ЕВРЕИ В МИРЕ

05-10-2008

[Краткий обзор публикаций по еврейским проблемам]

Просматривая самого различного рода публикации, поневоле приходишь к выводу, что не иссякает в мире интерес к еврейскому вопросу.

Редко можно встретить сегодня солидный журнал, в котором бы не обсуждалась эта проблема. Причем, работы встречаются самого различного толка - от подлинно научных, до псевдонаучных, как правило, антисемитской направленности.

Естественно, что самое большое внимание в них уделяется евреям, проживающим на Ближнем Востоке и в России. Немного меньше тем - кто в Америке. Но, к великому сожалению, большинство публикаций, в силу ряда причин, не доходит до тех, кто интересуется историей А отсюда часто возникающая поверхностность суждений по проблемам, затрагивающим интересы целого этноса. Вот почему обзоры работ по истории евреев, напечатанных в научных и иных журналах, представляют большой интерес для читателей. Один из таких обзоров я попытался подготовить

ГДЕ ЖЕ МЫ ЖИЛИ ? СКОЛЬКО НАС СЕЙЧАС?

В руках у меня работа Дана Шапиро «Заметки из жизни общины невидимых евреев», опубликованная в журнале «РОССИЯ. ХХ!». В ней автор исследует вопрос о жизни и влиянии евреев на народы Ближнего Востока.

Не ознакомившись с этой работой, не знал бы я, что на Саудовскую Аравию евреи имеют прав не меньше, чем сами жители этого региона сегодня. Автор сообщает, что полторы тысячи лет тому назад Аравия имела густое еврейское население. Медина, тогда Ятриб, ( ныне священный город мусульман ) была важным еврейским центром на пути караванной торговли из Счастливой Аравии страны, где евреи были не только многочисленны, «но и которой управляли, по крайней мере, в течение нескольких критических десятилетий в конце У и начале У! веков новой эры. Помимо Йемена и Ятриба евреи населяли многочисленные оазисы в западной части Аравии…далее к северу лежала страна Израиля со своим ещё немалым еврейским населением…а к северо – востоку находилась Месопотамия, важнейшая провинция Сасанидских персов – провинция, дававшая империи Сасанидов до 80% доходов, и с населением, около 60% которого были евреи…», сообщает Дан Шапиро.

Евреи были не просто включены в местное общество, они были зачастую его привилегированной частью, и как горожане, так и евреи бедуины пользовались уважением бедуинов – язычников. Далее автор нам поведал об истории еврейского Йемена и провизантийской эфиопской державы Аксум, связанных между собой узами культуры и языка. Но Йемен при этом был еврейским, а Аксум стал христианским, хотя его жители рассматривали себя как подлинных телесных потомков древнего Израиля. В этом противоборстве победу одержал Аксум. Синагоги в Йемене были обращены в эфиопские церкви, а множестов евреев бежали в Ятриб и Мекку. Но вскоре в Йемен вошли иранские войска и изгнали эфиопов. Через два поколения родился Мухаммед. «Новая религия, созданная Мухаммедом не была, по его мнению, чем – то новым, напротив, мекканский пророк полагал, что он возрождает в чистом виде религию Авраама, Моисея, Давида, Соломона, о которых он столь много слышал от евреев…провозглашавшую возвращение к утраченному единобожию и освобождение еврейской Палестины от власти Креста.

Проповедь Мухаммеда была первоначально обращена почти исключительно к евреям: предполагался новый Исход (хиджра) двенадцатью отрядами из Аравии в Страну Двенадцати Колен…», сообщает автор публикации.

Но вскоре отношения Мухаммеда с евреями испортились, так как евреи считали его ложным пророком и к тому же неграмотным. И тогда Мухаммед стал считать евреев своими злостными врагами. И хотя он заключил с ними ряд договоров, тем не менее их нарушил и начал евреев беспощадно истреблять, причём в массовых казнях он принимал личное участие.

Члены трех мединских племен были уничтожены или изгнаны из Аравии. Женщины были обращены в наложницы убийц их мужей, отцов и детей.

