МОСКВА 2004: РАССКАЗЫВАЮТ СТАРИКИ

20-06-2004


Простодушные заметки

Мои предыдущие заметки из столицы брошенной нами родины были результатом первого поверхностного впечатления. Напомню, что их эмоциональная окраска была исключительно светлой. Прошла неделя. Я встретился со многими людьми, большинство из которых были моими ровесниками или старше. Разговаривая с ними, я хотел понять, как воспринимают происходящее вокруг те, кто не эмигрировал, подобно нам, а остался. И вот что мне удалось нарыть. Большинство собеседников живут очень хорошо. У них отдельные квартиры, обставленные дорогой мебелью. Кое-кто сделал так называемый евроремонт, то есть придал жилью привычную для нас западную кондицию. Холодильники полны, столы, как говорится, ломятся от явств. Вместе с тем пенсии, равной примерно ста канадским долларам, для такой жизни явно недостаточно. Дополнительные вливания – это помощь взрослых детей, доходы от сданного в аренду жилья, приработки.

Встречаются, конечно, и совершенно нищие люди. Я шел по улице. Неожиданно из кустов вышла интеллигентного вида женщина моих лет и, стесняясь, попросила три (!!!) рубля. Это примерно десять американских центов. Я от неожиданности растерялся, выгреб из кармана рублей десять мелочью и дал. Через квартал запоздало сообразил, что надо было бы дать по крайней мере сотню. Обернулся, но женщина уже исчезла. Что касается профессиональных нищих в метро – убогих старух, инвалидов с позаимствованными на реквизитных складах Мосфильма культями и опухших матерей с вечно спящими синюшными младенцами, то народ давно их раскусил и подает крайне вяло.

Итак, люди моего круга и возраста живут очень даже неплохо, регулярно путешествуют за границу, но при этом практически все жалуются и ругают власть. Некоторые делают это с запальчивостью и страстью. Много говорится об удушении свободы слова и возврате к сталинским временам. Когда я спрашивал, в чем именно это выражается, то в ответ, как правило, звучала аргументация метафорического характера: страна, мол, неизлечимо больна, властям наплевать на народ, у депутатов нет совести, кругом ворье и бандиты, президент - кегебешник и так далее и тому подобное. А в магазинах, которые выглядят ничуть не хуже канадских, безграничный выбор еды и товаров, бесчисленные кафе и рестораны полны людей, на дорогах нескончаемый поток дорогих иномарок. Удивительно, что при этом все еще жив миф о сладкой жизни на Западе и многие привычно бормочут: Я бы прямо сейчас уехал, но только…” И дальше что-нибудь бессмысленное.

- С жиру беситесь, - говорил я в ответ на интеллигентское нытье старых знакомых. Вы своего счастья не понимаете. Сидите уж тут и не рыпайтесь. Там вы никому не нужны.

Не верят!

- Мне хочется понять, что тут у вас происходит. Открой мне глаза, - попросил я популярного телеведущего Льва Новоженова, с которым мы встретились в уютном кафе "Мания", расположенном в левом крыле консерватории.

- Вряд ли у меня это получится. Здесь тоже никто ничего не понимает, включая Путина. Хаос! Все происходит стихийно.

В это время у нашего столика появились три молодых женщины, которые начали рассаживаться по соседству, задевая при этом популярного телеведущего выступающими частями тела.

- У многих совершенно нет навыков человеческого общежития, - прокомментировал происходящее Лева. – Тебя могут толкнуть, обхамить, всюду мусор, битые пивные бутылки. Население Москвы за два последних года увеличилось на три миллиона человек. При этом доброжелательностью все эти миллионы вовсе не обременены. Иногда кажется, что гражданская война в России еще не закончилась.

Напомню, что мы сидели в приличном консерваторском кафе…

- В Москве еще хорошо, - продолжал Лева, - а вот в провинции… Я недавно был в Саратове. Стоит кривая облупившаяся развалюха, написано “Банк”. Рядом другая такая же – “Казино”. Лужи огромные, прямо как у Гоголя. Ямы, колдобины. И вот по ним шпарят иномарки, которые в таких условиях превращаются в одноразовые. Какие-то люди в костюмах от Версачи балансируют на досках, перекинутых через канавы, прыгают через лужи. Паноптикум!

- Кстати здесь, на Большой Никитской, я видел несколько банков.

