АЛЕКСАНДР I и М.СПЕРАНСКИЙ

13-02-2003


[возвращение из ссылки в столицу: легенды и быль]

Сергей Гречишкин Богатейший личный архив М.М.Сперанского (1772-1839), великого государственного деятеля, реформатора, первого в нашей истории "товарища" (заместителя) министра внутренних дел, непревзойденного кодификатора, основателя российской юридической науки, хранящийся в Отделе рукописей Российской Национальной библиотеки (далее: РНБ. Фонд (Ф.) 731 с указанием номера единицы хранения), содержит огромное количество неизвестных (нерасшифрованных и неопубликованных) работ действительного тайного советника, образованнейшего человека своей эпохи по различным отраслям знания: по юриспруденции, философии, богословию, мистике, экономике, этике.

М. СперанскийЖизнь Сперанского причудливо сложна: он пережил измену и предательство, преклонение и глумление, апологию и ниспровержение, взлеты и падения. Именно в годы безвинной отставки и ссылки (1812-1816), куда он был отправлен без суда и следствия по устному распоряжению императора Александра I, Сперанский (насильственно отставленный от государственных дел), привык "размышлять с карандашом в руке" (по свидетельству его современников).

Вернувшись из ссылки в большую жизнь, в большую политику, возглавив на двадцать лет (на излете эпохи Александра I и на рассвете царствования Николая I) законотворческую и кодификаторскую работу в империи, Сперанский до конца своих дней не порывал с научно-теоретической деятельностью. 16 октября 1838 г. Сперанский простудился. 22 октября он съездил на встречу с царем в Царское село, после чего слег с воспалением печени, осложненном гастрической горячкой.

Император поручил лечение своему личному лейб-медику знаменитому Н.Ф.Арендту. Николай I 23 и 27 декабря лично навестил больного (неслыханная честь). 1 января 1839 г. самодержец возвел Сперанского в графское достоинство. Состояние больного стало улучшаться. Однако 7 февраля во время пешей прогулки он вновь простудился (на сей раз смертельно) и 11 февраля реформатор скончался.

Общеизвестно, что Сперанский - реформатор, " наперсник " , ближайший сподвижник царя Александра I, фактический соправитель империей в преддверии войны с наполеоновской Францией (17 марта 1812 г.) по ложным наветам без следствия и суда был отправлен императором в безвинную четырехлетнюю ссылку (вначале в Нижний Новгород, потом - в Пермь, позднее в новгородское имение дочери правоведа Великополье). 30 августа 1816 г. Сперанский Высочайшим указом был возвращен на государственную службу, назначен пензенским гражданским губернатором. Закончилось изгнание, великий управленец вернулся к активной деятельности. После исключительно удачного и эффективного управления Пензенской губернией (1) ему было 22 марта 1819 г. " всемилостивейше повелено быть сибирским генерал-губернатором " (2) . Сперанский на два года отправляется в девственный край с целью преобразования управления гигантскими территориями. Сердце его рвется в Петербург, к любимой дочери, но непреклонная воля царя не допускает бывшего ссыльного, а ныне важного сановника в столицу.

Завершив сибирские дела, Сперанский лишь 22 марта 1821 г. (после девятилетнего отсутствия) возвратился в город на Неве. В литературе и в памяти потомков бытует устойчивая легенда о том, что Александр в течение двух месяцев не желал видеть Сперанского. Это не так: император надолго уехал из России. Еще 4 января государь (вместе с братом Николаем) отправился на конгресс " Священного союза " , который проходил с 26 января по 12 мая 1821 г. в городе Лайбахе (ныне: Любляна, столица Словении). Русский император выехал в Лайбах, крайне обеспокоенный революционным брожением в Европе (Испания, Португалия, Сицилия, Неаполь). Сетования историков и мемуаристов по поводу отвержения Сперанского Александром I не имеют фактического основания: монарх вернулся в Петербург лишь 26 мая.

Дата встречи императора со своим в прошлом ближайшим помощником достоверно (часто ошибочно называются другие датировки) устанавливается по камер-фурьерскому журналу: " В четверг. 2 июня. Его Величеству в кабинете представлялся Сибирский генерал-губернатор Сперанский " (3).

Все историки и биографы поддерживают и развивают легенду о том, что Александр принял Сперанского достаточно небрежно, автоматически возобновленные отноше

ния были весьма поверхностны и прохладны, император избегал встреч с прежним фаворитом и т.д. Бесстрастный камер-фурьерский журнал опровергает подобные недостаточно аргументированные суждения. Начиная с 16 июня, Сперанский постоянно получает приглашения отобедать с императорской четой (речь идет именно об интимных трапезах на 8-10 персон, а не о торжественных приемах с сотнями приглашенных).

