УСТОЙЧИВЫЙ ЗАПАХ РОДИНЫ

10-08-2008

Я в очередной раз вернулся на родину, в страну унылых очередей, начинающихся перед окошками паспортного контроля в Шереметьево-2, и вновь окунулся в непередаваемый и нигде более несуществующий мир.

Александр ЛевинтовВернулся из альпийских стран, вальяжных и респектабельных. Если итальянцы отдыхают в истоме жаркой сиесты, французы гуляют и веселятся по любой погоде, а швейцарцы корпят в своем трудолюбии, то русские, в сравнении с ними, судорожно суетятся – бессмысленно, бессодержательно и безо всякой пользы для себя и для дела.

И; опять – привычная набитость маршруток, и опять – никаких гарантий того, что ешь и пьешь, и опять – ради какого-то Уго Чавеса, глаза б мои его не видели, перекрыто движение во всем городе.

Спускаюсь в метро, подхожу к краю платформы, вхожу в вагон и совершенно случайно лезу зачем-то в карман: там мягкая и вкрадчивая рука воришки. Парень быстро убегает, а у меня еще долго стоит тошнота брезгливости от этого соприкосновения с чужой рукой. Лучше бы он попросил у меня денег – скорее всего, дал бы немного. Ведь и в кошельке-то у меня, пенсионера, много не бывает.

Теперь вот никак не могу расстаться с этим ощущением чужой руки в кармане.

Я; вижу теперь многое как карманное воровство.

Например, нашу пенсионную систему.

Она построена, как и в большинстве стран, на принципе солидарности поколений: сегодняшние пенсионеры живут на отчисления в пенсионный фонд сегодняшних занятых.

В России средняя зарплата составляет сумму в 12 тысяч рублей (около 500 долларов). Число занятых – 75 млн. человек. Пенсионные отчисления составляют 21%. Это значит – в Пенсионный фонд ежемесячно попадает 190 млрд. рублей, которые более или менее ровно распределяются между 37 млн. пенсионеров или по 5135 рублей в месяц на каждого, а фактическая пенсия – всего 3650 рублей. А где остальные полторы тысячи?

Посмотрим на это с индивидуальной точки зрения.

Если допустить, что зарплата в течение всей трудовой жизни (30 лет) составляет эти самые 12 тысяч рублей в месяц, то к пенсии должно накопиться на индивидуальном счету среднего россиянина, без начисления процентов 4 миллиона 320 тысяч рублей. Средняя продолжительность жизни россиянина на пенсии составляет полтора года (основная масса просто не доживает до пенсии!). Это значит, что получать он должен 180 тысяч рублей в месяц, а получает всего 2% от этой суммы. Куда уходит 98% его пенсионных отчислений?

Но это – не единственная рука в моем кармане.

Жилищное строительство. Пожалуй, самый мафиозный и воровской сектор экономики. Лишь 12% от цены нового жилья составляют собственно строительные расходы, а все остальное – откаты чиновникам и прибыли строительным компаниям в более или менее равных долях. Доходность в 300-400% здесь – вполне нормальное явление.

ЖКХ, оплот социализма в российской «рыночной» экономике, но и здесь – только 20% квартплаты возмещается населению услугами, да и те – весьма сомнительного свойства и качества. При этом, люди не знают, кому и за что платят. Появился даже оригинальный бизнес: рассылка липовых «жировок» по почте. Хотите верьте, хотите нет, но более половины ответственных квартиросъемщиков и «владельцев недвижимости» безропотно платят по этим филькиным грамотам, а многие вообще уверены, что платят за «свои» квартиры не в Сбербанке, а Сбербанку.

