ПО ВОЛНАМ РЕКЛАМЫ

04-05-2008

Нынче window shopping считается вполне достойным времяпровождением, можно даже сказать народной забавой. Вообще практическими исследованиями установлено, что созерцание образчиков материальной культуры действует расслабляюще на находящуюся в стрессовом состоянии нервную систему.

Всеволод ОзеровПриятно иногда поглазеть на женевские витрины. Казалось бы, чего такого особенного можно здесь увидеть? Но, если вдумчиво к этому делу подойти, то много чего интересного может открыться пытливому наблюдателю. Например, если проследить динамику появления дорогих бутиков и часовых и ювелирных магазинов, то однозначно становится понятно, что богатых или, по крайней мере, состоятельных людей становится все больше, причем значительно. При этом, естественно, понятно, что прежние богатые, становясь еще богаче, вряд ли станут еще больше бегать по дорогим магазинам и скупать их содержимое. Это как в советское время, когда невозможно было спорить со статистикой, говорящей, что в Америке потребление мяса и масла в несколько раз выше, чем в СССР, и пропагандисты изощрялись и утверждали, что там же бедные голодают и много богачей, как будто богач может съесть в обед три кило мяса. Такие как раз на диете. Так что все эти открывающиеся магазины призваны удовлетворить растущие потребности «новых русских», «новых арабских» и всяких прочих «новых». Параллельно, конечно, возникает, в добавление к стародавним русским вопросам «кто виноват?» и «что делать?», новорусский вопрос «откуда бабки?» Понятно, что ответа на него не дождаться.

Растущий спрос выражается в увеличении количества фирменных часовых магазинов на главных торговых улицах Женевы. Раньше большинство известных часовых марок, пожалуй, кроме Rolex,Vacheron Constantin, Pathek Philip и Frank Muller,продавалось в крупных магазинах, торгующих сразу часами разных фирм. Теперь каждая обзаводится собственным магазином - в ряд выстроились бутики Omega, Breguet, Audemar Piguet, Jaeger- LeCoultre, IWC и проч. И везде чуть ли не очереди, продавцы вываливают на покрытые бархатом лотки если не горы, то, по крайней мере, кучки часов. Покупатели, почти как на иллюстрации к басне «Мартышка и очки», крутят и вертят часики, прикладывают их и туда и сюда, и слева посмотрят, и справа, и одну модель с другой сравнят. А им в это время и кофе поднесут, и пепельницу подадут, если вдруг от волнения покурить захотелось – неважно, что продавцы от пассивного курения пострадают. И тут совсем не тот случай, когда, как помнится, в Москве в букинистическом магазине старушенция за прилавком в ответ на просьбу показать какой-нибудь шикарно изданный альбом скрипела: «И зачем вам, все равно не купите?!»

Здесь, наоборот: смотрите, трогайте, ибо заранее известно, что раз уж вы в магазин заманили, то все в порядке, наживку вы заглотнули и теперь уж что-нибудь обязательно купите. А проблема, какие из двух понравившихся купить, решается элементарно просто – и те, и другие!

Заманить тоже надо уметь и над этим думать надо, а тем, кто думает, деньги заплатить. Но с деньгами как раз дело обстоит просто. Все расходы на рекламу уже в цену заложены, и жертва их сама же и оплатит.

В разные времена - разные способы заманивания. Лет тридцать тому назад, когда жизнь была более упорядоченной, к рекламе подходили более капитально. Rolexпубликовал в журналах на целую страницу занятные истории, например, вот этот известный альпинист покорил множество вершин, но однажды свалился в пропасть и потом, весь переломанный, пролежал много месяцев на больничной койке, однако вот его Rolex’у ничего не сделалось, и тот, как и прежде, с неумолимой точностью отсчитывает секунды, минуты и часы. Или вот известный исследователь морских глубин всегда погружается в мир безмолвия с верным Rolex’ом, который его никогда не подводил. Возможен и неожиданный поворот: лорд такой-то любит, чтобы за завтраком яйцо было сварено именно так, как он привык, и не доверяет этого даже своему повару-французу, а варит яйцо самостоятельно, засекая 3 минуты и 14 секунд на своем золотом Rolex’е. И тот тоже его никогда не подводил.

