МЫ - ОДНИ. . .

19-07-2009

Минуло 40 лет со дня высадки первого человека на Луне. Задача обойти СССР была блестяще решена. Потом сделали еще 5 высадок, последние три отменили – слишком дорого, да и политическая цель давно выполнена.

Валерий ЛебедевСейчас интерес к межпланетным путешествиям иссяк. Более того, уже нет прежнего интереса к поиску внеземных цивилизаций. Целью этой статьи и будет обоснование причин, почему столь ярко ориентированная на познание и на исследование всего нового Западная культура задвинула проблему контактов иного разума в кладовку.

Вообще-то это, видимо, первые признаки наступающей старости и усталости нашего мира. Хотя что-то еще есть. Какие-то шевеления. Из самых главных следует назвать космический телескоп Хаббл (его должен в 2013 году заменить космический телескоп «Джеймс Уэбб» с диаметром зеркала в 6,5 метров), постройка адронного колллайдера в ЦЕРНе и создание установки по управляемой термоядерной реакции NIF. Конечно, продолжаются исследования других планет, Солнца, звезд. Но вышеназванные три свершения – вершины.

Иосиф Самуилович Шкловский написал предисловие к моей книжке "Научные принципы и околонаучные мифы", я с ним не раз встречался. Он к 5-му изданию своей «Вселенная. Жизнь. Разум» полностью отказался от идеи множественности миров и встал на сторону уникальности цивилизации - только на Земле.

Эта его книга как раз только вышла, и я во время одной из встреч спросил его: «Как же так, Иосиф Самуилович, вы ведь сами в 4-х изданиях с таким оптимизмом писали о множественности миров и человечеств, а сейчас, в 1980 , вдруг отступились и похоронили одним махом столько разумных миров?!».

- В моем возрасте, Валерий, отвечал великий астроном, неприлично быть оптимистом.

- А что люди – единственные разумные существа во всей Вселенной, так это, может, и к лучшему, - продолжал он. Начнут больше ценить свою жизнь. Не доведут до греха. К тому же, совсем неизвестно, чего можно было бы ждать от инопланетчиков, которые обогнали нас на тысячи лет развития. Может быть, мы стали бы для них только сырьем. Лучше уж прилично жить в одиночестве.

Ему тогда было 65, мне - 44. Мне сейчас уже больше, чем прожил выдающийся астрофизик.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Самое начало 1960 годов ознаменовалось эйфорией: первый человек в космосе!

По закону Сепира –Уорфа и здесь язык выбрал свой объект: ключевое слово – космос!

Человек в космосе, планеты в космосе, звезды в космосе! Человек и космос – все рядом. Значит, человек готов лететь к звездам! Да так и писали в те времена: человек по дороге к звездам. Когда-то Алексей Толстой откликнулся на книгу Германа Оберта (в 1923 году) "Ракета к планетам", про космические полеты на ракетах. Начался бум интереса. В Москве при обильных толпах прошли научные диспуты "Полет на другие миры". Следствием бума и стал роман Алексея Толстого про марсианскую «Аэлиту». А теперь дело двинулось гораздо дальше. Иные миры, звездные системы, галактики.

Дело заворачивалось серьезно. Два энтузиаста контактов с межзвездным разумом

Фрэнк Дрэйк (Frank Drake) и Карл Саган в 1960 году пробили финансирование проекта SETI (Search for Extra Terrestrial Intelligence) - Поиски Внеземных Цивилизаций.

Конечно, эти цивилизации не находились в пределах солнечной планетной системы. Откуда им тут быть? Только там, в космической дали. Звезд сотни миллиардов, да что там, сотни триллионов (только в Галактике – 150 миллиардов), планетные системы распространены. Пусть только 1 процент звезд имеет планеты, и пусть только на 1 проценте из них жизнь, и еще на одном проценте разумная жизнь – все равно только в нашей Галактике не менее 150 тысяч цивилизаций! А на самом деле, конечно же, больше. Для поимки сигналов арендовали большой радиотелескоп Аресибо, смонтированный в потухшем вулкане Пуэрто-Рико.

