НЕСОСТОЯВШАЯСЯ КОАЛИЦИЯ

19-04-2006


С кем воевал Советский Союз в годы Второй мировой войны?

Войны всегда оказывали большое влияние на человечество. ХХ век в этом отношении особенный. В нём произошли две войны, которые по своим масштабам и результатам затронули весь мир. Вторая мировая война стала самой кровопролитной. Впервые агрессор планировал и реально осуществлял политику не только завоевания других государств, но и уничтожения целых народов Это цинично преподносилось нацистской пропагандой как борьба за свободу”.Естественно, что Гитлер понимал, что для успеха “Барбароссы Германии нужны будут союзники. Л. Безыменский констатирует, что Германия начала “крестовый поход” против большевизма совсем не в той коалиции, которую собиралась создать. Во – первых, Гитлер не заполучил на свою сторону Англию, о союзе с которой мечтал с 1925 года. Польша, которую Геринг когда то собирался сделать главной опорой антисоветской политики в Восточной Европе, оказалась не союзником, а первой жертвой агрессора. Три прибалтийских государства пришлось списать как “убытки” германской дипломатии. Турцию и Швецию не удалось вывести из нейтрального состояния. Даже Франко, во многом обязанный Гитлеру, не пошел на открытое вступление в войну, ограничившись поддержкой втихомолку. Не стал монолитным союз Германии и Италии с Японией, которая вела свою игру и имела отличные от рейха интересы. И тем не менее война против СССР была коалиционной. Кто же участвовал в войне против Советского Союза, кроме Германии? Об этом и пойдет речь.

НЕСОСТОЯШИЙСЯ ВОЕННЫЙ СОЮЗ

Академик С. Л. Тихвинский в работе ”Обобщающее исследование истории мировых войн ХХ века” отмечает, что перед нападением на Польшу Германии не удалось сколотить германо – итало – японский военный союз по той причине, что между Германией и Японией возникли серьезные разногласия в вопросе о направленности такого союза. Если Германия при поддержке Италии выступила за создание универсального военного блока, направленного как против СССР, так и западных держав, то Япония настаивала, чтобы этот блок был направлен исключительно против Советского Союза, служил бы только осуществлению замыслов уничтожения СССР и раздела его территории между Германией и Японией. Поэтому в мае 1939 года Германия и Италия ограничились лишь заключением двустороннего военного союза ( Стальной пакт ) Подписание советско – германского пакта о ненападении от 23 августа 1939 года повлекло за собой резкие протесты японского правительства, обвинявшего германское руководство в нарушении духа Антикоминтерновского пакта.

После начала Второй мировой войны Япония объявила о “незаинтересованности в войне в Европе и намерении сосредоточить свои усилия на “урегулировании конфликта” в Китае. Понеся большие потери от Красной Армии в мае 1939 года на Халхин – Голе, Япония в середине сентября 1939 года заключила соглашение о прекращении этого конфликта. “Италия, хотя и считалась военным союзником Германии, - отмечает Тихвинский, - но не вступила на её стороне в войну, так как и до и после подписания Стального пакта её руководство неоднократно предупреждало руководителей германского рейх, что Италия завершит подготовку к участию в большой войне в Европе только в 1942 году. Поэтому Италия 1 сентября 1939 года объявила о неучастии в начавшейся войне.

Дипломатия рейха поставила перед собой цель вовлечь Италию и Японию в войну против западных держав. Германии все же удалось втянуть Италию в войну против Великобритании и Франции в июне 1940 года. Под давлением германской дипломатии и под впечатлением победы Германии в войне за Францию, летом 1940 года японское руководство решило отдать приоритет подготовке к вступлению в войну против Англии и США с целью установления японского господства в восточно – азиатском пространстве” Однако переговоры между Германией, Италией и Японией продолжались и завершились они подписанием 27 сентября 1940 года так называемого Пакта трех держав. Германия надеялась создать с его помощью выгодные условия для предстоящего нападения на СССР. Потверждением этому явилось присоединение к Пакту трех держав с осени 1940 до лета 1941 года таких европейских государств, как Венгрия, Румыния, Словакия, Болгария и Хорватия, а также заключение в сентябре 1940 года германо – финляндских соглашений, под прикрытием которых началось размещение на финской территории немецких войск и создание плацдарма для нападения на Советский Союз.

