"ГАНГСТЕРЫ И ФИЛАНТРОПЫ"

17-02-2004

Лебедева ИринаИрина Лебедева - профессиональный журналист. В Петербурге издавала "Деловую газету". Была имиджмейкером вице-мэра Маневича (впоследствии убитого). Сейчас живет в Бостоне, издает журнал "Новый Космополит". Имеет счастье состоять женой Ылсынбая Рабиновича.

По разным данным, в Массачусетсе проживает от 60 до 80 тысяч русскоязычных эмигрантов, приехавших в Америку в разное время и по разным причинам. Периодически у “новых американцев” возникают различные жизненные ситуации, порой критические, когда требуется срочная помощь соотечественника, эмигрантской организации, где говорят на твоем языке и поймут твои специфические проблемы. А то и просто хочется узнать, есть ли здесь родственные души, бывшие земляки, где их можно встретить, как сохранить культурные связи с той, прошлой жизнью? Ответ на все эти вопросы будет для жителей русскоязычного Массачусетса по большому счету негативный: ничего здесь для них нет.

Столь любимые автором этой статьи законы Паркинсона лишний раз победно продемонстрировали свою справедливость. “Почему в делах человеческих так важна прямая информация, контакты?” – вопрошал сатирик и отвечал на этот вопрос так: “Потому что есть такое понятие, как вакуум. Окружить себя завесой тайны или хранить гордое молчание - этого в современном мире не может позволить себе никто. Именно замалчивание открывает дорогу всяким слухам, диапазон которых весьма широк – от загрязнения окружающей среды до подкупа местных властей. Попытки отмести обвинения не сильно спасут - протесты лишь привлекут внимание ко всему, что говорится против вас. И винить в этом можно лишь самих себя – вы создали вакуум, который не мог не всосать всю эту болотную жижу”.

Есть в Бостоне частная нон-профит организация, предприимчиво использующая перед американцами бренд “Русская община” и получающая под него городские и штатные гранты, потому что раньше других о такой возможности догадалась и постаралась возможность не упустить.

Любопытна сама история создания организации, трансформировавшейся потом в Russian Community Association, Inc. При ее возникновении никаких рашен” и никаких “общин” в названии и по сути не было и в помине. Создал организацию человек, в узких кругах весьма в Новой Англии известный. “Герой года”.

Итак, почти 14 лет назад, в июле 1990 года организация, которую власти Массачусетса знают теперь как “Russian Community” и которая представительствует на всех официальных мероприятиях как “русская община”, включая случаи, когда городские власти хотят выразить соболезнование по случаю трагического инцидента в России, оформить российские пенсии или (до недавних пор, нынче России было отказано) обеспечить места для голосования российских граждан, так вот, эта организация была вообще-то создана американцем. Называлась организация тогда North Shore Self-Help Association of New- Americans ( from the USSR), Inc ( Северобережная Ассоциация взаимопомощи новых американцев из бывшего СССР). Зарегистрировал ее на свое имя американец Джефри Голдман, профессионал и добропорядочный гражданин, помогающий единоверцам и жертвующий на синагогу, адвокат, занимающийся проблемами эмигрантов и беженцев. В уставе и целях ассоциации были записаны обычные для американских нон-профит организаций вещи. О том, что создается она “исключительно для благотворительных и образовательных целей, следуя букве и духу секции 501(с) (3) Внутреннего налогового Кодекса” (это “джентльменский набор условий для получения грантов и освобождения от налогов как нон-профит организация). Сказано было о том, что цели корпорации включают “создание организованной сети социальных и профессиональных контактов для новых американцев, приезжающих из Советского Союза, с тем, чтобы эти люди стали самообеспеченными американскими гражданами в самое короткое время”, и что следует “облегчить интеграцию русскоговорящих беженцев в американское общество”. Словом, по сути, это организация, президентом которой стал Вольф Крейтман из Линна (на самом деле – зиц-председателем), а в состав совета директоров которой вошло еще семь человек вовсе и не претендовала на “русско-общинное поле”. Скорее ее появление могло составить конкуренцию ряду действующих на аналогичной эмиграционной нише адаптационных и принимающих беженцев агентств – той же службе “Новые американцы” Jewish family and Children service. Тем временем американский эмиграционный адвокат постепенно отошел от дел русскоязычной организации и роль его в ее работе нам до конца не ясна.

