ПЕСНЬ ОБ ОДЕССКОМ ГРАДОНАЧАЛЬНИКЕ

01-03-2004


Заставь дурака Богу молиться, он и лоб разобьёт

Народная мудрость

Валерий Сердюченко Среди читателей "Лебедя" есть одесситы? Тогда вам будет интересно.
Дело в том, что недавно в почтовый ящик автора этих строк свалилась очеред-ная книжная бандероль - на этот раз из Одессы. Не имея в городе у моря никаких личных знакомств, был решительно удивлён, но ещё более изумился, обнаружив в присланной книге упоминание о некоей американке по фамилии В.Сердюченко.

Дело в том, что Валерий Сердюченко - это я. Осведомившись в зеркале, с облегчением констатировал, что не лишен пусть скромных, но несомненно мужских половых признаков, а, сверившись с паспортом, убедился, что ни в каких Америках сроду не бывал.
Окончательно заинтригованный, изучил входные данные книги. Оказывается, она защищена статусом научной монографии. Судите сами:

Рецензенты:
Г. К. Париенко, д-р ист. наук, проф;
В. Н. Соколов, д-р ист. наук, проф.;
С. А. Цвилюк, д-р ист. наук, проф.

Итак, в американские женщины меня произвёл целый ареопаг докторов наук во главе с Г. Гончаруком, научные кондиции которого вообще превосходят воображение: "Зав. кафедрой истории и этнографии Украины, доктор наук, профессор Одесского национального политехнического университета, председатель Конгресса украинской интеллигенции области".

Но, увы, не В. Сердюченко стал главным объектом текущей научной заинтере-сованности Г. И. Гончарука.
А присный мэр Одессы Руслан Боделан.
Монография открывается мощным эпическим зачином: "Тема роли личности в истории /…/ - одна из наиболее распространенных в работах, посвященных прошлому и настоящему человечества."
Далее взвешивается бремя авторской ответственности:
"Общепризнанно, что исследование деятельности личности, известной исторической фигуры - наитяжелейший изо всех видов исторического жанра". И, наконец, формулируется востребованность книги: "Актуальными являются новые исследования деятельности одесского городского головы Руслана Борисовича Боделана." (с. 3-4).

Читать такое, не падая со стула от смеха, невозможно. Но автору не докажешь. Он уверен, что о новейших титанах причерноморского Возрождения должно писать именно так, или вообще никак.
"В его разносторонней деятельности найдет предмет для своих исследований и экономист /…/, и политолог и историк", потому что "от природы данный талант руководителя, государственное мировоззрение, богатейший опыт политического и хозяйственного руководства, гуманитарное и партийное образование, безупречное воспитание, умение ладить с центральной властью, уважение к человеку, оппонентам, умение изменять взгляды в унисон изменениям обстоятельств, требовательность и ответственность относительно хозяйственных нововведений, умение сформировать команду и постоянно заботиться о надлежащей кадровой политике".(с. 54).

Подобными восклицательными эпитетами и суффиксами в превосходной степени наполнены 230 страниц убористого книжного текста. Впрочем, нет, не все, а лишь те из них, где речь идёт о "мудрости политики Руслана Борисовича как мэра украинского мегаполиса" (с.150), которого "природа наделила значительными склонностями к теоретическому, идеологическому и политико-научному мышлению" (с. 136).

В отношении прочих персонажей книги применена несколько иная стилистика: все они отпетые мошенники, "гурвицоиды" (sic!), "волкодавы", сбившиеся в уголовную стаю вокруг Главного мошенника всех одесских народов и времён: "/…/Команда Гурвица дорвалась до власти над городом ради собственной наживы. Её цель была ясной: награбить как можно больше - и исчезнуть". (с. 125)

Таковы выводы ведущего историка и этнографа одесской Пальмиры. В одной из своих статей ваш покорный слуга горестно констатировал, что сегодняшняя украинская наука превратилась в кучку оголодавших доцентов с кандидатами, готовых исследовать хоть этикетки на водочных бутылках, если им за это заплатят. В отношении г-на Гончарука это, разумеется, не так. Он - бесстрастный хронограф и аналитик-концептуалист. Градоначальник ему друг, но истина дороже. Если граждане Одессы слились в единой осанне нынешнему градоначальнику и с зубовным скрежетом вспоминают предыдущего - дело учёного-историка зафиксировать сии реакции и дать им объясняющую оц

енку: "Только единицам, чтобы не сказать одному, избранному Богом и людьми выбранному, удаётся вывести граждан…" (с. 117), и так далее, и тому подобное, вплоть до рукоположения Руслана Боделана в одесские Джефферсоны. Ей-Богу, читатель, я не шучу и не потешаю тебя небылицами. Воздав должное административным талантам Боделана, Г. Гончарук переходит к его публицистической деятельности и констатирует: "Томас Джефферсон говорил, что человеку, который не страшится правды, незачем бояться вранья. Именно таким выглядит автор проанализированной статьи" (с. 210).