И ещё столетия спустя в Аравии продолжали помнить о происхождении того или иного человека в стране от еврейской наложницы. «Что же касается Йемена, - сообщает автор, - страны неарабской, со своим особым семитским языком и древней городской культурой…то там евреи даже после эфиопского завоевания были столь многочисленны, что не было сделано и попытки их изгнать или уничтожить, так что их потомки существуют и по сей день». И далее Дан Шапиро утверждает, что память об истории евреев Аравии оказалась нестёртой в сознании жителей страны навсегда. «Выражения «во времена евреев, со времен евреев, еврейская дорога, поступать по-еврейски « ( продавать дешево и не торгуясь ) употребляются ежедневно, и упоминания о евреях присутствуют почти в любой беседе аравитян между собой». И выводы из всего этого у автора весьма интересные: это общество, поражённое страхом перед призраками убиенных и изгнанных, чья история была экспроприирована, где ПОЧТИ У КАЖДОГО СРЕДИ ПРЕДКОВ МОГЛИ БЫТЬ ЕВРЕИ ( ИЛИ ЕВРЕЙКИ ), в смысле соответствия тому, что признаётся за некий обязательный набор международных приличий, его можно смело ставить рядом с Талибаном, Северной Кореей, Кампучией Пол Пота.

Аравия – это страна, где и поныне фактически сохраняется рабство, которое официально было отменено 40 лет тому назад. «Этот режим держится на страхе не только от того, что он терроризирует большинство собственных подданных и запугивает иностранцев, труд которых делает возможным существование этого режима. Этот режим потомков бедуинов, никогда ничего не производивших и живших исключительно за счёт религиозно узаконенного перераспределения в свою пользу богатства, созданного чужим трудом и умом, просто ВЫНУЖДЕН продуцировать глобальный страх. Он ВЫНУЖДЕН лелеять представление об исламе как потенциальной угрозе для Запада ( а теперь и для России и Украины ) с тем, чтобы, терроризируемый мыслью о том ужасном, что может приключиться, Запад платил бы, платил, платил. Ислам – это страшно, мусульмане это «люди, которые любят смерть больше, чем вы любите жизнь»…вот что ВЫНУЖДЕНА вдалбливать в европейско – американские головы Саудовская Аравия…».

Думаю, что со многими подобными рассуждениями значительная часть наших читателей вообще незнакома. Кроме всего прочего, теперь многим станет понятно, почему так трудно определить в настоящее время численность евреев в мире. В связи с этим Леонид Заславский в статье «Наши двери широко распахнуты» сообщает данные, которые привел Дэвид Харрис, один из видных еврейских деятелей. «Люди спорят: сколько в мире евреев? И не находят чёткого ответа на этот вопрос. Переписи и опросы дают разные результаты называют цифры 13, 14, 15 млн. Похоже, существуют демографические процессы, которые обычная статистика отразить не в состоянии. Например, было известно, что в Польше после Холокоста и изгнания Гомулкой «сионистов» доживали свой век всего 5 тысяч пожилых евреев. Ныне, 35 лет спустя, статистика говорит, что там по – прежнему живут…5 тысяч пожилых евреев.

Согласно данным переписей населения, проводившихся в СССР каждые 10 лет, численность евреев с конца 1950 – х по конец 1980–х годов неуклонно сокращалась ( их переписная численность за этот период уменьшилась в полтора раза - с почти 2, 7 до 1, 8 млн. Л. З. ). Но после того, как десятилетие спустя не менее 1, 7 млн русскоязычных евреев оказалось в эмиграции ( около 1 млн. в Израиле, 0, 5 млн. в США, 100 тысяч в Германии и ещё в ряде других стран ), а СССР распался, в одной лишь России, если верить ряду российских публикаций, ныне проживает больше евреев, чем во всём Советском Союзе во время последней переписи ( то есть больше 1, 7 млн. человек. В. Л. ) Так что больше внимания могли бы привлечь факты, говорящие не о том, как нас мало, а о том, как много…». Вот и попробуйте сегодня определить, сколько же в мире евреев. Вряд ли эта задача будет кому – либо по силам. А численность евреев всё возрастает. Хотя растет и антисемитизм. В связи с этим обратимся еще к одной работе, которая недавно попала в поле моего зрения

ВРЕМЯ НОВОЕ, ВРЕМЯ НОВЕЙШЕЕ...

