ВРЕМЯ ПОУМНЕНИЯ

19-09-2007

[размышления над засыпкой]

0. Если воспользоваться литературным стилем: кто-то когда-то обронил мысль, что математика - лишь жернова, перемалывающие засыпку, а уделом физиков и инженеров являются неустанные размышления над качеством засыпки.

1. В работах В.И. Вернадского "Научная мысль как планетное явление" - 1938 г. и

"О геологическом значении симметрии" - 1941 - 1942 гг.:

"…13) Существует старое, забытое эмпирическое обобщение, высказанное и развитое более 90 лет назад, в начале 1850-х годов, крупным американским натуралистом, геологом и биологом

Д.Д. Дана (1813 –1895гг.) в Нью-Хейвене. Оно было им названо "Энцефалозом" (цефализацией).

Энцефалоз, по идее Д.Д. Дана, указывает, говоря современным языком, что эволюционный процесс имеет определённое направление... Дана заметил, что с ходом геологического времени на нашей планете у некоторой части её обитателей проявляется всё более и более совершенный, чем тот, который существовал на ней раньше, - центральный нервный аппарат - МОЗГ..."

Прим. редакции.

Здесь В.И. Вернадский подчеркнул важную закономерность эволюции живого вещества. В литературе по палеонтологии и эволюционному учению её называют ещё "законом роста головного мозга" и часто приписывают Э. Ларте и О. Мершу. Ту же закономерность ещё в 1834 г. установил и очень четко отметил как одну из закономерностей эволюции академик Петербургской Академии Наук К.М. Бэр.

"...Сам Дана, по-видимому, не был эволюционистом, по крайней мере, когда он высказывал свое обобщение, вскрытое в его господствующей ныне форме одновременно с англичанами Ч. Дарвином (1809 - 1882 гг.) и А. Уоллесом (1822 – 1913 гг.) в 1855 г. и имевшее в 19 в. многих предшественников, как мы видим из истории науки, обычно не допускают направленности процесса эволюции (разрядка моя). Энцефалоз Дана есть эмпирическое обобщение, которое не может вызывать сомнений и легко может быть проверено в любой книжке по палеонтологии, если к ней подойти с этой точки зрения... Процесс этот... никогда не идёт вспять, хотя и многократно останавливался, иногда на долгие миллионы лет...".

2. Рост головного мозга достаточно чётко прослеживается и по линии эволюции, ведущей к человеку. 70 млн лет назад - это тупайя, похожая на наших сегодняшних белок, насекомоядное животное, живущее на деревьях.

Вслед за тупайями идут группы полуобезьян (сегодняшние лемуры и долгопяты). К концу эоцена, примерно 40 млн лет назад, появились подлинные обезьяны. В олигоцене - 40-25 млн лет назад - обезьяны-антропоиды уже разделились на две значительные независимые группы. 30 млн лет назад появились переходные формы от обезьян к человекообразным обезьянам - египтопитек и дриопитек.

Миоцен - 20 млн лет назад – "проконсул африканус", считающийся предком ныне живущих больших человекообразных обезьян, таких, как орангутанг, горилла и шимпанзе (у современной гориллы объём головного мозга - от 500 до 600 куб. см).

14-9 млн лет назад – "рамапитек", фактически первый гоминид, в полном смысле слова завоевавший среду обитания саванны. Использование орудий (но ещё не их производство) и длительное прямохождение - характерные признаки его образа жизни.

3,5 - 2,5 млн лет назад - австралопитеки, преантропы (предчеловеки), с объёмом головного мозга от 500 до 700 куб. см.

1 млн лет назад - питекантропы - древнейшие люди с объёмом головного мозга около 900 куб. см, создавшие культуру раннего палеолита и заселившие Азию, Европу и Африку.

700 - 500 тыс лет назад - синантропы - внешне ещё напоминали питекантропов, но были более развитыми. Объем их головного мозга составлял 850 - 1220 куб. см и левая часть его была несколько большей, что является свидетельством лучшего развития правой руки, чем левой. Синантропы жили большими группами в пещерах, умели изготовлять примитивные каменные орудия, поддерживали и добывали огонь. 250 - 35 тыс лет назад - неандертальцы, объём головного мозга 1400 -1600 куб. см.

И-парадокс! - современный человек, потомок кроманьонцев - средний объём головного мозга всего 1450 куб. см.

3. Рост головного мозга наивно понимать как простое разрастание однородных клеток, подобное разрастанию раковой опухоли. Без дифференциации всё возрастающих функций головного мозга, а также их аппаратного обеспечения, закрепляемого и активно развиваемого "геномообразующим Я", невозможно всё возрастающее усложнение поведения в окружающей среде, тем более - передовичество в ней.

Неизмеримо (и неотвратимо) возрастает роль обучения - в современных условиях исчезновение обучения, чисто гипотетически, для человечества равноценно планетарной катастрофе.

Главенствующая роль методики мышления в прогрессе человеческого интеллекта, к сожалению, пока недооценена.

