СОВМЕСТИМЫ ЛИ ГЕНИЙ И ШАРЛАТАНСТВО?

23-09-2005

Малевич, конечно, был профессиональным художником, получившим нормальное образование, знавшим законы перспективы. Те, которые из-под сохи, начали заниматься живописью, это примитивисты. Скажем, Анри Руссо или Нико Пиросмани. Странно, что вы, Валерий, это спрашиваете.
И Джексон Поллак не сразу стал абстрактным экспрессионистом. Он тоже вполне профессионально занимался обычной живописью. В Нью-Йорке я был на выставке Пикассо, где выставлены подряд, в хронологическом порядке, портреты его женщин. Когда он пылал к очередной своей женщине пылкими чувствами, он писал вполне приличные ее портреты.
Зато, когда чувства охладевали, то появлялись два носа или нос на ухе. Это заметили все писавшие о выставке критики. И сами устроители это заметили, выстроив именно так экспозицию.
Но... я все-таки думаю, что Джексон Поллак не был шарлатаном. Вспомнил его жизнь. Он пил по-черному и жутко кончил. Разбился пьяный на машине, сам погиб и угробил двух молодых женщин, его последнюю жену и ее подругу.
Такие люди не могут быть шарлатанами. Шарлатаны, в основном, люди весьма практичные в житейском смысле этого слова. Люди скорее, хорошие, чем плохие. (Поллак был изрядной сволочью). Среди шарлатанов - сильно пьющих мало. Многие из них - хорошие отцы и мужья. И вообще, часть из них я бы охарактеризовал не как шарлатанов, а как тружеников.
В том числе, и великих тружеников. Такие великие труженики - Дарья Донцова и Зураб Церетели. Или уже покойный Евгений Вучетич. Да, творения Церетели и Вучетича, их знаменитые чучела, вызывают у многих людей нервный тик. Но в эти чучела вложен гигантский труд их создателей.

Настоящий гений, Роден, если вспомнить именно скульпторов, подобным трудолюбием не отличался. Во-первых, он пил, а во-вторых, не так уж много успел и свои знаменитые "Врата Ада" так и не закончил. Так что до труженика Церетели ему далеко.

Кстати, я, когда шел по бульвару Мон-Парнасс, как-то очень неожиданно увидел в боковой улочке небольшой памятник. Он стоит рядом с "Ротондой". Это тот самый "Бальзак" Родена. Где Бальзак завернут то ли в хламиду, то ли в простыню. Много я видел памятников в своей жизни, но этот - безусловно выше всех, хоть сам по себе он невысок.
Повезло Бальзаку, ему поставили самый красивый в мире памятник.

Но... главное, что мне пришло в голову, когда я думал сегодня о гениях и шарлатанах, это сравнительно новая для меня мысль: гений и шарлатанство - совместимы.
Во всяком случае, сегодня. Уже давно понятно, что совместимы гений и злодейство, даже автор строк, утверждающих обратное, совмещал в своей жизни и то и другое.
Ну не то чтобы злодейство, но жену и четырех детей он с долгом в сто тысяч рублей оставил. В основном, “нажитым” карточной игрой. И Смирдина разорил, требуя от него непомерных гонораров. И Воронцову преследовал, оскорбляя и ее, и мужа, хоть он не был мужчиной ее мечты. Ну и много еще чего натворил я написал об этом в своей клевете "Жорж, ты прав!" Ну а совмещение гения и шарлатанства, это сравнительно новое явление.

Я писал об относительных литературных гениях, гениях тусовки. Наверное, наиболее яркий пример гения тусовки, это Владимир Георгиевич Сорокин. Я Сорокина не жаловал. В 1998 году стал серебряным призером "Тенет" за антисорокинский памфлет.
Правда, я не утверждал в этом памфлете, что Сорокин - бездарен. Там было о другом.
В самом начале нулевых, РЖ опрашивал своих продвинутых читателей про современных российских писателей: "Кто - самый, самый?". Могли голосовать оn-line. С одного адреса нельзя было голосовать, вот почему я проголосовал и дома и на работе. И оба раза - за Ирину Полянскую. Увы, в итоговой публикации опроса, оказалось, что Полянская как раз, эти два голоса и набрала. А вот победил, как вы догадываетесь, Сорокин, да еще с огромным отрывом от ближайших конкурентов. Я тогда призадумался, перечитал кое-что. И решил, что все-таки, Сорокин очень талантливый человек. В каком-то приближении, он действительно гений, по тому, что он умеет делать со словом. Так вот, Сорокин именно гений, который совместил в себе Гений и Шарлатанство. Потому что он пробился к известности не столько за счет своих несомненных талантов, а за счет скандальных тем своих писаний.

