ТОЧКА ПЕРЕСЕЧЕНИЯ ПАМЯТИ

14-07-2004


Из серии: “Прогулки вдоль книжных развалов)

Ирина Цыпина“Вид с Королевской горы”, так назвал свою новую книгу автор, писатель – журналист Борис Неплох. И в этом названии - символическое обращение прежде всего к “русскому Монреалю, проживающему сегодня на Королевской горе дивного нарядного города, а через него ко всем нам, живущим в разных странах и городах, но никогда не теряющим своей связи с русским языком, русской культурой, её сложной и богатой еще непрочитанной до конца историей.

Борис Неплох- коренной ленинградец, работал в ленинградской печати и на телевидении. После отъезда из России был редактором нескольких израильских изданий, вел рубрику нью-йоркского “Нового Русского Слова”, с 1997-го года – редактор и издатель канадской газеты на русском языке “Монреаль-Торонто”; лауреат премии “Свобода” английского Пен-клуба (1991).

Книгу Бориса Неплоха можно отнести к жанру исторической эссеистики или к современной исторической миниатюре, почти в стиле short-short .

В пространстве нескольких страниц отдельных исторических новелл – интрига и чувства, философия и страсть, скурпулёзно выверенная архивная правда исторических событий; атмосфера, дыхание времени и отточенное перо Мастера.

Этот историко- философский коктейль завораживает и опьяняет: калейдоскоп лиц, фатальные неразгаданные тайны мировой истории, вопросы, иногда без ответов, и неожиданные гипотезы вместо поверхностных и привычных формулировок и штампов. Вместе с автором мы уходим за героями его сюжетов в бесконечность, чтобы вернуться с новым ощущением лёгкости бытия и прикосновения к Вечности.

Как в таинственном иллюзионе, как в театре абсурда, как в шоу в стиле Модерн, персонажи сменяют друг друга, не доиграв, не долюбив, не прожив до конца свой сценический образ, а только заинтриговав нас. Вот только отдельные штрихи, отдельные акценты этого необычного повествования (остальное Вы прочитаете сами): эпизоды из жизни компании “Метро Голдвин Майер и трагедия Достоевского, “Русский Монреаль в ожидании праздника” и неизвестные архивы В.Ленина и его генеалогические календари, “семейная сага Станиславских и ослепительный “Сан-Катрин – монреальский Бродвей”, нежно любимый русский театр Монреаля имени Л.В.Варпаховского и его история.

Мы узнаем о русских первопроходцах Канады – сектантах - духоборах, пройдёмся по пыльным мрачным улицам колониального Иерусалима и в который раз откроем для себя страницы новой истории Монреаля.

Листаю страницы чужих страданий и чужой боли и, вдруг, начинаю понимать, как энергетически связаны чувства людей через века, страны, национальные судьбы и кажущуюся непохожесть. Мы все – единое целое единой бесконечности и нам никогда не дано уйти от друг друга. Но есть две страсти, правящие миром, две доминанты, два полюса, где никогда не бывает победителей и побеждённых. Вы уже догадались? Да, это Любовь и Политика. В этом можно убедиться, прочитав сюжет о гениальном и несчастном Ницше, влюблённом до беспамятства в капризную дочь русского генерала Лелю Саломе. Возлюбленная так легко предала великого философа и мир тогда узнал горькие откровения “для всех и ни для кого”, произнесенные устами древнеиранского пророка Заратустры. А еще, мы перечитаем формулы бытия поверженного Ницше и, наверное, станем чуть-чуть мудрее, даже не всегда принимая его концепцию: всё в мире связано: белое и черное, благословение и проклятие”...

Но есть ли наказание за предательство? За распятие чувств? Кто знает? Листаю, листаю страницы...

Как сон, возникает из тумана призрачный, почти потусторонний, фильм “Касабланка” с загадочной и неземной Ингрид Бергман, любовь и война, глицериновые слёзы и обнаженные чувства, и сразу три “Оскара в далёком 1943-м , тогда Америка проголосовала за простоту и истинность человеческих отношений, без фальши, без игры, без нарочитой сложности и придуманных слов.

А на соседней странице рассказ о большевистской Джоконде, женщине –загадке , Инессе Арманд и её почти целомудренном и тайном романе с Владимиром Ульяновым.

Признаюсь, с годами интересная книга всё чаще заменяет дружеские посиделки и утомительную суету ненужного порой общения. Каюсь, но лично для меня, хорошая книга – это живой, яркий, многомерный мир, это роскошь открытий и самопознание, это всегда праздник.

И если вечером после работы Вы решите прогуляться в Рунете (русском интернете), то сделайте остановку на скромном светящемся сайте у виртуальной книжной полки: http://www.glagol.ru/books/item_view/92/1618/

И я уверена, что Вы прочитаете увлекательные сюжеты, мастерски написанные Борисом Неплохом, на едином дыхании, волнуясь, споря и любя и при этом, ощущая незримое присутствие и вкус тех далёких, уже исчезнувших лет, когда никто никуда не торопился, пахло фиалками и чистотой, и были еще не растрачены такие простые слова, как - Честь, Достоинство, Совесть, Сострадание.

И, вдруг, забываешь, что это было так безумно давно и совсем не с нами и начинаешь искать..., искать ответы на самые Главные вопросы на страницах этой новой увлекательной книги в глянцевом сияющем переплёте. А книга уводит нас в лабиринт давно исчезнувших дат и событий, далёких дней и эпох, где смешались мистика и реальность, где создан почти настоящий мир, ушедших в Вечность героев и знаковых личностей истории.Где прошлое и будущее пересеклись в одной координатной точке нашей памяти.

А на черно-белом твёрдом пожелтевшем от времени снимке, сделанном на фоне провинциальной концертной афиши 1908-года, все улыбаются, все еще очень молоды и все еще живы.... Всё еще впереди.

Гимназисты в заломленных фуражках, дамы в кофточках с буфами, мужчины с аккуратными бородками, в сюртуках, нога на ногу и цыганская шляпа -на колене, девочки в платьицах с нарядной оторочкой и высоких шнурованных ботинках – какие трогательные, милые, открытые лица .... ”.

История не может состояться без них, история никогда не бывает обезличенной. Мы тоже принадлежим своему Веку, своей "изломанной" истории и своей, увы, такой несовершенной эпохе. Но нам надо Всё в памяти сохранить, чтобы передать поколениям своих детей. И как хорошо, что Это было. И пусть так будет всегда.

Комментарии

Добавить изображение