Начали щупать небо на частоте межзвездного водорода 21 см. Как бы с извинением: мы знаем, что вы давно нам сигналите, да мы вот только дозрели, скоро примете и от нас весточку.

В начале на первой конференции по проблеме SETI в ноябре 1961 года в радио-обсерватории в Грин-Бэнке (США) американский радиоастроном Фрэнк Дрэйк сделал одухотворяющий доклад, в котором впервые начерталась знаменитая "формула Дpейка":
n = N*Р1*Р2*Р3*Р4*(t/T),
где – число цивилизаций, ищущих контакта в нашей Галактике;
        N - количество звезд в Галактике;
        Р1 - вероятность того, что звезда имеет планетную систему;
        Р2 - вероятность того, что на планете есть жизнь;
        Р3 - вероятность того, что на планете есть разум;
        Р4 - вероятность того, что на планете есть технология;
        t - длительность технологической эры;
        T – возраст Галактики.

Про вероятности выше уже говорилось. Пусть 1 процент каждая, но в сумме все равно будет много цивилизаций, давно ищущих друг друга. Да, и конечно, давно нашедших. А сейчас и мы подсоединимся в «Великое кольцо».

Годы шли, деньги уходили, сигналы не приходили.

Большой физик Энрико Ферми поразился этому обстоятельству. Дело в том, что еще в 1950 году, сидя за обедом, он высказал гипотезу о том, что если технологические цивилизации распространены и хотя бы умеренно долговечны, то наша галактика должна полностью быть заселена. И маленькие «зеленые человечки» должны шнырять также часто, как тараканы.

В любом случае, как только мы начнем их искать, они тут же появятся. А они – не появлялись. В этом и состоит парадокс «Великого молчания Вселенной» Ферми.

Сам Ферми и его друг Карл Саган попытались этот парадокс решить так:

    • внеземные цивилизации существуют, их уровень близок к нашему, и они более склонны наблюдать, выискивая чужие сигналы, чем подавать свои.

 

    • внеземные цивилизации существуют, однако уровень их развития слишком низок, чтобы связаться с нашей цивилизацией.

 

    • внеземные цивилизации существуют, однако уровень их развития слишком высок, чтобы связываться с Земной цивилизацией.

 

    • внеземная цивилизация не контактирует с Земной по причине отсутствия интереса к нашей цивилизации, вследствие отсталости наших принципов дальней космической связи, или по причине проводимой политики невмешательства.

 

    • внеземные цивилизации существуют, контакт возможен и состоялся, однако заинтересованные влиятельные силы внутри нашей цивилизации скрывают факт контакта.

 

    • внеземные цивилизации существуют, но расположены в удалённых частях Вселенной, и из-за огромных расстояний контакт с ними невозможен;

 

    • внеземных цивилизаций просто не существует: по каким-то причинам человечество — уникальное явление; либо по каким-то причинам цивилизации достаточно быстро гибнут сами собой — например, в результате войн, природных, экологических или социальных катастроф;

 

В это же время немецкий физик и астроном фон Хорнер (Hoerner, Sebastian von, 1919-2003) высказал следующие четыре соображения по поводу Великого молчания космоса:

1) полное уничтожение жизни на планете (через довольно короткий промежуток времени) ;

2) уничтожение только высокоразвитых существ;

3) психическое или физическое вырождение;

4)потеря интереса к науке и технике.

Комбинируя эти причины в разных пропорциях и с разными вероятностями, фон Хорнер получил для средней длительности цивилизаций величину в 6500 лет, а для среднего расстояния между ними величину в тысячу световых лет. Из его вычислений следовало, что наиболее вероятный возраст цивилизации, с которой мы установим первый контакт, равен 12000 лет.

Вероятность первого контакта с цивилизацией в той же фазе развития, что и земная составит всего 0,5% -, это столь мало, что можно пренебречь.