У него уже в "Месяце в Дахау" готовят суп из потрошков русской девушки Наташи. Это из сравнительно раннего Сорокина. Ну а про позднего, наверное, все присутствующие знают. Если
бы Владимир Георгиевич писал не о том, что он пишет, а о рассветах и закатах на Клязьме, о тихой радости обычной человеческой любви, о страданиях выброшенного из жизни преподавателя марксизма-ленинизма и т.д. никто кроме двух-трех десятков ближайших друзей и родственников его бы не знал. А если суп из потрошков, совсем другое дело. Получилось, что он пробился наверх, на Олимп, благодаря шарлатанским приемам. Потому что скандал - это шарлатанство.
Скандалом пользуются шарлатаны.
Точно такой же шарлатан и Бренер, который изгадил картину в Голландии (навалил около нее натуральную кучу под лозунгом “За стирание граней между искусством и жизнью”, получил за художество 3 месяца тюрьмы - В.Л.). Я не знаю, гениальный ли художник Александр Бренер, не очень могу понять критериев сегодняшней гениальности, но понимаю, что он - не бездарен. Значит, талантливый человек и здесь применил шарлатанский прием.
Вот получается, что раньше только бездари были шарлатанами и так некоторые из них пробивались к писательской кормушке, (вы, наверное, помните историю "драматурга" Сурова, лауреата Сталинской премии), а сейчас и гений вполне может быть шарлатаном.
Потому что тот гений, что одновременно и шарлатан, становится известным.
А который - нет, соответственно, нет.
"Странные дни", как поет Андрей Макаревич.

Сегодня слушали "Севильского цирюльника" и, тем самым, закончили театральную неделю. Театрами мы отмечаем День Рождения каждого из нас.
Один - в августе, а другой - в октябре. Сами себе делаем такой подарок.
Я никогда раньше не слушал эту оперу от начала до конца. Впечатление - оглушающее. Прежде всего - от музыки. С голосами, по-разному. Базилио должен был петь бас Пожарский из Большого, но он заболел и знаменитую арию "Клевета", пел второй исполнитель, болгарин. Пел, не вытягивая. Равноценного баса труппа не привезла. Труппа - интернациональная. В основном, болгары. Есть два американца, Фигаро и Граф Альмавива.
Очень неплохие голоса. Обе женских роли спеты великолепно. Обе спеты болгарками. Оркестр был выше всяких похвал. Дирижер - болгарин. Я не называю имен, хоть программка передо мной. Но вряд ли здесь есть любители oперы. Так что имена вам ничего не скажут. Зал был почти полон, было много пожилых итальянцев, сохранивших в Америке свой родной язык, так же как мы сохранили русский, итальянцев, которые пели вполголоса вместе с артистами.
Они знали всю оперу наизусть.
Спектакль пели на итальянском. Но над сценой шла бегущая строка перевода на английский.
Оказывается, выражение: "Он сделал мне предложение, от которого трудно отказаться",- которое я впервые услышал в "Крестном отце" - из "Севильского цирюльника".
Это слова Дона Базилио, сказанные им в оправдание.
То предложение, от которого Дону Базилио было трудно отказаться, было предложением пули из пистолета графа Альмавивы. Именно так Альмавива заставил Дона Базилио участвовать в венчании Графа с Розиной.
Но, еще раз повторю, оглушающим было впечатление от музыки Россини, хоть половину музыки я, разумеется, знал, включая увертюру и самые известные арии. Все равно, это нечто невообразимое.
Россини написал "Севильского цирюльника" за 18 дней, когда ему было всего лишь 23 года. Первую свою оперу он написал в 16 лет.
Музыканты масштаба Россини, Моцарта, Бетховена - безусловные гении, гении, о гениальности которых никто не спорит. В этом смысле, музыка самый честный вид искусства. (И – никакого шарлатанства).
Гениальность того или иного писателя, разумеется, может быть оспорена. Особенно сейчас, когда в каждой тусовке - свой гений. И списки гениев не пересекаются, общих - нет. С художниками тоже не все ясно.
Джексон Поллак - гений? Как будто бы да. А может, все-таки шарлатан? По-моему, прежде всего была гениальна его жена, Ли Краснер. Гениальна, как рекламный агент мужа. Ну а "Черный квадрат" - Малевича. Почему это гениально? А по кочану.
В музыке - все не так. Невозможно оспаривать гениальность Россини или Моцарта.

[Из обсуждений “В круге чтения РЖ]

Комментарии

Добавить изображение