СКОВАННЫЕ ОДНОЙ ЦЕПЬЮ

21-02-2004

Г-ну Сердюченко, любимому и ненавидимому

Уважаемый Валерий Леонидович.

Давно читаю Вас и отдаю должное Вашему таланту и Вашему уму. Считаю, что многие Ваши работы - образец для подражания молодым литераторам. Тем более обидно видеть, во имя чего растрачиваете Вы свой дар теперь. "COME BACK TO USSR!" - похоже, апогей переживаний, связанных с Вашей личной неустроенностью.

Многие русские, волей судьбы оказавшиеся теперь в бывших республиках Союза, никогда ранее не ощущавшие, что такое быть "не титульной нацией", вдруг на себе начали ощущать всё то, о чём они раньше и не догадывались. Казалось бы, кому, как ни этим людям, понять, что национализм, от кого бы он не исходил - от русских ли, украинцев, чеченцев или прибалтов - это тяжёлая форма психического расстройства, поражающая массы и с выгодой используемая бессовестными правителями для собственных целей.

Задачи же эти заключаются в обретении Россией её извечной "самости". О, да, эта "самость" включает себя имперскую компоненту. Ну и что? Пусть её демонстрируют окружающие Россию народы и тоже создают империи под названием Башкир-Бишкек-Оглы. Не получается, а потому что слабаки.

Я понимаю, когда такие "истины" изрекает бритый скинхед или ошалевший от националистической пропаганды обыватель. Но я не понимаю, когда об этом говорит умудрённый опытом, интеллигентный человек. Не мне Вам напоминать, что вся история человечества - это, к сожалению, история завоеваний "сильными" нациями более слабых. И Россия в этом ряду "сильных" - не исключение.

Собственно, Вы и сами этого не отрицаете.("Не получается, а потому что слабаки"). Не новость и то, что империи всегда распадались, какими бы "вечными" они себя не объявляли. Как Вы, зная всё это, тешите себя какими-то иллюзиями о возврате назад? Вы с умилением пишете о праздничных концертах 23 февраля:

Режиссура и композиция концерта превосходили монументальностью (и мастерством) сталинский декор. О затратах на концерт страшно подумать. Просто поразительно, что на оскудевшем и обмелевшем культурном поле России могло состояться что-либо подобное. Но вот - состоялось и наполнило сердца и души миллионов телезрителей СНД смутным желанием come back to USSR.

Вы правы - такие зрелища наполняют неопытные души не только смутным желанием, но и явным желанием back to USSR. И такие концерты - ни что иное, как попытки возрождать реваншистские настроения в стране. Попытки - достаточно успешные. Это подтверждают многочисленные сайты Рунета, где призывы "Назад в СССР" нередко сопровождаются требованиями расправы, желаниями кого-то повесить, расстрелять, уничтожить. Даже на "Лебеде" появляются "этюды" типа "Эх, не хватит фонарей..." Вас это, похоже, не волнует. Вас, кто годы своей жизни посвятил великому страдальцу за человеческие души Фёдору Достоевскому! Неужели Вы не восприняли хотя бы часть тех душевных мучений, что довелось испытать ему?

Ваш покорный слуга прожил в этом USSR пол-жизни. Он перемещался по великой необъятной стране из края в край, от Вильнюса до Чукотки и обратно. Он чувствовал себя своим в Прибалтике и Грузии, Молдавии и Крыму, Средней Азии и Петропавловске-на-Камчатке. Он дышал неслыханными пространствами огромной страны и везде находил искренние рукопожатия и гостеприимный кувшин вина за обедом.

Ну прямо лубочная картинка 50-х годов, что в изобилии размещали на стенах московского метро! Так послушайте о другой жизни, о которой Вы так не любите вспоминать даже после страшных, ранящих до глубины души воспоминаний Солженицына. Мерзкие инсинуации вокруг его имени, похоже, греют Вашу душу, позволяют не вспоминать обычаи и нравы того времени. Свидетельства других узников лагерей, похоже, для Вас тоже мало что значат. Или уже и для них нашлись компроматы? Тогда послушайте некоторые цитаты из документов КГБ тех лет. Эти цитаты из уголовного дела моего отца. В 1993 году я был допущен в КГБ для ознакомления с этим делом, и все записи, что мне разрешили сделать, направил в "Мемориал". В справке на арест записано:

"1.Линдгрен А.И. является одним из руководителей и организаторов в Дзержинском р-не антисоветской шпионской диверсионно-террористической организации русских фашистов.
2.Имел связи с вскрытой и обезвреженной контрреволюционной группы БРП Толкачёвым и Осиповым.
3. Проводил вербовку агентов в свою организацию. Так, узнав, что рабочий фабрики Карасёв А.Г. нуждается в деньгах, а дирекция денег Карасёву не выделила, пригласил его к себе в рабочую комнату и, будучи с ним не знаком, предложил и выдал без расписки 100р личных денег."

