ЧЕРЕПАШКИ НИНДЗЯ И КУЛЬТУРНЫЙ ПЛЮРАЛИЗМ

29-06-2008

 

Вафин Артур Мансурович (1985).

Родился в Перми. Окончил Пермский государственный университет. Политолог.

Сфера интересов: политические мифы и идеологии. Публиковался в альманахе «Вестник Евразии», журнале «Без темы», региональной прессе. Arthur Vafinarthur_vafin@rambler.ru

Америка. Город Нью-Йорк. Наши дни.

Доминирование темных красок. Заброшенная канализация. Таковы классические элементы эпопеи (от комиксов и кинофильмов, до мультиков и компьютерных игр) под названием «Teenage mutant ninja turtles». В России эта эпопея более известна как «Черепашки ниндзя»**. Сочетание ниндзя-черепах и культурного плюрализма могут показаться невозможными. Однако такой синтез вполне осуществим. Мало того, в этом нет никакой провокации или профанации, т.к. это не просто синтез культурного плюрализма с черепашками ниндзя, а органичное вплетение определенного круга культурных артефактов и идейных конструкций, именуемых «Teenage mutant ninja turtles», в рамки концепции культурного плюрализма.

Необходимо осознавать, что речь идет о художественном произведении, о выдуманном фантастическом мире, поэтому выражение «наши дни» не следует понимать буквально.

Кто такие черепашки ниндзя? Черепашки ниндзя – это четверка (супер)героических борцов со злом. Имена этих героев – отголоски прошлого (но какого прошлого – эпохи Возрождения!): Леонардо, Рафаэль, Микеланджело, Донателло. Не смотря на модернизм «Черепашек ниндзя» под злом волей-неволей видится коммунистическая угроза. В одном из сезонов, где враги черепашек Крэнг и Шредер, – хорошо прослеживаются аналогии с коммунизмом и его не тлеющими вождями. Так, Шредер – чем-то похож на Темного Императора, Рыцаря Антисвета. Фиолетовый плащ, серая майка, железные шипы и не менее железная маска – вот он Шредер! Если скинуть сталь с лица, над губами нарастить усы, а меж зубов вставить трубку, то Шредер окажется вовсе не Шредером… Также и с Крэнгом (инопланетный разум, в буквальном смысле розово-красный студенистый мозг). Крэнг – это Ленин в Мавзолее. У Крэнга нет тела, он инвалид. Его тело – робот. Робот – это мини-Мавзолей, в колбе-животе которого обитает мозг Ленина-Крэнга. И Шредер и Крэнг заправляют могучей космической машиной-танком Технодромом, а Технодром – это экспансия.

Основательно отвлекусь от тинэйджеров-мутантов и затрону тему, непосредственно касающуюся культурного плюрализма, – тему определения базовых понятий.

Что такое культура и плюрализм? Под культурой мною будет подразумеваться совокупность ценностей и норм, которые подчеркивают самость того или иного общества. Под плюрализмом – борьба, основанная на конкуренции. Что это означает? А означает это то, что если плюрализм как виденье мира наложить на социальные интеракции (в их самом широком понимании), мы увидим, что они свободно работают в открытом пространстве, не требуя для себя никакой «тотальной» защиты (которая предполагает и «тотальный» контроль) со стороны доминирующего актора (например, Государства). В плюрализме доминирующему актору отводится роль арбитра, причем весьма мягкого и пассивного. А философия подопечных этого арбитра (по отношению к его роли и функциям) сводится к тому, что «наша хата с краю».

В рамках этого эссе культурный плюрализм будет рассматриваться не просто как культурная множественность в обществе, а как один из вариантов концепций социального развития (каким оно виделось в США).

Культурный плюрализм зародился в США. Его отцом-основателем считается Г. Коллен (он же Каллен). В огрубленном виде суть его идей заключается в том, что культуры (здесь не обойтись без марки «другие» культуры) нуждаются в защите и любви со стороны государства, не имеющего права на переплавку «других» культур в «свою» (Культуру).

На первоначальном этапе идеи Коллена в США не прижились. По всей видимости, когда он писал о культурном плюрализме американский плавильный котел жестко, но со своими задачами справлялся. Когда же температура котла стала понижаться, возникла консервативная интерпретация культурного плюрализма.

Когда государство занимает более жесткие позиции по отношению к своим подопечным (при наличии проблем, оно – государство, может подключить и репрессивный аппарат) – это культурный плюрализм по-консерваторски. Когда подопечные государства, находясь в зависимости от него, не имеют права требовать от доминирующего актора каких-либо субсидий, какого-либо социального вспомоществования – это культурный плюрализм по-консерваторски. Фактически, культурный плюрализм в консервативном контексте – это тот же плавильный котел, только в остуженном состоянии, где этничности не переплавляются, а просто тонут в образовавшемся студне.

Здесь-то мне и понадобится метафора о черепашках ниндзя. Как видно из названия «Teenage mutant ninja turtles», тому, кто слышит или видит данный бренд, предлагают погрузиться сразу в три проблемных области: первая из них – молодежная (teenage); вторая проблемная область заключается в том, что черепахи есть мутанты (mutant, turtles); третья, проблемная область – ninja, т.е. совершенно иная культура, культура ниндзя. Все эти проблемы касаются социального развития.

Я уже упоминал, что место обитания черепах – заброшенная канализация. Канализация – прекрасное местечко для изгоев и маргиналов. Не смотря на свое аутсайдерское положение, черепашки борются за спокойствие американских граждан, вступая в битвы с бандитами (в основном это панки и мутанты, т.е. фактически братья по несчастью – такие же маргиналы, не принятые обществом). В перерывы, когда «зло» побеждено, черепашки кушают пиццу (за которой они выбрались из канализации во внешний мир, предварительно замаскировавшись) и смотрят телевизор (помимо сериалов они также проглядывают и новости). Любопытно, что люди на поверхности к ним относятся не всегда с симпатией. Однако, если, например, в комиксах, фильмах и мультфильмах от компании «Marvel» супер-герои типа Человека-Паука («Spider-Man») или Людей Икс («X-Men»), пусть не явно, но борются за право быть наравне с обычными людьми, т.е. не мутантами; то для черепашек – это не самоцель (если это вообще является их целью). Черепашки вполне удовлетворены своим бытом. Формула: пицца – телевизор – борьба со «злом» – пицца – телевизор – борьба со «злом» и т.д., для них есть идеал существования.

Собственно, такое понимание культурного плюрализма иллюстрирует с некоторыми искажениями то, что присутствовало в американской политике до смены культурного плюрализма многокультурностью. Эволюция культурного плюрализма в мультикультурализм была обусловлена тем, что концепция культурного плюрализма перестала соответствовать идее американского демократизма. Правда, история с несоответствиями уже не имеет никакого отношения ни к ниндзя, ни к черепашкам.

Комментарии

Добавить изображение