Э;та чудовищная безграмотность и невежество населения тщательно поддерживаются: никто не знает, где границы его собственности (собственно, эти границы находятся сразу за обоями, под плинтусом и линолиумом на полу и над побелкой на потолке), а также границы совместной собственности жильцов многоквартирного дома (в шести метрах от периметра дома, если в этой черте нет других объектов собственности). Если во дворе, составленном из каре жилых домов, есть детская площадка, пусть даже просто песочница, работники ЖЭКов и ДЭЗов включают эти объекты в квартплату всех четырех домов, увеличивая тем самым свои доходы при несуществующих расходах.

Транспорт: 10% тарифов и цен на билеты идут собственно на перевозку, а остальное просто прикарманивается. В результате, Россия уже давно бьет все мировые рекорды по тарифам на внутренние перевозки пассажиров: расстояние между Москвой и Владивостоком вдвое короче расстояния между Москвой и Сан-Франциско, но авиабилеты на внутренней авиалинии в полтора-два раза выше, чем на международной. Когда спрашиваешь у железнодорожников, почему они опять подняли тарифы, те ссылаются на авиаперевозчиков, авиакомпании объясняют свои повышения, кивая в сторону железнодорожников – и эта чехарда не прекращается уже многие лета!

Россия давно уже перестала что-либо производить свое или сама. Вся экономика держится на импорте, включая нефть и газ: ведь все оборудование и большинство материалов (трубы, цемент и т.п.) поступают из других стран. Цены на импорт отличаются от мировых не только на транспортные издержки, но, главным образом, на невероятные таможенные пошлины и акцизы: бутылка вина во Франции 1.7 евро (56 рублей), это же вино в российском магазине – около тысячи рублей. Корейская Daewoo в Америке стоит 5-6 тысяч долларов, в России – 10-12, калифорнийское пикниковое вино в США стоит 6-8 долларов, в России – 100-150. И так далее. Не существует акциза на экспорт, именно поэтому нефть и нефтепродукты на внутреннем рынке дороже, чем в странах, куда российская нефть продается.

А; ведь есть еще здравоохранение, образование и другие сферы проникновения государства в твою частную жизнь и в твой бюджет.

И так и живешь, и не знаешь, сколько и каких вкрадчивых рук копошится в твоем кармане.

Чтобы пробиться наверх или выбиться из низов (это не всегда одно и то же), надо было попасть в закрытую баню в одно и то же время с власть имущей личностью и правильно потереть этой личности спинку, хорошо попарить, рассказать за чайком из рюмочек-бутылочек правильный анекдот, словом проявить себя за два-четыре банных часа полным душкой и be nice, а потом… потом все само сложится – только в баньке ничего просить не надо. Этикет такой.

Эта технология расцвела и выплеснулась на простор бизнеса и политики, когда позакрывали все партшколы, райкомы и открыли охоту на привилегии и привилегированные местечки, баньки, пансионатики.

Именно тогда, двадцать лет тому назад, опальному партократу и любимцу публики Борису Ельцину с чьей-то легкой руки потер спинку и оказался в записных депутатских краснобаях, при президентском корыте и одновременно при моссоветовском (тогда мэром был Гаврилова Попов, про которого злые московские языки говорили «из грек в хапуги»), учитель истории Сергей Станкевич. Дорвавшись до обоих кормушек, изголодавшийся на академических харчах деятель, хватал любые посты и хватался за любые затеи, ясно – небескорыстно. Чуть позже, в 1996 году, ему пришлось спешно бежать в Польшу, чтоб не сесть за взятку в России. В Варшаве ему удалось придать прокурским попыткам ущучить за мздоимство флер политического преследования, получить статус политического беженца – из-за традиционной неприязни Польши к Москве. Теперь он торгует морковкой и еще чем-то сельскохозяйственным – как политик он никому не нужен, ни здесь, ни в Польше.