Речь идёт об исследовании известного знатока еврейской истории Валерия Гессена «Антисемитизм: истоки и развитие». Опубликована три года тому назад. Прежде всего. Автор работы пытается дать научное определение антисемитизма:«Под антисемитизмом понимается идеология и политические движения, направленные в том или ином виде на борьбу с еврейством. В сущности это форма враждебного отношения к еврейскому народу на определённом историческом этапе. Сам же термин возник после введения в 1781 году А.

Шлёцером в научный оборот термина «семиты». К ним были отнесены народы, которые являются потомками библейского Сима – евреи, арабы, ряд давно исчезнувших. Подчеркнем, что речь шла тогда об их языковой общности, не имевшей отношения к расовой теории.

Интересно, что критикой термина «антисемитизм» в годы 2-й мировой войны выступили арабские пособники Гитлера, просившие не употреблять его, так как по своему смыслу он направлен и против них. Однако нам неизвестна, какова была реакция на эту просьбу. И до настоящего времени названный термин относится только к евреям». Казалось всё ясно и понятно. Однако, если вдуматься, то не всё так просто. И вот почему. Соотношение понятий «идеология и политические движения, направленные в той или иной форме на борьбу с еврейством» и второе - «В сущности – это форма враждебного отношения к еврейскому народу» могут ведь и не совпадать. Классический пример – отношение к евреям после Октябрьского переворота в России. Большевизм, его теория и практика были направлены на борьбу с еврейской культурой, религией, традициями. Особенно враждебно относились большевики и их сторонники, к примеру, из Бунда, к сионизму.

Стоит ознакомиться с трудами Ленина и всё станет понятным.

А вот во враждебном отношении к еврейскому народу их в то время обвинить было трудно, особенно Ленина и его соратников, если не сказать «совсем наоборот». Вот как противоречива сама по себе проблема. Это я к тому, что прежде, чем называть того или иного человека «антисемитом», нужно серьезно подумать. Но вернемся к цитируемой работе. Впервые мы из нее узнаем, что такое направление антисемитизма ( тут уж сомневаться не приходится ) как принуждение евреев к ношению отличительного знака для выделения из остального населения, было впервые введено в У!!! веке в мусульманских странах. А в Х!!! веке - во многих христианских. От себя замечу, что никогда этого не было в России. В Х!Х веке в Германии и Венгрии появились антисемитские партии, ставящие своей целью отмену эмансипации евреев.

«Распространению антисемитизма, - сообщает В. Гессен, - способствовали сочинения композитора Вагнера, журналиста В. Марра, который первый ввёл в широкое употребление этот термин, философа Е. Дюринга. Во Франции аналогичное значение имели сочинения Э. Дрюмона…». Поражение Германии в Первой мировой войне, победа большевиков в России, участие евреев в создании коммунистических партий – всё это усилило антисемитские настроения, основными очагами которого стали Германия и государства Восточной Европы.

На евреев возлагалась ответственность за все связанные с этим сложности, прежде всего экономического характера. Антисемитизм стал одним из важнейших пунктов программ ряда общественных течений и основой идеологии национал социалистической партии, образовавшейся в 1924 году.

Впоследствии были изданы Нюрнбергские законы, которые вместе с последовавшими дополнениями лишили евреев всех прав. «Для них стало обязательным, - отмечает В. Гессен, - ношение отличительных знаков, использование только утверждённых имен с добавлением к другим Израиль и Сара. Эти законы являлись прелюдией к «окончательному решению» еврейского вопроса – термин, введённый нацистскими лидерами в 1941 году для обозначения плана физического уничтожения евреев. Его содержание явилось логическим завершением той крайней формы расового антисемитизма, которая изначально лежала в основе всей национал – социалистической доктрины. И практическим её воплощением стала КАТАСТРОФА европейского еврейства…Тогда от рук нацистов и их пособников погибло около 6 миллионов евреев, в том числе в Польше 3 млн., СССР – 1 млн. 300 тыс., Венгрии – 402 тыс., Чехословакии – 277 тысяч, Румынии – 265 тыс. и т. д….».

