НАШИ ВСЕГДА ПРАВЫ

23-08-2007

В своей жизни я неоднократно наблюдал, что если люди способны более или менее объективно оценивать других людей они неспособны, почти физиологически не в состоянии объективно оценивать самих себя. Мы себе всегда кажемся умнее, красивее, моложе, благороднее, справедливее и так далее, чем на самом деле. Тому у меня есть неоспоримые доказательства, но я их приведу в другой раз. (Существует, конечно, противоположная крайность: человеку кажется, что он никуда не годен или что он перед всеми виноват. Но это всегда результат какой-то душевной травмы, это аномалия, а мы говорим сейчас о нормальном, здоровом человеке.) Об этой человеческой слабость писалось неоднократно, и стенать по ее поводу я не собираюсь, ибо к чему? Лучше отметим, что эту переоценку своих достоинств человек склонен переносить и на свою группу: наша страна самая красивая, самая справедливая, самая сильная, а если в это трудно поверить, то хотя бы самая храбрая, наша команда самая лучшая, а если выигрывает не всегда, так это потому что судьи всегда подсуживают противнику. Короче наши всегда правы… Я хочу проиллюстрировать эту аксиому и ее невеселые последствия на двух примерах: Сербия-Косово и Израиль-палестинцы.

В эпоху операций НАТО в Югославии я спокойно следовал за французским общественным мнением. Война в Боснии затягивалась, осада Сараево. Неприятно. Надо что-то делать, надо что-то делать – ничего не делали. Наконец, американцы нанесли несколько бомбовых ударов, и война прекратилось. Очень хорошо. Через некоторое время началось восстание албанцев в Косово, в СМИ замелькали сообщения о геноциде албанцев. Надо что-то делать, надо что-то делать. Ну, что тут долго думать - пара бомбовых ударов и дело в шляпе. Но Милошевич оказался упрям. Очень неприятно получается: европейская авиация бомбит европейские города. Но что делать, раз уж начали, надо довести дело до конца. Все-таки геноцид… И в ту пору как-то на улице я повстречался со знакомыми русскими эмигрантами, бывшими соотечественниками, стало быть.

- Представляешь, какой ужас!

- Какой ужас?

- Сербию бомбят!

- Уже давно. Ну и что?

- Да сербы же православные!

- Ах, да. А я как-то и не задумывался…

Солидарность православных. Нормально. Наши всегда правы…

Но вот уже теперь, когда Сербия опять на виду в связи с проектом ООН об отделении Косово, перечитывая различные русскоязычные статьи на эту тему, я обнаружил, что авторы-евреи тоже возмущены этим проектом. А вот это уже ненормально. Конечно, солидарность со страной, где родился, своей внеисторической родиной, так сказать, была бы похвальна, если бы не палестинский вопрос. Ибо возникновение Израиля и независимость Косово - это юридически два почти идентичных случая, и, значит, надо либо согласиться на отделение Косово, либо запретить Израиль. Если, конечно, не придерживаться принципа – законы писаны для других, а наши всегда правы…

После трагедии двух мировых войн, которые велись за захват территории, ООН, созданная в 1945 для предотвращения войн, всегда исходила из принципа неизменности границ: хорошие они или плохие, справедливые или несправедливые, значения не имеет. Всякую попытку их изменения ООН будет считать незаконной. Этот принцип ООН нарушила только один раз: при создании государства Израиль и собирается нарушить вторично в связи с Косово. В обоих случаях ООН искала смягчающих обстоятельств для этого действия, незаконного с ее собственной точки зрения. В Палестине это был конец британского мандата на Палестину. Так или иначе, одно «государство» - британский мандат исчезает, палестинское государство возникает, и вот в этот период безвременья вроде бы как менее незаконно что-то подправить с границами. Дело в том, что в течение уже полустолетия евреи иммигрировали в Палестину, (чему британцы сопротивлялись, предвидя к какому конфликту это может привести), там уже набралось около миллиона еврейского населения, а дело было после холокоста – и ООН, скрепя сердце, пошло на создание отдельного государства для этого населения, чтоб оно не передралось с местным арабами после ухода британских войск и чтоб создать убежище для прочих евреев, рассеянных по свету, если тем придется опять спасаться.

Сходная ситуация сложилась сегодня в Косово. С одной стороны, Югославия распалась, возникают новые государства и тут можно бы попытаться опять подправить границы, не ради того, чтоб навредить Сербии или в пику России, конечно. Просто ради людей, ради сербов тоже. Конечно, албанцы не такие ярые бойцы, как чеченцы, но Сербия тоже не Россия. Если в Косово начнется новая Чечня, то когда это прекратится – неизвестно. Может быть никогда. Мечталось ведь, что Европа станет витриной благополучия, моделью для всего мира: любуйтесь на нас, делайте, как мы – и у вас все будет так же прекрасно. А вместо этого в Европе опять развяжется эта позорная свара. Во имя чего спрашивается? Во имя ученого сербского интеллигента, который знает наперечет все исторические баталии, которые сербы вели за эту землю, и ему безумно больно, ибо…? Может быть, я и ошибаюсь, но мне кажется, что до того, как интеллигент национальный инстинкт в Сербии не раскочегарил, что, конечно, очень просто делается, серб попроще, работяга, простодушно полагал, что Косово – это просто горы, населенные чертовыми албанцами и что пускай так и будет, лишь бы те дальше не лезли, его же самого к этим чуркам как-то не тянет. Так может это и есть сермяжная правда? Потому что иначе что получится? Натянет интеллигент на работягу шинельку и подтолкнет в спину идти на войну за правое дело. А сам побежит писать статью в газету: «Наши доблестные войска…».