Опять же, говорили, и слухи эти были упорны, что именно Станкевич подсунул за приличные деньги Ельцину в баньку другого специалиста по терке спинки – Егора Гайдара, что позволило внуку П. Бажова и А. Гайдара стать премьер-министром, отличавшимся особым либерализмом и кровожадностью (пенсионеры того времени помнят его знаменитую фразу: «Лучшее, что могут сделать для себя пенсионеры, это быстро умереть», что они и сделали). Ныне Е.Гайдар на люди появляться побаивается, все больше по кулуарам. То, чем занят этот специалист по экономике лако-красочной промышленности, человек, родившийся и воспитанный не в России, а в Югославии (всем родившимся за границей советский правовой этикет ставил в метриках место рождения – гор. Москва), а потому глубоко ей чуждый, официально называется макроэкономикой, а на деле – пасквилянтство на всех, кто прорвался к власти после него. И институт, созданный и возглавляемый им, «институт экономики переходного периода», очень символично располагается в некогда самом большом и скандальном московском публичном доме, в Газетном переулке.

И те же слухи упорно распространялись в наше всегда и присно и во веки веков глухое время: Е. Гайдар за очень приличные бабки (цены тогда за эти услуги сводничества росли быстрей царившей гиперинфляции) запустил в парную к Ельцину питерского цветовода-любителя Толю Чубайса, цветочного кооператора. Любопытно, что все трое – погодки, с одной грядки. Если Егор побаивается людей, то Толя – панически боится: его, как в свое время Я.М. Свердлова ждет самосуд на любой площади любого города страны. Надо быть настолько подлой личностью, чтобы одновременно вызывать стойкий гнев и собственного народа и Госдепартамента США: в 1998 году этот «лучший в мире министр финансов» после дефолта заявил об Америке: «лохов надо наказывать». Теперь, спустя 16 лет, Чубайс признает: «По проекту «Приватизация» создание чековых инвестиционных фондов было институциональной ошибкой. Эта конструкция в России не сработала». А ничего, кроме этих самых ваучеров, и е было предложено… Теперь, уходя на пенсию, это «великий менеджер» признается в интервью, данном журналу SmartMoney (7 июля 2008 года) в таком для себя открытии: «И еще одна наша ошибка: мы два года бились с миноритариями лоб в лоб. Не правы были все. Их позиция была: «видели мы в гробу ваши реформы и Чубайса со всеми реформаторами», наша — «видели мы в гробу всех этих миноритариев, которые мешают работать». К счастью, они заставили нас прийти к мысли, что акционеры — это собственники компании, а менеджеры — те, кого они нанимают».

А. Чубайс – и в это легко верится – технологично ввел в парную царя Бориса своего юного (на три года моложе) дружбана, а позже однопартийца, Бориса Фрицева-Немцова, картежного шулера сочинских пляжей. Как и Толик, Борис Немцов хватался за все и не брезговал любой должностью: губернатор так губернатор, политик, так политик, экономист так экономист, вице-премьер так вице-премьер. Профессия, как и трех предыдущих персонажей, только одна – ловкач.

Веревочка вилась бы и дальше, но – тысячелетие кончилось, а с ним – и царство Бориса.

Бесславно уйдя на пенсию, Ельцин закрыл страницу истории России, вошедшую в оборот и употребление как «время потереть спинку».

Теперь спинку трут профессиональные девочки и мальчики, мускулистые, с серо-стальными, ничего не выражающими глазами, с холодным сердцем и чистыми руками – внуки и правнуки Феликса Эдмундовича Дзержинского.

Да и сами баньки перестали быть чьими-то, казенными. Теперь каждый уважающий себя хозяин выписывает умельцев и искусников, которые куют ему баньку по всем правилам и законам банного мира – и уж попасть в такую сауну, будучи безвестным новичком, уже невозможно.

Нет, конечно, потереть спинку и теперь есть у кого, например, у московского мэра. Ректору МГУ тоже можно и стоит потереть спинку, ко взаимной приятности. И вообще любому, кто прошел советскую школу высшего партийно-политического и военно-хозяйственного менеджмента, кто попал в обойму и номенклатуру, а, стало быть, сам тер в своей карьерной молодости чьи-то спинки.

Вот только цены в заветные парные уже давно недетские и не только в деньгах выражаются.