О какой статье идёт речь? О публицистическом шедевре Руслана Боделана "Мы этим городом хранимы". Г. Гончарук анализирует шедевр на нескольких страницах и прибегает к исторической параллели: "Бывший секретарь обкома компартии Украины по идеологической работе, по всей видимости, вспомнил слова Владимира Ленина, что "государство сильно сознанием масс" (с. 204).
Гм. Не думаем, что сия аналогия придется по вкусу бывшему секретарю обкома компартии Украины по идеологической работе, поскольку он, как выясняется, носил по поводу марксистского атеизма фигу в кармане и, как только условия позволили, стал опекуном православных масс: "Митрополит Агафангел обратился со словами поздравления, благословени и благодарности к городскому голове Руслану Боделану, при участии которого решались и решаются все проблемы восстановления собора"( с. 160).
Митрополиту Агафангелу вторят миряне. Первая красавица Одессы Александра Николаенко, в частности, сказала: "Руслан Боделан - лидер, идущий в ногу со временем, и я верю, что за предстоящие четыре года он сумеет сделать очень многое на благо нашего города и всех одесситов." (с. 175).

Таким образом, не только длинноволосый священнослужитель, но и длинноногая одесситка без ума от Руслана Боделана. Обращусь к ней напрямую, пожалуй:
- Александра, вы меня слышите? Поздравляю. Вы стали персонажем фундамен-тального научного исследования. Ваши бёдра возведены в интеллектуально-патриотический квадрат. Сделайте ими правильный вывод - и вы в дамках.
"Атакованный за признание" - лишь завершающая часть профессорской тетра-логии Г. Гончарука . До этого им, оказывается, были написаны "Одесское противостояние", "Одесская стратегия", "Президент и Одесса". Главное лицо государства не осталось равнодушным к своей репутации в глазах автора. Встреча "Кучма-Гончарук" описана в рецензируемом труде с протокольной точностью. Она происходит в окружении первых лиц области. Воспроизводим:

"- Леонид Данилович, профессор Григорий Иванович Гончарук исследует тему "Президент и Одесса". Состоялся короткий диалог:
Кучма, подавая автору руку:
- Интересно.
Гончарук, раскрывая книгу на странице с цветным портретом Президента:
- Леонид Данилович, Президент в книге - это вы.
Кучма, смеясь:
- Не возьму, пока не подпишете.
Гончарук, открывая обложку и показывая дарственную надпись:
-Возьмите, Леонид Данилович, я уже подписал." 
(с. 180)

"Человек - это стиль ", говорят французы. "Возьмите-с" и "уже подписал-с" - вот коленно-локтевая позиция исследователя по отношению к тем, кто у власти. А кто не у власти? О, тут наш златоуст превращается в Зевса: "Как Лев Троцкий (Бронштейн) ко-гда-то учил своих комиссаров-бандитов, что в борьбе за порабощение украинского на-рода все средства, так и Капелюшный с Гурвицем не знали границ". (с. 53)

Наша статья, кажется, начинает превышать все дозволенные пределы цитирования, но здесь тот случай, когда лучше всего говорит за себя сам текст. Ваш покорный слуга заболел сахарным диабетом, пока дочитал «Атакованного за призвание" до кон-ца. Затем перечитал его еще раз, размышляя уже не над книгой, а над её создателем. Зачем ему, бывшему коммунисту и, следовательно, интернационалисту, будить у читателя антисемитские чувства? Расшифровка Троцкого как БРОНШТЕЙНА (см. выше) не случайна. Еврейское происхождение отрицательных персонажей Гончарука подчеркивается в книге не раз и не два. Некто Юрий Овтин сказал сочувственное слово о Гурвице? "Овтин выполнил свой национальный долг" (с. 80). В пику соплеменнику Гурвица профессор Г. Гончарук приводит выдержки из писем подлинных патриотов-одесситов: "Пусть на меня не обижаются сторонники Гурвица. Не могу я допустить чтобы мой город стал придатком какой-то Хайфы. Предпочитаю быть хозяином на своей земле." (Андрей Зайчук, с. 171)

Как говорится, no comments. "Какая-то Хайфа"… В представлении Андрея Зайчука это синоним позора. Жители Хайфы так не считают? Вот пусть одесские евреи и объединяются с ними на земле Авраама, а не на земле, хозяевами которой являются Зайчуки и Гончаруки. Ибо, как выяснилось из рецензируемой книги, Г. Гончарук ещё и щирый патриот-украинец. Его перу принадлежит фундаментальные штудии "Украинская повстанческая армия в литературе и документах" и "Народный рух Украины".
Денежно-судебная склока, разразившаяся вокруг второго опуса, описана Г. Гончаруком без малейшей иронии, по принципу "у чистого всё чисто, у нечистого всё нечисто". Сей штатный профессор всех университетских времён и народов останется таковым, даже если в его политехническую Alma Mater угодит атомная бомба. Характеристика, данная им Руслану Боделану, содержит род фрейдистской оговорки: "Умение изменять взгляды в унисон с изменением обстоятельств". Или, по Пушкину:

Погиб и кормчий и пловец! -
Лишь я, таинственный певец,
На берег выброшен грозою,
Я гимны прежние пою
И ризу влажную мою
Сушу на солнце под скалою.

Между прочим, ваш слуга тоже является каким-никаким, а доктором наук. Филологических. Уточнение существенно необходимо, потому что он провёл пол-жизни в библиотеках. Во всеоружии многолетнего читательского опыта и стажа утверждаю, что более косноязычного, сервильно-нелепого труда мне не приходилось читать. На месте Руслана Боделана я бы скупил и уничтожил весь тираж. Упаси нас всех Бог от таких биографов - и см. эпиграф.

22.03.04.

Комментарии

Добавить изображение