4. Ф. Кликс [1] обратил внимание на гипертрофию головного мозга неандертальцев следующим образом:

"... При обучении конкретным способам изготовления и применения орудий решающую роль играют пространственные представления и способность к подражанию. (У современных обезьян обучение ведётся методом демонстрационного манипулирования предметом). Это предъявляет серьезные требования к наглядно-образной памяти и процессам перевода её содержания в реальную деятельность. Здесь не может быть места упрощению и абстрагированию: весь сценарий действия должен удерживаться в памяти. Н о подлежащие таким образом сохранен и ю конкретные описания тех и л и и н ы х ситуаций чрезвычайно многочисленны. Возможно, с необходимостью запоминать всё это, связан факт сильного увеличения головного мозга неандертальцев... Существуют даже такие предположения, что преимущественное и одностороннее развитие образной репрезентации удерживаемой в памяти информации при недостатке логико-понятийной обработки сведений об окружающем мире сыграло свою роль в оттеснении и исчезновении неандертальцев..."

5. Большая четкость в понимании процесса эволюции человека может быть достигнута лишь с применением понятий о первой и второй сигнальных системах, учение о которых разработано

И.П. Павловым. Все живые организмы, в том числе и человек, обладают первой сигнальной системой. Но только человек обладает второй сигнальной системой - и обладает ею только через обучение в человеческом же обществе.

Крайне важно (если хотите - N.В.) уяснение того факта, что все основные культурные достижения неандертальцев - изготовление и применение орудий, приручение некоторых животных, приготовленная на огне пища, изобретение и применение одежды, разрабатываемые успешные тактики охот, традиции поведения в группе вплоть до ритуала погребения, и обучение - базировались на первой сигнальной системе.

Достаточно обоснованным выглядит следующее предположение. Возможности методики мышления головного мозга, основанные на первой сигнальной системе, начали подходить к своему пределу и между 150 - 70 тыс лет назад "геномообразующее Я" разработало и реализовало анатомические изменения и программное обеспечение в процессе развития ребёнка, что и привело к появлению кроманьонцев - людей практически современного типа. На Ближнем Востоке в двух пещерах на Кармельском нагорье обнаружены костные останки, соответствующие переходной ферме между неандертальцем и кроманьонцем. Цель изменений в организме - обеспечение дальнейшего развития организма на основе методики мышления, базирующейся на второй сигнальной системе. И пророк развития - РЕЧЬ.

6. Ж.-П. Вернан [2]:

"...Как правило, начальные периоды человеческой истории ускользают от нас. Что же касается Греции, то если зарождение философии означает закат мифологического мышления и становление рационального знания, то мы можем установить более или менее точно дату и место рождения греческого разума, так же как и его гражданский статут. В начале 6 в. до н.э. в Милете Ионическом (западное побережье Малой Азии) такие мыслители, как Фалес, Анаксимандр и Анаксимен, положили начало новому типу размышлений о природе, сделав последнюю предметом систематического беспристрастного исследования и предложив созерцаемую целостную картину в качестве теории. Происхождение мира, его устройство, метеорологические явления первые "натурфилософы" объясняли, не прибегая к драматическим образам, присущим древним теогониям и космогониям, к грандиозным фигурам изначально великих божеств (букв. изначальных сил): возникновение мира и установление порядка они больше не объясняли подвигами и схватками сверхъестественных сил, составляющих основу мифа. В их учениях нет даже намёка на тех богов, которых официальная религия в её разновидностях ассоциировала с силами природы. Реалистическая трактовка милетских "физиков" охватывает всё бытие в его целостности. По их убеждению, не существует ничего, что не было бы природой. Люди, божественное, мир образуют единый, однородный универсум, весь как бы находящийся в одной плоскости: они суть части или аспекты одной и той же природы, в которой действуют одни и те же силы. Человек в состоянии дать ответ на вопросы о возникновении этой природы, её разнообразии и организации...".

7. Общие черты любого мифологического мышления:

а) Вселенная - это обитель божественных сил, все предметы и явления - не более чем их проявления и атрибуты. Божественные силы имеют определённую иерархию. Аналогичная в своей структуре человеческому обществу, она не может быть верно отображена в виде чисто пространственной схемы и расписана в терминах, выражающих положение, расстояние, движение. Её порядок сложный до непостижимости, но строгий, выражает отношения между действующими божественными силами. Порядок устанавливается могуществом божественных сил, шкалой старшинства, сана, отношениями господства и подчинения. Характеристики иерархии - космические уровни, пространственные направления - выражают, вообще-то, не геометрические свойства, а скорее различия в функциях, значимости и ранге.

б) существующий на сей момент порядок бытия был установлен в драматической борьбе и является результатом подвига одной из божественных сил.

в) над Вселенной господствует мощь одного бога, который первенствует среди других божеств. В мифах он изображён верховным властителем. Именно его верховенство поддерживает равновесие между составляющими Вселенную божественными силами, отводит каждой из них её место в иерархии, очерчивает её круг ведения, прерогатив, доли почестей.

г) только божественные силы первично активны, всё и вся остальное - пассивные исполнители их непостижимых замыслов. Любые попытки проникнуть в помыслы Божии инспирированы им же, и ничего, кроме глумления и страшной кары, не приносят пытливому человеческому уму.

8. Общие черты начального научного мышления:

а) все естественные объекты и действия и взаимодействия, и даже само возникновение Вселенной имеют чисто рациональные причины, которые доступны ищущему человеческому разуму. Все же божественные силы являются лишь персонажами сказаний, сочиняемых сказочниками и поэтами.

