентным человеком, неожиданно много знающим о России. Нашу примерно часовую беседу можно было назвать просто светским трепом. Уж не знаю, что из нее почерпнул следователь, но я узнал поразительные вещи.
Как в космическом пространстве существует некая таинственная невидимая материя, так в современном мире есть невидимые деньги. Самое поразительное, что они никому не принадлежат!
Умирает, например, богатый человек без наследников. Казалось бы, его банковский счет превращается в клад. Однако для подобных случаев имеются соответствующие правила. Если наследники не объявляются на протяжении установленного законом времени, деньги перечисляются в госбюджет и благотворительные фонды. Правда, в реальной жизни даже при всей прозрачности банковской системы для государства бывают гораздо более запутанные ситуации. Их разновидностей бесчисленное множество.
Банковский счет может быть открыт на подставное лицо или вообще на вымышленную личность. В банках ряда стран существует практика анонимных счетов. Информация о смерти или гибели владельца счета может не поступить в официальные органы или задержаться на долгие годы. Наконец, существуют головоломные трюки по сокрытию доходов от налогов, к которым в большей или меньшей степени прибегают практически все крупные международные корпорации. Занимаются этим живые и соответственно смертные люди. Они могут запутаться в собственных хитростях, могут забыть или потерять ключевую информацию о доступе к секретному счету, могут запить, сойти с ума, сесть в тюрьму, разбиться на мотоцикле… Еще более головоломны способы отмывки преступных капиталов. Тут уж вообще невозможно достичь полной ясности.
В конечном счете все сводится к информации. А где лучше всего хранить сегодня информацию? Конечно, в Интернете.
Объясню на простом примете, почему. Если вы записали секретные или конфиденциальные сведения тем или иным способом и спрятали запись, то блокнот или диск могут найти другие люди или он может сгореть во время пожара. Кроме того, тайник - это вполне определенное место, куда надо прийти за спрятанным. А если там засада?.. Интернет же безграничен. Вы можете бесплатно открыть на любое имя электронный почтовый адрес и послать самому себе подлежащую засекречиванию информацию. Получить ее обратно можно из любой библиотеки или Интернет-кафе в любой точке планеты. Так, кстати, общаются члены пресловутой Аль-Каиды.
Итак, в Интернете п
олно информации об огромных ничьих деньгах. Это самые настоящие электронные клады!
Вы, конечно, видели живьем или по телевизору странных людей в наушниках и с металлоискателями в руках, которые бродят ранним утром по флоридским пляжам или по холмистым лугам Англии. Это кладоискатели. Среди них есть кустари-одиночки и есть прекрасно экипированные коллективы профессионалов. Находки - от расплющенной позеленевшей солдатской пуговицы до сундуков, доверху набитых золотом и бриллиантами. Есть такие люди и в Интернете. Их называют хакерами, но это не совсем так.
Хакеры - это вольные ковбои Интернета. Они скачут по его просторам просто потому, что там им уютнее, чем в мире людей и вещей. Там они дома. Сидит такой прыщавый толстый недоросль перед компьютером с отвисшей челюстью и мутным взглядом, а его душа бродит где-то среди опоясывающих мир электронных сетей. Там он почти бог. Упиваясь всемогуществом, он прогуливается по архивам секретных служб и военных штабов, из озорства оставляя иногда на их стенах намалёванный дегтем автограф. Случается, что за подобные шалости такие фанатики попадают в тюрьму, как знаменитый хакер Кевин Митник. Сейчас, отсидев своё, он остепенился и работает консультантом по компьютерной безопасности.
Не миновать бы тюрьмы и юному герою этого рассказа, если бы не его отец. Умный родитель умудрился направить бессмысленную компьютерную активность своего аутичного сына в полезное русло. Так хакер стал кладоискателем Интернета. И весьма успешным! А чтобы не дразнить правоохранительные органы непонятными доходами, отец все финансовые операции осуществлял легально. В доход семьи шел установленный законом процент от обнаруженных во "всемирной паутине" ничьих денег. А там и контракт от солидной английской компании подоспел…
- Ну, а от меня-то какие сведения вы хотите получить? - спросил я следователя.
- Может быть, вам что-нибудь известно о связях этой семьи с русской мафией…
- Откуда?!! - удивился я. - Единственное, что я могу сказать по этому поводу: никакой русской мафии, на мой взгляд, вообще не существует. Это выдумка газетчиков. Есть большая страна Россия, но я оттуда давно уехал…
- Жаль, - сказал поскучневший следователь.