Затем последовали послевоенные годы, названные историком Г. В. Костырченко «чёрными годами советского еврейства» ( 1948 – 1953 ). Для характеристики этого периода Гессен приводит высказывание Ильи Григорьевича Эренбурга. Говоря об антисемитизме, он отмечал: «Об этом писали толстые книги. Многословно объясняли, но всё же ничего не объяснили.

Множество вековых предрассудков, легенды, похожие на скверные анекдоты, суеверия, возведённые в философскую систему, зависть, тупость, необходимость найти козла отпущения – всё это сплелось в одну сеть…». Вот так завершает свои рассуждения Валерий Гессен. Талантливый автор. Ничего не скажешь.

Поучиться у него не грех. Рассмотрим работы и некоторых других Для этого возьмем статью Валерия Кириллова, редактора газеты «Тверская жизнь», бывшего народного депутата. Называется она «Кому это выгодно? Ещё раз о раздувании «антифашистской пропаганды в СМИ».

Автор обращает внимание на тот факт, что во многих СМИ в России ( и в русскоязычных у нас тоже. В. Л. ) чаще обычного стали употреблять термины «фашизм», «национализм», «антисемитизм». Валерий Кириллов и обращается к тем, кто эти термины использует к месту и ни к месту.. Он отмечает, что давно замечено, что «национальный вопрос» ОБОСТРЯЕТСЯ В ПОРУ ИСТОРИЧЕСКИХ РАЗЛОМОВ. И это было видно особенно в 90—е годы прошлого столетия. Сам Валерий Кириллов отнюдь не националист и не антисемит. Его беспокоит нечто другое. «Сложилась ситуация, - говорит он, - как в королевстве кривых зеркал. Если вы русский и громко говорите об этом, да ещё печетесь об интересах именно русского народа – вас автоматически начинают причислять к антисемитам, хотя вы старательно оговариваетесь: я отстаиваю русские интересы, но не в ущерб интересам евреев и других наций, входящих в государство российское. Все вопли о врождённом антисемитизме русских, об их генетической нетерпимости, низкой культуре, предрасположенности к погромам и бытовой ненависти к «нацменам» никакой серьезной почвы под собой не имеют и опровергаются самой жизнью. Покуда евреи, русские, татары и другие нации, поставленные в равные условия, борются за лучшую долю, они помогают друг другу...»

Можно ли подобные рассуждения назвать антисемитизмом?

Не буду отвечать. Пусть ответят сами читатели. Но думаю, что вполне правомерными являются претензии к «известной мадам», которая публично вещала о том, что шестая часть суши «населена беспозвоночной протоплазмой», и хамским монологам Виктора Шендеровича. Претензии эти не только у Кириллова...Далее автор цитируемой статьи отмечает, что он никогда не относил себя к националистам, будучи убеждённым, что в многонациональной России слово «русский», как и слова «талант», «культура», - понятие собирательное и что, унижая одну нацию, другая унижает себя и неизбежно приводит себя же в такое состояние, когда это это унижение оборачивается против неё же самой. Всех нас – русских, татар, евреев, людей других национальностей - объединяет Россия. «Именно из таких позиций исходил наверное замечательный поэт Павел Коган, погибший в боях за нашу Родину: «Я патриот, я воздух русский, я землю русскую люблю…».

Думаю, что многие согласятся с мнением Кириллова. Как бы логическим продолжением процитированной выше статьи является книга Юрия Федосеева «Русские и евреи» и рецензия на неё Евгения Минченкова под названием «Если говорить по существу…».

Е. Минченков отмечает, что есть проблемы, касаться которых следует очень осторожно или не касаться вообще. К ним, на его взгляд, относиться и так называемый «еврейский вопрос». Тут вообще, считает он, страсти достигли такого накала, что человека, только произнесшего это словосочетание, кое – кто тут же торопиться записать в антисемиты. Между тем этот вопрос имеет право на внимание исследователей, как и всякое другое историческое явление в жизни человечества. Вот ему и уделил внимание специалист в области национальных отношений Юрий Григорьевич Федосеев, автор исследования «Русские и евреи». Написать эту книгу его побудила обида за Россию, за русских, за то, «что нас в очередной раз хотят сделать «козлом отпущения»…Почему нашу Родину пытаются объявить главной и чуть не единственной губительницей евреев?», - задается вопросом автор, с возмущением добавляя, что дело дошло до того, что в печати зазвучали утверждения, что якобы «холокост»…взятый в своём философско – историческом и экзистенциальном объеме, - это русский вопрос. Возмущение автора, да и не только его, а многих и многих других, понять можно: обвинять в подобном русский народ, спасший миллионы людей, в том числе и евреев, от коричневой чумы, от нацизма ценою жизни более трех десятков миллионов своих соотечественников – просто кощунство.