Конечно, очень обидно за сербов, но что поделаешь? Теперь уже поздно. Что с возу упало, то пропало. Албанцы уже никуда не уйдут, а истреблять народы нынче не модно. Но на самом деле вопрос стоит гораздо шире. В мире есть очень много несправедливых, несчастных границ, которые то разделяют один народ, то стискивают вместе два народа, которым жить вместе неуютно. Пользуясь наступившим мирным временем (мелкие заварушки не в счет), пользуясь окончанием великого противостояния холодной войны, ООН хочет выяснить, нельзя ли что-нибудь поделать и с этой несправедливостью? Косово – это пробный камень. Камень надежды.

Есть еще одно очень важное и совершенно неосознанное сегодня обстоятельство. Мы все воспитаны на фразах «священная земля предков», «ни пяди родной земли», «ни шагу назад». Это у нас в крови. И все это правильно, все это по делу, потому что в старину земли всегда не хватало, ее едва было достаточно, чтоб прокормиться. Даже в России с ее просторами лишней земли не было, иначе зачем было бы русским заселять северные скудные земли, которые сегодня, кстати, пустеют? Для индустриальных стран ситуация в корне изменилась, видимо, где-то к концу XIX века, в течение которого рождаемость падала, производительность сельского хозяйства росла, быстро растущая промышленность забирала все избыточные рабочие руки. Тем самым земельный кризис исчез, а Мальтус оказался кругом неправ. Но до людей всегда все доходит с опозданием, и по привычке они затеяли очередную войну за передел территорий - первую мировую. И лишь к середине-концу этой войны они начали с ужасом задавать себе вопрос, а за что мы, собственно, деремся? Тут история перелистнула страницу, и открыла новую: страницу избыточных территорий и вечного мира (между индустриальными странами), хотя никто этого не замерил и не замечает до сих пор. Вторая мировая была следствием неудачно законченной первой, а потом предсказание сбылось, и войн между индустриальными странами нет уже 60 с лишним лет и теперь не будет никогда. Зато возникла другая проблема, другая беда: выясняется, что как в России, так и в Западной Европе слишком много земли и слишком много промышленности, и что местное население уже не в состоянии все пашни распахать и все станки обслужить. Природа не терпит пустоты, и на избыточную территорию хлынули чужеземцы – иностранные рабочие. Вместо спокойных, уверенных в себе однородных наций возникает никогда еще не виданный конгломерат разнообразных национальных и расовых общин, между которым проскакивают пока еще искры, а потом молнии национальных и религиозных конфликтов. Обширная территория, такое преимущество еще недавно, превращается сегодня в несчастье. Если уж столько албанцев очутилось вдруг на исконных сербских землях, значит у сербов не было ни сил, ни желания земли эти распахивать. Поэтому, прошу вас, дайте хоть этим двум народам, сербам и албанцам, дайте им тихого счастья жить среди своих, без посторонних, и без проклятых национальных вопросов, которым все равно решения нет.

У евреев тихого счастья жизни среди своих не получилось. Большинство предпочло остаться там, где и жили, на расстоянии аплодируя израильтянам за успехи по освобождению Палестины от пустынь и палестинцев, как гладиаторам на арене. У самих израильтян, как известно, тоже не сложилось. Отчасти из-за угрозы уничтожения (которая, кстати говоря, я убежден, сегодня практически осутствует: ярость арабских правительств – но не арабской «улицы» - выдохлась, они мечтают лишь об одном: чтоб палестинский конфликт разрешился минимально достойным образом и чтоб потом навсегда забыть об этом проклятом месте), отчасти из-за неразумного поведения самих израильтян (создание еврейских поселений на палестинской территории и пр.). Я думаю, что если бы они не чувствовали безоговорочной поддержки извне, они вели бы себя разумнее и осторожнее. Но на последних американских президентских выборах победителя от побежденного часто отделял всего лишь какой-то десяток тысяч голосов. Тут и не надо израильского лобби: каждый американский президент знает, что если он задумает какое-либо действие во вред Израилю, против него проголосуют 95% (в семье не без урода) из 6.5 миллионов американских евреев, независимо от того, насколько это будет против американских интересов, и от того прав Израиль или неправ. Наши всегда правы… Поэтому американская политика на Ближнем Востоке стоит на мертвом якоре и будет так стоять всегда, неся колоссальный урон в отношениях с мусульманским миром и в мировом общественном мнении. Вот еще один пример бедствий многонациональной и демократической страны: евреи, конечно, не восстают и не жгут автомобилей, но они делают совершенно беспомощной великую державу. Очень жаль, потому что именно сегодня израильтяне, как никогда, близки к тихому счастью просто мирно жить среди своих.

Вот так: наши всегда правы… А о правде и справедливости будет заботиться, очевидно, Пушкин. Много будет у Пушкина работы.

Комментарии

Добавить изображение