БУТАН

02-03-2006

Андрей Савин – инвестиционный банкир и путешественник, проживающий в Великобритании. Он автор ряда работ о жизни и обычаях экзотических народов планеты. Данная статья – это вторая публикация автора на русском языке.

В наши времена газовых войн, когда каждый школьник знает динамику цен на российско-туркменскую смесь, при произнесении слова “Бутан прежде всего вспоминаются строки замечательного поэта В. Дормидонтова из поэмы “Газ”: “Люди гибнут за бутан, люди гибнут за пропан…” В действительности же, Бутан – не только газ, но также и небольшое буддийское королевство в Гималаях, зажатое с трех сторон Индией, Непалом и китайским Тибетом.

Я узнал об этой удивительной стране из художественной литературы, начал собирать информацию и подговаривать друзей, и вот, уже через несколько стремительно метнувшихся месяцев мы с женой и еще двумя парами друзей перешли Индийско-Бутанскую границу в местечке с мужественным названием “Самце”. Нас было шестеро - Ксения, Нина, Ракель, Александр, Андрей и Сулейман.

Страна “Друк” с драконом на флаге.

 

Тысячелетиями Бутан оставался практически никому не известной вещью в себе. И сегодня – это самая малопосещаемая страна в мире. Визы на въезд могут получить всего три тысячи туристов в год.

В привычных для нас категориях материальных ценностей страна стала развиваться совсем недавно. Первая мощеная дорога появилась только в 1961 году. До сих пор в стране нет ни одного светофора, и половине населения страны необходимо идти больше дня до ближайшей асфальтовой дороги.

Это - не монастырь, это - отель

Как отмечал в книге “Дженирейшн Пи” 1998 года писатель-фантаст Виктор Пелевин, в Бутане нет телевидения. Прозаик как будто пророчествовал первый канал бутанского королевского телевидения начал свои телетрансляции уже в 1999-м. Это была последняя страна в мире, павшая под давлением голубого экрана.

“Друк” – по-бутански значит “дракон”. Это мифическое животное встречается везде – на государственном флаге, на орнаментах тканей, на сувенирах. Большинство гостиниц, ресторанов и туристических агентств в стране, а также авиакомпания так и называются – “Друк”. Остряк Александр постоянно веселил нашу компанию всякими словесными пируэтами на эту тему, вроде “Отель Интурдрук”, или “Если друк оказался вдруг”, или “Не бросай дракона в бидэ”.

В 1962 году в Бутане появились первые деньги – до этого экономические отношения происходили исключительно через натуральный обмен. Говорят, в 40-е годы бюджет страны исчислялся в условных единицах, привязанных к мерам чумизы, а в 50-е годы перешли на единицы, привязанные к мерам бараньей шерсти. При этом магазины и рестораны тоже торговали на у.е.

По размеру, как и по ландшафту, Бутан очень похож на Швейцарию – горы, луга, долины и реки – но живет в стране всего 800 тысяч человек. Правда, эта информация может быть неточной, так как население никто никогда не считал, а цифра была выбрана королем исключительно из соображений буддийской гармонии.

Вангчук – это наше все!

 

Бутаном правит король Вангчук . Ему чуть за пятьдесят, и у него четыре законные жены (все они родные сестры) и десяток детей. Многоженство короля – скорее исключение из правил жизни страны, где население придерживается буддийской концепции жизни, согласно которой предполагается присутствие лишь одной спутницы жизни.

Как истинный буддист и последователь славных дел покровителя страны Гуру Римпоче, король четко сформулировал смысл бутанского развития увеличение (а в идеале – удвоение к 2010 г.) ВНС, то есть валового национального счастья. Материальная жизнь – лишь побочная составляющая достижения этой цели, поэтому экономическими вопросами король занимается постольку-поскольку, предпочитая уделять время таким увлекательным жизненным аспектам, как национальная одежда и архитектура.

