ВЗЛЁТ И ПАДЕНИЕ СОЛНЕЧНОГО БОГА
08-04-2004Продолжение. Начало в № 374 от 08 мая 2004 г.
Итак, вспомним, что никаких оснований для изменения традиционной религии, привычек и всего уклада жизни у Эхнатона не было. Однако на 6-м году правления он решился не беспрецедентные новации и отменил весь многотысячелетний уклад жизни своей державы: он упразднил великолепный “ареопаг и синклит и даже, в каком-то смысле, “синедрион” бывших любимых жрецами и народом богов и ввел Единого Вседержителя.
Аменхотеп IY, ставший в одночасье Эхнатоном, не мог не понимать, что он может столкнуться с интриганским сопротивлением жрецов и глухим недовольством низов. Как бы не почитали и не возносили фараона, а человеческие чувства и эмоции унять невозможно. Тем более, ни в какие времена нельзя было совершенно истребить и аннулировать такую мощнейшую причину человеческих поступков как “личный интерес”. Он был движущей пружиной задолго до и независимо от открытий Маркса.
К примеру, как уж оберегали покой усопшего фараона! Всеми возможными религиозными запретами и карами, которые постигнут святотатцев в подземном царстве Осириса в случае преступного вторжения с недобрыми (да даже и с добрыми) намерениями в посмертные покои солнцеподобного царя.
А грабители царских могил все равно вторгались. С намерениями очень недобрыми: они тащили из пирамид и захоронений все ценности, при этом крайне непочтительно обращаясь с мумиями: быстро разматывали и разрывали бинты, в кои были те спеленуты (под бинтами в рамках заупокойного ритуала закладывались драгоценные камни и золото), мумии бросали на пол, могли и руку-ногу голову оторвать мумии впопыхах. И это при том, что приходилось преодолевать неимоверные технические препятствия: месяцами пробивать новые входы в пирамиду, раскапывать завалы, избегать всяких ловушек вроде проваливающихся полов и падающих потолков. А ведь сохранность и покой мумии – это первейшее и необходимейшее условие для посмертной и вечной жизни фараона. Стало быть, древние грабители убивали фараона по настоящему, в гораздо большей степени, чем если бы они убили его живым: они лишали его вечной жизни.
Жрецы, видя крайне низкую работоспособность идеологических мер превентивной защиты, начали выставлять охрану вокруг городов мертвых. Какое там! Охранники вступали в преступный сговор с похитителями царских сокровищ и дело даже пошло быстрее и веселее, ибо охранники стали принимать живейшее участие в подкопах. Жрецы и пока еще здравствующий фараон ставили над этой охраной другую, нечто вроде внутренней службы безопасности. Но и их быстро вовлекали в долю. Процесс шел неудержимо, вроде как в России времен приватизации, и еще за тысячу лет до времен великих открытий памятников Древнего Египта Мариэттом, Лепсиусом, Питри, Картером, все фараонские (да и знати тоже) гробницы были разграблены. Кроме гробницы Тутанхамона, которого уже начали потрошить, но по какими-то неизвестным причинам не закончили (воры, побросав все добро, опрокинув и поломав ритуальную утварь, поспешно бежали). В известной книге К.В. Керама ( К.В. Марека) “Боги, гробницы, ученые” даже целая глава “Грабители в Долине царей” посвящена древним добытчикам золота, умельцам горячо и холодно обрабатывать драгметаллы.
Среди высшего египетского жречества всегда имелось большое число родственников фараона. А именно родню и нужно опасаться в первую очередь в случае затрагивания их интересов. Уж слишком много знают о священной особе фараона, канальи. Да и доступ в покои владыки для них облегчен. В любой момент могут отправить сына Амона на свидание с Анубисом. Но именно интересы жречества и затрагивались реформой Эхнатона.
Вообще все такого рода реформы очень хлопотное дело. К примеру, уж на что был крут Владимир Красное Солнышко, приказал высечь устаревшего и не оправдавшего надежд Перуна и всю его команду, выбросить идола в Днепр, но народ глухо сопротивлялся. А иной раз и не глухо. Приходилось дяде Владимира, Добрыне Никитичу, с дружиной ездить с карательными экспедициями по городам и весям и силой внедрять истинную веру в Господа нашего Иисуса Христа. Как говорится, крестом и мечом.
