БУДЕТ ЛИ "ОСТРОВ" ЧЕРЕЗ 100 ЛЕТ СЧИТАТЬСЯ ШЕДЕВРОМ?
24-02-2007Валерия Шишкина, редактор журнала “Топос”. Написала мне по поводу фильма “Остров”:
“Православие не поощряет жадности, но и не против мебельных гарнитуров. Это социализм с нечеловеческим лицом объявил фикусы мещанством потому, что они занимали много места в комнатах коммуналок. Монашество и олигаршество - два противоположных модуса существования. Но сколь бы не было мастеровитым кино, оно не будет иметь принципиального значения не только для этих двух полярных модусов человеческой жизни, но и для всех тех, кто между ними. Сначала малогабаритки - потом оправдание выбрасываемому фикусу-символу. Складывается ситуация - на неё реагирует художник. Посыл фильма, конечно не такой, что мол, НЕ обогащайся, как мы. Он художественными приёмами обнажает истину. А истина, конечно, не в обогащении - это и без христианства понятно. В обогащении лишь правда, потому что она у каждого своя.
И что этот Куршавель у всех на уме, как будто олигархи не плачут. Может, у них в прошлом разбитое сердце, тайный недуг, или они такие ангелы, что им ничего не остаётся, как только низвергаться. А бедным грешникам ничего не остаётся, как стремиться в высь.
Идеологически в фильме “Остров всё противостоит нынешней идеологии "Обогащайся, как мы!". ...Герой так до самой смерти и не прощает себе преступления, и сухой остаток вовсе не такой, как некоторые считают: "убил - покаялся - в рай попал", преступно выхолащивая Православие.
Какой человек Лунгин - дело вторичное. Сталкивалась по жизни с очень далёкими от совершенства людьми, и при этом весьма талантливыми. Фактор целостности и правды произведения сильно обязывает любую личность - в искусстве свои законы, и они вынуждают художника работать поперёк собственных установок и интересов по логике искусства.
Фильм достаточно скуп на выразительные средства, лаконичен и тем становится ближе к мифу с его наполненностью архетипами. В фильме "Остров" имеется живое пространство мифа - с этим ничего не поделать, где бы режиссёр не располагался по шкале грешностисвятости."
Как говорят на Мови, "взагали" вы правы. - Когда не требует поэта к священной жертве Аполлон... - Я поэт, тем и интересен... Ну и еще много подобных цитат из великих. И очень может быть, в будущем, когда не будет в живых ни меня, ни Лунгина, (мы с ним почти ровесники) когда совсем забудутся или будут перевраны эти годы и все, что с ними связано, Лунгин станет полностью великим режиссером, создавшим шедевр, фильм "Остров". Но это случится без меня. Я ведь пишу о своих ощущениях, от которых избавится не могу. Не могу я себе голову поменять. А мои собственные ощущения почти полностью совпадают с ощущениями Юлии Беломлинской (см.http://poor-ju.livejournal.com/106617.html). Лунгин, снимающий православные фильмы, для меня - тошнотворное явление. А там, где тошнит, уже ни о каком восприятии этого фильма, как выдающегося явления, ни о какой духовности уже не может быть и речи.
Я сейчас читаю Зинаиду Гиппиус. "Черная книжка". Она написана в 1919-ом. Когда читаешь Гиппиус, на глазах которой грабили и убивали цвет России, причем, убивали больше, чтобы ограбить, а не как "классовых врагов", (нет, объясняли это конечно ненавистью к буржуям, расстреливали и насиловали сугубо в рамках "классовой борьбы"). И вот я больше понимаю Бунина, который о моем любимом Бабеле написал совершенно страшные и несправедливые слова. Учитывая "Окаянные дни" и то, что видела Гиппиус, для нее и для Бунина Бабель - певец погромщиков и бандитов "Конармии". Примерно так же Гиппиус с Буниным могли воспринимать великого, без кавычек, режиссера Сергея Эйзенштейна, который поставил "Броненосца Потемкина" и другой тоже отличный фильм (Октябрь). Эти люди для таких как Гиппиус и Бунин не могли быть писателями и режиссерами. И я их понимаю. Сегодня, конечно, никого не убивают, но все эти игры с Православием и бандиты, которые на награбленные деньги строят новые церкви и вещают на грудь огромные кресты, не забывая их целовать и креститься, когда едут на "дело", это все мало отличается от большевистского грабежа и убийств под видом "классовой борьбы" Хоть я в, отличие от Бунина, считаю Бабеля великим писателем и даже в "Конармии" вижу не только оправдание буденновцев. Но Бунину и Гиппиус на такие ньюансы было наплевать. Они, как в известном анекдоте, мечтали, чтобы хорошие: троцкие, ленины, бабели и маяковские, плыли в хороших гробах, а плохие: сталины, ворошиловы, кагановичи и демьяны бедные плыли в плохих гробах. И правы были тогда они, а не западные идиоты, которые восхищались во времена Соловков, Беломор-Канала и ГУЛАГа великим советским кинематографом, великой советской литературой и прочими великими достижениями тех, кто обслуживал подонков и нелюдь.