б) космический порядок устанавливается не мощью бога - верховного правителя, а действиями, взаимодействиями составляющих Вселенную элементов и частей. Действия, взаимодействия и их результаты всегда обусловлены конкретными условиями и алгоритмами. Без этих условий ни один элемент Вселенной не может реализовать свои потенции. Чудеса - прихоти и капризы божественных сил - также удел сказаний, легенд и мифов.
в) первенствование принципа доказуемости отношений и взаимодействий объектов в объективной реальности, частью которой есть также и сам человек и его мышление. Приёмы доказательств были открыты в результате анализа отношений геометрических форм, а впоследствии и алгебраических отношений. Так, например, дедуктивные заключения, играющие великую роль в математических доказательствах, могут быть распространены на неформализованные, речевые высказывания. Эксперимент, в сущности, тоже доказательство.

г) признание того факта, что наши ощущения и причинно-следственные отношения объектов могут не совпадать друг с другом, - но, тем не менее, Вселенная познаваема.

9. Сутью перехода от мифологического мышления к научному мышлению есть отстранение мифологического персонажа от власти в круге его ведения, дезавуация его прерогатив и почестей с установлением объектов, взаимодействующих в данной области, явлений, возникающих при их взаимодействиях, конкретных условий и алгоритмов во взаимодействиях.

10. Синергетика - одно из ведущих направлений современной науки, репрезентирующее собой естественнонаучный вектор развития теории нелинейных динамик в современной культуре.

М.А. Можейко [3]:

"...Термин "Переоткрытие времени" предложен И. Пригожиным в контексте синергетической модели времени как процессуальной конструкции. Именно факт переоткрытия времен и синергетика фиксирует в качестве важнейшего результата с воих исследовательских усилий (И. Пригожин, М. Маркус, Б. Мизра, Г. Николис, Д.Н. Паркс, Дж.Трифт, Б. Хесс,

С. Хокинс, и др.). С точки зрения современной научной рефлексии, традиционное естествознание было фундировано в своих концептуальных построениях весьма сильной посылкой; предполагалось, что "основное свойство детального равновесия является не чем иным, как процессом обратимости во времени элементарных процессов в системе" (Г. Николис, И. Пригожин). Фактически это означало, что всякая динамическая траектория мыслилась в качестве обратимой, т.е. определяла будущее и прошлое как эквивалентные по своему статусу по отношению к настоящему, т.е. равновыводимые из него, - из этого следует, что "если мы мгновенно поменяем направление всех скоростей системы движущихся тел, эта система побежит в обратном направлении последовательно через все состояния, через которые она пришла к точке инверсии" (И. Пригожин). С точки зрения синергетики, естествознание 20 в. во многом сохраняло эту тенденцию: по оценке И. Пригожина, "обратимость законов, равно как и законов обеих фундаментальных наук, созданных в 20 столетии - квантовой механики и теории относительности, - выражает такое радикальное отрицание времени, какого никогда не могли вообразить никакая культура, никакое коллективное знание. "В противоположность этому, синергетическая парадигма видения динамических процессов с необходимостью включает в себя презумпцию необратимости времени. Согласно И. Пригожину, может быть выделено, по меньшей мере, три минимальных условия, "которым отвечает любая история: необратимость, вероятность, возможность появления новых связей". В этом отношении важнейшим пафосом разворачивания синергетической традиции является, по самооценке, то обстоятельство, что "наука вновь открывает для себя время" (И. Пригожин, И. Стенгерс). Так, в частности, процессы самоорганизации как основной предмет исследовательского интереса синергетики вновь и вновь убедительно свидетельствуют, что именно необратимость как таковая выступает источником порядка "на всех уровнях": не что иное, как "необратимость есть тот механизм, который создаёт "порядок из хаоса" (И. Пригожин, И. Стенгерс)".

11. Е.Н. Гурко [4]:

"...Время в деконструкции - одна из версий интеллектуальной процедуры переоткрытия времени. Категория времени имеет принципиальное значение для метафизики присутствия, или западного стиля философствования, деконструкцией которого занимается Деррида. Метафизика присутствия основывается на двух тезисах, которые полагаются совпадающими в ней: тезис о привилегированном положении настоящего момента времени и тезисе о привилегированном положении сознания относительно мира как той инстанции, которая обеспечивает присутствие мира и самого сознания в мире. Наиболее последовательное изложение и деконструкция данных тезисов представлены в ранней статье Деррида "Сущность и грамма" ("Поля философии",1972 г.). Эта работа посвящена анализу примечания из хайдеггеровского "Бытия и времени" (1927 г.), и основной аргумент Деррида состоит в том, что хайдеггеровская концепция времени сохранила в себе основные противоречия философской трактовки времени в западной философии, заложенные (точнее, зафиксированные) ещё Аристотелем.
Согласно Деррида, Аристотель стремился ответить на два вопроса: принадлежит ли время бытию, т.е. бытийствует ли время и какова природа времени. Оба вопроса не имеют единообразных ответов и представляют собой не разрешимые апории: то, что бытийствует - есть и, значит, не может не быть; время, которое течёт, - изменяется, и, следовательно, должно представлять собой невозможное сочетание бытия и не бытия. В этом контексте ответ элеатов, изгнавших из своей картины мира любое изменение, а значит и время, вполне логичен. Вопрос о природе времени Аристотелем толкуется как вопрос о том, из чего складывается время: его ответ известен: время состоит из моментов "сейчас". Проблема здесь, однако, в том, что момент можно определить двумя взаимоисключающими путями: момент есть одновременно то, чего уже нет, и то, что ещё не наступило ("мгновение ока" как говорит Деррида в "Голосе и феномене"). Если то, что понимается как время, признаётся существующим, то времени нет; если же это действительно время, то оно не может существовать. Попытка преодолеть это противоречие реализуется, как отмечает Деррида, достаточно любопытным способом: соединением данной апории с другим парадоксом - парадоксом пространства, что приводит в конечном итоге к пространственно-временной интерпретации мира как последовательности во времени и одновременности в пространстве. Последовательность и одновременность - понятия взаимоисключающие, но необходимые, если ставится цель обоснования модусов существования мира...".