Политические и военные цели СССР и Германии, несмотря на заключённые ими договоры в августе – сентябре 1939 года, в целом оставались, как и до начала войны, диаметрально противоположными. Если Сталин и его окружение стремились избежать втягивания в войну между группировками и готовились нанести удар по рейху в удобный для Советского Союза момент, то Гитлер первоначально руководствовался замыслом изолировать и разгромить Советский Союз после того, как ему удастся одержать победу над англо французской коалицией.

После капитуляции и принятия Гитлером в июле 1940 года решения о подготовке к нападению на СССР советско – германские отношения стали быстро ухудшаться. Фюрер исходил из того, что после разгрома России Англию будет гораздо легче заставить капитулировать. Но для решения этой задачи одних германских вооруженных сил было недостаточно. Именно для этого и понадобилась коалиция, участники которой солидарно выставляли для решения столь гигантской задачи свои вооруженные силы. При этом каждый преследовал и свои цели. Румыния хотела отобрать Молдавию и Буковину, Венгрия хотела закрепить присоединение Закарпатской Украины и претендовала на ряд румынских территорий. Свои территориальные претензии имели Болгария, Хорватия, Словакия. Италия претендовала на ряд районов, принадлежавших другим странам в Европе. Одним словом, причины у каждого были разные. И марионеточные правительства малых государств думали их решить с помощью рейха, участвуя вместе с ним в войне. Но кроме союзников на стороне Германии воевали и представители оккупированных стран в различного рода легионах, формированиях СС и т. п.

Вот такая сложилась коалиция. Она явно не могла удовлетворить Гитлера. Во – первых, это был союз без крупнейшей державы, коей была Япония. От участия в войне против СССР она категорически отказалась. Во – вторых, между странами, вошедшими в антисоветскую коалицию, отношения были далеко не идеальными, их раздирали непримиримые противоречия, территориальные претензии, а иногда и национальная неприязнь. Но делать было нечего. Войну предовратить было уже нельзя. Так какие же силы были выставлены на Восточный фронт?

КОАЛИЦИЯ НА ВОСТОЧНОМ ФРОНТЕ

На советско – германском фронте были сосредоточены небывалые в истории войн силы и средства: общее количество солдат и офицеров достигло 12,8 млн. человек, 163 тысячи орудий и минометов, 20 тысяч танков и штурмовых орудий, почти 19 тысяч самолетов. На советского – германском фронте к началу 1944 года действовало от 153 до 201 немецких дивизии. Против Красной Армии сражались от 37 до 73 дивизий стран сателлитов Германии А. В Русак, известный военный историк, в исследовании “Союзники гитлеровской германии в войне против СССР: масштабность замыслов, потенциальные возможности, реальность перспектив, достижения и просчеты”, отмечает что в число немецких дивизий ( до 201 ) следует включить до 50 дивизий, сформированных из граждан СССР. И далее он приводит данные по армиям гитлеровских союзников.

Начнем с Венгрии. К началу войны с СССР Венгрия имела 2 млн. военнообязанных, готовых стать под ружье. Руководитель Венгрии Хорти сделал немало для создания боеспособной армии. В отличие от армий других государств – сателлитов, кроме Финляндии, у венгров было высоко

развито чувство национальной гордости, они с почтением относились к своим традициям, культуре, прилежно учились воинскому мастерству. Однако у них был низкий образовательный уровень – более 70% солдат составляли неграмотные крестьяне, малограмотные рабочие и ремесленники – даже при огромном старании офицеров это не позволяло солдатам освоить современную технику, вооружение, законы военной науки. Кроме того, в Гонведе служило около 30% солдат не венгров: трансильванские румыны, немцы – швабы, украинцы, сербы, словаки и хорваты, а это снижало боеспособность армии, потому что вражда между ними была постоянной. В армии процветало рукоприкладство и казнокрадств. Поэтому, несмотря на личную храбрость мадьяр, венгерская армия не могла использоваться для решения стратегических задач.