Тому, что снял Лунгин, я не верю и никогда не поверю. Я знаю, что Лунгин верит только в свой успех и все, что ему сопутствует.
Вы не видите глубинной пользы подобных фильмов для нынешних хозяев. Совсем не противостоит. Он призывает не думать о мирском и, следовательно, давать возможность немногим грешникам, присосавшимся к Трубе или Норильскому Никелю, ездить с блядями в Куршавель. А праведники, коих должно быть большинство, они пусть замаливают грехи, грешить будут те, что наверху. Вот к чему призывает фильм. В 50-х Лунгин тех лет, драматург Виктор Розов написал пьесу "В поисках радости", по которой был поставлен фильм. В фильме молодой Табаков крушил дедовской буденновской шашкой жалкие древесно-стружечные полированные плиты мебельного гарнитура, он был против родителей-мещан, зараженных "вещизмом". И фильм очень нравился тогдашним высшим чиновникам. Они не хотели, чтобы нищие, за счет которых они совсем неплохо по тем временам жили, думали о том, что можно жить по-человечески. Никаких мебельных гарнитуров, ватник, лопата и пайка за выполнение нормы. Как сейчас НБП скандирует: "Сталин, Берия, ГУЛАГ!". Получается, что правильный фильм "Остров", для грешников, власть имущих. Они так и быть, согласны гореть в Аду, а остальные должны следовать примеру главного героя фильма.
Пушкин и Шекспир ни у кого диалоги один к одному не переписывали. И Гете из средневековой легенды взял в свой "Фауст" только сюжет. Ну а "Мастер и Маргарита", вообще неудачный пример. Авторы фильма ведь ни от кого скрывали первоисточник. А автор сценария "Острова" Соболев довольно неуклюже попытался его скрыть. Но в Сети ничего уже скрыть нельзя. Я в 2000-ом показал редакции "Нового мира", что их автор по фамилии Сергеев, тоже, кстати, сценарист из ВГИКа, грубо украл куски своей повести с Сети. Сначала Костырко со мною не согласился, а потом все-таки вынужден был признать мою правоту. http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2000/5/netlib.html Может во ВГИКе есть специальный семинар по плагиату? Вот они и стараются. Нельзя такое было поощрять "Золотым Орлом". В остальном, по-моему, Беломлинская тоже права. Заказная коммунистическая духовность и заказная православная духовность одинаково дурно пахнут. Лунгин, конечно, талантливый человек. И Мамонов, тоже талантлив. Кто спорит. Но талантливым был и Урбанский, который сыграл "Коммуниста", талантливы были и режиссеры которые снимали многочисленных "Лениных в Октябре". Но все это делалось по заказу на деньги, украденные у ограбленных, замученных в лагерях и погибших от голода в многочислееных голодоморах Коллективизации. Сегодня на шальные нефтяные деньги снимают "Остров". Снимает опять же талантливый режиссер, который примерно так же верит в Бога, как я верил в коммунизм. Нет, я наверное, в коммунизм верил больше, чем Лунгин в Бога. Мерзко все это. Вот если бы Иван Охлобыстин снял этот фильм или другие действительно верующие люди из мира кино. Но Лунгин-то причем? Вот Мамонову и надо было дать "Орла", он - единственный действительно верит в Бога. И дистанция между ним и его героем - минимальная.
Поэтому, Юля Беломлинская сейчас права, я думаю. Ну а через сто лет... Ну откуда мы знаем, будет ли "Остров" через сто лет считаться шедевром.