МОЯ МАЛЕНЬКАЯ ШТУЧКА

17-03-2004


Простодушные заметки

Саша БородинЯ лежу на диване. В руках у меня маленькая штучка. На лице - блаженная улыбка, потому что я фанатик маленьких штучек. Уточняю: маленьких электронных штучек.

Сейчас на удивительно четком и ярком экранчике моей новой штучки - запись новогоднего телевизионного выступления Михаила Жванецкого. Я видел ее раньше, но Жванецкий такой человек, что на него приятно посмотреть еще раз. Полюбовавшись на любимого юмориста, я перепрыгиваю на российский новостной сайт и включаю последние новости. Ага, в Подмосковье уже бегают скоростные электрички, но из-за них поломалось расписание электричек обычных, и десятки тысяч людей начали опаздывать на работу. Вот они толпятся на перроне в Мытищах…

Ладно, хватит томить читателей загадками. Моя штучка называется TH55 Color CLIÉ® Handheld производства японской компании Sony, а по-русски - карманный персональный компьютер, или персональный цифровой помощник, или попросту наладонник. Вон он на фотографии. У меня до этого три года была похожая штучка, но не такая умная и не такая красивая. Правда на ней я прочитал множество книг, загруженных из необъятных электронных библиотек Интернета. Собственно за это свойство наладонников я их и полюбил.

Оптимисты верят, что электронные книги в конце концов вытеснят обычные. Их бум начнется в 2005 году с выходом на рынок технологии "электронной бумаги". Пессимисты же полагают, что бумажная индустрия будет тормозить распространение этой технологии, поскольку "электронная бумага" грозит привести к краху этот сложившийся и очень выгодный бизнес.

Между тем уже сегодня все большую популярность приобретают наладонники. Завораживает их универсальность. Моя новая маленькая штучка может делать практически все, на что способен обычный настольный компьютер: путешествовать по просторам Интернета, проигрывать сотни часов музыкальных записей, в любом месте - хоть в автобусе, хоть в приемной стоматолога - показывать полнометражный фильм, хранить подробнейшие карты городов, "помнить" сотни адресов и телефонов, быть фотоаппаратом и одновременно безразмерным фотоальбомом… Всего и не перечислишь. И, наконец, самое главное - быть карманной библиотекой.

Когда я демонстрировал знакомым это свойство своего старого наладонника, типичной реакцией была брезгливая гримаса и реплика вроде такой: "Охота тебе глаза портить!", а затем следовало восхваление традиционной бумажной книги, которую "просто приятно держать в руках".

У моей новой маленькой штучки четкость текста превосходит книжную. Кроме того, потрясает емкость такой карманной библиотеки. Ее бумажные аналоги займут уже не полку, а целый шкаф! Каталог можно обновить в любой момент. Загрузка из Интернета новой книги занимает секунды, причем для этого вовсе не надо вставать с дивана, потому что контакт с основным компьютером происходит по радио.

Ну, а специально для тех, кто не хочет "портить глаза" и "ненавидит нажимать кнопки", я процитирую канадскую писательницу Николь Райкрофт:

"В каждой книге есть один неизменно хороший персонаж, кто же это? Ответ вы найдёте на страницах книги – это бумага, из которой они сделаны. Ничто из написанного мною за все годы не стоит даже маленькой ветки старого дерева. Поэзия жива, лишь пока она с уважением относится ко всему живому. Душа поэзии гибнет, когда писатели или издатели начинают участвовать в уничтожении живого – неважно, растения или животного на нашей израненной планете.

Книги печатают на бумаге, а бумагу делают из деревьев. В наше время почти половина древних дождевых лесов и две трети бореальных лесов в Канаде (бореальный - от греч. borealis - северный и климат, климат в пределах умеренного пояса с хорошо выраженными сезонами года - снежной зимой и относительно коротким теплым летом. В регионах с таким климатом преобладают ландшафты тайги и смешанных лесов. - Прим. авт.) вырублены, чтобы сделать бумагу."

Правда, надо признать, что в Канаде все-таки предпринимаются заметные усилия, чтобы уменьшить наносимый природе ущерб. Три десятка крупнейших издательских компаний страны письменно подтвердили свою готовность охранять первобытные леса и их биоразнообразие и печатать свои книги на бумаге, которая не вредит им. На такой бу
маге уже напечатаны миллионы книг. Это, однако, далеко не окончательное решение проблемы, потому что вторичное сырье нельзя использовать бесконечно: бумага подлежит переработке только три или четыре раза, после чего ее волокна разрушаются.

Кроме того, само бумажное производство относится к числу вредных для окружающей среды. Оно сопровождается выбросами в атмосферу и водоемы серы, хлора и веществ, вступающих в водной среде в реакцию с кислородом. Помните многолетнюю компанию еще в советской прессе по поводу губительного воздействия на уникальную экосистему Байкала построенного на его берегу бумажного комбината? Да что там Байкал! Я иногда проезжаю мимо расположенного недалеко от Оттавы аналогичного предприятия и каждый раз удивляюсь, как живут люди в примыкающем к нему городке. Вонь там стоит страшная.

Это все капитализм с его жаждой наживы! К примеру, теперь уже не секрет, что дешевые электромобили давно существуют - просто нефтяные магнаты прячут их от нас, чтобы продолжать взвинчивать цены на бензин. Скорее всего подобный "заговор" существует в отношении электронных книг. Вот только один факт: проект электронной бумаги SmartPaper появился в исследовательской лаборатории Xerox PARC еще 30 лет назад. Однако там его "положили на полку". Автору идеи Николасу Шеридону понадобилось более 20 лет, чтобы довести идею до реального продукта, предварительно основав отдельную фирму Gyricon Media.

…Я лежу на диване со своей штучкой в руках. Рядом лежит кот. Глаза его закрыты, но это ничего не значит. На самом деле он не спит, а любуется красотой доступных его восприятию магнитных силовых линий Земли или просматривает файлы своей памяти с записями наиболее удачных охот. Животные самодостаточны. Дельфины и киты вообще способны "показывать" друг другу целые фильмы в ультразвуковом диапазоне, поэтому они практически не нуждаются во вторичной сигнальной системе, то есть кодированной речи, подобной человеческой. А белые медведи прекрасно ориентируются в бескрайних просторах Северного Ледовитого океана, где вообще никаких ориентиров нет. И лишь человек рождается голым, слабым и беспомощным. Зато у него есть способные к творчеству мозги. Чтобы выжить, он создает множество искусственных приспособлений. Чем совершенне эти приспособления - тем полнее и богаче наша жизнь. И тем меньше ущерб окрущающей нас природе. Удивительно, что одни люди придумывают и делают совершенно фантастические штучки, а другие ленятся напрячь мозги, чтобы хотя бы научиться пользоваться готовым.

И вновь я обращаю свой печальный взор на тех, кто "ненавидит кпопки". Мне жаль таких людей. Их время ушло. Новые поколения приходят в мир, где эти самые кнопки торчат на каждом шагу. Для молодых они просто привычный фактор среды.

Комментарии

Добавить изображение