Между тем русофобия в некоторых наших русскоязычных СМИ дело довольно распространённое. Есть даже «специалисты – хулители» славянских стран бывшего СНГ. Минченков отмечает, что Федосеев приводит статистику, свидетельствующую о том, что отношение к евреям России всегда было гораздо лучше, чем во многих странах Европы. К сожалению, об этом предпочитают не вспоминать. Примечательно, отмечает Минченок, что Юрий Федосеев неоднократно утверждает, что «во взаимоотношениях русских и евреев не следует отыскивать только негативные стороны. История хранит немало и положительных примеров, которыми могут гордиться и евреи и русские…». И примеров тому – несметное количество. И далее рецензент книги «Русские и евреи» констатирует факт, что сейчас многие евреи жалеют, что они так рьяно выступали за развал России. «Да,.да, - пишет он, - России, ибо в неё и до Советского Союза входили и Украина, и Казахстан, и вся Прибалтика и другие её части, которые в СССР стали называться республиками. И во всех этих республиках евреи были русскоязычным населением. А как этому населению живётся нелегко сейчас, известно всем. И как не вспомнить, что фашиствующие молодчики из Молдовы кричали: «Русских – за Днестр! Евреев – в Днестр!»

От себя добавлю: к великому сожалению, некоторые русскоязычные СМИ и их ведущие с великим воодушевлением, с энтузиазмом, с радостью обсуждают вопрос о распаде в ближайшие годы самой Российской Федерации. Создается впечатление, что они ожидают этого дня, как Ленин в свое время ожидал «поражения своего правительства в империалистической войне», не понимая роковых последствий подобного события для всего населения России, в том числе и евреев. Если бы в России евреям было некомфортно, то вряд ли тысячи и тысячи евреев переезжали бы на жительство в эту страну. Но обратимся ещё к одной публикации. Это книга М. И. Семиряги - «Коллаборационизм.

Природа, типология и проявления в годы Второй мировой войны». К сожалению, автор этой фундаментальной. работы, виднейший российский историк, известный не только в РФ, но и за рубежом, не дожил до наших дней. В своей последней работе он, естественно, не сумел обойти и еврейскую проблему. Именно у него мы узнаем, что немцы и коллаборационисты во Франции уничтожили 117 тысяч евреев, 65 тысяч политзаключенных, 30 тысяч заложников и 230 тысяч узников концлагерей.

Приводит Семиряга и свою версию о количестве жертв Холокоста.

Он исчисляет их в 7 миллионов человек, что не совпадает с официальными данными. По сведениям автора, в странах Центральной и Восточной Европы погибло 5,7 млн. евреев, на Балканах – около полумиллиона и в странах Западной и Северной Европы - 300 тысяч. Погибли евреи и в других странах.

Поэтому количество жертв колеблется от 6, 5 до 7 миллионов человек. Правда, Семиряга не приводит данных о количестве погибших советских евреев, хотя раньше, в других работах он называл цифру в 1 миллион. Рецензенты его последней монографии историки А. И. Степанов и А. И. Уткин, чьи мнения я и привожу, исходят из того, что на территории бывшего СССР было уничтожено 2,9 млн. евреев. Видимо, это цифра более точная. Вот таково содержание некоторых публикаций по еврейским проблемам. Взгляды разные. Иногда противоположные.

Но не могу я назвать ни одного из процитированных авторов антисемитом язык не поворачивается. Хотя есть и такие, чьи мнения и высказывания могут показаться спорными, иногда - сомнительными. В этом случае нужно разбираться, а не навешивать ярлыки

Комментарии

Добавить изображение