ДМИТРИЮ ГОРБАТОВУ О МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРИСТРАСТИЯХ, А ПУРИСТУ О БАРАТЫНСКОМ
24-05-2006Дмитрий Горбатов - Tuesday, June 20, 2006 at 13:12:29 (MSD)
Предлагаю вниманию всех заинтересованных читателей свою последнюю статью, приуроченную к прошедшему недавно 125-летию Николая Яковлевича Мясковского, великого классика русской музыки прошлого века.
Kaк и у большинства любителей классической музыки мой интерес к музыке Мясковского был всегда нулевым, и сочинения этого композитора, вдохновившие уважаемого Дмитрия Горбатова на их изучение и просветительство подобных мне профанов, вызвали мой интерес и привлекли мое внимание.
В моем собрании не оказалось почти ничего из записей этого композитора. Поэтому я не могу выразить своего отношения к примерам симфонических фрагментов Мясковского, которыми Горбатов восхищается.
Но у меня с Горбатовым разные и подчас противоположные представления о ценности классических музыкальных произведений. Так, мне не приходилось читать у Горбатова о его интересе к музыке человеческих страстей, характерной для Массне, Пуччини и композиторов-веристов. Если его музыкальные пристрастия далеки от любви к сочинениям этих композиторов, то у нас, соответствено, могут быть абсолютно противоположные взгляды и суждения. Например, ответ Шостаковича на вопрос Стравинского: любит ли он музыку Пуччини, который звучал как ^терпеть не могу!^ , вызвал мой праведный гнев, основанный не только на моем общем неприятии музыки Шостаковича, но и на убеждении в том, что всё, написанное Шостаковичем, не стоит одной музыкальной пуччиниевской фразы.
Теперь я позволю себе некоторые замечания к статье Горбатова.
-^Мясковский – занудный, скучный, неинтересный композитор^ - это фраза одной музыкально образованной профанессы, процитированная Горбатовым. К сожалению, подобное представление было и у меня на протяжении всей моей жизни. Статья Горбатова зародила сомнения, и это представление у меня несколько изменилось, но не круто.
Мой опыт слушания классической музыки еще до будущего моего знакомства с симфониями Мясковского позволяет мне сформулировать мое настоящее и будущее отношение к нему самому и к его сочинениям: вся деятельность русского композитора Николая Мясковского, связанная как с сочинением музыкальных произведений, так и с его преподавательской деятельностью, заслуживает глубочайшего уважения и восхищения.
Но уважение к композитору и его сочинениям является ли достаточным основанием для искушенного любителя музыки, чтобы вдруг стать его почитателем и отдаться смакованию его 27 симфоний? А как быть с другой музыкой, жизнь без которой просто немыслима, и когда сопоставления, игнорировать которые невозможно, всегда будут не в пользу музыки Мясковского?
Мне все-таки удалось послушать кое-что из вокальных сочинений Мясковского для голоса с ф-но, оказавшихся в моем музыкальном собрании.
1. Мадригал, соч 7, на стихи К. Бальмонта: Прелюдия, Романс, Интерлюдия, Романс (Норвежская девушка), Постлюдия. Исполнитель Наталья Шпиллер.
2. Два романса на стихи Е. Баратынского: ^Очарованье красоты в тебе^, ^Бывало, отрок звонким кликом^. Исполнитель – Мария Максакова.
3. Романсы: ^Из вод поднимая головку^ на стихи А. Толстого, ^Так и рвется душа^ на стихи
А. Кольцова, ^В борьбе с тяжелою судьбой^ на стихи Е. Баратынского. Исполнитель – Георгий Виноградов.
Все вокальные сочинения мелодичны. Мадригал – это сочинение из области декаданса, чувствуется близость к “Пеллеасу и Мелизанде” Дебюсси. Мадригал в исполнении Шпиллер и романсы в исполнении Максаковой и Виноградова хороши за счет прекрасного пения исполнителей. Чувствуется влияние Римского-Корсакова и Рахманинова.