Существуют стандартные объяснения великой новации Эхнатона: дескать, захотелось ему иметь независимость от жреческого сословия. Ради этой независимости он ввел новы
й культ, храмы этого культа перенес в специально построенную столицу, старые культы уморил, а жрецов вверг в ничтожество. Очень неправдоподобно. У фараона и так была полная независимость от жрецов. Конечно, он не мог бы истребить их всех, хотя каждого в отдельности мог. Ну, так ведь и всех феллахов он не мог истребить. Или, допустим, все войско. В этом смысле он был “зависим” от простых крестьян и простых воинов. От них всех вместе. Но не от каждого в отдельности, и даже не от их значительной части. Нет, причинами хотения большей свободы реформу Эхнатона не объяснить. У него и так была максимально возможная в тех условиях свобода.
Довольно давно, в 1990 году в журнале "Наука и религия" - №3 появилась любопытная и очень правдоподобная гипотеза, объясняющая феномен Эхнатона. Она была изложена в статье доктора физико-математических наук Алексея Морозова “Загадка культа Атона”.
Воспроизведу из нее “идееносную” часть.
“ На исходе первого года его (Аменхотепа IY- Эхнатона) правления до Египта доносятся последствия первого крупного извержения на острове Санторин. По цвету пепла, отложившегося на Санторине (красный слой), это извержение можно было бы назвать "красным". По-видимому, до Египта дошли достаточно мощные цунами, мрачные ядовитые тучи, надолго закрывшие небо. Начались затяжные дожди, град, грозы с мощными раскатами грома и молниями...
Но главное, эта страна, всегда обласканная благосклонным к ней солнцем, вдруг лишилась его тепла и света. Народ воспринял это как страшное бедствие, трагедию. Жрецы Амона и других богов пытались справиться с бедствием, но напрасны были их моления и жертвы. Страну охватывает панический страх. А для Аменхотепа IV ситуация драматична вдвойне. Ведь в Египте фараон не только царь, он еще и бог. И потому все хорошее и все плохое в стране мистическим образом связывается с фараоном. Он лично ответствен за обрушившиеся несчастья. Аменхотеп IV понимает: отвести беду от страны - значит отвести ее и от себя.
Может быть, Солнце разгневалось на Египет из-за недостаточного внимания к нему? Может быть, египтяне молятся не тем богам, и статуи их в темных храмах не могут помочь людям? Надо молиться "Видимому Солнцу", а не старым богам, - с этой радикальной идеей Аменхотеп IV и выступает перед народом. Именно в это время он вводит в свою титулатуру слова "Единственный для Ра" .
Действия фараона "достигают цели"! Спустя некоторое время извержение прекращается. Солнце вновь появилось над Египтом. Народ ликует. Тут и возникает идея о "ликовании на небосклоне", связываемая с "выздоровлением" Солнца. Не проходит и двух лет, как все повторяется. Но теперь фараон знает, что надо делать: молиться и приносить дары новому богу - "солнечному диску" Атону или его древнему предшественнику - Ра. Старые боги отодвигаются на второй план. И снова через некоторое время извержение прекращается. Опять - Солнце, опять - нормальная жизнь. На этом этапе двоеверие, хотя уже и ослабленное, сохраняется. И Атон этого "не прощает". На шестом году правления Аменхотепа IV начинается третье извержение, завершающееся, как мы знаем, гигантским взрывом Санторина .
Сопровождаемые гулом дальнего извержения огромные удушливые тучи, рассекаемые грохочущими молниями, закрывают непроницаемым пологом долину, принося с собой гибель десяткам тысяч людей. Кошмар продолжается день, другой, третий. Трудно представить себе весь драматизм этих беспросветных суток. Естественно, что в мятущихся толпах все больше должна была зреть жажда увидеть диск Солнца, олицетворяемый единственным богом - богом Солнца - Атоном. Обеты, жертвы, моления, клятвы. И вот наконец сквозь тучи прорезается багровый солнечный диск, что вызывает неописуемый восторг и покаянное стремление покончить с двоеверием. Аменхотеп IV становится Эхнатоном, начинается строительство новой столицы, посвященной Атону, где Эхнатон клятвенно обещает построить "дома ликования в небосклоне". Выбор места для новой столицы - Ахетатона вполне можно объяснить, например, тем, что именно здесь фараон увидел выглянувшее из-за туч Солнце или до этого места докатились волны разбушевавшегося моря. И все трагедии завершились. Жизнь входит в нормальную колею. Вскоре фараон узнает, что вулкан, грозивший гибелью Египту, угас”.