В Госдуме и вокруг новоиспеченного президента вьется идея широкомасштабной амнистии. Инициатором дури, как это часто бывает, является Жириновский и его ЛДПР.

В стране – около миллиона заключенных. Больше только в США, где и населения вдвое больше и другой состав преступлений, влекущих тюремное заключение: в России, например, надо умудриться загреметь в тюрьму за вождение в пьяном виде, а в Америке – вполне рядовая причина. По мнению самих законников (Александр Гуров, член Комитета Госдумы по безопасности, курирующий деятельность Федеральной Службы исполнения наказаний – ФСИН) «75% осужденных не надо было сажать» (газета «Твой день», 23 мая 2008). Выходит, основная статья, по которой сидят в России – невиновность.

Проект амнистии предполагает выпустить на свободу 150 тысяч преступников. Страна захлебнется в волнах и водоворотах насилия, бандитизма, разбоя, воровства, вполне безнаказанного. Дело в том, что это только видимый повод амнистии – воцарение и восшествие на президентский трон Дмитрия Медведева. Главная причина этого безумного акта – переполненность тюрем. И эту причину заключенные знают, а потому уверены – никто их хватать и ловить не станет: не для того выпускали,

О том, что цель амнистии – именно разгрузка тюрем, свидетельствует тот факт, что названо число амнистируемых, но не те преступления и статьи УК, по которым пройдет амнистия.

Ежегодно в стране за решетку отправляется около 300 тысяч человек. Средний срок – три с небольшим года. Это – включая предварительное заключение, которое тянется несколько месяцев. В России, не из гуманных соображений, а по все той же причине переполненности тюрем, фактически сроки вдвое короче назначенных судом, особенно для тех, кто попал в тюрьму по статьям, связанным с насилием и покушением на имущество.

Гуманисты из ЛДПР тщательно вырезали из своего проекта некоторые статьи, с тем и таким образом, чтобы у Михаила Ходорковского не было никаких шансов на амнистию – таков особый, изошренный цинизм наших законодателей.

В Интернете промелькнула было информация о статьях амнистии (на www.live.ru), но тут же исчезла – любимый прием Лубянки и ее восприемника на Старой площади: вроде бы и сообщили, вроде бы и нет, а слух пошел.

Народ, естественно, заволновался. По Интернету прокатилась волна догадок и вопросов. Например, переписка на www.swem.ru

Тот же Гуров также считает, что «все, что связано с постановлением, держится в секрете, чтобы не создавать излишнего ажиотажа».

Фокус заключается в том, что амнистия – государственная тайна, но пострадает от нее – общество. Государству – что? Оно живет себе спокойно под усиленной охраной и за пятиметровыми заборами, в полной безопасности. А обществу, всем нам, после царственного жеста инаугурантщиков, вечером на улицу лучше не ходить, навешивать дополнительные замки на двери квартир и гаражей, на дачи не выезжать, в кино и театр ходить – только на утренние сеансы и спектакли.

В стране установилась привычная двусмысленность: говорится одно, а подразумевается и делается нечто совсем другое. Вот несколько очевидных примеров:

- объявлено, что государство заинтересовано в малом бизнесе, а реально гос. монополии просто «наезжают» на мелких предпринимателей, выгоняют хозяев и переучреждают все эти бизнесы из ООО (общества с ограниченной ответственностью) в новые ООО, но уже свои; бывшим хозяевам, если они ведут себя примерно, не вякают и не пикают, предлагается доля в их же деле в пределах 24% (25% дают право вето).

- объявлена борьба с коррупцией, но, похоже, что захватившие власть и каналы коррупции просто не хотят никого больше подпускать к корыту; в народе сразу родился анекдот: «в борьбе с коррупцией важна не победа, а участие».

Делается это все белыми нитками, неумело, наспех, в наглую, судорожно, а потому – все эти махинации видны невооруженным глазом.

Комментарии

Добавить изображение