Уже несколько лет, как “Северобережная Ассоциация взаимопомощи новых американцев из бывшего СССР”, пытавшаяся поначалу окучивать нишу принимающих агентств Хиаса, от этой идеи формально отказалась. То ли соперничество за гранты на этом эмиграционном рынке оказалось слишком серьезным , огромная конкуренция была и между еврейскими общественными организациями, то ли еще что, но вот рынок “рашен коммюнити” оказался зияюще пуст и туда-то и устремились предприимчивые филантропы, очевидно, вошедшие во вкус субсидальной взаимопомощи и возможности стать “самообеспеченными” американскими гражданами в самое короткое время.

Название организации Северобережной “взаимопомощи” перерегистрировали на “русскую общину”, и так у 60 000 русскоязычных жителей Массачусетса появился перед лицом всего честного американского народа свой “официальный представитель : “Russian community association of Massachusetts.Inc” или Russian Community” for short, как говорят американцы. Тогда-то и заявил о себе Сергей Бологов, исполнительный директор самоназваной общины. Энергичный выходец из “незалежной” Украины, по образованию – строитель, он начал инициативно выстраивать “коммунальную империю” “Русская община”, сделав, судя по всему, основную ставку по продвижению общинного бизнеса на американские властные структуры и американских политиков. Не знаем, как внедрялась виртуальная идея о существовании монолитной “рашен коммюнити” в сознание штатных и местных массачусетских властей. Очевидно, рекламная кампания по продвижению “русского бренда” была проделана как надо. Это наш человек быстро разберется, что к чему, ему свойственна “здоровая подозрительность”. А американские политики – люди не то что бы наивные, но живут сформированными стандартами взаимоотношений с национальными общинами, зачем им в лишнее вникать? Вряд ли им и в голову могло прийти, что улыбчивый молодой человек, в приличном костюме и говорящий по-английски, ищущий контактов с местными властями от лица организации, в названии которого была четко обозначена Russian community”, если кого и был уполномочен представлять, то лишь не знакомую практически никому среди русскоязычного Массачусетса (Бостона определенно) горстку лиц, у которых он был, во всяком случае, по официальному статусу, нанятый на работу менеджер – исполнительный директор.

В соответствии последним годовым отчетом, представленном в The Commonwealth of Massachusetts , у организации под названием “Russian Community Association of Massachusetts.Inc, федеральный идентификационный номер 04-3102943, располагающейся по адресу 215 B Harvard avenue, Alston, MA, графа “дата последнего годового собрания совета директоров”, оставлена не заполненной. Зато следующая графа, в которой требуется перечислить имена и адреса всех служащих и имена и адреса всех членов совета директоров, документально показывает, кто же на дату отчета представляет “русскую общину” - частную благотворительную организацию “Russian community Association of Massachusetts. Inc”. Опустив адреса, приведем все перечисленные в документе фамилии: президент – Леон Коган, Лариса Фейман – казначей, Майкл Файлонд секретарь. Совет директоров (или исполнители, имеющие полномочия директоров): Леон Коган, Лариса Фейман, Майкл Файлонд, Арон Кофман, Мириам Колтунова, Рита Перченок, Цилия Минсбург, Сима Черняк, Тауба Рускин, Сергей Бологов (из семьи Файлонд).

