ОПЕРАЦИЯ ГРУЗИЯ

24-08-2008

Суверенитет предшествует праву. Так было во времена Гегеля (он автор определения), так есть сегодня, и так будет еще очень долго, если не всегда. В сущности, вся история цивилизации - это непрерывные, но бесплодные (пока, по крайней мере) попытки установить приоритет права над суверенитетом. Самые, казалось, прочные международные договора, заключенные после многолетних кровопролитных войн и скрепленные подписями самых передовых могущественных держав, моментально теряли свою актуальность, как только устанавливался новый расклад сил - не было случая, чтобы какое-либо государство отказалось от соблазна расширить в том, или ином виде свой суверенитет, диктовать новые условия в соответствии со вновь открывшимися возможностями.

Нынче многие возмущаются по поводу одностороннего и крайне тенденциозного освещения осетинского конфликта со стороны западных средств массовой информации - мол, где же она, хваленая свобода и независимость "неподкупной" западной прессы? Необоснованность этого возмущения становится очевидным, если принять во внимание, что противостояние на самом деле происходит между Россией и США, и потому глупо рассчитывать, что пресса противника будет давать неблагоприятную для "своих" информацию, какой бы "правдивой" или "объективной" она ни была - информация (или дезинформация) всегда была важнейшим составным компонентом действий по нанесению противнику максимально возможного ущерба.

Вообще, очень многое становится логичным и понятным при правильном определении основных игроков на этом театре военных и прочих действий и той роли, которую определили "великие" своим послушным сателлитам.

Учитывая образ мыслей и действий сегодняшней американской администрации, вполне допустимо предположить, что несчастной Грузии изначально была отведена роль пробного камня для определения степени готовности заметно усилившейся России постоять за свою честь и достоинство, которые безнаказанно попирались в течение последних двадцати лет. При этом в Вашингтоне могли прорабатываться два варианта развития событий, следующих за грузинской провокацией:

Сценарий 1 (идеальный с точки зрения американских интересов)

Россия, не желая портить имидж "демократической" страны, равно как и отношения со своими западными партнерами, воздерживается от вмешательства в конфликт, в результате Грузия восстанавливает свой суверенитет над Южной Осетией, а затем и над Абхазией, после чего в полном составе вступает в НАТО. Россия окончательно теряет свою роль мировой и даже региональной державы; деморализованная Армения соглашается на американский план разрешения конфликта с Азербайджаном, после чего весь регион подпадает под полное влияние США, и вопрос обходящих Россию потоков энергоносителей решается автоматически. (Не поленимся еще раз подчеркнуть, что последний пункт является доминантой современной мировой политики.)

Сценарий 2 (тоже с благоприятным для США исходом)

Россия вмешивается в конфликт, что приводит к окончательному "отпадению" двух регионов от Грузии, после чего обрезанная, но уже не обременненая политическими проблемами страна без проволочек вступает в НАТО; западные страны в ужасе от "пробудившегося русского медведя" употребляют все свое влияние, чтобы поскорее решить карабахскую проблему (в сложившихся обстоятельствах, скорее всего, в пользу Армении) и тем самым обеспечить стабильный мир в регионе и безопасность проводящих коммуникаций.

Как видим, пока события развиваются по второму сценарию, но было бы наивно полагать, что США так легко удастся добиться своей главной цели - подрыва фактической монополии России на поставку энергоносителей в Европу. Русские тоже знают, за что воюют, и в сложившейся сегодня ситуации их главная задача, несомненно, будет заключаться в поддержании напряжения на Южном Кавказе, а именно армяно-азербайджанского конфликта (за неимением уже других).

Поэтому некоторую эйфорию, которая присутствует в сегодняшней политической атмосфере Еревана, следует считать, по крайней мере, преждевременной. Вовсе не исключено, что завтра Россия отведет "стратегическому союзнику" такую же жалкую роль провокатора, какую сегодня США отвели своему обожаемому "маяку демократии". Нынче великие державы устанавливают новые цивилизационные границы, и их мало волнует, как при этом пострадают, или даже вовсе исчезнут какие-то там малые народы. В свое время министр иностранных дел Великобритании лорд Бальфур не постенснялся громогласно заявить, что на Кавказе его интересует только регулярность прихода нефтяного состава из Баку в Батум, а сколько голов они отрежут друг другу, его абсолютно не волнует. Время было другое (1918 год) и лексика другая, но суть политики "великих" не изменилась ни на йоту - только появилась лицемерная "политкорректность".

Ереван имел немало случаев убедиться в какой степени "стратегический союзник" считается с жизненными интересами армянского народа; чего стоило, например, периодическое, ничем не обоснованное закрытие со стороны России единственного (не через Азербайджан) легального пропускного пункта между Россией и Грузией "Верхний Ларс", что ни в малой степени не наносило ущерба самой Грузии, но зато почти полностью парализовало внешнюю торговлю Армении, как минимум наполовину зависящую от зарубежных поставок хлеба и полностью - топлива. Трудно было тогда избавиться от мысли, что все это делается с целью принудить Армению продать (или, скорее, передать) российскому "Газпрому" строящийся газопровод Иран-Армения, который должен был не только обеспечить потребности Армении в голубом топливе, но в перспективе сделать ее страной-транзитером энергоносителей. В результате откровенного выкручивания рук прижатой к стенке Армении газопровод действительно оказался во владении "Газпрома", но только для того, чтобы быть перепроектированным в сторону резкого уменьшения пропускной способности и на сегодняшний день практически замороженным. Следствием этой "сделки века", очевидно, стала также утрата Ереваном имиджа надежного делового партнера в глазах соседнего Ирана, фактически впустую потратившего колоссальные финансовые средства в надежде выйти через Армению на европейские рынки. Взамен Армения пока получает относительно дешевый российский газ. Но хвост (то бишь, труба) находится под пятой "Газпрома", когда и как на него надавить, чтобы добиться необходимого эффекта - это искусство, которым Москва владеет в совершенстве.

А чтобы "прищучить" (да простится мне это просторечие) лишенную выхода к морю и почти полностью заблокированную вековечными врагами Армению, России и не понадобится особого искусства: достаточно, например, признав независимость Южной Осетии и Абхазии, потребовать от Армении сделать то же самое, а когда вследствие этого отношения с Грузией у Армении вконец испортятся, враз повысить цены на газ на неподъемную высоту, или же на неопределенный срок затеять ремонт портовых терминалов, обслуживающих грузы Армении. Экономическая удавка может подвигнуть хладнокровных армянских политиков не на меньшие безрассудства, чем перенасыщение грузинской армии американским оружием и сухими пайками спровоцировало сверхтемпераментного Саакашвили. Да и пятую колонну в самой Армении в лице так называемого Армянского национального конгресса Россия для своих целей легко может у Запада перекупить - тридцать сребренников у нее всегда найдутся, а эта блистательная публика за деньги готова не то что Армению, но родную мать со всей родословной продать.

Сейчас трудно предугадать, какие именно шаги предпримет Россия на Южном Кавказе, но не подлежит сомнению, что по своей сути это будет операция по принуждению протока энергоносителей к порту Новороссийска. Там зарыта собака.
Вывод из всего изложенного очень прост: пока малые народы не научатся договариваться между собой, а будут уповать на какие-то гарантии и щедрые посулы "лучших друзей", или "стратегических союзников", над ними постоянно будет нависать зловещая тень лорда Бальфура. Я, конечно, понимаю, что сказать легко, сделать - труднее. Но и сказать тоже надо. Вначале было слово.

Комментарии

Добавить изображение