Стандартная запись в камер-фурьерском журнале выглядит следующим образом (упоминаются обеды в Царском селе): " за обеденным столом Их Императорские Величествы /так !/ кушали в Арабейской комнате в 3 часа пополудни в следующих особах " (идет список приглашавшихся к столу). Так вот, вновь якобы отвергнутый Сперанский отобедал с 16 июня по 23 октября с монаршьей четой 31 (тридцать один !) раз. 3 и 9 ноября, а также 17 декабря Сперанский обедает с царем без дам в присутствии А.А.Аракчеева и трех-четырех ближайших генералов (5) . Итого: за полгода 34 обеда с царем. Это отнюдь не прохладные, а весьма тесные отношения, свидетельствующие о том, что Сперанский почти мгновенно снова становится близким императору человеком, лично угодным и приятным, вхожим в самый сокровенно узкий круг приближенных монарха - виднейших сановников империи (всесильный в те годы Аракчеев обедал с царем не в пример реже). Бывшему ссыльному (настолько часто он встречался с императором) была предоставлена служебная квартира в Царском селе. Итак, Сперанский вернулся в большую жизнь, в большую политику, начался второй этап его служения в масштабе всей империи.

Завещание" М.М.Сперанского

Осмелюсь предложить благосклонному вниманию высокой публики не совсем "тривиальный" текст - предсмертное обращение М.М.Сперанского к потомках. Пусть оно явится неким духовным и душевным камертоном к нашим "играм" в ГУСЬ-БУКЕ, задаст высокую тональность в обращении друг к другу, напомнит о совести, об "интуитивном праве критика" (впрочем, это уже не Сперанский, а Л.И.Петражицкий).

Примите мои наилучшие пожелания. Живите долго...

Публикуемая небольшая работа Сперанского, датированная 8 января 1839 г., - последнее сочинение мыслителя, своеобразное философское (этическое, нравственное) завещание великого правоведа, обращенное к потомкам. Текст заметки "О влиянии разума и совести на желания и намерения" (автограф карандашом: РНБ. Ф. 731. Ед. хр. 1362) публикуется по писарской копии, выверенной помощником и личным секретарем графа Н.М.Старцовым (РНБ. Ф. 731. Ед. хр. 1363. Л. 1-2).

"Все желания и намерения воли сопровождаются разумом и совестию /так!/. Разум судит о пользе и вреде личном, не только соединяя будущее с настоящим, последствия с намерениями. Совесть судит о пользе и вреде каждого намерения в отношении к созданию, соединяя настоящее и будущее личное с настоящим и будущим всепревечным. Кто поступает по внушениям разума, тот поступает по внушению совести, тот правдив. Кто поступает против внушения разума, тот безрассуден. Кто поступает против внушения совести, поступает лживо. Справедливость есть вид правды. Нельзя быть справедливым ни в союзе с Богом, ни в союзе с собою; можно быть справедливым только в союзе с другими. Союз с Богом и с собою есть только внутренний, союз с другими есть внутренний и внешний. Справедливость есть правда в отношении к союзу внешнему. Сия правда может быть неправдою в отношении к союзу внешнему. Уравнение внутреннего союза с внешним есть oepitus. Почему oepitus не есть свойство постоянное, но случайное; оно соединяет только тогда, когда внешнее не согласно со внутренним, и когда оно приводится к сему согласию не существом, но справедливостию. Справедливость сия есть правда. Преклонность воли ко впечатлению против разума и совести есть худой нрав. Преклонность к разуму против совести есть так же худой нрав. Преклонность к совести против впечатления и разума есть добрый нрав. Посему нравственная сторона каждого предмета есть сила участия совести в суждении о доброте желания и намерения. Если совесть не участвует, тогда намерение безнравственно. Преклонность воли к впечатлениям или к разуму и совести есть нрав. Посему есть две свободы: одну дает разум, освобождая от впечатлений, - другую - совесть, освобождая от разума"

- - - - - - - -

Архивные источники.

  1. 23 января 1818 г. в награду за службу царь пожаловал Сперанскому " пять тысяч десятин земли в Саратовской губернии " (Отдел рукописей Российской Национальной библиотеки (далее: РНБ). Ф. 731. Архив М.М.Сперанского. Ед. хр. 732. Л. 4).
  2. РНБ. Ф. 731. Ед. хр. 2012. Л. 1-3; РНБ.Ф. 731. Ед. хр. 2015. Л. 18.
  3. " Журнал камер-фурьерской должности Государя Императора Александра Павловича 1821 года " // Российский государственный исторический архив (далее: РГИА). Ф. 616. Оп. 1 (28/1618). Ед. хр. 119. Л. 136.
  4. Лишь один (весьма информированный) биограф констатирует: " Император Александр Павлович удостоил его самого милостивого приема и назначил членом Государственного совета и Сибирского комитета " ( Бурнашев В.П. Граф Михаил Михайлович Сперанский // РНБ. Ф. 114. Ед. хр. 9. Л. 9).
  5. РГИА. Ф. 516. Оп. 1 (28/1618). Ед. хр. 119. Л. 149, 154, 160, 162, 174, 177 об., 188 об., 190 об., 191, 192, 201, 202, 209, 212, 222 об., 223, 243, 244 об., 245 об., 256 об., 258 об., 260, 269, 271 об., 272 об., 275, 277, 278 об., 280 об., 294, 303, 333.
Комментарии

Добавить изображение