КОШМАР БЕЗ РЕТУШИ

05-04-2006


“Круглый стол” накануне 20-летия трагедии

“Не должно предприниматься никаких действий, связанных с использованием радиации, если только они не дают выгод, превышающих тот вред, который они приносят или могли бы принести”.
/Международная Комиссия по радиационной защите (МКРЗ)/

СОБЕСЕДНИКИ

Александр Болясный Александр Болясный. Независимый журналист. Будучи по образованию и некоторому опыту работы инженером-электриком, более 30-ти лет посвятил профессиональной журналистике. В прошлом как киевский журналист, был и очевидцем, и участником чернобыльской эпопеи: от пуска ЧАЭС - до обустройства переселенцев из послеаварийной чернобыльской зоны. В 1994-ом эмигрировал в США, где продолжает заниматься журналистской и литературной работой.

Василий ГороховВасилий Горохов. С июля 1986г. по май 1987г. - первый руководитель “чернобыльской зоны. Не широко известной 30-километровой, объявленной спустя неделю после катастрофы, а территории радиусом 10 км. вокруг ЧАЭС, отчуждённой сразу же. Официальное название должности - “заместитель директора ЧАЭС по дезактивации и консервации города Припяти”, в подчинении – 200 гражданских сотрудников и воинские подразделения. По образованиям и трудовой биографии - “многостаночник”: в геологии – геолог-разведчик рудных месторождений, в ракетной технике и атомной энергетике - инженер-электрик по автоматике и телемеханике, на пасеке - учёный пчеловод-зоотехник. Трудовая же география охватывает центральную Россию, Сибирь, Полярный Урал, Украину и США, где, прилетев навестить сына, тоже успел применить свой трудовой опыт. Сейчас – в степях Казахстана: несмотря на почтенный возраст, в составе английской компании MOODY INT. прокладывает нефтепровод Атасу (Казахстан) – Алашанькоу (Китай).

Георгий ЛепинГеоргий Лепин. Учёный-физик, доктор технических наук, профессор, Действительный член (Академик) Международной Академии Экологии. Работал в ВУЗах Украины, России и Белоруссии профессором, заведующим кафедрой. После аварии на ЧАЭС добровольно пробрался в чернобыльскую зону, сочтя это долгом человеческим и коммуниста, которым продолжал себя считать, будучи из-за конфликта с партийными боссами исключённым из партии. Изгнанного из КПСС, его боялись пускать в Чернобыль, хотя он просил любую работу, где мог быть полезен. За неимением иных вакансий, возглавлявший зону В.И.Горохов мог предложить доктору наук только работу дезактиваторщика 3-го разряда на временных могильниках радиоактивного хлама. Позднее учёного "повысили" до мастера и затем - инженера. До 1992 года работал на дезактивации города Припять, очистке кровли третьего и четвертого блоков от выброшенных из взорванного реактора радиоактивных материалов, на захоронении радиоактивных отходов, и дезактивации загрязнённого оборудования.

Организатор и первый Председатель учрежденной в 1988 году в Чернобыле Всесоюзной организации “Союз “Чернобыль”. Один из авторов проекта Закона “О социальной защите граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы”, прнятого в 1991 г. Верховными Советами Белоруссии, Украины, России и СССР. В 1998 году участвовал в работе Правительственной Комиссии, которая приняла решение о приостановке на 10 лет работ в области атомной энергетики в Белоруссии.

Автор книг "Чернобыльская Мозаика", "Горькая правда об атомной энергетике" и многочисленных выссткплений в СМИ на чернобыльскую тематику.

Василий НестеренкоВасилий Нестеренко. Учёный-физик с международной известностью, Член-корреспондент Национальной академии наук Республики Беларусь, профессор, доктор технических наук. Директор независимого Института радиационной безопасности БЕЛРАД,

основанного им же после чернобыльской катастрофы по предложению академика Андрея Сахарова и белорусского писателя Алеся Адамовича, и поддержанного знаменитым советским шахматистом Анатолием Карповым.

В 1986 г. месте с академиком Легасовым возглавил научную часть работы по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. После облёта на вертолёте на 150-метровой высоте развороченного энергоблока для замера уровня радиации пилот умер, экипажу потребовалась интенсивная терапия, Легасов покончил с собой.

Требования физика Нестеренко о незамедительном отселении людей из 100-километровой зоны вокруг разрушенного энергоблока, а также всех детей из Гомеля властями проигнорировались.

Каталог Нестеренко, содержит “неудобную” для прежних и нынешних властей информацию об измеренных дозах радиации. Медицинские власти республики игнорируют эту информацию, заявляя, что при таких уровнях накопления радионуклидов население в радиационной защите не нуждается. Сейчас независимый институт БЕЛРАД работает в частном доме учёного.