Вот и вся “русская община”. Предвижу возражения. “Общественники расскажут, что с некоторых пор вместе с “русской общиной” действует некий координационный совет, куда входит несколько общественных ветеранских организаций и представители самых густонаселенных субсидальных домов -"домкомы", Сергей Бологов еще и председатель этого совета. Как тут опять не удивиться наивности общественников. Они абсолютно не понимают, какие функции им прописаны в “общинной системе”, илиё, точнее, как и зачем их используют с помощью “виртуального” координационного совета, не имеющего права голоса в единственно важной для любого практического дела сфере – собственно материально- финансовой или хотя бы сфере контроля за распределением финансовых потоков и принятия соответствующих управленческих решений. А “общинная система” построена четко. Есть частная некоммерческая организация - “Russian community Association” освобожденная от налогов, как благотворительная. Есть “убедительная” кредитная история - организация как бы лишь сменила название, но действует на “филантропическом” рынке уже более 10 лет. ( Зачастую срок работы нон-профит организации –один из критериев получения грантов.) Есть, наконец, виртуальный общественный бренд - “рашен коммюнити”, покрывающий в глазах американцев – “грантодавателей” все эмигрантское население Массачусетса из бывшего СССР и не мешающий одновременно черпать из благотворительных еврейских фондов, под предлогом того, что общинное большинство –евреи, но американская традиция всех “бывших” причисляет к “рашен”. “Координационным советам” и ветеранской массовке при этом могут быть предписаны различные роли в общинном “зазеркалье”. Парадно-фасадная роль призвана визуально подтвердить наличие массовой общины и продемонстрировать ее “гражданскую активность”. Скажем, надеть белые рубашки и ордена и строем и организованно прийти на встречу с мэром Менино и другими национальными коммюнити новых бостонцев. Старики активнее других жертвуют на Израиль такая “массовость” коммюнити поможет испросить средства у еврейских филантропов. Массово ветераны и “домкомы” нужны и тогда, когда нежелательный элемент посягнет на святая святых организации – заинтересуется распределением финансовых потоков или поставит вопрос о легитимности ее руководства и законности видов деятельности. В таких случаях “организация” может отвлекающим маневром стравить “общественников” между собой и переключить внимание интересующихся” на междуусобные разборки, а то и пустить всю свору на чужака-инородца. Свидетельства такой стратегии последних лет – междоусобные скандалы “общественников”, драки на собраниях в синагогах, куда председатель координационного совета” Сергей Бологов дважды приходил с … полицейским.

Как явствует из приведенного выше годового отчета организации, в ее составе на момент отчета было 11 человек. Реально за два года посещения офиса организации можно было увидеть двоих из перечисленных в документе исполнительного директора Сергея Бологова и его отца Михаила Файлонда.

Деятельность организации, претендующей на “общественную значимость”, не может не быть прозрачной. Через организацию преимущественно проходят гранты государственные – из средств налогоплательщиков и на наш же сервис. Всегда можно обратиться в Фонд, предоставляющий грант с сомнениями по поводу целевого их использования или качества предоставляемых сервисов.

Большинство русскоязычных эмигрантов смутно себе представляют, как вообще функционируют американские нон-профит организация. Для тех, кто недавно приехал из России, принципы эти более понятны, потому что новорусские филантропы” использовали для собственного “благотворительства американские кальки. Нон-профит организация существует либо за счет добровольных пожертвований (“рашен коммюнити” – не тот случай), либо за счет грантов, которые должны предоставляться в нашем случае “исключительно на благотворительные и образовательные цели”. Гранты выдаются преимущественно на определенные сервисы населению, при оказании этих услуг предусмотрен бюджет и возможна как оплата работы сотрудников, так и безвозмездное ее осуществление, при этом нельзя лишь получать прибыль –профит.

Филантропическая ниша “коммюнити”, которую заняла ничем ни отличившаяся организация, возглавляемая в прямом смысле неизвестно кем, оказалась делом перспективным. Если в среднем аналогичная небольшая и непримечательная частная нон-профит организация может рассчитывать в лучшем случае от пары тысяч до 14-15 тысяч долларов в год, при опасении на следующий год вообще ничего не получить, то через “рашен коммюнити прошли за несколько лет ее существования весьма существенные долларовые вливания. Источники самые разные – штатные, федеральные гранты. Перед властями уже создано впечатление, что именно эта организация лучше других справится с различными функциями по оказанию услуг русскоязычному населению. Да и кому же поручить сервисы русскоязычному населению, как не “русской коммюнити”.

