ПРОШЛОЕ И БУДУЩЕЕ МАЛЕНЬКОЙ ИМПЕРИИ

31-07-2003

Тенгиз Харатишвили

Уважаемый Валерий!
В Вашем тексте о "Крах маленькой империи" есть ряд досадных фактических неточностей, как принципиальных, так и скорее косметических характера. Вот только два примера:

  • Ваше утверждение о том, что у Шеварднадзе русский язык был лучше грузинского, не соответствует, и никогда не соответствовало действительности.
  • Вы говорите, что до сих пор не существует понятия "грузин" - но для любого знакомого с предметом известно, что это абсурд. Что же по Вашему означает грузинское слово "картвели"? Среди этнических подгрупп принадлежащих к картвельской группе языков, неполный список которых вы привели, не такого названия. "Картвели" - это именно и есть (и уже много столетий было) то самое объединяющее всех грузин название. То же самое и с самоназванием Грузии. Как на грузинском, так и на любом другом известном мне языке.

Кстати, поделитесь, пожалуйста, Вашим источником сведений об этническом составе Грузии. А также интересно было бы узнать, насколько хорошо Вы себе представляете историю Грузии.
Cheers Tengiz Kharatishvili

Валерий Лебедев

Уважаемый Тенгиз,

Ваши два примера - это возражения не по принципиальному характеру. С точки зрения Москвы (Ельцина) Шеварднадзе хорошо знал русский язык, лучше грузинского. Но, допустим, он его знал так же. Пусть он знал его хуже. Это ничего не меняет в раскладке.

Второе соображение немного весомее. Из того факта, что в Грузии существует грузинское слово "картвели" еще не следует, что уже образовалась общность "грузинский народ". Во времена Слова о полку Игореве ( и еще ранее) было слово "Русь", но русских как общности еще не было, а были этнические группы вроде вятичей, тверичей, галичан, и даже еще более ранних племенных образований вроде полян и древлян. То же и в Грузии. Иначе бы не отсоединились Абхазия, Аджария и Осетия именно по признаку отличия от "грузин". Да и сваны и мегрелы (и др.) не считают себя принадлежащими к единой грузинской семье.

Моя статья - не об истории Грузии. Но для ее написания я кое-что смотрел специально.

С уважением - Валерий Лебедев

Тенгиз Харатишвили

Уважаемый Валерий!

Спасибо за оперативный ответ.

Ваша параллель с Русью времён "Слова...", я полагаю, некорректна - в те времена единого русского государства, объединяющего вятичей, тверичей, галичан и пр. не существовало. С Грузией ситуация иная - грузинский народ, которому Вы отказываете в общности, вполне был в состоянии построить здоровое, сильное и жизнеспособное государство с единой религией, языком - именно поэтому я и интересовался Вашим знанием истории Грузии. В Сети навалом материалам на эту тему, как на русском, так и на английском языке. Не говоря уже о грузинском.

К сожалению, периодические явления более сильных и более агрессивных соседей не способствовали прогрессу Грузинского государства. А последние пара столетий ещё и привнесли то, что иначе как государственным инфантилизмом грузин не назовёшь. Но истинные причины этого отнюдь не в этническом многообразии Грузии, а в фактическом, а затем и формальном демонтаже собственно Грузинского государства при присоединении к Российской Империи.

Другое дело, что под обслуживание модного тезиса о Грузии, как о failed state по причинам культурно-исторического (а не геополитического) характера, в настоящее время в русскоязычном Интернете можно найти массу спекуляций на тему неспособности грузин на государственное строительство именно в силу отсутствия этно-монолитности, прошу прощения за пошлый неологизм. И боюсь, что из-за назойливой доступности подобной халтуры, при подборе фактического материала для подготовки этой статьи Вы невольно воспользовались не очень качественными текстами, и читая Вашу статью я несколько раз ловил себя на том, что где-то совсем мне уже попадался похожая "новаторская" интерпретация того или иного факта.