- Это никакие не банки. Кто-то получил доступ к бюджетным деньгам и сразу открывает банк. Или надо отмыть какие-то деньги. Или хотят наварить быстрые деньги на мешочниках на челноках то есть - и начинают давать им кредиты под сто процентов. А потом быстро все это закрывают. Иными словами это не такие банки, как у вас, которые обслуживают широкую клиентуру. Доверяться им крайне рискованно. Вот люди с деньгами и стараются открывать счета в надежных западных банках. Это и для расчетов удобнее, если ты ведешь бизнес с западными партнерами или делаешь там какие-нибудь закупки. Кроме того, повсеместно распространена так называемая серая зарплата. Это когда официально тебе платят скромную сумму в рублях, а на самом деле вручают конверт с неучтенными долларами…

Вид на здание Государственной Думы через развалины гостиницы "Москва" (так в памятное нам время фотографировали Запад советские фотокорреспонденты)

Еще до встречи с Новоженовым я обратил внимание на то, что в Москве на каждом углу пункты обмена валюты, многие из них работают круглосуточно. Я стал расспрашивать знакомых, что это означает. Неужели в город приезжает такое количество иностранцев, что ради них повсюду действуют сотни, если не тысячи обменных пунктов. Вовсе нет, объяснили мне старожилы. Просто доллары и евро – это одна из наиболее надежных форм хранения денег. Банкам и рублям мало кто верит. Люди убеждены, что отечественная валюта может “грохнуться” в любой момент. И вот, получив зарплату, человек несется в ближайший обменный пункт и меняет рубли на доллары. А потом в течение месяца малыми порциями меняет доллары на рубли, стараясь приберечь как можно больше на черный день. Или, наоборот, получив серую зарплату в долларах, меняет их на рубли.

Другая популярная форма капиталовложений – жилье. К ней прибегают уже по-настоящему денежные люди, банки, конторы по продаже недвижимости, богатые фирмы. Повсюду высятся новостройки так называемых элитных домов. Цена одного квадратного метра такой жилплощади полторы тысячи долларов и выше. Почему многоквартирные новостройки, обещающие со временем превратиться в подобие муравейников, называются элитными, я так и не понял. Квартиры в них продаются неотделанными, комнаты, кухни и туалеты представляют собой пустые бетонные клетки. Три четверти квартир в уже возведенных домах пустуют. Экономисты говорят, что рынок жилья перегрет, цены взвинчены выше всяких разумных пределов и вот-вот этот пузырь лопнет. Пока, правда, не лопнул.

Хотя ворья и бандитов, как в каждом мегаполисе, хватает, чиновничье вымогательство в последние годы приняло более цивилизованные формы. Представитель пожарной инспекции, например, обязует арендаторов офисных помещений установить датчики задымления, одновременно давая конкретный адрес фирмы, которая “единственная” имеет лицензионное право это сделать. Разумеется, указанная фирма дерет втридорога.

 

"Бездомник" в московском метро

Забавна история о политике правительства Москвы по отношению к слоняющимся повсюду, даже в метро бродячим собакам. Просто отлавливать и убивать их признано негуманным. Было принято решение отлавливать, стерилизовать и затем отпускать на волю в районе поимки. На эту сказочно добрую программы были выделены колоссальные средства. Конечно, кто-то ловко прибрал их к рукам. Проверить ничего нельзя, потому что поголовье вольных псин осталось прежним, а отличить кастрированных от некастрированных практически невозможно.

Еще получила распространение такая экзотическая форма предпринимательства, которую здесь именую “недружественным поглощением”. Кому-то, к примеру, приглянулось процветающее рентабельное предприятие. Скупается какое-то количество его акций, а затем люди в камуфляжной форме и масках врываются на территорию, выгоняют всех сотрудников из конторы и никого туда не пускают. Владелец контрольного пакета акций, конечно, начинает жаловаться правоохранительным органам на произвол, подает на захватчиков в суд. Начинается юридическая тягомотина, которая может продолжаться годами. А захватчики, между тем, снимают пенку с прибыльного предприятия по полной программе.

Вот так здесь и живут: процветают и жалуются, жалуются и процветают. Хвалят добрых бандитов и ругают сердитую власть. Собирают пустые банки и бутылки, чтобы купить хлеб, и тратят тысячи долларов на поездки за границу. Много говорят о политике, но не ходят голосовать во время выборов.

Кто их разберет?!!

Фото автора.

Комментарии

Добавить изображение