Самой многочисленной была армия Румынии. В стране было около 2 миллионов 600 тысяч военнообязанных. Из них к 1941 году в армию призвали около 800 тысяч человек, а до января 1944 года – ещё 175 тысяч. Таким образом, румыны поставили под ружье в годы войны около 1 миллиона военнослужащих. 75% солдат были из числа обездоленных крестьян Румынский солдат отличался неприхотливостью, терпеливостью, но был малограмотен и забит.Социальный состав армии: 75% - крестьяне, 5% - рабочие, 10% - ремесленники, торговцы, представители иных слоев. Солдат просто - напросто не мог разобраться в сложной армейской технике: танки, автомашины, скорострельные немецкие пушки, автоматы, огнемёты приводили его в замешательство. Пестрым был и национальный состав: молдаване, цыгане – венгры, турки, закарпатские украинцы. Офицеры, по сравнению с венгерскими, имели крайне слабую подготовку. Опытные офицеры, как правило, отсутствовали. Не было и боевых традиций, на которых можно было воспитать военнослужащих. Материально – техническое обеспечение было ужасающим. Все это было известно Гитлеру. Поэтому рассчитывать на румынскую армию как на силу, способную решать стратегические задачи, тоже не приходилось. Поэтому планировали её использовать в основном для несения вспомогательной службы в тыловых районах. “По расчётам немцев, - отмечает А. В. Русак, - “стойкость” румынских войск должны были обеспечить проживающие на её территории саксонцы и швабы, которые имели высокий образовательный уровень, что позволяло им освоить сложную боевую технику, а расовая принадлежность к немцам обязывала хорошо воевать. Так оно и было”.

Весьма своеобразной была итальянская армия. Хотя Муссолини мог выставить столько же солдат, сколько бы их выставила Франция, вс же Русак приводит мнение исследователей Г. С. Филатова и Р. А. Авербуха, которые утверждают, что итальянскую армию, несмотря на её многочисленность, Гитлер не брал даже в расчёт. Муссолини завяз на африканском театре военных действий. В Россию прибыл

Экспедиционный корпус из трех отборных дивизий и легиона добровольческой полиции чернорубашечников. В 1942 году корпус переформировали в армию “Армира”, которая в военном отношении выглядела плохо даже на фоне румын и венгров. Офицерский корпус был плохо экипирован и обучен. Материальное снабжение итальянцев было скверным, приходилось больше рассчитывать на “местные ресурсы”. Солдаты и офицеры, родившиеся и жившие в районах с теплым и жарким климатом, зиму 1941 – 1942 встретили без теплого обмундирования, питание приходилось добывать у местного населения. После разгрома на Дону и под Воронежем основные потери итальянцы понесли в немецких концлагерях. Бездарность офицерского состава, низкая дисциплина и желание скорее избавиться от соучастия в “крестовом походе” стоили жизни почти 94 тыс. итальянских военнослужащих. В процентном отношении это на уровне Финляндии, но итальянцев на Востоке было в 2, 5 раза меньше финнов, и воевали они на полтора года меньше.

“Маленькая Финляндия, - отмечает Русак, - стоит на втором месте среди союзников по количеству войск, поставленных на Восточный фронт. Из 624 тыс. военнообязанных в возрасте от 17 до 55 лет под ружьем оказалось 560 тыс. В финской армии служило 10 – 15 % шведов, из которых половина не знала финского языка….”. Финская армия оказалась самой подготовленной, хорошо вооруженной и идеологически стойкой среди союзников Германии. И это понятно. Она уже имела огромный опыт войны в 1939 – 1940 гг. с Красной Армией. Её офицеры прошли проверку боем, после войны стажировались в Германии. С июня 1941 по сентябрь 1944 года финны находились на фронте, а потеряли всего около 14% процентов солдат и офицеров. Именно у финнов немцы учились боевым действиям в условиях севера.

Марионеточная Словакия отправила на Восточный фронт 15 тысяч солдат и офицеров. Это составляло почти 50% её вооружённых сил. Две словацких дивизии, отмечается в цитируемом исследовании, для немцев ничего не значили, но причиняли немцам значительную головную боль. Очень часто они, по прибытии на позиции, стремились установить контакт с частями Красной Армии, а при первом удобном случае переходили на сторону русских.

