ОТРЫВОК ИЗ "ЕГИПЕТСКИХ ПИСЕМ"
06-04-2004...Не знаю, какую оценку я бы заработал по египетской истории, но от обозрения останков египетской цивилизации осталось впечатление ее монотонной деградации - чем памятник истории древнее, тем он совершеннее. Скульптурные изображения пятитысячелетней давности наиболее тщательны и реалистичны (я не оцениваю их с точки зрения моего собственного вкуса, не приемлющего фотографический реализм, а с точки зрения мастерства исполнения), и по качеству превосходят греческие и римские статуи будущих эпох. В лицах изваянных людей и животных поражают глаза, абсолютно живые и наблюдающие за тобой. Говорят, что даже в средние века, грабители, проникавшие в гробницы, нередко в ужасе смывались оттуда, увидев взгляд каменных стражей...
Самые грандиозные пирамиды были построены в самой глубокой древности, в XXXII-XXX веках до н.э. Затем, в общем-то, пошла деградация, пирамиды становились все меньше и меньше, мастерство строителей уходило... Я не склонен к мистике и необоснованным фантазиям, но невольно возникает мысль о каком-то мощном внешнем, может, и внеземном, импульсе, сразу вознесшем Египет на вершину цивилизации, откуда он самотеком катится до сих пор... Создается впечатление, что в самом раннем египетском обществе существовала гармония - всяк сверчок знал свой шесток, люди были подобны муравьям или рабочим пчелам, отсутствовала внешняя опасность, и это позволяло, несмотря на отдельные внутренние распри в верхах (Верхний и Нижний Египет то сходились, то расходились), направлять всю энергию общества на одну цель - возвеличивание фараона, и эта цель достигалась. Египтяне, подобно виденным нами актерам из "Деревни фараонов", бросавшимся "заниматься" своими ремеслами при приближении туристов, четко знали, что им надо делать при приближении надсмотрщика. И это позволяло концентрировать физическую энергию людей для создания уникальных энергоемких сооружений типа пирамиды Хеопса .
Естественно, безмятежное существование государства-улья бесконечно продолжаться не могло. По крайней мере, согласно бытующей исламско-марксистской версии истории, основанной на древнегреческом свидетельстве, в XVIII в. до н.э. Египет был завоеван кочевниками-семитами гиксосами, вторгшимися через Синай и Ханаан из Месопотамии. "Гиксосы" - это не самоназвание интервентов, это искаженное древнегреческое слово, обозначающее "правители-чужестранцы". Кем были эти кочевники, достоверно не известно, но они обладали гораздо более высоким уровнем техники, нежели египтяне: они пользовались железным оружием, железными же колесницами, неизвестными в Египте. Гиксосы процарствовали в завоеванном Египте около века, после чего были разгромлены объединившимися африканцами .
Период царствования гиксосов удивительно синхронен с событиями книг Торы. Если отсчитать от XIII в. до н.э., когда евреи под командованием Йошуа Бин-Нуна вторглись в Ханаан, 40 лет блуждания по Синайской пустыне под водительством Моше и примерно 350 лет египетского рабства, то мы попадаем в XVII век до н.э., которому предшествовали несколько десятков лет возвышения Иосифа и его братьев. Таким образом, и принятая историческая версия, и рассказ Торы совпадают: в то время в Египте правили семиты, пришедшие из Азии, только согласно Торе, агрессии не было, а сын Яакова-Исраэля, став чудесным образом главным визирем Египта и правителем страны, втащил туда свою семью, экономических беженцев, коим именем фараона выделил земли для пастбищ на окраине Египта, в дельте Нила для снабжения египтян мясом - продуктом их занятия, "...ибо мерзость для египтян всякий пастух овец" (Бытие. 46,34). "И благословил фараона Яаков, и вышел от фараона. И поселил Йосеф отца своего и братьев своих, и дал им владение в земле Египетской, в лучшей части земли, в земле Раамсес, как повелел фараон" (Бытие. 47,10-11)
С другой стороны, возможно, что нет и особого противоречия между обеими версиями, а, скорее, возвышение Йосефа можно объяснить не только его удачными пророчествами (Бытие, 41), но и землячеством с фараоном из гиксосов, поднявшим на высшую ступень власти оклеветанного раба-узника, не только за его прозорливость и мудрость, но и за общность языка и обычаев. Мало ли мы знаем таких случаев из более поздней истории? И вот, согласно Торе, уже после смерти Йосефа "...восстал в Египте новый царь, который не знал Йосефа" (Исход, 1 , 8). Как это могло получиться? Прошло, что ли, много времени, и благодеяния Йосефа для Егип
та успели забыться? Но в Египте очень много внимания уделяли увековечению не только фараонов, но и жрецов, и знати, и их деяний, и вряд ли это было простое незнание. Скорее всего, это отражение свержения чужеземцев-гиксосов, когда победители из африканской глубинки либо действительно не знали ничего о мудром правителе, либо, скорее всего, вследствие хорошо известного нам паскудства человеческой натуры, постарались предать его забвению. Таким образом, представляется мне, пастухи Яакова вошли в Египет в обозе гиксосовских войск, и по окончании оккупации с их потомками поступили, как с русскими в современной Латвии... Так я увязываю два древних источника - греческий и еврейский .