Эта гипотеза была благосклонно воспринята египтологами. Конечно, у нее нет прямых доказательств в виде тогдашних записей, например, жрецов о каких-то небесных знамениях в виде внезапного затемнения или ядовитых дождях. Нет и прямых археологических свидетельств в виде нахождения слоев пепла при раскопках культурных слоев того времени. Тому есть простые объяснения: жрецы записывали только периодические природные явления, либо имеющие отношения к разливам Нила и циклам посевов-уборок урожаев, либо к событиям ради религиозных и календарных целей (типа затмения Солнца и Луны). Да и пепла было мало: все-таки Фивы находились на расстоянии 1000 км. от Санторина.
Зато есть поразительные совпадения по датам. И первый подход к изменению титулатуры (на первом году царствования), и признание Единым богом Атона (на 6 году), и полный запрет всех остальных богов (на 12 году) точно коррелируют с активностью вулкана Санторин, а уж на 12 году он и вовсе взорвался, погубив Крито-минойскую цивилизацию и укрепив Эхнатона на его верном пути к единобожию, и (видимо) породив затем в Древней Греции легенду о погружении Атлантиды в пучину вод. Проясняются и смутные слова из уцелевших записей в гробнице Эхнатона (в передаче Ю.Я. Перепелкина): “на 6-м году царствования фараон хорошо помнил о чем-то дурном, слышанном им на 1-м”.
Более того. На 12 году Эхнатон вообще запретил слово бог, а тем более боги. Атон был объявлен фараоном. Таким же, как сам Эхнатон. То есть, появились как бы египетские сиамские близнецы-фараоны.
Перепелкин рассказывает, что:
“ как царь, так и само Солнце перестали считаться богами. Отныне оба они строго последовательно назывались только царями. Себя и свое Солнце Эхнатон противопоставил старым “богам” как царей. Таким образом, старых богов отвергли полностью, вплоть до отказа от слова “бог” и от знаков письма, зрительно или мысленно представлявших их. Одновременно получило завершение представление о Солнце как о фараоне. В своем окончательном виде Солнце в образе царя представляло необыкновенное, очень своеобразное, единственное в своем роде явление среди всех прочих видов почитания природы. Неслыханное новшество, впрочем, никак не затрагивало ни представлений о Солнце как создателе и покровителе мира, ни храмовой службы. Какими они были в предшествующие годы, такими и остались”.
Да, вот еще что. Тут надо немного забежать вперед: после подозрительной смерти Эхнатона на 18-м году царствования, после быстротечного правления смутного наследника не совсем ясного родства Семнехкара (он вроде бы был зятем Эхнатона и, одновременно, его сыном от какой-то не самой главной жены, своего рода регент при еще совсем малолетнем Тутанхамоне, пару лет отроду), затем сына Эхнатона Тутанхамона (в “девичестве” Тутанхатона) и еще одного промежуточного фараона Эйе (отец кормилицы Нефертити, что-то вроде крестного отца), имеющих какое-то родственное отношение к Эхнатону, на престол взошел мрачный военачальник Хоремхеб, основоположник 19- й династии. Вот при нем не только был усилен возвращенный культ Амона и всего его небесного и подземного воинства, но все обозначенные четыре фараона (Эхнатон, Семнехкар, Тутанхамон, Эйе) были названы еретиками, Эхнатон к тому же страшным преступником, после чего их имена были истреблены, а даты и деяния правления приписаны Хоремхебу. Экзекуция тех фараонов была гораздо более тотальной, чем, например, ликвидация портретов и статуй Сталина в конце октября 1961 года. И уж совсем не такой, как в Греции, где в течение столетий не уставали повторять: греки, раз и навсегда запомните, что вы должны забыть имя Герострата..