КОЛЮЧАЯ ПРАВДА

Журналист (А.Б.): Сколько уж за последнее двадцатилетие писано-рассказано-показано о чернобыльской катастрофе! Несчётные хитросплетения правды и мифов настолько противоречивы, что подчас сбивают с толку даже учёных и специалистов, не то что простых обывателей. С одной стороны - в сознании сотен миллионов по всей планете слово “Чернобыль тождественно самой чудовищной техногенной катастрофе за всю историю человечества. С другой – олицетворяет всевозможные мифы.

Пять лет назад, например, в Германии появился документльный кинофильм о Чернобыле, где приводятся свидетельства учёных о том, что украинские власти сфальсифицировали данные о последствиях катастрофы. В сентябре минувшего года британская "Файненшл Таймс" опубликовала статью, которая так и называется: "Чернобыльская атомная авария: поражение здоровья населения вероятно меньшее, чем казалось". В ней приводятся слова Бертона Беннетта, председателя Чернобыльского Форума ООН, проходившего тогда же в Вене: "Это была очень серьезная авария с последствиями прежде всего для здоровья.... Однако, мы не нашли глубоких отрицательных воздействий на здоровье остальной части населения в окружающих местах, и при этом мы не обнаружили широко распространённого загрязнения, которое продолжило бы оказывать существенную угрозу человеческому здоровью, за исключением нескольких ограниченных местностей". А вот уже совсем недавно. По российскому каналу один из участников телешоу изрекает: мол, по последним данным людей из чернобыльской зоны вывозить не стоило, ибо всю "грязь" отнесло в сторону...

Василий Горохов (В.Г.): - Последнее заявление настолько нагло-провокационно, что вызывает брезгливость к этому человеку, кем бы он ни был: политиком, медиком, журналистом! Вот такими мерзкими каплями на мозги обывателя и умаляется масштаб аварии на ЧАЭС, и принижается работа проделанная “ликвидаторами”. У меня были карты радиоактивной загрязнённости Припяти: всех зданий, подъездов, этажей. Она была снята морскими дозиметристами. В девяностом году я её передал в какой-то из музеев Киева,. Предъявить бы сейчас карту тому “мудрецу”, добавив соответствующие слова...

Василий Нестеренко (В.Н.): - С заключением Чернобыльского (сентябрь 2005г.). Форума ООН не согласны все ведущие учёные России, Украины, Беларуси. За 20 лет только в Беларуси уже прооперировано по поводу рака щитовидной железы 10000 человек, в том числе 2000 детей. И каждый год выявляется 100-200 человек с таким диагнозом. Загрязнение 23% территории Беларуси цезием-137 (более 37 кБк/м2), в том числе сельхозугодий и лесов, привело к тому, что и через 20 лет (!) жители получатют питаются продуктами, содержащими радионуклиды цезия или стронция (их период полураспада около 30 лет). Сейчас это главная опасность для здоровья населения (особенно детей) Медиками установлено, что в чернобыльских регионах более 20% детей имеют нарушения зрения (помутнение хрусталика глаза или уже катаракта – болезнь стариков), значительный рост сахарного диабета, болезней системы пищеварения, системы кровообращения, хронических гастритов. Среди взрослого населения в последние годы увеличена частота заболеваний раком ободочной кишки и мочевого пузыря, а также суммарно всех локализаций рака. В Гомельской и Могилёвской областях зарегистрирован существенный рост частоты рака молочной железы. Эти и другие данные наших учёных были оглашены на симпозиуме в Базеле.

А.Б.: -Но ведь, чернобыльская эпопея совпала со временем с агонией и развалом СССР и сопутствующими этому всеобщей бедностью, дефицитом епитания, ухудшением медицинского обслуживания, наконец - всевозможными экологическими и природными катаклизмами. Согласитесь, каждый из этих факторов сам по себе достаточен для нарушения здоровья. Почему же именно "чернобыльскую" радиацию считаете главным разрушителем здоровья после катастрофы?

(В.Н.): -Да потому, что неопровержима зависимость частоты заболеваний от роста доз облучения. Даже официальные данные Минздрава РБ о катастрофическом ухудшении здоровья детей Беларуси позволяют утверждать, что болеют дети не от стресса, не от радиофобии, не от массового переселения в 1986-92г.г., как утверждают, некоторые, а от длительного действия малых доз радиации, попадающих в организм из-за многолетнего питания радиационно загрязнёнными продуктами.

Георгий Лепин (Г.Л.).: -А знаете, каковы по нашим оценкам истинные последствия чернобыльской катастрофы? Число погибших - не менее 20.000 человек, тяжело больных и инвалидов - не менее 200.000 человек, а общий экономический ущерб - не менее 1 триллиона (!) долларов США.