12. Исходя из изложенного, задача формулируется следующим образом:
почему Аристотель именно так ставил вопросы, и каковы особенности использования второй сигнальной системы?

13. В объективной реальности всё многообразие объектов (систем) существует в трёх основных видах на данном уровне знаний:

а) в вещественном виде, характеризуемые величиной массы покоя;

б) в квантовом виде, характеризуемые величиной энергии (определяемой по формуле Планка) и скоростью около 300 000 км/сек;

в) в полевом виде, характеризуемые величиной напряжённости, или в сочетании этих видов. Причём, при определённых условиях эти виды могут переходить друг в друга.

14. В объективной реальности всё множество действий и взаимодействий существуют, имея в основе пять видов действий и взаимодействий на данном уровне знаний:

а) сильное;

б) слабое;

в) электромагнитное;

г) гравитационное;

д) на основе комплексов отображений.

15. Объекты (системы), действия и взаимодействия обладают разнообразными свойствами, неотъемлемыми для всей группы - атрибутами, и частными свойствами, доходя до свойств конкретных объекта (системы), действия и взаимодействия.

СВОЙСТВА ОТДЕЛЬНО ОТ ОБЪЕКТА (СИСТЕМЫ), ДЕЙСТВИЯ ИЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ НЕ СУЩЕСТВУЮТ.

Например, для объектов (систем) вещественного вида атрибутами могут считаться следующие свойства:

  • АВТОНОМНОСТЬ - отделенность от других объектов (систем);
  • ПРОТЯЖЁННОСТЬ - величина (размеры) объекта (системы);
  • ФОРМА - очертания границы между внутренними действиями и взаимодействиями и внешними;
  • СОСТАВ - на элементном уровне и уровне частей объекта (системы);
  • СТРУКТУРА-1 - расположение элементов (частей) объекта (системы) относительно какой-либо точки отсчёта;
  • СТРУКТУРА-2 - действия и взаимодействия между элементами (частями) объекта (системы);
  • СТРУКТУРА-3 - алгоритм действий и взаимодействий между элементами (частями) объекта (системы);
  • СОСТОЯНИЕ – модификация объекта, к примеру, агрегатные состояния воды: газ, жидкость, твердое тело;
  • АКТИВНОСТЬ - способность первым начать определённые действия или взаимодействия, как внутренние, так и внешние;
  • ПАССИВНОСТЬ - неспособность передовичествовать в каких-либо действиях или взаимодействиях.

 

 

16. В гносеологии (эпистемологии) одно из основных понятий, к сожалению, до сих пор сохраняет механистическое обозначение – "отражение". То, что было передовым для Демокрита, Ф. Бэкона, Дж. Локка, даже для французских материалистов 18 века, сейчас лишь затемняет понимание процессов, протекающих в объективной реальности. Отражение света и радиоволн, отражение звука, отражение нейтронов и т.п. никак не совпадают с процессами при работе живого вещества в первой и второй сигнальных системах.

При перечисленных отражениях сам отражатель полностью пассивен; что пришло, то и отразилось, сам отражатель никак не использует отражаемое, отражённое одним отражателем другой отражатель может опять же только отразить.

Во всём живом веществе происходит ОТОБРАЖЕНИЕ определённого воздействия на определённый датчик, внутренняя обработка данного отображения, и отработка результатов обработки соответствующими исполнительными органами.

Обозначение ОТОБРАЖЕНИЕ характеризует АКТИВНУЮ работу датчика по преобразованию воздействия на него, специфичности воздействия, датчика и результата преобразования, дальнейшую АКТИВНУЮ работу с элементарными отображениями - моделирование из элемент-отображений объективной реальности и АКТИВНУЮ отработку результатов моделирования. Элемент-отображения по своей специфичности объединяются в комплексы отображений. Комплексы отображений могут быть внутрисистемными и межсистемными. Внутрисистемные комплексы отображений у позвоночных подразделяются на имеющие электрическую и гормональную природу. Межсистемные комплексы отображений могут состоять из специфических белков и других веществ. К примеру, феромоны - вещества, вырабатываемые экзокринными железами (или специальными клетками) животных. Выделяясь во внешнюю среду одними особями, феромоны оказывают влияние на поведение, а иногда на рост и развитие других особей того же вида, К феромонам относятся половые аттрактанты, вещества, как элемент-отображения тревоги, сбора и др. У общественных насекомых феромоны регулируют даже состав колонии и специфическую деятельность её членов.