После прочтения "Краха маленькой империи", я даже удивился, что Вы обошли вниманием набирающий в России популярность тезис о том, что грузины (картвелы) - это якобы главная из тех 17 (откуда это число, кстати?) подгрупп, которая пытается подмять под себя всех остальных, навязав им свой язык и свою власть. А одно уважаемое издание даже поместило на своих страницах анекдотическу

ю карту Грузии, где одна из исторических провинций так и называется - "Сакартвело". Художник, рисовавший эту карту, скорее всего совершил самый настоящий подлог. Не может существовать никаких внушающих доверия источников откуда следует, что Сакартвело - это историческая провинция, а не общее название Грузии.

Что касается мегрелов - я думаю, что Вы зря так их обижаете. Мегрелы практически составляют чуть ли не самую большую этническую подгруппу, играют и всегда играли очень важную роль и в культурной, и в политической жизни Грузии, а многие из них даже считают себя самыми лучшими грузинами. Сванов же просто очень мало, по сравнению с остальными.

Кстати, Вы когда-нибудь интересовались, к каким этническим подгруппам принадлежат известные политические и культурные деятели Грузии? Я думаю, что Вам будет очень интересно узнать, кем были Иосиф Сталин, Ноэ Жордания (председатель меньшевистского правительства Грузии), Мжаванадзе, Гамсахурдия. А также к каким этническим подгруппам относятся ныне здравствующие политики - Шевардназде, Жвания или Патиашвили.

А Эдуард Шеварднадзе никогда толком не знал русского языка. Вы же прекрасно помните его сильный грузинский акцент? Неужели Вы всерьёз полагаете, что человек, сделавший его карьеру, не владеет в совершенстве хотя бы одним - своим родным - языком? Причём под "родным" имеется в виду грузинский литературный язык (а не гурийский его диалект, Эдуард Амвросиевич - гуриец), язык, на котором говорит и пишет любой прилично образованный грузин и который не "принадлежит" ни одной из исторических провинций Грузии. Это именно "общегрузинский" язык.

С уважением, Тенгиз

Валерий Лебедев

Уважаемый Тенгиз,

Спасибо за подробное письмо. Такие соображения конечно же, лучше делать публичными, ибо они представляют общественный интерес. К этому вопросу мы еще вернемся (как видите - вернулись - В.Л.).

Разрешите предположить, что если не у Шеварднадзе, то уж у вас русский литературный лучше грузинского. Так что вы могли бы писать хорошие статьи на близкую вам тему. Если надумаете - милости просим.

Теперь по некоторым деталям вашего письма.

Возьмем вашу фразу:
"Я думаю, что Вам будет очень интересно узнать, кем были Иосиф Сталин, Ноэ Жордания (председатель меньшевистского правительства Грузии), Мжаванадзе, Гамсахурдия. А также к каким этническим подгруппам относятся ныне здравствующие политики - Шевардназде, Жвания или Патиашвили. (Эдуард Амвросиевич - гуриец)".

Да, конечно, это будет и мне, и многим интересно. Но вы, думаю, не заметили, что сказали больше, чем хотели. Выделяя этнические подгруппы, к которым относятся ныне здравствующие политики, вы тем самым признали важность этнических отнесений в современной политике Грузии. Это все равно, как если бы в России вдруг вспомнили что такой-то политик - из дреговичей, а такой -то - из словен или полян. На самом деле сие невозможно вовсе не по политкорректным причинам, а по генеалогически-социологическим - все прочно перемешано и забыто. Русский - и баста. Различаются городами, но это уже не по этническому признаку, а по своему окружению (поэтому Путин берет питерских).

Возьмем еще одну вашу фразу
" Мегрелы практически составляют чуть ли не самую большую этническую подгруппу, играют и всегда играли очень важную роль и в культурной, и в политической жизни Грузии, а многие из них даже считают себя самыми лучшими грузинами".