Расстояние между цивилизациями в 1000 световых лет навевало сильную тоску. Это означало не только бессмысленность каких-то полетов на «другие миры», но даже просто всякий обмен информацией. Сие означало бы, что ответ на наш вопрос придет через 2000 лет. А если мы поймали из эфира их вопрос, то он был отправлен 1000 лет назад, они же получат наш ответ еще через 1000 лет. Никакого интереса такой разговор иметь не будет. Стало быть, его и вести незачем.

Предположим, в 1500 году был актуален вопрос, сколько ангелов помещается на кончике иглы. Так ли уж важен будет ответ на этот запрос эпохи, полученный через 2000 лет, в 3500 году? Вполне вероятно, что наш нынешний интерес, сколько в Галактике имеется цивилизаций, готовых к общению с нами, имеет такой же смысл, как и число ангелов.

40 лет поводили радиоухом, направленным в разные точки Вселенной. Ничего, кроме космического шума. Или всплесков в разных диапазонах электромагнитного излучения, фонового шума и прочих сигналов вполне естественной природы. Под самый конец эпопеи, в мае и июне 1999 года, за американские деньги в рамках программы уже не только SETI, но METI (Messaging to Extra-Terrestrial Intelligence - передача посланий внеземным цивилизациям) с 70-метрового планетного радиолокатора в Евпатории были проведены сеансы радиовещания общей длительностью 960 минут. Послание направили в созвездие Лебедя, на звезду HD 186408.

Это двойная звезда, одна из них, побольше, возрастом более 9 миллиардов лет, второго поколения, в два раза старше Солнца. К тому же примерно такой же массы и спектрального класса. Более того, там обнаружена планетная система, по крайней мере, одна планета в 1,6 раза массивнее Юпитера.

Стало быть, можно было предполагать, что поближе к той звезде есть планеты земного типа. А так как времени на той «земле» прошло более чем достаточно, то тамошняя разумная жизнь заждалась свидания с нами. И время их почти истекло, ибо срок жизни звезд типа Солнца как раз и есть 9 миллиардов лет. Не ровен час.

И еще расстояние... До звезды Cygni B 70, 5 световых лет. Стало быть, сигналу осталось туда лететь 60 лет. И, если ответят, 70 лет обратно. Итого, в 2130 году можно ждать ответа. Если к тому времени не забудут, о чем речь. Только вряд ли ответ придет. Тамошний Юпитер имеет очень большой эксцентриситет орбиты, планета то подлетает к своей звезде ближе, чем наша Венера к Солнцу, то уходит дальше раза в три, чем Марс. Остальные планеты , если они там и есть, летают примерно по таким же эллипсам. См. http://www.solstation.com/orbits/16cygbsys.htm

http://www.astro.illinois.edu/~jkaler/sow/16cyg.html

Такие турецкие бани никакой жизни не способствуют. Да и вообще, двойные звезды – совсем не те системы, где может возникнуть жизнь. Орбиты тамошних планет слишком не стационарны. Двойных же звезд в галактике подавляющее большинство.

Вообще, чем больше проходит времени, тем яснее становится, что жизнь во Вселенной – очень редкий цветок. Разумная – сверхредкий. В статье "Молчание звёзд" Юрия Кирпичева подробно рассказано, какие условия для этого необходимы. Например, звезды-кандидаты на жизнь не могут не только находиться в центре Галактики, но даже в ее рукавах, так как при имеющейся плотности звездных скоплений в недалеких окрестностях любой планетной системы периодически происходят взрывы сверхновых звезд, которые жестким излучением на корню загубят любые ростки жизни. Система должны быть в «межрукавье», притом на большом расстоянии от центра галактики (в центре, да и в рукавах – настоящий ад из черных дыр, звезд класса Вольфа-Райе, гипергигантов класса О и частых столкновений звезд). Звезда должна быть стабильной, другими словами, желтым карликом, второго (скорее даже третьего) поколения, чтобы иметь в протооблаке тяжелые элементы. Иметь планету по почти круговой орбите на подходящем расстоянии. Причем диапазон этого расстояния очень узок. Например, на Венере, которая всего в 1, 38 раза ближе к Солнцу, чем Земля, царит 500 градусная жара и давление более 120 атмосфер , азот, углекислый газ и пары серной кислоты, а на Марсе, который во столько же раз дальше – низкие температуры и низкое давление без кислорода..