17. Главное отличие отображений во второй сигнальной системе - их ОПОСРЕДСТВОВАННОСТЬ. Огонь на руку оказывает непосредственное воздействие на болевые рецепторы, слово "огонь" какое-либо воздействие может оказать только при соблюдении условий: необходимо знать русский язык, и (!) этот знающий должен правильно СООТНЕСТИ это слово с огнём в натуре, т.е. с этим явлением в объективной реальности.

Основные виды соотнесений:

17.1. Прямое соотнесение. Так учат детей или взрослого, попавшего в другую языковую среду; произносят слово, т.е. элемент-отображение, и показывают отображаемое, т.е. либо объект (систему), либо действие и т.д. Таким образом, вторая сигнальная система базируется на первой сигнальной системе.

17.2. Соотнесение данного элемент-отображения с отображаемым производится путём применения других элемент-отображений этого же комплекса отображений, с уже установленными соотнесениями. К примеру – "окружность - замкнутая последовательность точек, равноудалённых от одной точки, не входящую в данную последовательность и называемой центром".

17.3. Соотнесение данного элемент-отображения с отображаемым производится при помощи элемент-отображений другого комплекса отображений, соотнесения которых уже установлены. К примеру - окружность есть X2 + У2 = R2 - из комплекса отображений аналитической геометрии.

18. Итак, соотнесение есть когнитивное закрепление элемент-отображения за отображаемым. Но соотнесение может быть как правильным, так и (в силу самых разнообразных причин) неправильным, т.е. добросовестным заблуждением в когнитивном закреплении, так и ложным - намеренное искажение когнитивного закрепления.

Крайне важное примечание – при установлении соотнесений синтаксис языка, в самом лучшем случае - лишь не мешает.

19. В древнегреческом, да и в современном, языке – "время" - имя существительное...

Ф.Кликс [5]:

"...Области сущего Аристотель выразил с помощью набора категорий: субстанция, количество, качество, отношения, место и время, действия и переживания, состояния и владения. Каждую из категорий он сопоставил с определёнными грамматическими частями речи: субстанции с существительными, качества с прилагательными, отношения со сравнительными прилагательными и наречиями, место и время с предлогами и т.д.".

Время - имя существительное - было для Аристотеля СУБСТАНЦИЕЙ. И постановка второго вопроса - состав времени - (в духе положения земляка Демокрита - все тела с о с т о я т из "вихря" (имя существительное) атомов) - также логически правильна. Но это логика заблуждения...

20. За прошедшие 2300 лет от Аристотеля до наших дней, научно (т.е. доказательно и повторяемо в эксперименте) не зарегистрировано выделение в чистоте объекта (системы), имеющего все свойства, приписываемые времени как объекту (системе).

От Аристотеля до наших дней, научно не зарегистрировано выделение в чистоте действия или взаимодействия, имеющего все свойства, приписываемые времени как действию или взаимодействию.

С О В Е Р Ш Е Н Н О О Ч Е В И Д Н О.

Каждый объект (система) обладает атрибутом – ПРОТЯЖЁННОСТЬЮ. В декартовых координатах - длина, высота, ширина.

Каждое действие или взаимодействие обладает атрибутом - ПРОДОЖИТЕЛЬНОСТЬЮ.

Итак, слово (элемент-отображение) "время" правильно соотносится со следующими отображаемыми (они же объективные предпосылки изобретения данного слова (элемент-отображения) и его применения):

- продолжительность действия или взаимодействия;

- начальность и конечность действия или взаимодействия;

- очерёдность или совместность реализующихся действий или взаимодействий;

- совпадение или расхождение различных действий или взаимодействий по их началу, продолжительности и к окончанию;

- интервалы отсутствия некоторых действий или взаимодействий в реализации; отсутствие их реализации может являться условием реализации других действий или взаимодействий, или условием разрешения реализации определённых действий или взаимодействий:

- различная продолжительность одних и тех же действий или взаимодействий, производимых одной и той же системой;

- зависимость продолжительности действия или взаимодействия от его интенсивности;

- зависимость момента начала, интенсивности, характеристик протекания, продолжительности, момента окончания и результата некоторого (некоторых) действий или взаимодействий от наличия или отсутствия других действий или взаимодействий, а также от их момента начала, интенсивности, характеристик протекания, продолжительности, момента окончания и результата;

- зависимость результата взаимодействия или действия от момента его начала, характеристик протекания, продолжительности и момента окончания;

- наличие или отсутствие у данной системы (объекта) потенциально возможных действий или взаимодействий (в обиходе это - выражения: "пришло время", "прошло время")...

Из перечисленных примеров неопровержимо следует, что слово (элемент-отображение) "время" правильно соотносится с многочисленными аспектами атрибута действия или взаимодействия - ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬЮ.

21. Три примера неправильного соотнесения слова (элемент-отображения) "время":

21.1 Достаточно полно состояние по переоткрытию времени, на мой взгляд, дано в работе

М.В. Кузьмина [6]:

"...транзитивный переход, связанный с крушением викторианской научной парадигмы (статичной, детерминистской, линейно-причинной, редукционистской) и становлением новой парадигмы (динамичной, нелинейной, циклопричинной, холистичной) захватывает основы философского миропостижения. Время, как "ключ к понимание природы" (И.Пригожин), как наиболее гуманитарный фактор, с которым оперирует естествознание, требует нового взгляда с открывающихся познавательных горизонтов...".