В ней тоже самое, еще выпуклее. Оказывается, не все грузины - равные. Есть мегрелы, которые "считают себя самыми лучшими грузинами". А почему? Да потому что - мегрелы. Эх-ма.... Вспомнил по случаю, что Берия был мегрел. А Сталин - не был, и это была одна из причин все более сильного недоверия Сталина к Берии в конце его жизни.

Еще один ваш абзац:
"К сожалению, периодические явления более сильных и более агрессивных соседей не способствовали прогрессу Грузинского государства. А последние пара столетий ещё и привнесли то, что иначе как государственным инфантилизмом грузин не назовёшь. Но истинные причины этого отнюдь не в этническом многообразии Грузии, а в фактическом, а затем и формальном демонтаже собственно Грузинского государства при присоединении к Российской Империи".

Ну, что тут считать за причину, что за следствие - это большой вопрос. Ираклий II по Георгиевскому трактату сам отдался под покровительство России (в 1783). Почему? Потому, что у него было слабое государство. А оно почему было слабым? Потому что состояло из весьма недружественных между собой княжеств, созданных по этническому признаку. Точно, как русские княжества времен Владимиро-Суздальской Руси. Но и покровительство мало помогло Грузинскому государству, пришлось ему в 1801 году входить в состав Российской империи (Тбилисская и Кутаисская губернии).

Ну, там остаются мелочи вроде акцента у Шеварднадзе. Акцент - ерунда. У Сталина он был еще сильнее, а русским владел очень хорошо.

Еще раз подчеркну, что моя статья не об истории Грузии, а о ее сегодняшнем и даже немного завтрашнем положении. Так как интерес к теме сейчас большой, то всякие ваши соображения на поднятую тему будут только приветствоваться.

С уважением - Валерий

Тенгиз Харатишвили

Уважаемый Валерий!

Я был уверен, что Вы обязательно заметите и как-нибудь прокомментируете мои замечания по поводу мегрелов и происхождения грузинских политических деятелей. Ну конечно же Вы правы - грузины в своём большинстве не забывают своих корней. Но эти корни не столько генетические, столько именно культурные. Поэтому эти условные культурные границы совершенно прозрачны и постоянно пересекаются во все стороны. Полагаю, что значительная (если не большинство - но у меня нет такой статистики, поэтому это всего лишь предположение, но основанное на личном опыте и наблюдениях) часть "чисто" грузинских браков - смешанные, в том смысле, что папа и мама имеют разные суб-этнические корни. Это совершенно нормальное и обыденное явление.

В общем, наличие культурных различий ни в коем случае не ставит между грузинскими суб-этносами непреодолимых или труднопреодолимых преград. Также как и не означает, что они не в состоянии сформулировать, а затем и воплотить какие-то общегрузинские идеи. История Грузии как раз и доказывает, что это уже было, причём, не один раз. А совершенно типичный и обыденный элемент на котором делается упор в грузинском воспитании - "мы сильнее, когда мы вместе" (и на эту тему есть масса сказок и притч) - на мой взгляд, однозначно указывает на то, что в культурно-исторической памяти народа есть и горький опыт катаклизмов из-за разобщённости, и ясное осознанная губительность отдаления друг от друга, и опыт успешного объединения.

Кроме того, я также полагаю, что Вы немного ошибаетесь, когда считаете культурную неоднородность Грузии чем-то принципиально отличным от приведённого Вами же примера Путина и питерцев. Также позволю себе напомнить о таком замечательном феномене, как существование устойчивой культурно-территориальной общности, которая именует себя "коренными москвичами". Кстати, со своим диалектом русского языка. Смею также предположить, что любой более-менее значительный центр культуры способствует созданию подобных образований, многие из которых становятся удивительно устойчивыми, а некоторые даже получаю формальное признание. Примеров тому - масса. Кстати, американские диалекты английского языка очень хорошая иллюстрация к тому, чем на самом деле отличаются грузинские диалекты, за исключением, разумеется, мегрельского.