Сейчас работают попроще, используя прямые ассоциации и людское тщеславие. Надевают часы своей марки на запястье именитым теннисисткам и кинозвездам, джеймсам бондам и безымянным мачо, сжимающим штурвал самолета или руль гоночной машины. Расчет простой: ты надел такие же часы и стал таким же. Надел часыOmega Speedmaster, и ты тоже как-будто шагаешь по Луне, ну, не первый, конечно, но где-то почти что второй или уж наверняка второй с половиной.

А если раскошелился на Breguet, то ты в одной компании с Наполеоном, Онегиным и Марией-Антуанеттой, ну на худой конец с депутатами Госдумы (пустячок, а приятно!).

В общем, все сказанное чем-то особенно новым не является, просто это надо было сказать, чтобы перейти к главному. Порой даже в голову не приходит, до чего же может оказаться извращенным вкус и чувство меры.

В данном случае это касается часов и их рекламы. Женевская часовая фирма Romain Jerome выпустила часы «Титаник-ДНК», сделанные из стали самого «Титаника», поднятой со дна моря. Циферблат выкрашен в черный цвет с использованием красителя, полученного из угля, тоже поднятого оттуда. Также в часах использована сталь, закупленная у судостроительной фирмы, в свое время построившей «Титаник». Часы в коллекции будут стоить в диапазоне от «всего» $7800 до $173 100. И как-будто никто не понимает всю кощунственность и аморальность этой затеи.

А тут вот иду как-то по главной торговой улице, глазею. И вдруг вижу на углу дома огромными латинскими буквами русское слово написано. Не волнуйтесь, не из трех букв! Из пяти, но приличное. Причем такое до боли знакомое любому советскому человеку. Был в те времена такой набор универсальных слов, вроде «дружба», «весна», «мир», «восток», «салют». Ими можно было назвать все, что угодно – плавленый сырок, кафе, пионерлагерь, радиоприемник, пансионат, фотоаппарат, что успешно и делалось. И слово это –VOLNA. Но почему здесь? Тут же был часовой магазин фирмы Audemar Piguet. Подхожу ближе – действительно часовой магазин, но другой.

Странное название выбрали. У русского вызовет, пожалуй, ухмылку. Прежде всего, вспомнится сырок (кстати, вкусный), или другая ассоциация еще со школьных лет: «... и за борт ее бросает в набежавшую волну... .» В волну не надо, ни с часами, ни без оных. А иностранноязычному это слово ничего не скажет – так, какое-то не улавливаемое западным ухом му-му.

Вообще с названиями продукта при продвижении на иностранные рынки часто неожиданно встречается много подводных камней. Например, есть такая эксклюзивная швейцарская часовая марка “Bedat". Здесь проблем не возникает, ну "Bedat"иBedat", а в России это уже «беда», кто ж беду себе пожелает. И еще некоторое время тому назад активно продвигались на рынок часы "Forget". Весьма приличные часы были, но что-то у них не задалось. Может быть в названии дело? Ведь по-французски оно звучит как «форжэ», а вот по-английски получается «форгет». Англоязычным такие «забывчивые» часы явно не импонировали.

Или вот вообще жемчужина. Одна фирма (название напоследок) выпустила совершенно замечательный хронограф "Big Bang", следуя в дизайне концепции «слияния» – т.е. сочетания порой совершенно непохожих материалов, таких как каучук и керамика, тантал и розовое золото, и даже магний с титаном. Успех был ошеломляющим и

Big Bang начал зарабатывать многочисленные международные призы: первым значительным достижением стал «Приз за дизайн 2005 года» на Гран-при «Женевского Конкурса производителей часов». Вслед за этим – «Приз за лучшие спортивные часы» на церемонии «Часы года», проходящей в Японии, и награда с Ближнего Востока за «Лучшие часы большого размера» на церемонии «Часы года» в Бахрейне. Очередь на некоторые модели длится больше года - совсем как на "Жигули".