МИФЫ И ЖИЗНЬ

А.Б.: - Просто поразительно: даже через 20 лет глобальная катастрофа остаётся обросшей больше вопросами и проблемами, чем ответами.

Г.Л.: - Больше того: высвечивает проблемы новые. Знаете, длительная работа в чернобыльской зоне, работа по созданию Союза “Чернобыль”, призванного защищать тех, кого катастрофа наказала, заставили меня задуматься... о самой целесообразности сосуществования человечества и атомных электростанций, Человеком и порождённых. Ознакомился со множеством фактических материалов о состояния атомной энергетики и отношения к ней народов мира. И пришёл к убеждённости: вредна она, губительна для всей планеты Земля. И я, будучи прежде поборником АЭС, стал ярым противником их в принципе.

А.Б.: В 1977 году, я впервые оказался на Чернобыльской АЭС: готовил репортаж о подготовке к пуску лишь первого её атомного реактора. Кто-то из парткома станции проводил своеобразную экскурсию для группки гостей. Один из “экскурсантов” спросил: а как же отработанные реакторы? Что с ними будет, когда АЭС отработает своё? Не помню подробно ответа, во всяком случае он был оптимистичным. И вот спустя 20 лет после чернобыльской трагедии, когда уже захороненный аварийный энергоблок продолжает и деньги несметные выкачивать на своё содержание, и мир беспокоить своей опасностью, переадресовываю тот вопрос Вам, но уже в расширенном виде. Сегодня в мире действуют сотни ядерных реакторов, вырабатывающих электроэнергию. Если все АЭС закрыть, то что с этими реакторами делать?

Г.Л.: Так в том-то и проблема! Любой атомный реактор рано или поздно выводится из эксплуатации. Что делать с ним дальше, никто в мире не знает. Он может так и остаться опаснейшим объектом в наследство нашим потомкам. Приведение его в сравнительно безопасное состояние требует огромных средств - не меньших, чем его строительство. (порядка $6 млрд.). Продление же срока эксплуатации (сверх 30 лет) повышает вероятность возникновения аварийных ситуаций и ведёт к заражению окружающих территорий, к увеличению количества радиоактивных отходов, которые, в свою очередь, тоже нужно где-то захоранивать.. В отличие от тепловых станций, АЭС не подлежат ни реконструкции, ни модернизации. Вывод из эксплуатации ныне действующих реакторов с приведением их в более-менее экологически безопасное состояние потребует не менее $2,4 триллиона. Задержка с их выведением из эксплуатации обойдётся значительно дороже.

Ну, а строительство новых реакторов вообще бессмысленно как по экономическим, так и по экологическим соображениям.

В.Г.: Не согласен! Атомное топливо будут продолжать использовать для получения пара, ну а дальше - традиционная электроэнергетическая схема: турбина и электрогенератор. Ведь не отказались же от океанских лайнеров после гибели “Титаника” или от автомобилей из-за жертв в ДТП? Отката не произойдёт, это нереально! Не буду доказывать, очевидного. Тем не менее, те, кто как Лепин, проповедуют противоположное, делают нужное дело. Как сила мышц возрастает при сопротивлении их усилиям, так и подобное критическое отвержение способствует повышению безопасности, совершенствованию конструкций, материалов, систем управления энергетическими атомными реакторами. Пускай будут сотни и тысячи противников АЭС, но только не спекулянтов, делающих себе на этом политкарьеру, а

таких, как Лепин: умных, добропорядочных и ответственных за свои суждения. Такие были и до аварии на ЧАЭС: они видели несовершенства и просчеты в атомной энергетике, и пытались говорить. Если бы им не затыкали рты, возможно и чернобыльского кошмара не произошло.

А.Б.: Вот Вы, Георгий Фёдорович, развенчиваете миф о дешевизне атомной энергетики. А она тем временем не только бал правит, но сегодня даже говорят о начале периода её ренессанса. Два года назад - 17 октября 2004 года - во всемирном электронном еженедельнике “International Herald Tribune” (“Трибуна международных вестей”) www.iht.com/ была опубликована статья, которая так и называлась: Nuclear Energy Is Making a Global Comeback (“Глобальная атомная энергетика возвращается”. Говорилось о перспективах: в мире сейчас строится 31 энергетический ядерный реактор. До 2020 г. Китай планирует прибавить 32 реактора к 11-ти имеющимся, Индия, располагающая 14-тью блоками АЭС, ставит целью увеличить мощность втрое. Япония, Южная Корея, Украина, Румыния и Аргентина также наращивают ядерно-энергетические мощности. А в начале этого года Счётная палата России прямо заявила: альтернативы развития атомной энергетики в Российской Федерации нет, и задача - через 10-15 лет выйти на уровень производства электроэнергии атомными электростанциями в объеме не менее 25% от общей выработки электроэнергии в стране. За этот же период построить от 40 до 50 энергоблоков АЭС.