Что касается периода, когда был заключён Георгиевский трактат: отсутствие единого грузинского государства в тот период - это следствие опустошительных войн со значительно более сильными Персией и Турцией и расчленения когда-то единого и сильного государства, существовавшего и процветавшего несмотря на наличие этно-культурных различий. Но не наоборот. Переход под русский протекторат только отсрочил его разрушение. А после упразднения (насильственного) монархии в Грузии уже произошла окончательная деградация жалких остатков государства. Со всеми вытекающими последствиями, одно из самых серьёзных - тот самый государственный инфантилизм, плоды которого сейчас пожинает Грузия.

И, разумеется, культурно-этническое разнообразие, которое при благоприятных обстоятельствах является только бесценным богатством, действительно может сильно мешать в теперешнем катастрофическом положении. Особенно если есть желание и возможности профессионально играть на этих различиях. Но, как я уже говорил, осознание жизненной необходимости единения, никогда ни исчезавшее из общегрузинского национального сознания - одна из тех здоровых основ, которые, я надеюсь, позволит Грузии выбраться из хаоса.

Что касается Вашего предложения написать текст для публикации на Вашем сайте - это большая честь для меня, но, к сожалению, характер моей работы не позволяет мне уделить этому в ближайшем будущем достаточное количество времени. А мне бы не хотелось приходить к Вам с чем-то недостаточно аккуратно и тщательно продуманным.

Я всего лишь хотел поделиться с Вами своими мыслями и эмоциями. Зная Вашу высокую интеллектуальную добросовестность, я надеялся, что мои послания Вас заинтригуют и что Вы, возможно, сочтёте интересным и уместным для себя развить тему, которой Вы коснулись в последнем номере. И тема эта - может ли вообще состояться общегрузинское государство, или правда ли то, что культурно-этнические особенности грузин не дают никакого повода для оптимизма. Для чего, я полагаю, Вы скорее всего должны будете подробнее разбираться и с историей Грузии, и с тем, что на самом деле представляет из себя народ населяющий Грузию включая его политическую элиту, и с тем, какие геополитические игры ведутся вокруг Грузии. Лично мне было бы крайне интересно Ваше мнение по поводу моего осторожного оптимизма о дальнейшей судьбе моей Родины.

Искренне Ваш, Тенгиз Харатишвили, выпускник физтеха 1988 года.

Валерий Лебедев

Уважаемый Тенгиз,

Рад был узнать, что вы выпускник Физтеха 1988 года. Я был уволен из Физтеха в 1984, так что мы там, наверное, не пересекались, но, думаю, вы что-то о моей истории слышали.

Мне писать нечто об истории Грузии и о перспективах укрепления ее государственности как-то не по чину - в присутствии такого грузина как вы, который интересуется и разбирается в этой истории. То есть, написать-то можно, но кто-то всегда может сказать - а почему, собственно, вы? Ведь и у вас в самом первом письме сквозил некий немой укор. Однако, все эти вероятные тексты в будущем. А пока я вот думаю - все-таки не поместить ли нашу переписку как минимум в Гусь Буку, но лучше - в основной номер ( с вашего согласия, разумеется)? Для затравки темы. Может быть, возникнет дискуссия и прольется дополнительный свет на проблему.

С уважением - Валерий.

Из Гусь Буки

Tengiz

Уважаемый Валерий!

Тем, кто изучал историю по "Мцыри" советую освежить в памяти подробности Георгиевского трактата (если вы когда-нибудь это знали вообще - в школе это не очень изучалось), а также поинтересоваться тем, насколько добросовестно Россия выполняла свои обязательства по военной помощи Грузии (в обмен на фактическую, но не формальную, потерю самостоятельности) и куда смотрела Россия когда в 1795 году Ага Мохаммед-хану удалось ворвался в Тбилиси и сжечь его (через 14 лет после заключения договора). Есть в этой истории мелодраматически символическая деталь - говорят, в том огне сгорел и русский подлинник Георгиевского трактата.