Ну, а как же называется эта фирма? А называется она Hublot… Несведущий прочитает как "хублот". Правильно по-французски это звучит как нечто среднее между "юбло" и "убло". Замечательное сочетание столь дорогих для русского слуха звуков "Х", "У", "Б", "Л". А сколько емких и броских русских слов из этих букв составит культурный человек! Такое вот волшебное слово, что даже на русскоязычном вебсайте компании название часов оставили в оригинале.

Итак, возвращаемся к магазину «Волна» - в одной витрине во всю стену довольно в мрачных багровых тонах то ли в свете заката, то ли атомного взрыва изображение всплывающей подводной лодки (типа «волну гонит»). В другой - макет атомной подводной лодки проекта «Тайфун», и часы выложены, такие нынче модные здоровенные будильники на каучуковых ремешках. Заводилка, соответственно, слева для ношения на правой руке. Ведь настоящие крутые ребята часы на правой руке носят. Значит, западного клиента хотят заманить таким имиджем сурового российского подводника. Но, почему-то какие-то невеселые ассоциации все это навевает.

Вот, взять, к примеру, образ военного летчика - весь такой яркий и стремительный: мчится он на сверхзвуковой скорости в голубых небесах, крепко сжимает штурвал и сверкает белозубой улыбкой. А то, что через несколько минут он обрушит пять тонн взрывчатки на чьи-то головы, это как-то остается на заднем плане.

Что такого привлекательного должно быть для жителя Запада в подводной лодке класса «Тайфун»? Лодка-то затаилась где-то в океанских глубинах и командир ее не дремлет, поглядывает на часы, правда, наверное, попроще, когда кнопку-то нажать...

Указывается, что часы водонепроницаемы до 300 метров. А зачем часам на 300 метров погружаться? Так глубоко люди не ныряют. «Курск» на 200 метрах затонул – значит, часики еще долго тикали бы ... Б-р-р-р-р, мороз по коже, не надо таких часов! Хорошо, что хотя бы не стали брать сталь с погибшей лодки.

Вода, однако, разная бывает. Вот пловец, рекламирующий «Омегу», тоже в воде «волну гонит», но все выглядит оптимистично.

Интересно, что часы продвигаются под лозунгом " Russian Heritage Swiss Watch", что, по идее, должно означать что-то вроде «Швейцарские часы с русским наследием». Н-дда, чегой-то странное, какие-то сапоги всмятку. Как-то даже при богатом воображении швейцарские часы с русским наследием не стыкуются. Что приходит в голову при упоминании русского наследия? Если навскидку, то это Пушкин, Толстой, Достоевский, Чайковский, иконы, балет, яйца Фаберже, далее по нисходящей следуют водка, блины, самовар, или уже в советском контексте - Сталин, Гагарин, ракеты, Калашников. Часы тут как-то не причем.

В России швейцарские часы продавали Поставщикъ Двора Его Императорского Величества Павелъ Буре и фирма Мозеръ. В СССР часы делали на швейцарском оборудовании и даже за границу продавали по демпинговым ценам вместе со «Спидолами» и «Зенитами». В перестроечные же времена часы из России больше из-за циферблатов были популярны – прикольно «серп и молот» или там кириллицей СССР, Москва или КГБ.

Вот такие гримасы и ужимки рекламы. Хотя, чего особенного? Нынешние обитатели общества потребления, видимо, на вещи проще смотрят. В глубину не заглядывают, а все больше по волнам скользят...

Комментарии

Добавить изображение