Вопросами великого молчания космоса, отсутствием «чудес», которые можно было бы объяснить только технологической деятельностью инопланетного разума (например, повышенным радиоизлучением за счет радио и теле станций) интересовались не только физики и астрономы вроде Ферми или фон Хорнера, но многие мыслители. Здесь на первом месте следует назвать Станислава Лема, который уделяет проблеме инопланетного разума целый раздел в своей «Сумме технологии». Есть у него и отдельная работа:

По поводу проблемы внеземных цивилизаций http://lib.guru.ua/LEM/s_ceti_c.txt

При всей обширности своего мышления, Лему трудно смириться с тем, что мы во Вселенной одиноки. Великое молчание универсума он склонен объяснять тем, что никакая развитая цивилизация не будет вещать в окружающее пространство просто так, во все стороны наугад (так называемое «изотропное вещание»). Это очень расточительно и для приличной мощности потребовало бы энергии материнской звезды. Видимо, предполагает он, технологически совершенная цивилизация находит узкие направления для сигнала, и совсем необязательно в радиодиапазоне. Стало быть, мы не одиноки, но мы слишком молоды для улавливания информации от продвинутых цивилизаций.

"Существование только одной нашей цивилизации в Галактике представляется малоправдоподобным, а в Метагалактике -- просто невозможным," - писал Лем. И далее продолжал:

«Загадка" молчащей Вселенной" может разрешиться правильным образом, даже если в Галактике одновременно существует значительное число цивилизаций. Среди принципов SETI есть и такой: сигналы можно обнаружить в случае, если в пределах досягаемости нашей аппаратуры находятся цивилизации (или хотя бы одна цивилизация), посылающие радиосигналы изотропным либо почти изотропным способом (во всяком случае не узконаправленное излучение, как в уже установившемся канале связи). Стратегия предающей цивилизации, превысившей по техническому уровню земную (а только от такой цивилизации мы вправе ожидать сигналы), не может быть результатом лишь того факта, что она обладает достаточной энергией для изотропной передачи. Стратегия передающей цивилизации зависит от комплекса ее астрофизических и "экзосоциальных" знаний. Изотропная передача, требующая наибольших энергетических и материальных затрат, может вестись, если распределение обитаемых планет является абсолютно или почти случайным. Тогда легко прийти к выводу, что если способная к передаче цивилизация располагает двумя различными способами "вещания", из которых один в 10 000 раз дороже другого, то, хотя сигналы, посланные адресату по второй технологии, будет в 1000 раз сложнее принять и отличить от фона естественных шумов, все же наиболее вероятно, что передающая цивилизация предпочтет более дешевый способ, и вот почему. При переходе от анизотропной к безадресной изотропной передаче расходы возрастают экспоненциально; кроме того, передающему известно, что по экспоненте развивается и технологический потенциал возможных адресатов.

Поэтому гораздо рациональнее подождать несколько сотен лет, пока возможный адресат достигнет в своем технологическом развитии более высокого уровня, чем зря растрачивать колоссальные "звездные" мощности, только для того, чтобы, скажем, сигналы достигли получателя, находящегося, как земляне в настоящее время, на весьма "любительском" и "младенческом" уровне развития радиоприема.

Другими словами, передающий вправе полагать, что адресат должен сам немного "постараться" и внести определенный вклад в дело, поскольку его расходы будут на много порядков меньше, чем расходы посылающего сигналы на изотропное "вещание". Соответствующие цифры будут огромны, если среднее расстояние между цивилизациями составляет не менее 100 световых лет (а оно может быть и 500, и даже 1000 световых лет)».

Насколько наша цивилизация молода? Если считать с неолита, с производства каменных орудий, использования огня, копий и появления человека современного анатомического вида (кроманьонец), то не менее 60-70 тысяч лет. А если с металла, зачатков первого государства и письменности, то тысяч 6-7. В любом случае, близко (или больше), чем средняя продолжительность жизни цивилизации по Хорнеру (12 тысяч лет).