А в начале 19 века, когда Грузия после двадцати лет защиты от коварных иноверцев окончательно потеряла способность хоть как-нибудь брыкаться, Россия упразднила грузинскую монархию. Хотя Георгиевским трактатом этого не предусматривалось. Подсластив, правда, пилюлю тем, что грузинская аристократия была уравнена в привилегиях с российской, а члены грузинской царской династии стали великими князьями.

А также не стоит забывать, что несмотря ни на что, Грузия достаточно добросовестно служила Российским цербером на Кавказе в течение почти ста лет, самым активным образом участвуя в усмирении Кавказа. В результате чего и заработала себе соответствующую репутацию верного российского пса в глазах горских народов. Что явилось одной из причин энтузиазма, с которым тысячи и тысячи горцев, у которых на такие вещи память надёжная, шли воевать против своих грузинских соседей во время войны в Абхазии сопровождаемые милицейскими мигалками и казаками в лампасах.

Грузия не имеет сейчас, и не имела уже в течение нескольких веков (после того, как на пике развития была разорена и разрушена очередными завоевателями) возможности делать самостоятельную внешнюю политику в силу своих размеров и вытекающего из них влияния. Единственный способ выжить как более-менее самостоятельному государству - пытаться найти свою нишу, играя на противоречиях между тяжеловесами. Самыми главными, из которых, являются, ясное дело, США и РФ. Баланс сил этих игроков, правда, неуклонно смещается известно куда.

Кроме того, на данном этапе более вкрадчивую политику проводит США (а в короткий период временной независимости Грузии в 1917-1921 это пыталась делать Великобритания). Россия же только грозится бомбардировками, награждает пастухов (куда он, кстати, исчез?) и упирается как баран когда дело доходит до соблюдения Стамбульских соглашений 1999 года о полном выводе своих военных баз с территории Грузии.

Вводит странный визовый режим (при сохранении безвизового проезда для жителей Абхазии и Южной Осетии) и теперь уже открыто поощряет сепаратизм не только в этих проблемных территориях, а также и в Аджарии и в Джавахетии. Не говоря уже о "выдавливании" своих же бандитов на территорию Грузии - в то самое пресловутое Панкиское ущелье.

Поощрение сепаратизма в Грузии, которая никогда не существовала иначе как объединение культурно очень родственных (имеющих единую христианскую веру, язык и письменность) провинций - почти беспроигрышная стратегия, если кто-то хочет для Грузии настоящих неприятностей.

Так что на российские грабли Грузия наступала уже много раз. На американские ещё не разу. Надеюсь, их будет меньше.

Насчёт Эдика. Из теперешней реальной политической элиты Грузии он был один из самых про-российских деятелей, как это ни парадоксально звучит. Основная масса перспективных молодых политиков чётко ориентированы на Запад - и это уже очевидно даже самым слепым и упёртым. А если говорить о совсем молодых людях, которые совсем не политики - то вообще труба. Уже выросло поколение, которое ничего общего с СССР и Россией не имеет, русского языка не знает и не хочет знать, и считает Россию, мягко говоря, не очень большим другом. Чему в последние 10 очень способствует крайне противоречивая российская политика на Южном Кавказе.

Я всегда полагал, что он отойдёт от дел примерно как президент другой страны "диких обезьян" (позволю себе плагиат и умыкну Коммиков pearl of wisdom) - Борис Ельцин. Выторгует себе иммунитет и привилегии, пустит слезу по телевизору и уйдёт на заслуженный отдых. Семья (как в прямом, так и в переносном смысле), правда, будет не очень в восторге. Но пример уже ведь был. И опять, как это уже было с солнцем, - на севере. В реальности получилось немного иначе, но принципиально ничего уж слишком неожиданного лично я не увидел.

И вообще, если кого интересует что происходит в Грузии, и тем более интересуют анализ и перспективы, разнообразьте диету, не ограничивайтесь меню из советских газет. Характер российско-грузинских отношений последних пятнадцати лет - типичный Love-Hate (а точнее love-HATE) вариант - не даёт повода для безоговорочного доверия якобы свободной прессе. Вот такой вскочил вопрос по тексту "Краха...".