Забыть, так забыть. О преступном фараоне и его родственниках потом не было сказано и написано ни единого слова. Их открыл заново только в 1907 году Г.Девис. Еще несколько позже, в 1912 году откопали знаменитую голову (недоконченную, головной убор водрузили теперешние реставраторы) Нефертити.
Если так поступили даже с тремя фараонами (после Эхнатона) только на основании их родства с Эхнатоном (они и так отказались от культа Атона и снова вернули столицу в Фивы), то что и говорить тогда о любых записях о небесных явлениях, которые были побудительной причиной введения отвратительного для жрецов монотеизма! Они тоже были полностью уничтожены , тем более, что этих записей было мало, они хранились только в храмах.
Вернемся во времена Эхнатона. Сохранились следы былого великолепия его правления: развалины новой столицы Ахетатона (Ах-Йати,“Небосклон Солнца”) . Теперь это небольшое селение Эль-Амарна. Именно по этому селу называют целый период в египетском искусстве эль-амарнским.
Строительство новой столицы шло ударными темпами, как спустя три тысячи с лишним лет Санкт-Петербурга. Тогда в России было запрещено всякое каменное строительство, а три тысячи лет назад этот метод уже опробовали в Египте. Камень на новостройку брали даже из храмов уволенных богов. Новые храмы были огромны и великолепны. Перепелкин описывает жилье фараона:
“Огромным был дворец Эхнатона в солнцепоклоннической столице, сооруженный в основной своей части из белого камня. Этот дворец считают самым большим из всех гражданских зданий древности. У входа в него высилось сооружение, называвшееся “Восходит Солнце для Эхнатона”. За ним следовал обширный двор, окруженный высокими изваяниями фараона, с великолепным крыльцом в глубине — навесом на каменных колоннах, покрытых тонкой резьбой. По бокам двора и в глубине его за крыльцом тянулись крытые помещения, большие и малые, с потолками, иногда подпираемыми столбами, а иногда без столбов, перемежавшиеся с дворами и двориками с деревьями и с водоемом посередине или без них. Роскошна была и отделка дворца: покрытые росписями или выложенные изразцами стены, обшитые золотом и испещренные самоцветами. Через улицу, соединенные висячим переходом, были расположены личные покои семьи Эхнатона — обширное кирпичное здание со множеством помещений внутри и садом спереди. Кроме главного у царя было еще несколько дворцов в столице”.
Длина главного дворца была около километра! И от всего этого великолепия остались какие-то жалкие развалины, даже, скорее, только остатки фундаментов. Если тысячи лет не производить ремонты, да еще и растаскивать камни на храмы возрожденных многочисленных богов, то другого и ожидать не приходится. На этом основании можно утверждать, что, скажем, через три тысячи лет не останется ни одного небоскреба Манхэттена. И даже, скорее всего, его самого.
В конце своего 17-летнего правления молодой фараон (он умер в 33 года, Нефертити – в 35-40), как явствует из уже цитированных строк Перепелкина, сделал солнечный диск, бога Атона фараоном. Может показаться, что он тем самым понизил статус Солнца, ибо фараон, как не крути, а человек. Не совсем. Фараон всегда традиционно был сыном Солцна – Ра, Амона , потом Атона. И сам как бы заместителем бога на земле. Фактически, Эхнатон не принизил бога Атона, возведя его в сан фараона, а возвысил себя, уподобив фараона Солнцу. Он как бы сказал, что он не просто сын Солнца, не просто заместитель бога Атона на земле (как то было раньше), но он и есть сам бог Атон. А фараон бог Атон – это и есть он, фараон Эхнатон. Такое трансцендентное раздвоение личности. Ход сильный, но, вместе с тем, предопределивший оглушительное (посмертное) падение реформы.
Три с половиной тысячи лет назад правители были достаточно умудрены. И Эхнатон понимал, что радикальный отказ от сонма прошлых богов, закрытие их храмов – это, в первую очередь, удар по всему традиционному жречеству. И несколько более смягченный – по простому египтянину, которого лишали привычной поддержки и опеки разнообразных и полезных в быту богов.