"Новый взгляд" по М.В. Кузьмину [6]:

"...В рамках новой синергетической парадигмы время перестаёт быть над-характеристикой, а являет собой внутреннюю характеристику системы, её историзм, - Время и з параметра становится о п е р а т о р о м. Это означает, что система описывается спектром ключевых моментов, бифуркаций, в точках которых стохастически идёт выбор одной из возможных устойчивых ветвей дальнейшего развития. Далее детерминистские законы сохраняют и переносят информацию об этом моменте до следующей бифуркации, а "что-либо рождённое или сделанное в этот момент обладает свойствами этого момента времени."[34]. Таким образом, эти процессы можно описать лишь в единстве рассмотрения прерывного и непрерывного, детерминированного и случайного, порядка и хаоса. По Пригожину, внутреннее время - не точка "сейчас" и не параметр, а скорее "возраст" системы. Вот почему время - это сильно "индивидуальный" фактор целого (Bestand-фактор), это среда обитания "суммативной целостности" (Юнг) объекта, в отличие от пространства - коллективного фактора сосуществования его (объекта) частей. Концепция внутреннего времени наряду с иерархичностью синергетически организованных систем и нэгэнтропийным интерсистемным метаболизмом приводит нас к пониманию иерархии экстатических времён".

Примечание. Автор удачно перевёл первое положение Аристотеля на современный сленг – "время из параметра становится оператором", т.е. субстанцией. Если бы он дополнил, что оператор состоит из тахионов, т.е. моментов "сейчас" - по Аристотелю, перевод был бы полным.

21.2. Пример "открывающихся познавательных горизонтов" показателен у Н.Н. Попова [7]:

"...К началу 21 века теоретическая физика вышла на качественно новый уровень развития, позволяющий поставить вопрос об обнаружении и изучении того первичного Принципа, который лежит в основании устройства нашей Вселенной и предопределяет всю её структуру... В наиболее общем виде этот Принцип можно сформулировать следующим образом: весь материальный мир и все физические законы, действующие в нём, ничто иное, как проявление геометрических и алгебраических свойств реального пространства-времени. Этот Принцип не нов и восходит ещё к работам И. Лобачевского, Б. Римана, В. Клиффорда, а позднее А. Пуанкаре,

А. Эйнштейна, Д. Гильберта, Г. Вейля, Т. Калуцы, Ч. Мизнера, Дж.Уиллера и др. Несмотря на очевидный успех в осознании геометрической природы гравитационных взаимодействий, что нашло своё отражение в общей теории относительности, эти идеи не получили удовлетворительного дальнейшего развития в силу принципиальных трудностей, с которыми столкнулись исследователи. Нам представляется, что корень всех проблем лежит в необоснованном использовании в качестве реального пространства-времени четырёхмерного многообразия сигнатуры (- - - +). Поэтому, если мы принимаем Принцип геометрической природы всех физических явлений, то первый шаг на этом пути состоит в выборе наиболее подходящего пространства-времени и наделения его соответствующими геометрическим и алгебраическими свойствами. Такой выбор, к сожалению, нельзя обосновать чисто логическим путём, он сам является фундаментальным постулатом, основанным на внутренней интуиции и на анализе уже накопленных знаний... Первым и, как нам представляется, принципиально важным является постулат о размерности физического пространства-времени".

В данной работе полагается, что " п р о с т р а н с т в о – в р е м я п р е д с т а в л я е т с о б о й ш е с т и м е р н о е т о п о л о г и ч е с к о е м н о г о о б р а з и е с т р е м я п р о с т р а н с т в е н н ы м и и т р е м я в р е м е н н ы м и и з м е р е н и я м и."

"...Сформулированный постулат сразу же вызывает ряд критических вопросов, например, почему мы реально воспринимаем трёхмерность пространственной части Вселенной, не ощущая присутствия дополнительной трёхмерной временной её части? Или, если мы не в состоянии непосредственно наблюдать временное подпространство, то в каких эффектах оно себя реально обнаруживает?...".

Примечание. Автор скромно умолчал о грандиозных перспективах, открывающихся после признания трёхмерности времени. Все достижения, имеющиеся в области геометрии, возможно применить к трёхмерному (пока) времени, добавляя слово "темпоральный". И тогда - темпоральная геометрия а-ля Евклид, аналитическая темпоральная геометрия а-ля Декарт, дифференциальная темпоральная геометрия и т.д.

За ворохом атрибутов всегда необходимо видеть их владельца. И тут начинаются вопросы: что такое двухмерная продолжительность действия? Трёхмерная? Многомерная? Какое конкретное действие обладает двухмерной продолжительностью? и т.д.

21.3. Искандер Трано [8] - обзор по материалам альманаха "Тhе Globe":

"Выдвинутая недавно новейшая теория циклического развития Вселенной, совсем не сбрасывая со счетов идею профессора В. Фридмана об имевшем место 13,7 миллиарда лет назад Большом взрыве, по-новому рассматривает пространство и время", - заявил недавно на международном симпозиуме астрофизиков в Сиэтле руководитель Гарвард-Смитсоновского Астрофизического центра Джеральдин Бинвот.