... вот на фоне этого клокочущего разнообразия будущий президент Саакашвили снимает в своем кабинете портрет Шеварднадзе и заменят его на портрет Звиада Гамсахудия! Того самого, кто в самом начале своего правления провозгласил "Грузия для грузин"

Я лично не помню, чтобы Звиад когда-нибудь публично этот лозунг говорил или чтобы в каком-нибудь из его опубликованных текстов были буквально такие слова. Очевидно, что только полный недоумок от политики может настолько по-дебильному подставиться. Я не хочу сказать, что Звиад не был полным недоумком (хотя полагаю, что всё-таки полным не был, частичным), но среди тех, кто его окружал, были и довольно вменяемые люди. Однако, поиск на Интернете фразы "Грузия для грузин" действительно выдаст сотки ссылок.

Я только что закончил листать не знаю уже какую по счёту страницу с подобными ссылками, но всё, что я нашёл - это констатация без указания источника, без указания времени или места, где это было сказано, и без указания печатного издания, где это было опубликовано.

Хуже того, можно найти совсем новые документы (Автор: Сергей Юрьев, Место публикации: Газета "Комсомольская правда", Москва 28.11.2003 ГРУЗИЯ: ЧТО НАМ ВСЕМ БУДЕТ ОТ "БАРХАТНОЙ РЕВОЛЮЦИИ"? ПЯТЬ НАИВНЫХ ВОПРОСОВ О СИТУАЦИИ В СОСЕДНЕЙ РЕСПУБЛИКЕ), где утверждается, что оказывается уже Саакашвили, не успев формально вступить в должность президента Грузии, тоже публично замазался в откровенном фашизме, буквально повторив эту фразу. Ну не дебил ли? Что за неисправимая нация кретинов эти грузины?

Поэтому вопрос - кто-нибудь реально знает, на какой странице Звиадовского Mein Kampf мне следует искать Deuchland Ьber Alles на грузинский манер? Или это всё-таки hoax, типа отданной в аренду, а не проданной с потрохами Аляски, который от частого использования не только не обтрепался, а засиял с новой силой, когда партия сказала "Надо!"

Вы бы меня очень обязали, если бы помогли разобраться с тем, что на самом деле брякнул Звиад такого, что вонь уже вот 13 лет как не выветрится (что он сделал, я и так знаю). Есть ли кто-нибудь кто точно знает (или хотя бы думает, что знает), кто и где свечку держал при рождении оригинальнейшего афоризма "Грузия для грузин" в исполнении наци-кацо без кепки?

А то какая-то ртутная антенна получается, право-дело. Все о ней слышали, но никто сам не видел.

Валерий Лебедев

Уважаемый Тенгиз,

Я не думаю, чтобы такую фразу Гамсахурдия написал, даже учитывая его непомерный писательско-графоманский зуд. Подобная формула - смерть политика. Слишком много у нее нехороших предшественников. Эти слова, эта формула - квинтэссенция ксенофобии и расизма. Для многонациональной и многоэтнической страны (а Грузия как раз такая) воплощение этих слов в жизнь значит внутреннюю смуту и распад. Даже еврейские ортодоксальные политики не решаются вопить "Израиль - только для евреев". Так что не писал Звиад эту формулу.

Но зато его политика свелась именно к ее реализации. В результате возникла гражданская война с отпадением целых частей Грузии - сначала Абхазии, позже - Южной Осетии и Аджарии.

Я могу предположить, что политика Гамсахурдия не была просто некоей цепью случайностей, эдаким броуновским движением вождя в потемках, в которых, бродя как лунатик, он вдруг выпал с карниза с пулей в виске. Ясно же, что свою политику он обговаривал на своих летучках. Вот там он и произносил прискорбную формулу. Если не в этих афористичных двух словах "Грузия для грузин", то в других, более пространных, но по смыслу - таких же.