Если судить по отчетам “большой работы рашен коммюнити на пользу русскоязычному населению, то кажется, разве что в космос нас не запускают. Вот выдержка лишь из одного пункта о “программах” RCAM, составленных в весьма аморфных и расплывчатых формулировках:

  • “Информирование и установление соответствующих контактов для вновь прибывших из бывшего СССР с различными социальными сервисами, бенефитами и специальными тренингами
  • Помощь и посредничество в поиске жилья
  • Услуги по письменному и устному переводу
  • Образовательные программы в сфере здравоохранения и доступ к медицинскому обслуживанию
  • Сервисы для пожилых
  • Предупреждения домашнего насилия
  • Правовая помощь
  • Культурные мероприятия
  • Работа с жилищными организациями
  • Форумы общины”

Да и как, скажем, не отчитаешься за пункт программы о “продвижении идеи хорошего питания и другой здоровой стратегии” (есть в “программах” и такой). Складывается впечатление, что в программы “сервисов населению” просто забивается все что можно, чтобы получить любой целевой грант. При этом вряд ли приходится рассчитывать, что заложенный в грантах бюджет пойдет на оплату труда профессионалам. Если не сэкономишь – что останется “организации”? Иначе отчего чуть ли не все “программы” из года в год, независимо от их профессиональной направленности, возглавляет все та же пара “филантропов”? Бывший строитель Сергей Бологов – продюсер на ТВ информационно-аналитических блоков о коммюнити, он же – содиректор (возможно, не официально) вместе с Владимиром Фогельманом (танцором по профессии, тот получает субсидии от еврейских филантропов ) образовательного и информационного Центра в синагоге Бнай Моше. На медицинских семинарах-сервисах те же лица руководят, на митингах солидарности с Израилем – они же. На Бруклайнском фестивале русской культуры опять те же “затейники” – Бологов среди организаторов, Фогельман и организатор, и “по профессии” - танцует, правда, не “Барыню”...

Автор этой статьи уже окончательно перестал чему-либо удивляться, когда в ходе анализа документов для подготовки материала наткнулся на такое информационное обращение. Обращение написано на английском, заинтересованные лица могут прочитать его полностью (http://pages.map.com/~myon/adoptoth.html) среди информации о возможностях филантропов по усыновлению:

“ Организация помощи родителям , желающим усыновить детей из Восточной Европы

Дорогие родители

The Children International Choice (CIC.Inc) - это нон-профит организация, которая помогает родителям из Соединенных Штатов, желающих усыновить детей-сирот из Восточной Европы, в частности из России. CIC.Inc осуществляет консалтинг и скоординированные сервисы родителям, чтобы провести их через сложные, порой запутанные и бесконечно меняющиеся процедуры. ..

Мы сделаем вашу мечту об усыновлении реальностью. Звоните нам не раздумывая 617(731-7789) (телефон “русской коммюнити”).

С уважением Директор программы Сергей Бологов”

Грустно наблюдать эту, в общем-то, очень циничную всеядность наших бывших соотечественников, которые с легкостью невероятной бросаются, заматерев в эмиграции, возглавлять дела, для которых у них нет ни профессиональных навыков, ни общей культуры, ни, наконец, необходимых для любого общественного дела и тем более благотворительности – творения блага для других людей - человеческих качеств. Мы и в той нашей жизни особенно негодовали и возмущались, когда кто-то пытался извлечь выгоду из благотворительных, "богоугодных" если хотите, дел - помощи сирым и убогим.

Здесь мы наконец расскажем о той основной роли, которая предназначена массовке из субсидальных домов. А не используются ли “общинные массы для оказания влияния на исход выборов в органы городской и штатной власти Массачусетса, чтобы затем “благодарные” “рашен коммюнити” избранные американские общественные деятели могли поддержать “RCAM”, пролоббировав для “организации” гранты или другие преференции из городского, штатного, федерального бюджета?