Все без исключения жители Бутана носят национальный костюм – это белая сорочка и длинный клетчатый шерстяной халат с широкими рукавами, перевязанный шитым поясом. Мужчины также надевают высокие гетры. Получается нечто японо-монгольское с легким оттенком Дриеса Ван Нортена. И это не от бедности или отсталости, а от высокого чувства стиля короля, который решил, что так будет хорошо. Говорят, он сам доработал дизайн костюма, а также постановил, что при входе в официальные помещения еще необходимо повязывать специальный платок, аналогичный монашеской накидке. Кроме этого король установил правила бутанской архитектуры, которым должны отвечать все постройки в стране, тем самым повсеместно создавая дивную гармонию пейзажа рукотворного с нерукотворным.

В последние несколько лет в страну пришло некоторое количество денег – построили две горные гидроэлектростанции, экспортирующие энергию в Индию. Так что теперь иногда можно увидеть любопытные новобутанские зарисовки. Например, забавно наблюдать, как маленькие бутаночки в национальных костюмах, рассекают воздух горных дорог на огромных Лэнд-Крузерах или вышагивают по улицам с Луи Витонами на перевес.

Ваши храмы пахнут ладаном

Буддизм насквозь пронизывает жизнь страны – все жители верующие, очень многие – вегетарианцы, некоторые из них лактовегетарианцы. Почти все родители стараются отправить хотя бы одного из сыновей в монахи. Такого мальчика-монаха из бедной семьи как правило кто-нибудь спонсирует. Один из участников нашего путешествия пожертвовал 300 долларов, которых должно хватить на обучение монашка целых пять лет.

Буддисты очень трепетно относятся к любому живому существу. Поэтому когда мэр столицы Тимпу несколько лет назад захотел усыпить расплодившихся и распоясавшихся бездомных собак, то поднялась неслыханная общественная буча. Животных нельзя трогать, ведь собака может оказаться вашей перерожденной бабушкой или тетей. Кстати, по той же причине в Бутане не прижилась шелководная промышленность, которую одно время хотели развивать индийские негоцианты. Бутанцы наотрез отказывались убивать червячка-шелкопряда.

Помимо столицы Тимпу (по правде говоря, не особо интересного городка в десяток улиц, движение транспорта по которым регулирует единственный в стране элегантный постовой), все, что мы, по сути, видели за пять дней нашего путешествия – это потрясающая и завораживающая природа, а также буддийские монастыри и храмы.

Буддийские монастыри внешне, казалось бы, все похожи друг на друга – белые стены, резные крыши, неторопливые монахи и чуть дурманящие запахи тлеющих ладонных благовоний – но каждый из них по-своему необыкновенен.

Проехав всего несколько часов по узким горным дорогам, вы попадаете из одной долины в другую и окунаетесь в новую гамму красок и цветочных запахов на фоне зеленых холмов и гордых заснеженных Гималаев. Невозможно описать эту красоту словами, ее можно увидеть только во сне или в Бутане...

В дороге мы обычно играли в города. Названия на “а” и “к” быстро заканчивались и все смеялись, когда эрудированная гражданка Англии Ракель серьезно утверждала, что города Кировочепецк или Андомский Погост на самом деле существуют на карте нашей родины.

И вот после многих часов езды по извилистым горным дорогам перед нами возник величественный город-монастырь Пунака–дзонг, построенный в живописном месте слияния двух огромных горных рек. Монастырь был когда-то столицей Бутана, а также зимней резиденцией короля. Здесь когда-то Бертолуччи снимал фильм “Маленький Будда”, и здесь можно легко провести весь день, незаметно блуждая по улицам монастыря, заходя в кельи и благовонные храмы и наблюдая за жизнью дружелюбных монахов.

Другой знаменитый монастырь Тигриное гнездо находится на высокой отвесной скале недалеко от Паро. Этот монастырь – одна из главных буддистских святынь страны, и он был основан в VIII веке самим полумифическим Гуру Римпоче, прилетевшем в Бутан на тигре. От него же открывается завораживающий вид на самую высокую гору страны – семитысячник Джомолхари, где, по слухам, водится дракон. К монастырю добраться непросто – нужно идти не менее четырех часов по вырубленным монахами в скалах ступенькам и проходам.