Как пишет журнал "The Globe" (Великобритания), согласно теории доктора Пола Стейнхардта из Принстонского университета (США) и доктора Нила Тюроука из Кембриджа (Великобритания), пространство и время возникли не в момент Большого взрыва, что до недавнего времени считалось незыблемой истиной в кругах ортодоксальных учёных-астрофизиков, а существовали всегда в бесконечном цикле расширения и перерождения Вселенной. Периоды ускоренного расширения сменяются застойными временами, приводящими к Большому взрыву, и всё начинается сначала. Предложенная 63 года назад модель Вселенной с точкой отсчёта в Большом взрыве развивалась в соответствии с накоплением астрофизических данных, в частности уникальных сведений о том, что далёкие космические объекты расходятся с постоянно возрастающей скоростью. Недостающие звенья в гармоничной картине теоретики дополнили составляющей под термином "тёмная энергия!" Новая модель заменила расширение Вселенной и "тёмную энергию" на единое энергетическое поле: оно непостоянно, колебания такого поля приводят то к расширению, то к стагнации, то есть к периоду замирания, вселенскому застою.

Циклическая теория Стейнхардта-Тюроука является сочетанием стандартных представлений и идей, которые являются продвинутыми попытками создания теории, объединяющей с помощью математики все физические силы и частицы.

Есть и теория "струн", по которой Вселенная существует в виде двух параллельных пластов (физики называют их бранами). Эти условные пласты разделяет микроскопическое расстояние, которое является дополнительным - пока совершенно непостижимым нашему восприятию - пятым измерением. И в настоящий момент истории существования Вселенной браны расширяются во всех направлениях, постепенно распространяя накопленные материю и энергию. Триллионы лет протекут, пока браны фактически опустошатся. Тогда наступит застой, пласты Вселенной начнут сближаться, а пятое измерение просто сплющится. И тогда придёт час очередного Большого взрыва! Причём браны - это не параллельные Вселенные, а, скорее, отсеки единой Вселенной, и одна из бран содержит известные нам энергии и формы материи, а другая, - неведомые, например, гипотетическую тёмную энергию, тёмную материю, объясняет Пол Стейнхардт. И единственную возможность взаимодействия предоставляет этим двум пластам гравитация. Теория циклической Вселенной Стейнхардта-Тюроука уже признана первой за последние два десятка лет заслуживающей внимания космологической идеей, хотя её основные положения ортодоксы науки называют не имеющими фактологической базы", - комментирует "The Globe". Большого взрыва, впрочем, тоже никто не видел, хотя есть экспериментальные данные, будто бы указывающие на вещество, образовавшееся сразу после него, - на коротко живущую кварк-плазму".

Примечание. И ортодоксы, и либералы в своё время передозировались Л. Кэрроллом. Время, возникшее в момент Большого взрыва и время, существующее в бесконечном цикле расширения и перерождения Вселенной - чем не улыбка чеширского кота, существующая отдельно от самого кота?

22. Одно из ПРИКЛАДНЫХ применений результатов решения задачи.

Одной из трактовок преобразований Лоренца, сделанной А. Эйнштейном в специальной теории относительности, является: "время замедляется в объектах с большей скоростью".

Согласно полученного результата, элемент-отображение (слово) "время" является отображением атрибута действия или взаимодействия и потому производим замену вышеприведённой формулировки на следующую:

"Сама возможность, величина вероятности, момент начала, характеристики протекания (скорость, мощность, модуляция и т.д.), продолжительность, момент окончания и результаты одних действий или взаимодействий могут зависеть от возможности, величины вероятности, момента начала, характеристик протекания (скорость, мощность, модуляция и т.д.), продолжительности, момента окончания и результата других параллельно (или совместно) реализующихся или происшедших действий или взаимодействий."

Нетрудно увидеть, что именно новая формулировка тут же даёт возможность дальнейшего конструктивизма, начиная с наброска плана лабораторных работ для каждой конкретной ситуации: какие это действия или взаимодействия?; каковы моменты их начала?; каковы характеристики их протекания?; какие объекты (системы) могут производить эти действия или взаимодействия?, и т.д., и т.п. вплоть до возможности УПРАВЛЕНИЯ.

23. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ применение результатов решения задачи.

Б. Ли Уорф, один из авторов концепции лингвистической относительности, в книге "Язык, мышление и реальность" фаталистически заключает, что система языка не является пассивным инструментарием, которым мы воплощаем наши идеи. По его убеждению, язык сам участвует в формировании наших идей, создании программ и планов человеческой активности, в анализе впечатлений, в их объединении. Мы обречены рассекать природу по тем основным направлениям, которые даны в языке: мы можем выделить из нашего опыта только те категории, которые заложены в системе языка.

Ф. Бэкон осознаёт, что его эпоха, 17 век, открывает эру науки, и желал чтобы воздаяние почестей идолам - текстам Аристотеля, сменилось прямым исследованием природы. Он с обострённым вниманием относится к СРЕДСТВАМ ВЫРАЖЕНИЯ научного знания. Ф. Бэкон считает, что английский язык не пригоден для описания объективной реальности, так как его создатели отнюдь не философы, а случайные люди, и потому применение английского языка постоянно ведёт к ошибкам. "Призраки рынка", или подверженность людей общераспространённым заблуждениям, которые возникают в разуме в силу дезориентирующего воздействия синтаксиса языка на мышление. В борьбе с этими "призраками" он применил довольно чудной приём - все свои сочинения перевёл на латынь.