Г.Л.: -Можно ли считать “бурным развитием пуск в течение года одного-двух реакторов, начатых строиться более десятка лет тому назад? Ведь по ранее разработанным планам МАГАТЭ в эти годы собирались пускать по 170 реакторов. Так это бурное развитие? Что же до прогнозов Счётной палаты РФ, то они больше похожи на розовые мечты атомщиков. А наша задача - объяснить людям, что это очень опасные планы.

В.Н.: -Не будем прятать глаза: атомная энергетика – это технология высокого риска и в случае ядерных аварий ресурсами одной – даже богатой страны невозможно защитить здоровье населения, обеспечить его чистыми продуктами. Так что у руководителей держав нет морального права строить новые или сохранять действующие АЭС, риск аварий на которых в 10-15 раз выше, чем на электростанциях, действующих на органическом топливе.

А.Б.: -На недавнем “чернобыльском” форуме в Швейцарии вы тоже об этом говорили, Георгий Фёдорович?..

Г.Л.: -Не только. Мой доклад – “Роль и судьба ликвидаторов (Жертвы системы)”. Весь же форум назывался: “Здоровье ликвидаторов”. Проходил в Берне 11-13 ноября 2005 года. Но кроме выступления была представлена книга “Горькая правда об атомной энергетике”. Она написана мною в соавторстве с Иваном Николаевичем Смоляром - Действительным Членом (Академиком) Международной Академии Экологии. К великому сожалению он не дожил до выхода книги в свет. Работа с первых же послеаварийных дней в зоне поражения в результате стоила ему жизни. Эта книга должна стать завещанием активнейшего борца против атомной чумы нам, оставшимся жить. Завещанием беречь Землю от посягательств атомщиков на всё живущее на планете. На форуме книга вызвала интерес и тут же была предложена финансовая поддержка в её переводе на английский язык. Сейчас работа над переводом завершается и надеюсь, что в ближайшее время небольшой тираж удастся выпустить.

А ЧТО ВЗАМЕН?

А.Б.: - Как сообщило ИТАР-ТАСС, Россия к 2020 году может стать монополистом идеального топлива. Она планирует создать постоянную базу на Луне и отработать транспортную схему для доставки оттуда на Землю идеального экологически чистого топлива для термоядерного синтеза - гелия-3.

 

На фото: Осмотр Правительственной комиссией СССР разрушенного энергоблока ЧАЭС.(Снимок из личного архива В.И.Горохова)

Г.Л.: - Эта фантастическая идея напоминает мне планы российских атомщиков снабжать весь мир ядерным топливом (типа Мокс-топлива). При этом “забывают” сказать, что реакторов на быстрых нейтронах, для которых предназначено это топливо, в мире практически нет (и не будет!). Из 11 строившихся когда-то таких реакторов кое-как остаются действующими всего три (в России – 560 МВт, Казахстане – 70 МВт, Франции – 233 МВт). Причем загрузка первого из них около 70%, а второго и третьего – ниже 50%. Для чего же собираются изготавливать топливо?

С гелием-3 ситуация еще интереснее. Это топливо предназначено для термоядерного реактора, которого сегодня нет, и перспективы его создания, мягко выражаясь, весьма туманны. Даже навалившись всем миром, решить эту проблему в обозримом будущем вряд ли удастся. Да и зачем, скажите, следовать явно ненаучной фантастике об использовании лунных ископаемых, если по данным японских ученых на дне земных океанов имеются колоссальные запасы метана в виде метан-гидратов, которые по величине запасенной энергии превосходят вдвое все разведанные запасы газа, нефти и угля вместе взятые? А ведь доступ ко дну океана куда проще и дешевле, чем к недрам Луны. Не говоря об уже использующихся на нашей Земле имногих альтернативных энергрических технологий.

В.Н.: - Мы всё равно к этому приёдём. Нужна решимость ввести на планете мораторий на использование АЭС для получения тепла и электроэнергии. Принять международное соглашение о запрете строительства АЭС в 100-километровой пограничной зоне и о том, что в случае ядерной аварии владелец АЭС выплачивает компенсацию пострадавшему населению своей страны и соседних стран за причинённый ущерб.

Г.Л.: - На многие вопросы нашей беседы может помочь ответить высказывание еще в бытность СССР академика Жореса Алфёрова: “Если бы на развитие альтернативных источников энергии было затрачено только 15% средств, брошенных на развитие атомной энергетики, то АЭС для производства электроэнергии в СССР вообще не потребовались бы”.

И вывод: атомная энергетика - это дракон, который не только отравляет всё живое на Земле, но и пожирает все те средства, которые человечество могло бы потратить себе на пользу.

Комментарии

Добавить изображение