“Независимая держава Хорватия” тоже послала свои войска на Восточный фронт. В июле 1941 года усташи создали первый “Хорватский легион”, который вошел в состав одной из немецких дивизий. Несколько позже на Восточном фронте принимали участие в боях корпус в составе двух хорватских дивизий и мусульманской пехотной дивизии СС. Последняя появилась на фронте в июле 1943 года.

Хотя Испания официально не находилась в состоянии войны с Советским Союзом, тем не менее на Восточном фронте была испанская “Голубая

Дивизия” из добровольцев Находилась она на Восточном фронте с октября 1941 до конца 1943 года. Через дивизию по ротации прошло 47 тыс. человек. Погибли 4 тысячи. Боевая подготовка испанского соединения была на уровне венгр и румын. И отсиживалась дивизия в основном под осажденным Ленинградом. Единственное, чем она отличалась от войск союзников Гитлера, - это было прекрасное снабжение и медицинское обслуживание. Лечили испанцев, как правило, в Германии и Франции. В работе Русака сообщается, что на Восточном фронте воевали и испанские летчики, что в мае 1945 года в Берлине остатки двух испанских рот добровольцев СС под командованием капитана Рока защищали Рейхстаг.

Чисто символическое значение имел “Легион французских добровольцев”, численность которого не превышала 6 тыс. человек. 7 декабря легион под Москвой попал под артобстрел и 75% личного состава осталась на подмосковных полях. Были и другие мелкие формирования из ряда европейских стран – Бельгии, Голландии, Дании пр. Но существенной роли они не играли. Эта роль принадлежала формированиям из граждан Советского Союза, которые на Восточном фронте составляли до 15% личного состава вермахта. Но это уже другой сюжет, к которому мы будем не раз возвращаться. Но, учитывая все изложенное выше, становится понятным, почему Сталин относился к Европе как к главному оплоту “буржуазно – капиталистических” порядков, воспринимать которую он был склонен с чувством неприятия. “Неслучайно, - сообщает В. Невежин, - во время обеда в Кремле с участием представителей союзных СССР держав антигитлеровской коалиции премьер – министра Великобритании У. Черчилля и личного посланника президента США А. Гарримана 14 августа 1941 года И. В. Сталин, вопреки логике, заявил: “Никогда еще не бывало, чтобы ВСЯ ЕВРОПА полезла на Россию…”. И он был прав. Это потом Победу делили на всех. А в 1941 году европейским странам противостоял СССР и ему одному на Восточном фронте приходилось её добывать. Лишь Англия и США не остались в стороне. В связи с этим, несколько слов о движении сопротивления в Европе. Скажем прямо: подавляющее большинство населения населения Западной Европы вполне толерантно относилось к “новому порядку”, установленному Германией на оккупированных территориях. Дания и Голландия поставляли немцам продовольствие, Чехословакия производила великолепную боевую технику. А в этом самом “движении сопротивления” были в основном коммунисты, евреи и бежавшие советские военнопленные. Значит, вся Европа воевала на стороне фашизма и нацизма. Это не следует забывать, когда оцениваешь и нынешнюю ситуацию в Европе и склонность Европейского Союза к диктату.

 

БИБЛИОГРАФИЯ

  • А. В. Русак. Союзники гитлеровской Германии в войне против СССР : масштабность замыслов, потенциальные возможности, реальность перспектив, достижения и просчёты.
  • С. Л. Тихвинский. Обобщающее исследование истории мировых войн ХХ века.
  • А. В. Короленков. Накануне: продолжение дискуссий о событиях предвоенной поры.
  • Сергей Кудряшов. Война вокруг войны. Политическая коньюктура, идеологические стереотипы и история Великой Отечественной войны.
  • Владимир Невежин. Образы европейцев в застольных речах И. В. Сталина.
  • М. Антонов. От капитализма к тоталитаризму. ( Мир в ХХ! веке и судьбы России )
Комментарии

Добавить изображение