Аль Капоне посадили-таки за неуплату налогов. Наших филантропов на налогах не поймаешь - они же их по определению не платят. Это и так и не так. “Russian Community Association of Massachusetts. Inc”, созданная, повторим строки из ее устава, “исключительно в благотворительных и образовательных целях в соответствии духу и букве Секции 501(с) (3)…”, действительно получила статус освобождения от налогов. Только таким организациям и предоставляются государственные гранты. Этот статус – непременное условия освобождения от налогов - требует изначально и иного подтверждения в уставе, наличие в нем пункта, прямо указывающего, что организация не будет заниматься деятельностью, законодательно запрещенной при освобождении от налогов. Соответствующий пункт, был, конечно, указан в регистрационных документах исследуемой нами организации. В графе 4. Other lawful provisions (другие, предусмотренные законом уточнения), прямо значилось, цитируем по регистрационным документам, attachment A(e)2:

“Корпорация не может участвовать или посредничать (включая публикацию или распространение сведений о кандидате) ни в какой политическую кампании, ни от лица любого кандидата на общественный пост…”

Этот пункт в регистрационном документе – лишь уточнение в общем порядке законодательно запрещенной деятельности для нон-профит организации, освобожденной от налогов в соответствии с Разделом 501(с)(3). Именно в таком “безналоговом статусе” действовала “Russian Community Association”, и - из год в год - практиковала запрещенную законом деятельность по участию в выборах, причем те ее виды, которые запрещены без возможности это как-то трактовать, запрещены прямо и непосредственно, без оговорок..

В журнал, который американцам представлялся руководством RCAM под названием- "Russian Community Journal”, в обход редактора, в виде “ рекламы от издателя” периодически ставились прямо запрещенные выборные тексты, сведения о кандидатах и их улыбчивые физиономии. И на это, повторимся, можно было бы закрыть глаза или изумиться : “а почему нельзя?”, просто уйти в сторону и верить, что без нас разберутся, если бы наконец не стало очевидно: адаптированные к эмигрантской среде циничные “формулы эффективности затрагивают уже не только русскоязычную общину или отдельных ее представителей. Закрыв глаза на нарушения закона, представляющиеся нам в той или иной степени “невинными”, мы снова создаем тот самый вакуум, куда, как в воронку нелигитимности, будет засасывать и все вокруг, и нас самих, сметая этические нормы.

Один из последних героев “общинных публикаций”, что были подготовлены и распространялись менеджером RCAM, видимо, просто не знал, что поддержку на выборах, повлиявшую на его избрание на общественный пост, ему оказали не просто “правильные русскоязычные люди”, а нон-профит организация, которой законом запрещена такая деятельность. Иначе, наверное, не стал бы широко и публично распространять сведения о такой поддержке, могущей принести серьезные неприятности не только организации-нарушителю, ее менеджеру, но и самому кандидату.

А между тем и сейчас, на персональном сайте Майка Росса вывешены статьи “Бостон Глоб” о действиях в его поддержку организации, прямо запрещенных как уставом этой организации, так и законом. Приведем небольшие выдержки из этих статей для большей документальности и по-английски и по-русски (30 сентября 2001, Самюэль Скотт, корреспондент “Бостон Глоб :

Вот перевод :

“Час дня в четверг, и Майк Росс в Мишн-Хилле, изучает русский, потягивает коньяк и поглощает пирожки. Городской советник по 8 округу и его подружка слушают Риту Перченок, русскую американку , (член совета директоров “RCAM- прим.ред) которая организовала теплый домашний прием вместе с девятью своими друзьями. Росс работает для общины, которая помогла ему обеспечить победу на выборах в 1999 году.

Узнав, в ходе его первой кампании, что у Росса были российские предки, Сергей Бологов, исполнительный директор Russian Community Association of Massachusetts”, вложил выборные листовки в журналы и подложил их под двери русских американцев по всему округу. Два года спустя городской советник поддерживает тесные отношения с этой общиной.”