Эпизод с Карасёвым, кстати, был единственным доказательством шпионской деятельности отца. Не буду рассказывать все перипетии допросов, того, как день за днём из него выбивались "признания", иначе я никогда не кончу этих заметок. Процитирую только последнее - выдержку из справки военного прокурора Московского военного округа, ради которой я и добивался ознакомлени с делом. "Ваше заявление от 23.02.93 с ходатайством о реабилитации отца поступило в военную прокуратуру МВО , рассмотрено и удовлетворено. Ваш отец Линдгрен А.И. реабилитирован, о чём Вам высылается справка." Это была, как и у многих зэков, посмертная реабилитация. Так получилось, что вскоре после ареста отца умерла и моя мать. Все прелести "счастливого детства" пришлось испытать сполна. К тому же всю жизнь пришлось скрывать своё "преступное" происхождение. Я, подобно Вам, перемещался от края в край нашей огромной страны. Томск, Москва, Ленинград, Уфа, Сахалин, Калуга - места, где пришлось провести по несколько лет. 30 лет труда отдано России. Никто не сможет упрекнуть меня, что я что-то должен своей мачехе-родине. Но нечасто, в отличие от Вас, приходилось получать "искренние рукопожатия". И уж тем более никто и нигде не предлагал "гостеприимный кувшин вина за обедом". Вы пишете, что были счастливы на военной службе на Чукотке. Намекаете даже, что как раз и руководили заключёнными на строительстве аэродрома. Я тянул в 56-58г солдатскую лямку недалеко (по тем масштабам) от Вас - на Сахалине. Но особых причин радоваться не помню. Это сейчас каждый случай дедовщины разносится всеми СМИ, а комитеты солдатских матерей защищают своих чад. Посмел бы кто тогда вынести подобное даже за ворота воинской части! Не забуду, как мостили щебёнкой дорогу. Носилки дали, а лопаты и рукавицы - нет. Нагружали пригоршнями. Были и самоубийства солдат, и гибель людей по халатности. Всё было. Только ни одна самая паршивая газетёнка не осмеливалась даже намекнуть на происходящее. Не берусь судить о том, трудно ли Вам пришлось в жизни, но вижу результаты: аспирантура, докторская диссертация, профессорская кафедра...

Да и Ваши собственные оптимистические воспоминания говорят о том, что судьба Ваша, похоже, складывалась неплохо. Вряд ли Вам знакомо, уважаемый профессор, что такое жить так, что с 13 лет ни одной живой душе до Вас нет дела. Вряд ли пришлось мучиться от голодных болей в желудке. Вряд ли приходилось вкалывать по ночам, отсыпаясь на лекциях. И не раз в году, когда требовались деньги на карманные расходы, а ежедневно все годы учёбы? Может, и не стоило так уж подробно описывать свои злоключения в то время, если бы моя судьба была исключением из правил.

Но в том-то и беда, что такая судьба постигла миллионы детей погибших на фронте и репрессированных родителей. И когда Вы теперь расписываете Ваше розовое прошлое, Вы совершаете большое зло. Как однажды сказал И.Моисеев (тот, чей танцевальный ансамбль гремел по стране), в те годы вся страна делилась на тех, кто охраняет, и тех, кого охраняют. Тех, кого охраняли - многих и в живых уже нет, а тех, кто охраняли, демократы не посмели и пальцем тронуть во имя своих принципов. Вот и смердят теперь эти "охранители", поливая грязью свои прошлые жертвы и расписывая райскую жизнь в те времена.

Теперь о Ваших убеждениях. Вы были счастливы в годы Вашей воинской службы, хотя, по Вашему выражению, счастье заключалось лишь в поцелуях юной девы из хлеборезки. И Вы глумитесь над Солженицыным, когда говорите, что, находясь от Вас по другую сторону колючей проволоки, он занимался "ниспровержением советских небес". Александр Исаич был занят проблемой ВЫЖИВАНИЯ - как сохранить себя в нечеловеческих условиях - растянуть пайку подольше, согреть ноги, защититься от ветра на работе и т.д. Т.е. всё то, о чём Вы читали в "Иване Денисовиче".

