ДЕЛО О РУСОФОБИИ

11-04-2006

В середине апреля во многих российских изданиях появились перепечатки статьи Петра Романова “О русофобии – хладнокровно” (1). Причем появились практически синхронно в разных изданиях, на сайтах разных общественных групп и политических организаций и на десятках интернет-форумов. К статье мы еще вернемся, а начнем с русофобии.

Термин “русофобия” приписывается Ф. Тютчеву, однако позволю себе предположить, что большинство бывших советских людей впервые увидели это слово в одноименной статье Шафаревича (2). Разбирать эту статью смысла нет, т.к. она того не заслуживает (не могу поверить, что академик Шафаревич не читал ни одной статьи по истории и не знает, как вести научную дискуссию).

Толково-словообразовательный словарь (3) определяет русофобию как “неприязненное отношение ко всему русскому, к самим русским как к чуждому и опасному для представителей иной нации”. Открытая (т.е. пишущаяся всеми желающими, а не специально отобранными людьми) интернет-энциклопедия Википедия” определяет русофобию как: “неприязнь или ненависть к русскому народу и/или его культуре. Один из видов ксенофобии. В зависимости от мировоззрения толкователя термина или от контекста его употребления под русофобией может также пониматься не только ненависть собственно к русским, но и ненависть к России как к стране или государству. Русские националисты зачастую называют русофобами всех, кто в той или иной степени критикует российское государство или русский народ…” (4)

Открытая интернет-энциклопедия демонстрирует настроение широких масс интернет-пользователей, потому ее определения часто спорны. В данном случае нас пытаются уверить, что кто-то в мире как минимум неприязненно относится к Пушкину, Чайковскому, Достоевскому, Толстому, Чехову, Рахманинову, Прокофьеву и т.д. Подобных ненавистников сложно вообразить – все Рождественские каникулы на Западе проходят при монополии “Щелкунчика” Чайковского, русскую классику экранизировали много раз, “Анна Каренина” даже вошла в список рекомендованных Опрой Уинфри книг, т.е. для более чем массового читателя и т.д. и т.п.. Да, многие не слышали о русских писателях и композиторах, но это не неприязнь, а малообразованность. Потому упоминание русской культуры в вопросе о русофобии позволю себе отнести к личным комплексам того, кто вписал это в “Википедию”.

Словарное определение гораздо точнее – ненависть ко ВСЕМУ русскому. Отсюда следует, что неприязнь и критика конкретных людей, организаций и партий, правительства и чиновников не имеет ни малейшего касательства к русофобии, т.к. президент, милиционер или литератор, про которого высказались не так, как кому-то хотелось бы, отнюдь не “все русские”. Это касается и так называемых патриотических организаций: критика в их адрес не есть русофобия, как бы псевдопатриотам не хотелось доказать обратное.

Высказывание может попасть в категорию ксенофобных (русофобных в обсуждаемом случае), если некая негативная характеристика приписывается всем представителям данной группы. О том, что приписывается именно всем (или практически всем, за исключением ничтожно малого числа людей), должно быть понятно из самого высказывания или однозначно следовать из контекста. Например, “русские – лентяи”. Завуалированный вариант: “ты хороший человек, хотя и русский”. Совершенно очевидно, что в последнем примере говорящий априори записывает всех русских в “нехорошие”, но для своего адресата делает исключение. Это русофобия.

Теперь, определив для себя, что мы обсуждаем, вернемся к статье Романова. В ней автор не уточняет, что он относит к русофобии, потому каждый читатель волен понимать термин в силу собственных знаний. С большой долей вероятности русофобами читающий будет считать “всех, кто в той или иной степени критикует российское государство”, т.е. всех политических оппонентов, как внутри России, так и за рубежом.