Эхнатон понимал, что ему нужно то, что называется социальной поддержкой. Нужно было создать слой, который бы поддержал его новации. И такой слой был создан. Как Петр Первый опирался на худородных дворян в своей борьбе с боярами, как большевики возвеличили пролетариев, набирая из них руководящий состав на всех уровнях управления, так за три тысячи лет до них Эхнатон стал назначать выдвиженцев из низкого звания, рекрутируя из них правящий слой. А уж они так были благодарны ему, так величали и кланялись, так искренне почитали и любили фараона-Атона и Атона-Эхнатона!
И точно также, как многие молодые бояре быстро перешли на сторону Петра, выдавая себя за обиженных старшими, как многие дворяне или разночинцы из интеллигенции перебежали к большевикам (они все равно назывались лишь попутчиками, несмотря на крики Маяковского “У меня не было вопросов, принимать или не принимать революцию – моя революция”), так при Эхнатоне возникло целое движение “сирот”.
Египетская знать (как и вся последующая во всем времена и в любой стране) всегда очень кичилась как раз своим происхождением. Указать на свою древнюю родню, на своих высокопоставленных родителей – это сразу иметь выигрышные позиции, фору, отличный старт.
Но в случае с Эхнатоном и его реформой такая родня могла сильно повредить карьере. Вообще ее пресечь. Это как если бы некто пришел в наркоминдел в 1920 году и требовал бы назначить его послом, рекомендуясь князем, прямым потомком рюриковичей. Назначили бы – до ближайшей стенки.
Посему наиболее сметливые из древнеегипетской знати придумали ловкий ход: они стали называть себя сиротами. Никого из родни, дескать, нет. Один, совсем один. Бедный и несчастный. И единственная надежда – только на фараона Солнце.
Приведу типичный документ того времени - это прославление фараона, помещенное в гробницу важного сановника (то есть – написанное как бы не ради сиюминутной конъюнктуры, а для вечности).
“[Слу]шайте, что я скажу, всякое око (т. е. все, кто прочтет надпись), большие, как и малые! Я расскажу вам о благодеяниях, оказанных мне властителем, и вы скажете: „Как велико сотворенное этому сироте!", и [в]ы пожела[ете] ему (т. е. царю) вековечность в тридцатилетних празднованиях, вечно (быть) владыкою обеих земель (т. е. Верхнего и Нижнего Египта), и он сделает вам [подобное] сделанному мне богом, дающим жизнь. Я — сирота об отце (и) матери. Создал меня властитель. Он дал стать (?) мне (чем-то), (после того как) обо[гатил] меня своим питанием, (а) я был неимущим. Он дал стать для меня моим людям... (чем-то). Он дал умножиться моим братьям. Он велел заботиться (?) обо мне всем моим людям, (когда) я стал владыкою селения. Он дал смешаться мне с сановниками (и) друзьями (царя, т. е. придворными), (а) я был тем, кто позади”.
( Текст из книги Перепелкин Ю. Я. “Переворот Амен-хотпа IV”).
Само собой разумеется, что фараон и его везиры знали, кто есть на самом деле эти сироты. Но сие было неважным. Важным было то, что сановник назвал себе сиротой, без роду без племени. Это была формула отречения от проклятого прошлого, после этого мосты были сожжены, он становился предателем и врагом для всего старого сословия. Это примерно тоже самое, что формулы отмежевания в раннее советское время: я, такой то, сегодня ровно в 10 часов объявляю, что отрекаюсь от своих подлых буржуазных так называемых родителей, я их больше не знаю и знать не хочу...
Страну времен Эхнатона заполнили эти казанские египетские сироты. Размазывая слезы по лощенным мордасам, они вопили о своей несчастной сиротской доле, о своей нищете и молили фараона о милостях. Примерно также, как Карабас Барабас Тарабарского короля. Так сказать, бывший князь, ныне трудяшийся востока.
Простой, подлый народ был несколько в недоумении от всего происходящего. Да, было неуютно от потери многочисленных заступников среди богов. Нельзя было обратиться за помощью ни к Гору, ни к Птаху, ни к Исиде. Даже коровы и кошки более не были священными представителями всемогущих богов. Так что и простой человек почувствовал себя сиротой. Но если казанско-египетские сироты взамен своего сиротства получали ощутимые блага, то подлый народ не имел ничего.