Tengiz

"Я не думаю, чтобы такую фразу Гамсахурдия написал, даже учитывая его непомерный писательско-графоманский зуд..."

Именно. По какой-то удивительной причине в русскоязычном Интернете с завидным постоянством происходит опускание вот таких вот "малосущественных" оговорок - "на самом деле точно этого не говорил...", "в действительности не большинство населения автономии, а меньшинство...", "хотя реального антагонизма между грузинскими суб-этносами нет...". Накапливаясь строго в одну сторону, это, в итоге, превращается в тенденцию, однако. А потом и в традицию. Через некоторое время - глядишь - уже и сам в это веришь по-настоящему.

Помноженное на невежество авторов, на рецидивы колониального зуда (a.k.a "a white man's burden"), и довольно устойчивые дремучие представления о "востоке" вообще (когда это Грузия была "востоком" или "западом"? Грузия - это Грузия, которая сильно отличается от всех четырёх частей света, хотя и набралась ото всех и отовсюду всего понемногу), и о некогда "братской республике" в частности - как же, знаем как облупленных, что там такого непонятного может быть в головах этих кацо? - это же один из, с позволения сказать, успешно раскрученных брэндов (было такое забавное название дискуссии на одном осетинском сайте) - мы имеем то, что имеем: львиная доля печатной и электронной продукции о Грузии на русском языке - не что иное, как просто масса мусора, годного только в сиюминутных пропагандистских целях.

Грустный, в общем, вывод получается - даже самый добросовестный анализ-прогноз, основанный на третьесортном материале о малознакомой по сути теме, редко получается качественным вне всякой зависимости от квалификации или беспристрастности аналитика.

Вот это и досадно.

P.S. Кстати, я думаю, что из-за несколько эмоциональной реакция Сандро на Вашу статью, у Вас с ним произошло в некотором роде недоразумение. Я полагаю, что кроме всего прочего, он имел в виду, что использование в качестве слов-виньеток "кунак", "абрек", "аул", "джигит" - таких стандартных, когда речь идёт о Кавказе - в контексте Грузии, может раздражать любого грузина. По той простой причине, что это элементарная ошибка. Вот Вам иллюстрация:

Вы же сразу заметите полуграмотную претенциозность, если бы одном и том же тексте я, к примеру, говоря о жителе Мюнхена, сказал, что он одет "как денди", через предложение сказал бы о "футбольном тиффози" из Лондона, и закончил бы параграф, обозвав миланца "типичным швабом-сосисочником". Оно конечно близко географически - на одном же континенте! - но мимо.

Валерий Лебедев

Уважаемый Тенгиз, вовсе не мимо. Житель Мюнхена вполне может быть одет "как денди", вести себя на стадионе как "футбольный тиффози", а дома быть "типичным швабом-сосисочником". В Европе (да и на других континентах) уже почти нет "чистых линий" из бывших денди. Все-таки перемешалось.

Я, к примеру, использовал орнаментику условного "горского востока" вроде кунаков, абреков, джигитов, аулов. С вкраплениями батоно, генацвале, кацо. А мог бы еще разные прочие слова вставить вроде кобы-гамарджобы и даже мимино.

Это не более, чем сатирический прием, но он играет здесь роль эмоционального усиления восприятия всего происходящего в Грузии как какой-то диковатой смеси из амбиций, вранья, крупных хищений "капиталистической собственности" и мелкого авантюризма.

Без всякого ущерба для самой логики и фактологии статьи эти накладные газыри можно опустить. Только читать станет немного скучнее.

Tengiz

Понятно. Думаю, что и я, и, как я понимаю, Сандро просто недооценили уровень "кавказской" эрудиции, ожидаемый Вами от "среднего читателя", который, обычно, не отличает Левана от Левона или удивляется, почему аджарский пограничник Сулико носит женское имя. У Вас, очевидно, лучшее о нём (о читателе) мнение. Возможно, Вы и правы.

Комментарии

Добавить изображение