Ф. Бэкон, переросший средневековую догматику на основе текстов Аристотеля, уже чуял ловушки, скрытые в языке, - но, увы, не более... Древние говорили - звёзды правят глупцами, а умные управляют звёздами. Либо синтаксис языка диктует разуму, либо разум использует язык как инструмент, зная его недостатки.

При использовании языка (или математики) в научных целях необходимо тщательное исследование соотнесения слова (элемент-отображения) с отображаемым, не взирая на принадлежность элемент-отображения к той или иной части речи.

В объективной реальности наличествуют разнообразные объекты (системы), действия и взаимодействия с их атрибутами и многочисленными аспектами. И вовсе не обязательно, чтобы элемент-отображение - имя существительное - непременно соотносилось с объектом (системой), элемент-отображение - глагол - с действием или взаимодействием и т.п. В случае соотнесения элемент-отображения с атрибутом - обязательна процедура установления, какой же части объективной реальности принадлежит данный атрибут - иначе он может начать жить в разуме отдельной жизнью от своего владельца, тем самым, умножая число сущего без нужды. При построении фраз также необходим тщательный отбор средств синтаксиса.

Для нашего случая - объективная реальность не находится во всеобщем времени, как в безбрежной и всеобъемлющей реке - объективная реальность соткана из сонма действий и взаимодействий, обладающих атрибутом - ПРОДОЛЖИТЕЛЪНОСТЬЮ - конкретной во всех аспектах для каждого действия или взаимодействия.

24. Что есть НАУКА?

Термины и их выверенные соотнесения, тщательное соблюдение применений терминов только в их соотнесениях, строгая классификация явлений в области данной науки, установленные связи, единицы измерения, методики расчётов и испытаний, моделирование реальных ситуаций. И главное - достаточная тождественность предсказанных результатов результатам, полученным на практике. И продолжение исследований с такой же методологией. Если перечисленной совокупности признаков нет, это - не наука. Как, к примеру, история - не более чем взгляд на прошлое через очки нынешнего правительства...

Мудрое замечание В.И. Вернадского - наука и техника незаметные ломовые лошади прогресса человечества. Поэты - не тянут... Еще Анаксимандр, отказавшись от поэтических традиций теогоний, предпочёл писать прозой, положив тем самым начало новому повествовательному стилю. И тестом государственной машины на её прогрессивность является её отношение к этим конькам-горбункам... Истинно поэтическое мышление прекрасно

...речи, значенье тёмно иль ничтожно
но им без волненья внимать невозможно.

(да простит меня М.Ю. Лермонтов за вольность цитирования), но не в НАУКЕ. Поэзия (но не слоганы) возбуждает разум, но не должна царить над ним.

Р.S. И всё же, если воспользоваться литературным стилем:

Люди! Я принёс всем волю. Силою ума моего повержен бог Хронос!

Люди! Вы навек свободны от его власти.

Р.Р.S. В. Сэхляну [9]:

"Система" является ограниченной частью Вселенной: из теоретических и философских соображений мы не можем приписать Вселенной слово "система". Значение, в котором понятие системы использовалось классической физикой, несколько отличается от того, которое придаётся ему сейчас. Для классической физики система была частью Вселенной, выделенной произвольно или условно. Сегодняшние науки уделяют внимание ЦЕЛОСТНЫМ СИСТЕМАМ, которые естественным или искусственным образом построены так, чтобы составлять СОВОКУПНОСТИ, обладающие дополнительными свойствами по сравнению со свойствами частей или элементов. Атом, молекула, клетка, организм, Земля, солнечная система, Галактика представляют собой ЦЕЛОСТНЫЕ СИСТЕМЫ. Путём соединения элементов или частей в целостную систему достигается НОВ0Е качество...".

Интересно, с чем соотносится "система" у И.Р. Пригожина - с выделенной произвольно какой-либо частью Вселенной или с ЦЕЛОСТНОЙ СИСТЕМОЙ?

Литература, на которую в тексте даны ссылки.

  • 1. Кликс Ф. "Пробуждающееся мышление", М., "Прогресс"., 1983 г., стр.48, 260.
  • 2. Вернан Ж.-П. "Происхождение древнегреческой мысли", М., "Прогресс", 1988 г., стр. 126-127.
  • 3. "Новейший философский словарь", Минск, Книжный дом, 2003 г., стр. 737.
  • 4. "Новейший философский словарь", Минск, Книжный дом, 2003 г., стр.191.
  • 5. Кликс Ф. "Пробуждающееся мышление", М. "Прогресс", 1983 г., стр. 260.
  • 6. Кузьмин М.В. "Экстатическое время", журнал "Вопросы философии", 1996 г., стр. 67 - 79.
  • 7. Попов Н.Н. "Новые представления о структуре пространства-времени и проблема геометризации материи", М., УРСС., 2000 г., стр. 4-5.
  • 8. "Интересная газета". №10 (191), 2005 г., выпуск I., стр. 3.
  • 9. Сэхляну В. "Химия, физика и математика жизни", Бухарест, Научное издательство, стр. 44.
Комментарии

Добавить изображение