И вот еще что сильно омрачало древнее народонаселение.
Внешний вид фараона. Его самого мало кого из простых людей видел, да еще вблизи. Но ведь в храмах Атона его статуи и портреты могли видеть все. И портреты эти поражали.
Посмотрите на типового фараона до времени Эхнатона. Да и после этого времени. Все как на подбор добрые молодцы. Тысячелетия назад сформировался канон: фараон в плоских росписях представлен как бы в ракурсе ¾ , голова в профиль, тулово развернуто грудью к зрителю. И какая это грудь! Косая сажень в плечах. Атлет, силач, осетинская талия и борцовский плечевой пояс. В статуях тоже самое: сидит на троне настоящий Геракл, титан, торс чемпиона, мистер универсум. Лица у всех фараонов почти не несут индивидуальных черт. Тоже что-то вроде мужественных стражей, неустрашимых берсерков, коих мечтал поставить Гитлер на границах тысячелетнего рейха для утверждения всеобщего нового порядка.
Теперь посмотрим, каковы портреты и статуи Эхнатона. Лицо – вполне индивидуальное (сравните с изображением его отца Аменхотепа III). Фигура самая заурядная. Даже хуже. Тонкая шея, руки – плети, пивное брюхо, толстые ляжки, толстый зад и кривые тонкие ноги. Это до сих пор поражает египтологов.
Перепелкин пишет:
“После отказа от старых богов, царя стали изображать в естественном виде со всеми далеко не всегда привлекательными особенностями строения его головы и туловища. Череп у царя выдавался назад, лицо было узким, с большими раскосыми глазами, мягко очерченным тонким носом, пухлыми губами и острым, отвислым подбородком. Тонкая длинная шея слегка отгибалась назад. Груди выступали, а грудная клетка была впалой. У невысокого ростом фараона был вздутый живот, бедра толстыми, руки и ноги тонкие. И чем резче, чем отчетливее подчеркивали художники особенности телосложения, чем меньше его новые изображения походили на отвергнутые, старые, тем больше они нравились фараону. К началу 6-го года правления Аменхотепа IV художники постепенно дошли до такого преувеличения его особенностей, что изображения этого и ближайшего последующего времени производят на европейца впечатление злой карикатуры. Однако их менее всего принимали тогда за таковую. Новому облику фараона как образцу стали уподоблять изображения царицы и других людей”. (СОЛНЦЕПОКЛОННИЧЕСКИЙ ПЕРЕВОРОТ, История древнего Востока, т.2. )
Я нигде не нашел объяснения этому странному феномену. Просто констатируется факт , что во времена Эхнатона египетское искусство перешло от условно-героической манеры изображения фараонов (и вообще людей) к очень реалистической манере. Именно этот реализм и называется амарнским периодом в египетском искусстве.
Рискну высказать свое соображение.
Как известно, наличие мумии и ее сохранность были главным условием и гарантом того, что в потустороннем мире фараону уготована и обеспечена вечная жизнь. Как писал Коростовцев в “Религии Древнего Египта” :
“Умерший продолжает жить в могиле при условии сохранения в целостности его тела и заботы о нем живых - эта примитивная идея никогда не была оставлена египтянами... По сути дела, это была борьба против смерти за вечную жизнь. Этим объясняется первостепенное значение культа умерших в жизни египтян на протяжении всей истории египетского общества - от времен неолита вплоть до полного исчезновения египетской культуры”.
Затем религиозное сознание египтян изобрело еще два важных понятия: ба и ка.
