КАТЮША И ЛУКА МУДИЩЕВ

07-05-2007

По ряду разнообразных причин, в информации, которая касается оружия и вооружения, ранее (да и сейчас тоже) нередко наблюдалась тенденция освещения и восхваления преимуществ какого-то одного конкретного типа оружия, и чем больше про него писали журналисты, тем все больше рождалось мифов и небылиц. При этом зачастую негативные стороны освещаемого изделия начинали превозноситься как гениальный замысел автора конструкции. Примеров тому существует множество.

Павел МакаровТак, несколько лет назад журналистами был приведен факт задержания в Кривом Роге кустаря – оружейника, при этом рассказывалось, что его стреляющее устройство имело скорострельность выше, чем у известного АК-автомата Калашникова. Авторы материала вероятно не знали, что с проблемой скорострельности (то есть, как уменьшить темп стрельбы) конструкторы-оружейники боролись с самого зарождения автоматического стрелкового оружия, и приводимый ими пример должен говорить как раз о несовершенстве вышесказанного кустарного образца.

Общеизвестный факт, что всегда, и во все времена, все новое первоначально внедряется в военном деле, не исключено, что именно поэтому изобретатели не мытьём, так катаньем желают внедрить свои разработки в вооружения. Примером может быть русско-японская и первая мировая войны. Творческий подъем среди военных был тогда высок, но, бывало, доходило и до непродуманности, граничащей с безграмотностью. Например, морскими торпедами из переносных станков производили стрельбу по японской пехоте,

Из винтовок изготавливали системы залпового огня – не понимая, что пули летели куда угодно, но только не в цель.

Использовали якорные морские мины в виде фугасов, скатывая их в сторону противника.

Ручные гранаты (бомбочки) изготавливали из бронзовых артиллерийских гильз, у которых количество убойных элементов при взрыве было ничтожно мало.

До 30% минометов находящихся на вооружении армии, было кустарного производства, посему был издан императорский указ, призывающий ограничить самодеятельность в сфере вооружения, и если имеющиеся образцы представляют интерес, то их приказывалось направлять в специализированный центр для исследования и принятия окончательного решения.

В Великую Отечественную войну, ситуация не изменилась. Существовал внешний враг, и все силы, весь творческий потенциал, был направлен для достижения победы.

И опять хочется сделать упрек труженикам пера. С их легкой руки стало известно прославленное название реактивной установки залпового огня - «катюша». В СМИ стали называть «катюшей» все реактивные системы того времени, а это было неверно

Расскажу о еще более массовом и мощном ракетном вооружении тех времен, о котором на фронте слагались легенды и небылицы, и которое было почему то секретным на протяжении ряда лет после войны. Наиболее объяснимой причиной этому было само название ракеты, сокращенно, М30М31 «Лука», а первоначальное полное название – «Лука Мудищев».

Причиной такому названию грозного оружия оказалось его внешнее сходство с мужским детородным органом, а так как в те времена произведение Баркова довольно широко знали на фронте, то военные острословы нарекли комплекс М30 –Лукой Мудищевым, не предполагая, что в дальнейшем он так и пойдет в производство под этим названием - М30 «Лука».

О реактивных снарядах М-30 и М-31 написано до обидного мало, даже забыты их фронтовые прозвища «андрюша» и «ванюша» – все остальные БМ гуртом именовали «катюшами».

Обычно одиночный снаряд принимают за гигантский «фаустпатрон», а модель установки – за «катюшу»...

Сходство с «фаустпатроном» объяснялось расширенной до 305 мм, как главный калибр линкора, боевой частью снаряда М-30, содержавшей 30 кг взрывчатки. Первое время для них не было самоходных боевых машин, и снаряды запускали из ящиков, размещенных на сборных рамах.

Летом 1942 г., перед вторым штурмом Ржева, в войсках не было частей, вооруженных М-30, и их распределяли по дивизионам, оснащенным БМ-13. В один из гвардейских полков было доставлено три грузовика новых снарядов и пусковых рам для них, а также инструкции по боевому применению. Эти инструкции солдаты тут же пустили на самокрутки. Их счастье, что особист пребывал в «состоянии особой секретности» (сильно выпил).

При первом же пуске не обошлось без сюрприза: у одного зарядного ящика забыли снять распорки, удерживающие снаряд, и при выстреле его подняло, раму скрутило, вся конструкция взлетела и, упав на «нейтральную полосу», со страшным грохотом взорвалась. Немного погодя с той стороны раздался ехидный выкрик:

- Рус! Сараями стреляешь?

Вскоре немцам стало не до шуток – прямое попадание М-30 разрушало любые полевые укрепления, даже многонакатные блиндажи и ДЗОТы; железобетонные сооружения выдерживали, но землей забивало щели и амбразуры, а гарнизон тяжело контузило.

Правда, дальность стрельбы М-30 не превышала 2,8 км, кучность была хуже, чем не только у ствольной артиллерии, но и у БМ-13, много времени уходило на подготовку к стрельбе.

Для прорыва фронта, протяженностью 1 км., устанавливалось до 500 реактивных снарядов «Лука», и при залповом ведении огня, все живое и неживое сметалось объемным взрывом с лица земли. Случаи, когда реактивный снаряд «Лука» застревал в укупорочном ящике , который использовался как станок для запуска были не редки, и тогда он тащил на бешенной скорости ящик вместе с собой на вражеские позиции. Какие мысли были у противника видевшего это, мы можем только предполагать.

Вот так и «ковалась» наша Победа, идя в одну ногу со смертью, юмором, острословием, и научно техническим прогрессом.

К началу 1943 года в НИИ-3 закончилась разработка еще одного тяжелого снаряда М-31 калибра 310 мм. Новый реактивный снаряд при равном со снарядом М - 30 фугасном действии имел в 1,5 раза большую дальность полета (4325 м вместо 2800 м ). В феврале-марте 1944 года для стрельбы реактивными снарядами М -31 была сконструирована 12-зарядная пусковая установка БМ-31-12 на шасси автомашины. Впервые в боевой машине БМ-31-12 была применена конструкция направляющих сотового типа. С принятием на вооружение БМ-31-12 резко возросли маневренность и скорострельность тяжелой реактивной артиллерии. Она теперь не уступала реактивной артиллерии, вооруженной боевыми машинами БМ-13 и БМ-8, и могла сопровождать пехоту и танки на всех этапах боя. На подготовку к открытию огня требовалось 7-13 мин. Это было большим достижением советских конструкторов военной промышленности.

Читателям, вероятно, будет интересно знать, что в истории русского оружия и ранее существовало не мало позитивных фактов. Например, в 1840 году на одобрение правительства, был предоставлен проект создания боевой подводной лодки, стреляющей из под воды боевыми ракетами. И только лишь отсутствие свободных бюджетных средств, которые были направлены на строительство железных дорог, помешали осуществлению этому необычному и прогрессивному проекту. Косность к новому царских чиновников задержала на десятилетия развитие воздухоплавательных аппаратов, которые могли бы успешно действовать еще во время Крымской войны.

Украина. Никополь

Комментарии

Добавить изображение