ОБ ОДНОМ СТИХОТВОРЕНИИ БРОДСКОГО
08-01-2004Зимуя в горах Чжицзы поэт размышляет о беге времени
и о судьбе императора Хоу
Было бы драгоценно составить свод формулировок содержания русской классической лирики. Но это задача величайшей трудности. Я составил такие формулировки к одной только книге стихов позднего Брюсова, и это была каторжная работа.
Академик М.Л.Гаспаров
...его стихи представляют смесь из декаденщины, модернизма и самой обыкновенной тарабарщины
А Ионина, Я. Лернер, М. Медведева
[Окололитературный трутень" " Вечерний Ленинград" 29 ноября 1963г.]
А как же еврей Бродский, которому выдали Нобелевскую премию.. корявая заумная бессмыслица. Кстати я не одинок.
В.Лавров
Никто не одинок в невежестве и заблуждении, что совсем не означает неправомочности для каждого иметь своё мнение о поэзии и свободно делиться им с каждым, кто захочет слушать. Есть небольшой нюанс, однако. Когда оцениваешь - "понравилось не понравилось", - никто тебе не судья, базара нет. Когда обобщаешь, базар есть, и за него надо отвечать.
Современный читатель уверен, что не нуждается в том, что называется "aналитическим парафразом", т.е. в обоснованном ответе на прямо поставленный вопрос, - "о чём, собственно, говорится в этом стихотворении?" Как правило, ему кажется, что ответ прост. Хотя , очевидно, что это не так.
Стихотворение И.А. Бродского "Ноябрьским днём" написано в 1967г. Более десяти лет прошло с тех пор, как он "начал баловаться стишками", случайно прочтя сборник Бориса Слуцкого.
Позади ранний период творчества, смена профессий, посещение лекций на филфаке ЛГУ, первые недоразумения с властями, о которых Е. Евтушенко вспоминал: "Несмотря на то, что Бродский не писал прямых политических стихов против советской власти, независимость их формы и содержания, плюс независимость личного поведения приводили в раздражение идеологических надзирателей".
Травля, арест, ссылка, измена любимой женщины, смерть А.А Ахматовой.
Вот текст этого стихотворения, хранящийся ныне в Пушкинском фонде в Санкт Петербурге:
Ноябрьским днём, когда защищены
От ветра только голые деревья,
А всё необнажённое дрожит
Я медленно бреду вдоль колоннады
Дворца, чьи стёкла чествуют закат
И голубей, слетевшихся гурьбою
К заполненным окурками весам
Слепой богини.
Старые часы
Показывают правильное время.
Вода бурлит, и облака над парком
Не знают толком что им предпринять
И по ошибке пропускают солнце.
Замечательная лирика, исполненная, как сформулировано Нобелевским комитетом, "ясности мысли и поэтической глубины".
Однако ясность мысли стихотворения не противоречит его часто сложной форме, так что не станем ссылаться на авторитеты, и попробуем произвести, как говорят филологи "сверку понимания".
Как раз в данном случае форма стихотворения внешне очень проста, - ветреным днём холодного ленинградского ноября поэт "бредёт" в сторону Невы, близь Зимнего дворца. Погода - "облачно с прояснениями".
Ничего необычного не происходит в природе, ничего необычного не происходит и в стихе. Взгляд поэта отмечает мокрые, чёрные зигзаги парковых деревьев , статую в нише стены, воду, бурлящую у тротуарного водостока, мелькнувший солнечный блик. В чём же "проникновенность" этого стихотворения, в чём его завораживающая поэзия? В метафорах, конечно.
Любое литературное произведение является метафорой духовной жизни поэта, которая помогает нам пережить некоторый опыт, не отвечая за его последствия.
Всё стихотворение состоит, условно говоря, из трёх эпизодов, каждый из которых является своеобразной метафорой, своеобразие которых мы и попытаемся здесь разобрать.
Эпизод первый
Ноябрьским днём, когда защищены
От ветра только голые деревья,
А всё необнажённое дрожит..
На первый взгляд никакой метафоричности здесь не обнаруживается. Действительно, деревья , утратившие пышную лиственную крону, увереннее противостоят порывам резкого осеннего ветра. Точное наблюдение всего лишь.
В памяти возникает хрестоматийная метафора: "Роняет лес багряный свой убор". Здесь налицо все признаки метафоры, и первейший - величавая красивость сравнения. Та самая, которую раздражённо третирует Э.Лимонов, называя Пушкина поэтом для календарей.
Однако, поэтическая метафора явление сложное, на что обратил внимание Б.Л.Пастернак.
В письме к Симону Чиковани от 6 октября 1957 года он пишет: - "Прямая формулировка и метафора не противоположности, а разновременные стадии мысли, ранней, мгновенно родившейся и еще не проясненной в метафоре и отлежавшейся, определившей свой смысл и только совершенствующей свое выражение в неметафорическом утверждении"
Это проницательное замечание полностью "реабилитирует" метафоричность рассматриваемого эпизода. Мысль, мгновенно, на наших глазах, последовавшая за острым взглядом художника, - это "ранняя стадия" метафоры, возникающей в нашем сознании. Сложность её в том, что образ ускользает от нас, мысль не может его уловить. Да и сама мысль парадоксальна: - "А всё необнажённое дрожит".
Здесь, пожалуй, уместно привести суждение Хосе Ортега-и-Гассета о поэтической метафоре: - "В поэзии - метафора на основе частичного сходства двух объектов делает ложное утверждение об их полном тождестве. И именно это преувеличение придаёт ей поэтическую силу. Красота метафоры начинает сиять тогда, когда кончается её истинность. Но и наоборот, не может существовать поэтической метафоры, которая не открывала бы реальной общности".
Преувеличение, "дающее поэтическую силу" метафоре, здесь налицо. Далеко не всё необнажённое дрожит. Но многое, - начиная от наших самых интимных чаяний и кончая видимостью благополучия.
Как писала Как писала Новелла Матвеева: "А между тем, горело очень многое, но этого никто не замечал".
Эпизод второй Я медленно бреду вдоль колоннады
Дворца, чьи стёкла чествуют закат
И голубей, слетевшихся гурьбою
К заполненным окурками весам
Слепой богини.
В данном случае я не стану доказывать метафоричность эпизода, а просто позволю себе процитировать перекликающуюся метафору из рассказа Э.Хемингуэя. Речь идёт об одном из его героев, которого невесёлые размышления о собственной жизни навели на сходство её с содержимым недопитой пивной кружки "после того, как шлюхи натолкают туда окурков".
А тот факт, что вместо пивной кружки мы видим чашу весов богини правосудия, не делают метафору И.Бродского менее яркой.
Эпизод третий
Старые часы
Показывают правильное время.
Вода бурлит, и облака над парком
Не знают толком что им предпринять
И по ошибке пропускают солнце.
Это безусловно метафора судьбы императора Хоу