Коростовцев пишет:
“У умершего, продолжающего жизнь в могиле, помимо потребностей в пище и напитках возникает потребность выходить из могилы на дневной свет, взлетать на небо к богам и т. п. Эту потребность испытывает уже не тело умершего, а материальный, но невидимый человеческим глазом элемент, который может находиться в могиле, но может и удаляться из нее куда угодно. Ба - так называлось воображаемое существо, представлявшее собой душу человека и душу богов. Насколько можно судить по '"Текстам пирамид", слово "ба" имело два значения: оно было своего рода синонимом для слова "бог" и вместе с тем означало что-то вроде "душа". ... ба, которое мыслилось как птица, могло покидать гробницу, удаляться куда угодно, подниматься на небо, но неизменно должно было возвращаться в могилу к тому, чьей душой оно было. ... Боги тоже имели свои души (ба), бог Pa - даже целых семь. Иногда один бог считался душой другого бога. Так, например, бог Ра иногда именуется в текстах душой (ба) бога Нуна, бог умерших в Мемфисе, Сокар, - душой бога Осириса и т. д. Звезды также рассматривались как души (ба) богов: Орион - душа Осириса и т. д.
Переходим к ка. Это слово встречается в египетских текстах бесчисленное количество раз. Оно употребляется в разных значениях. Однако каждое из этих значений как-то связано с личностью умершего. В рецензии на издания X. Юнкера ("Giza II", 1934; "Giza III", 1938) Р. О. Фолкнер писал: "Ка может находиться в потустороннем мире, чтобы встретить умершего, направляющегося к своему ка; оно сопровождает умершего, направляющегося в потусторонний мир со своим ка, они оба пребывают в потустороннем мире, и вместе с тем ка обитает в гробнице, в которой покоятся останки умершего, и принимает там подношения от живых родственников умершего". Таким образом, у древних египтян не было четких представлений о ка. Более того, они как будто противоречивы и даже временами исключают друг Друга. Проблеме ка уделяли внимание Масперо, Биссин, Бергман, Эрман, Кеес, Штейндорф, Юнкер и др., и каждый предлагал свою дефиницию ка, исходя из содержания египетских текстов."Из разных предложенных дефиниций, - пишет Кеес, - две особенно четко противопоставлены друг другу: дефиниция Масперо, которую он отстаивал всю жизнь и согласно которой ка является двойником человека, внешне и по существу тождественным самому человеку, двойником, которым обладают все люди, включая и самого фараона, и диаметрально противоположная ей концепция Эрмана, считавшего, что слово "ка" означает жизненную силу, ту таинственную сущность, которой обладают боги и люди и которая служит признаком различия между одушевленными существами и неодушевленными предметами". ... Во всяком случае, при всей многозначности и неопределенности понятия "ка" в некоторых случаях оно обозначало именно "двойника”. ... Бесспорно лишь то, что ка, по понятиям египтян, постоянно обитало в гробнице, но имело возможность покидать ее и устремляться в загробный мир, где бы этот мир ни находился - под землей или на небе, а затем возвращаться на землю, в гробницу”.
Можно с полным основанием предположить, что функцию ка в Египте играли любые изображения и статуи фараонов (и сановников). Из этого можно сделать очень важный вывод: раньше, во времена многобожия, ка могло и не иметь портретного сходства с усопшим, важно было лишь то, что ка есть. Для представительства перед Осирисом было даже полезно изобразить ка лучше, чем оригинал. Примерно так, как писали характеристики в советское время. Да как и сейчас пишут в объективках на повышение. Или как пишут американцы в своих резюме для интервью на работу. Почитаешь, так лучшего специалиста еще мир не видел.
Пока богов было много, кто там будет разбираться, похож ка на оригинал или не очень. Но с утверждением жесткого монотеизма дело изменилось. Бог один, он все видит. Ему уж очки не вотрешь и лапшу не повесишь. Для вечной жизни нужно, чтобы ка был максимально похож на оригинал. Вот вам и истоки эль-амарнского реализма. Более того, Эхнатон считал полезным преувеличить некоторые особенности своего тела. Чтобы уж никаких сомнений не возникало, что это он. Художественный портрет и даже шарж могут точнее передать характер и облик персонажа, чем просто фотография. Этот подход к изображениям (ка) был воспринят и другими сановниками, что легко видеть на стеле начальника ваятелей Бака с женой. Прекрасную голову Нефертити мастер из мастерской Тутмоса готовил, скорее всего, после смерти Эхнатона, когда можно было вернуться от гиперрализма к простому реализму. А до того, страшно было смотреть. Головы у всего семейства и так были вытянуты (из за длительного инцеста начиналось вырождение), но ради выпуклости образа художники вытягивали их уж вовсе в дыни украинского сорта “Леся”.