Позже, после счастливых объятий с хозяйкой хлеборезки, Вы, по Вашему же выражению "бегали задрав штаны, по разным оппозиционным собраниям". А ещё позже, став представителем национального меньшинства в "Незалежной Мове", враз превратились в националиста, вещая уже на уровне фанатичных церковных ортодоксов: "А потому что сам Господь судил России быть одним из эпицентров мира." Так когда же Вы были самим собой? Какой смысл Вашей работы над великим русским гуманистическим наследием, если к концу своей жизни Вы рассуждаете на уровне полуграмотного моджахеда?

У меня есть хороший товарищ в России, доктор наук, разделявший мои убеждения. В 90-х он попал в тяжелейшие материальные условия в связи с прекращением финансирования института. Так вот, когда я спросил его, не пересмотрел ли он теперь свои убеждения, он ответил: "Убеждения - не сиюминутное настроение. Мои убеждения -плод многолетних размышлений." Вы же, г. Сердюченко, похоже, не испытываете особых затруднений при смене убеждений. Есть у Вас и явные противоречия.

Вы проклинаете тот миг, когда оказались на задворках Империи, и в то же время утверждаете, что никогда не покинете своего места. Империя распалась - и собрать её иначе, как силой, невозможно.

Я не сторонник распада. Я сторонник сохранения равновесия. Был СССР - и надо было всеми законными способами сохранить это образование. Распался СССР - не стоит даже пытаться собрать его силой. Это лишь приведёт к уничтожению ещё миллионов людей.

И ещё Вы неискренни, когда сочувствуете тем, кто ищет успеха за рубежом.
Легконогие читатели "Лебедя", носящие родину на подошвах своих башмаков, возразят, что в СССР им не давали состояться по индивидуальному человеческому счёту. Ну и что? Сегодня они такую возможность получили - и маются, соблазнённые и никому ни нужные, под чуждыми небесами, доставляя массу хлопот тамошним аборигенам и втайне мечтая вернуться туда, где их иногда огорчали пятым пунктом о национальной принадлежности, но при этом щедро кормили-поили из полубесплатной советской кормушки. Это не совсем так, а вернее, совсем не так. Многие из русских нашли свою судьбу за рубежом.

Тема большая и отдельная. Приведу лишь свой собственный пример. В 93 году, когда усилиями Горбачёва был принят закон о выезде за рубеж, я смог, наконец, связался с родственниками отца в Швеции и получил разрешение на выезд всей семьи. Недавно ушёл на пенсию, мои же родные продолжают трудиться. Появились новые друзья, и никто из нас не чувствует ностальгии, о которой так любят нас спрашивать в России. Да, русский язык и русская культура от нас никуда не ушли.

Пожалуй, появилось даже больше возможностей для приобщения к ним. Есть русское ТВ, Интернет, возможность приобрести любую русскую книгу или кассету по смешным для нас ценам. И никакого сожаления о прошлом и желания вернуться обратно у нас нет. Наши настоящие друзья в России так и остались нашими друзьями. Попадая в Россию и натыкаясь на наглые физиономии "новых русских", чиновников и стражей порядка, испытываешь облегчение, что не приходится сталкиваться с ними теперь каждый день. Но не проходит мимо внимания и кое-что новое, что появилось за последние годы. В общем, наши с Вами судьбы разошлись. Мне бог уготовил счастливую старость за все мои прошлые злоключения. Вас - опустил сверху вниз. Повод огорчаться, конечно, есть. Но стоит ли обижаться на весь мир? Может, достаточно собственных усилий для того, чтобы найти своё новое место в жизни?

Знаю, что Вы не вступаете в дискуссии, предпочитая лишь проповедовать. Но яростного желания вступить с Вами в спор и не чувствую. Доказать Вам или убедить Вас в чём-то не могут даже такие известные люди, как Солженицын. Моя задача проще. Если это письмо заставит задуматься хоть одного человека - значит, время потеряно не зря. И я готов вступить в дискуссию с любым, кто пожелает. Не приемлю только ругательств и угроз.

Закончу, однако, Вашими же словами, обращёнными к Солженицыну:
Дорогой Валерий Леонидович, люблю вас и ненавижу, ненавижу и люблю. "Скованные одной цепью", вот как называется этот сюжет.

Комментарии

Добавить изображение