Когда мы подъехали к тропе, ведущей к монастырю, пошел дождь, и большинство участников нашего путешествия предпочло не идти в гору, а ехать в гостиницу для опробывания недавно приобретенного местного заменителя алкоголя – полупсихотропного ореха “чогдун”, а также для последних сборов. На следующий день мы улетали в Катманду.

Популярная механика

Как проехать? В Бутан можно въехать на машине через Индийский штат Бенгал или прилететь на рейсе королевской авиакомпании “Друк”, авиафлот которой состоит из двух 60-местных винтовых самолетов, несколько раз в неделю летающих в Катманду, Бангкок и Калькутту-Дели. (Говорят, что два пилота “Друк” – одни из наиболее известных людей в стране, и по своей популярности могут сравниться лишь с самим королем Вангчуком или с суперизвестным исполнителем песен в стиле “горки” Алемом Чоксом.) Единственный в стране аэропорт находится во втором по величине городе Паро, состоящем из одной улицы и трех монастырей, в двух часах от столицы. Это единственное место, где среди гор возможно посадить самолет.

В аэропорту Паро

Виза? У страны есть всего два посольства – в Дели и в Бангкоке и два консульства – в Нью-Йорке и в Гонконге. Поэтому, если вы не живете ни в одном из этих городов, то визы можно будет получить на границе. Необходимо, чтобы ко времени пересечения границы информация была бы уже на погранпункте, в связи с чем ваш турагент должен будет запросить для вас визу примерно за два месяца до поездки.

Госконтроль? К вам или вашей группе будет приставлен обязательный гид и водитель. Проверки на дорогах случаются часто, но контролеры очень приветливы, и это совсем не напрягает. Гид будет все показывать, оформлять и будет пытаться что-то произносить на вашем родном языке. Мы были уже второй русской группой, которую сопровождал наш гид Люка – за несколько месяцев до нас он возил по стране русского прозаика Пелевина с его спутниками.

Сколько у.е.? Чтобы в число трех тысяч туристов не попали студенты-бэгпеккеры и не нарушили бы дивного благолепия, король постановил, что за каждый день пребывания в стране нужно платить около 180 долларов на человека. Это немало, но включает в себя оплату гида, средней гостиницы, транспорта, билетов в монастыри и базовой еды.

Что с собой брать? Музыку, чтобы слушать в дороге, так как читать невозможно – очень трясет, маленькие подарки для сельской детворы, сигареты, если вы курите, так как курение на территории страны строго не рекомендуется и сигареты не продаются, затычки для ушей – собаки очень громко лают по ночам. Если вы пойдете в треккинг – то палатки, мешки и прочее.

Когда ехать? С точки зрения погоды идеальными считаются октябрь и начало ноября. Мы ездили в августе, и все было замечательно, кроме того что заснеженные гималайские вершины были большую часть времени затянуты облаками.

Кто поможет? Нашу поездку в Гималаи организовывал наш давнишний знакомый Постак Шреста (Postak Shrestha) – партнер компании Wind Horse Tours.

До свидания. До новых встреч.

Мы улетали из Паро. Самолет маневрировал между горами, и всего в нескольких десятках метров от иллюминаторов нашего винтокрылого Боинга до мельчайших деталей можно было разглядывать прилепленные к горам домики. Мы влетели в низкое облако, и пошел дождь. Через несколько минут высоко над облаками стал виден Эверест.

“Он улетал, но обещал вернуться” – пробурчал сам про себя Александр.

“Уходящая натура” – констатировала Ксения.

“Мне грустно отчего-то” – сказала Ракель.

А Сулейман сложил незамысловатую танку:

“Грохочет джип.
Дорога внемлет грому.
И монах с драконом говорит...”

Фото взяты с сайта www.butan.ru. - ред.

Комментарии

Добавить изображение