Эхнатон вкусил вечную жизнь даже по древним меркам рановато – в 33 года. Тоже очередное совпадение – возраст Иисуса Христа. Имеются и гипотезы о его насильственном умерщвлении. Никаких доказательств этому нет, так что разбирать их не будем.
Культ Атона был свернут быстро. Отождествление Атона с фараоном, а себя, Эхнатона, с богом сослужило реформе дурную службу. Негеройский вид скульптур и росписей-портретов Эхнатона навевал нечестивые мысли. Получалось, что и блистательный Атон, чей ослепительный диск без всяких изъянов и даже без пятен каждый день все видят на небе, тоже в чем-то убог и ущербен. Это было слишком большим искушением для народной веры. К тому же еще совсем не окрепшей. Старых превосходных богов нет, а тут нам подбрасывают что-то колченогое. Ну его.
Первый преемник реформатора Сменхкар – сын и зять Эхнатона от второстепенной жены, правил очень мало, но и он уже начал возвращать старых богов. Второй сын ввел в свою титулатуру имя еще недавно запрещенного Амона и изменил свое имя с Тутанхатона на Тутанхамона. Эйе – супруг кормилицы Нефертити, (“крестный отец”, тогда он носил звание “отца бога”), и вовсе забыл о недавней реформе, столица была возвращена в Фивы и даже частично в Мемфис (старая и новая столицы).
Пришедшей к власти решительный военачальник Хоремхеб этим не ограничился. Он истребил саму память о фараоне-отступнике, еретике, преступнике и мятежнике и всей его родне. Все имена были уничтожены, картуши стерты.
С первой попытки введение единобожия не удалось.
Эпилог.
В заключение упомяну о самой последней работе (1938 г.) Фрейда “Этот человек Моисей”, написанной им незадолго до своей смерти.
Главная ее идея: Моисей был не евреем, а египетским сановником. Он жил примерно во времена Хоремхеба или кого-то из его преемников. Был горячим почитателем культа единого Бога. Не мог видеть, как у него на глазах уничтожается сама память о Едином Боге. Чтобы спасти саму идею, он вывел проживающих 400 лет в Египте евреев и внедрил в их незамутненное сознание идею монотеизма.
Конечно, никаких доказательств этой экстравагантной гипотезе нет. Но уж точно - причина не в предвзятом отношении Фрейда к иудаизму. Я в эпилоге говорю об этом лишь ради некоторой полноты картины – обойти самую последнюю работу, своего рода завещание Фрейда, было бы нетактичным.
Автор книги "Фрейд: человек и его дело" Рональд Кларк пишет:
“ Страстное ощущение Фрейдом своего еврейства не может быть поставлено под сомнение, и поэтому "Моисей и монотеизм" произвел тем большее впечатление на ортодоксальные круги”.
Сам же Фрейд писал:
“ Зависимость еврейского монотеизма от монотеистического эпизода египетской истории, это основное ядро моей концепции.
... Нельзя, например, исключить, что и после низвержения официального культа Атона монотеистическая тенденция в Египте могла сохраниться. Школа жрецов в Он, откуда пошла эта традиция, могла пережить катастрофу и вовлечь целые поколения - уже после Эхнатона - в орбиту своей религиозной мысли. Вполне возможно поэтому, что Моисей участвовал в этом деле, даже если он и не жил во времена Эхнатона, и не находился под его личным влиянием, а просто был последователем или даже членом школы в Он”.
Кто-то может вспомнить Авраама, с которым Богом был заключен завет и отнести возникновение монотеизма во времена праотцов. Но Авраам-то уж точно фигура мифологическая. Говорить о его биографии и датах жизни не приходится. Можно лишь напомнить, что сама Тора (Пятикнижие Моиссево) была записана не ранее 7 века до нашей эры, то есть спустя не менее 800 лет после Эхнатона.
Я рискну сделать следующий вывод: если Моисей был египтянином (что никак не доказано и не будет доказано, дай Бог доказать его реальность) и передал евреям свою религию под названием иудаизм, то религия эта в истоках была эманацией идеи монотеизма Эхнатона.
Если так, то в итоге Эхнатон выиграл свой исторический матч.