А вот более ранняя цитата, то же из “Бостон Глоб” 01/09/2000, корреспондента Алана Лупо:

“Бологов написал письмо по-русски о Россе и его отце и разослал его в Мишн Парк в Мишн Хилле. Это место рассматривалось как бастион Ианеллы (Сюзан Ионелла, соперница Росса в округе –Прим.ред), но в день выборов русские евреи пришли, встретили Стефена (отец Майка), который шутил с ними по-русски и на идиш, и проголосовали за его сына”…

Боюсь, читатель не поймет, зачем мы привели здесь эти документальные цитаты. Дескать, хорошее дело сделали, хорошему парню помогли избраться, никого не ограбили и не убили, теперь он нам поможет. И, судя по всему, помогает “Организации”. Вот оно, смешение понятий в действии. Америка веками отрабатывала демократическую систему выборов, оттачивая процедурные моменты, положения о подкупе избирателей, об избирательных фондах кандидатов, о пресечении попыток кандидатов привлечь дополнительные средства на кампанию из “общественных источников”, включая резерв нон-профит, освобождаемых от налогов, выведенных из государственного оборота исключительно с тем, чтобы вернуть их услугами в те же общественные фонды потребления, а не расходовать в частных, пусть даже “ благородных” целях. Разве есть гарантия, что следующие кандидаты, у которых возникнет перед “организацией должок”, будут читателю столь же симпатичны? Но коррупционные механизмы мы сами же и запустили. А ведь в американском законодательстве демократические антикоррупционные барьеры выстроены четко: хочешь заниматься выборами, пожалуйста, оформляй свое решение документально. Только на это время освобождения от налогов нон-профит организации не будет , и, соответственно, предоставляемых при таком статусе грантов. Логично: общественные средства предназначено тратить на общественные нужды.

За все это время нон-профит организация, открыто занимающаяся прямо запрещенной ее уставом и американским законодательством деятельностью, не только не понесла заслуженного наказания ( по линии IRS предусмотрены серьезные санкции, не говоря о грантах) но ширится и процветает. Международный институт Бостона и Ситизен -банк чествовали Бологова за “исключительное лидерство” в Бостонской русской коммюнити. Кого представлять к награде, очевидно, спросили у той же “общины”.

Доколе? Мы, безусловно, только эмигранты-журналисты, что-то, наверное, в американском законодательстве не углядели. Нет у нас ни общины, нет, соответственно, нужных эмигрантам сервисов, правовой помощи и уж тем более высоких покровителей, но разве можно бесконечно существовать в искривленном зазеркалье, где в героях и на коне - как раз те, кто и здесь пробивает себя дорогу, переступая через людей, руководствуясь не законом – понятиями. Вот ведь и американские журналисты – о том же. Открыла Нью-Йорк Таймс” – снова через строчку “русская мафия”. Статья о “Новом русском слове”, и сколько шокирующих подробностей: нового владельца “Нового русского слова”, миллионера Вадима Рабиновича из Украины в Америку не пускают, в визе отказано, оказалось – он связан с “мафиози” Лучанским, да и вообще уже якобы не владелец газеты, а продал ее “группе анонимных акционеров”.

Что у нас здесь за репутация, куда податься? Не все же мафиози”, есть среди нас и люди порядочные, и культурные. Правда, единственный в Бостоне Русско-американский культурный центр на птичьих правах приютился в чайна-тауне у китайцев, никаких “субсидий” не получая, не искать же и остальным культурным бедолагам приюта у вьетнамцев или сомалийцев? Но уже сейчас абсолютно и категорически не хочется, чтобы от нашего имени, на нашем поле и за наши – налогоплательщиков - деньги действовали шустрые ребята, ярые “общественники” и даже “фантомы”, использующие в собственных интересах русский общинный бренд и абсолютно равнодушные к тому, что об их “филантропии” думают другие.

Под масками филантропов шустро скалятся на нашу наивность циничные гангстеры от благих дел. Еще одна “мышеловка на меху” за нами захлопнулась. Сами и виноваты. Молчали, создали “вакуум”, и снова затягивает в болотную жижу.

Из болота пора выбираться.

Комментарии

Добавить изображение