П. Романов пишет, что русофобия “глубоко укоренена в мозгу западного человека, что не стоит обольщаться – всякая контрмера здесь только паллиатив. Накал русофобии можно снизить, но покончить с ней окончательно практически невозможно”. Что ж это откровенная ложь и пример ксенофобии – нельзя обвинять жителей стран Запада всех скопом в русофобии, нет для того оснований. Статистика говорит о неприязненном отношении к россиянам в 25% случаев (5), даже в самом худшем случае в 32% в Австрии, - заметно меньше половины (американцев не любит 34% опрошенных по миру). Тогда как в Египте к россиянам относят негативно в 41%, а в Турции – в 57%. Турция, конечно, член НАТО, но турки к “западным людям не относятся.

Идем дальше, один из основных аргументов Романова в том, что к русским относятся предвзято такой: “Да, была Катынь. Но до нее была не менее страшная судьба русских пленных, попавших в руки к полякам после провала знаменитого броска Тухачевского на Варшаву”. Интересная логика: после трех разделов Польши, после подавления польского восстания и т.д. в 1918 году Польша получила возможность стать независимой от России, и как поляки должны были воспринять вторжение красных войск из России? Но при всем негативном отношении к пленным красноармейцам, их не расстреливали. Что произошло в Катыни: Красная Армия вошла в Польшу почти синхронно с немцами, большое количество сдавшихся в плен польских офицеров, вместе с учителями, священнослужителями, врачами, было расстреляно (6). Уравнивание результатов в данном случае подобно тому, чтобы советских военнопленных 1941- 43 гг. посчитать не большими жертвами, чем немецких пленных 1943- 45 гг.

Под занавес Романов пишет: “Слабый – всегда объект для издевок: такова, к сожалению, человеческая натура”. Давайте не будем путать закон джунглей, законы стаи и зоны - с человеческой природой. В военном отношении Люксембург, Швейцария или Канада откровенно слабы, но они отнюдь не “объект для издевок”. Куда как более сильные США осмеиваются в газетах очень многих стран, их (Штатов) позиции и подходы критикуются, над президентом Бушем издеваются. Видимо, не все так просто, как хотелось бы показать Петру Романову.

Раздувание темы русофобии, навешивание ярлыка “русофоб на политических оппонентов, на оппозицию Кремлю уничтожает на корню попытки цивилизованной политической дискуссии. Названный русофобом начинает невразумительно оправдываться: так в детском саду после крика “Ты дурак!”, можно уподобиться оскорбившему и ответить в тон “Сам дурак!”, или пытаться доказать, что не дурак. Последнее в абсолютном большинстве случаев не удается.

“Расширенное” толкование русофобии, позволяющее использовать ее как жупел в современной российской политике, весьма успешно внедрили в массовое сознание, как мы видим из “народного” определения в интернет-энциклопедии. Параллельно власти могут теперь очень долго и упорно бороться с “фашизмом в России”, напоминая кутенка, гоняющегося за собственным хвостом – остановить русский фашизм” так и не удастся, ибо последний – неразрывная часть идеологии нынешней власти, ее порождение, и при прекращении “поддува” быстро уменьшится до никому не заметных маргинальных группировок, пугающих и распаляющих самих себя.

Хочется только надеяться, что этот “франкенштейн” не выйдет из под контроля и не начнет крушить все вокруг. Подобные печальные прецеденты в новейшей истории, к сожалению, уже были.

1 – Оригинал статьи тут - http://www.rian.ru/authors/20060410/45499213.html

2 – Игорь Шафаревич “Русофобия” - http://www.lib.ru/POLITOLOG/sf_rus1.txt

3 - Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. Т. Ф. Ефремова.
М.: “Русский язык”, 2000. Электронная версия, “ГРАМОТА.РУ”, 2001–2002.

4 – Статья в Википедии - http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%83%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D1%8F

5 – Данные приводятся по http://www.carnegie.ru/ru/print/71371-print.htm

6 - История жертв Катыни не закончена - http://www.gazeta.ru/2006/04/24/oa_197236.shtml

Комментарии

Добавить изображение