Случайно после Мадригала на кассете оказался другой Мадригал из “Ромео и Джульетты” Гуно. И сразу же резко проявилась разница между музыкой живой (Гуно) и мертвой (Мясковский).
-На каком основании пурист Горбатов называет в своей статье русского поэта Евгения Баратынского ^Боратынским^ и не один раз? Дейсвительно, в советской Литературной энциклопедии без объяснения рядом с фамилией поэта в скобках указана фамилия, приводимая Горбатовым. Но на каком основании Горбатов именно ее использует, если во всех изданиях, относящихся к вокальным сочинениям Мясковского, фигурирует фамилия Б а р а т ы н с к и й.
-Об ^идеологически ангажированных слушателях Мясковского^.
Где вообще Горбатов нашел ^слушателей Мясковского^, а среди них ^западников^, для которых Мяс. слишком ^почвенник^, и ^почвенников^, для которых Мяс. слишком ^западник^? Откуда известно отношение к Мяс. ^либералов^ и ^патриотов^, которые наверняка не знают даже имени композитора? Полагаю, что это из области ничем не обоснованных домыслов и богатой гобатовской фантастики.
-В своих рассуждениях Горбатов, очевидно, с целью оправдания вынужденного конформизма Мяс. и неизбежного принятия им советчины, вновь оправдывает уголовный контрреволюционный переворот 1917 г., называя его ^революцией^ и ставит на одну доску правоту белых (защитников России) и красных (разрушителей и уничтожителей России, ввергнувших страну в почти вековое рабство).
- ^Истинное содержание музыки всегда постигается её слушателями, а не чтением о ней^.
Но при этом яркость музыки и выразительность исполнения играют не последнюю роль.
В своих воспоминаниях известные музыкальные деятели часто сетуют на то, что исполнение симфоний Мясковского не было качественным и слушатели могли относить недостатки исполнения к самой музыке (Святоаслав Рихтер. Дневники).
Выдающийся вокальный педагог Павел Клюшин приводил на своих занятиях с учениками следующий пример из “Самсона и Далилы” Сен-Санса: в сцене с Далилой у Самсона есть фраза ^Далила, я тебя обожаю!^, которая у некоторых теноров иногда звучит, по причине отсутствия выразительности так, как будто в этой фразе совсем другое слово: ^Далила, я тебя УВАЖАЮ^.
Таким образом, слушатели, не представляющие себе жизни без музыки, будут всегда находить для себя такую музыку и таких исполнителей, к которой(ым) они бы могли относиться не с УВАЖЕНИЕМ, а с ОБОЖАНИЕМ.
-^Для восприятия музыки Мясковского нужна обширная музыкальная эрудиция^.
А может быть совсем наоборот? Ведь когда отбирают присяжных для вынесения верного вердикта, то стараются, чтобы они имели как можно меньше специальных знаний.
Обширная музыкальная эрудиция может лишь помешать восприятию, потому как ассоциативные сопоставления всегда будут не в пользу музыки Мясковского.
-О параллели Бах-Мясковский: ^Эк, куда хватили!^.
-^Мясковскому принадлежит будущее – не настоящее. Его музыка непременно зазвучит по всей России^.
Позволю себе возразить: нет никаких оснований надеяться на осуществление этого безусловно доброго пожелания.
Скромность Николая Мясковского не позволяла ему ^пробивать^ исполнение своих сочинений с таким же напором, как это делали Прокофьев и Шостакович. А на популяризацию сочинений Шостаковича работала вся советская пропагандистская машина.
Кроме того, симфонии Мясковского, на мой взгляд, для музыкального бизнеса непригодны, и потому ни один из крупнейших мировых дирижеров не проявил к ним никакого интереса.
А не попробовать ли самому Горбатову найти спонсоров и организовать специальную филармонию для исполнения сочинений Мясковского по типу вагнеровского Байрейта?