Еще одна любопытная вещь - египтяне вовсю пыжатся доказать свою монополию на идею монотеизма. Я слышал такие, например, пассажи, что “монотеистический” ислам является прямым продолжением древнеегипетского монотеизма. При этом - чистейшая оруэлловщина - богов, дескать, у египтян было много, но все это - отражение единого Бога. Видимо, идеологам современного Египта надо найти связь между древней культурой и нынешними арабами, потомками средневековых завоевателей, смешавшихся с местным населением. А связь такая же, как между тетей Хасей из Одессы, получившей позавчера американское гражданство, и индейцем племени черокки, тоже гражданином США .
В древнем Египте действительно была попытка фараона Эхнатона директивным порядком установить монотеизм в XV в. до н.э. (т.е., до исхода евреев из Египта!), но она потерпела неудачу, и сразу после смерти этого фараона все его реформы были ликвидированы. Эхнатон объявил единственных богом солнечный диск, закрыл храмы всех богов, кроме храма Бога солнца Атона и разогнал жрецов. Это не нашло поддержки в обществе, и, конечно, не могло хорошо кончиться. Такова действительная история древнеегипетского монотеизма. Я полагаю, что идеи однобожия Эхнатон заимствовал от живших в Египте евреев, потомков первого монотеиста Авраама.
Согласно Торе, первое общение с Единым Богом, иначе говоря, религиозное озарение, произошло у Авраама еще до хождения его в Египет. Авраамов же род - Исраэль с сыновьями, т.е., евреи, вошедшие в Египет вместе с гиксосами, состояли в завете с Единым Богом уже в третьем-пятом поколениях, монотеизм стал для них традиционным, и, видимо, особенно во времена правления гиксосов (время Йосефа), их верования и обычаи внедрялись в той или иной мере в египетскую среду, как, скажем, европейская культура русскоязычного колонизаторского меньшинства органично или насильственно внедрялась в традиционную культуру Средней Азии последние 150 лет... Эхнатону для проведения в обществе его культурной революции, видимо, не подходил таинственный образ еврейского Бога, невидимого, с непроизносимым именем и вездесущего. Поэтому он решил пойти более простым и ясным для народа путем, объявив единым Богом Солнце. В этом что-то есть, ведь вся энергия, которая имеется на Земле, она от Солнца... Безусловно, что все построения Эхнатона были чисто умственными, без особой мистики и таинственности. Его религия была, по сути дела, юридическим документом, Конституцией. Этот гениальный бедолага на несколько тысячелетий опередил свое время.
И вот сегодня египетская идеология вещает о прямом происхождении христианства и ислама от древнеегипетского "монотеизма", вообще не упоминая об иудаизме! Хотя основатели христианства и ислама апостол Павел и Мухаммед никогда не отрицали корней своих учений именно в иудаизме, и именно Тора является общей священной Книгой всех трех религий. Вот уж, действительно, повторение истории с новым фараоном, который и слыхать не слыхал о каком-то Йосефе! Безусловно, конечно, что и евреи многое переняли от египтян, и в жизни, и в религии, но все же патент на монотеизм принадлежит нашему праотцу Аврааму !..