Дело даже не в отсутствии сигналов. До открытия радио о них вообще речь не вели. Дело в наблюдаемом отсутствии любых следов некоей астроинженерной деятельности в огромных масштабах наблюдаемой Метагалактики, которая и есть весь мир, ибо глубина проникновения современных средств астрономии приближается к 13 миллиардам световых лет, а это и есть срок жизни нашей Вселенной. Нет «космических чудес» (эквивалент великого молчания космоса), нет и разумных цивилизаций. Все поначалу загадочные явления вскоре находили естественное объяснение вроде пульсаров (вначале это открытие даже засекретили, полагая, что речь идет о сигналах внеземной цивилизации), квазаров, черных дыр.

Конечно, можно постулировать наше вселенское одиночество, что и сделал Иосиф Шкловский в 5-м издании своей "Вселенная, жизнь, разум". Если учесть, что он был автором такой радикальной идеи, как искусственное происхождение спутников Марса Фобоса и Деймоса, о том, что чужой разум рядом, то его эволюция поразительна.

По позднему Шкловскому, наше одиночество наполнено пессимизмом, ибо объясняется самоубийством всякого разума еще до того, как он мог бы вступить в контакт.

Шкловский под конец жизни написал:

«Если мы придерживаемся взгляда, что разум есть одно из "изобретений" эволюционного процесса, то не следует забывать, что не все "изобретения" в конечном счете являются полезными для данного вида. Природа слепа, она действует "ощупью", методом "проб и ошибок". И вот оказывается, что огромная часть "изобретений" не нужна и даже вредна для процветания вида. Так возникают "тупиковые ветви" на стволе дерева эволюции. Количество таких ветвей неимоверно велико.

По существу, история эволюции жизни на Земле - это кладбище видов. Характерным признаком эволюционного тупика у некоторого вида служит гипертрофия какой-нибудь функции, приводящая к прогрессивно растущему нарушению гармонии. Вспомним чудовищно гипертрофированные средства защиты и нападения (рога, панцири и пр.) у рептилий мезозоя. Или, например, неправдоподобно развитые клыки саблезубого тигра. И невольно напрашивается аналогия: а не являются ли современные гипертрофированные в высшей степени противоречивые "применения" разума у вида Homo Sapiens указанием на грядущий эволюционный тупик этого вида?

Другими словами, не является ли самоубийственная деятельность человечества (чудовищное накопление ядерного оружия, уничтожение окружающей среды) такой же гипертрофией его развития, как рога и панцирь какого-нибудь трицератопса или клыки саблезубого тигра? Наконец, не является ли тупик возможным финалом эволюции разумных видов во Вселенной, что естественно объяснило бы ее молчание?

Став на точку зрения, что разум - это только одно из бесчисленных "изобретений" эволюционного процесса, да к тому же не исключено, приводящее вид, награжденный им, к эволюционному тупику, мы, во- первых, лучше поймем место человека во Вселенной и, во-вторых, объясним, почему не наблюдаются космические чудеса».

http://alt-future.narod.ru/Seti/Vzr/vzr4.htm (здесь вы увидите эволюцию идей Шкловского)

На самом деле не имеет никакого значения (в том числе и для объяснения Великого молчания космоса) есть ли во Вселенной иные цивилизации или их нет, кроме человечества, ни одной.

Ибо самым главным вопросом был бы вопрос о нахождении контакта между ними. Именно эта проблема была поставлена Станиславом Лемом в его лучшем произведении «Солярис». Этот роман-прозрение настолько хорош и глубок, что сам Лем не до конца понимал его смысл (это слова Лема). В тот незабываемый вечер и ночь, что мы (с Вячеславом Степиным) проговорили с Лемом у нас дома в Москве 1970 года, он сказал по этому поводу так: как уравнения могут быть умнее своего создателя, так и художественное произведение может быть глубже своего автора.

Я осмелился высказать мысль, которую извлек из «Соляриса», что познание реальности в виде чужого разума эквивалентно его пониманию. В точном соответствии с критерием «машины Тьюринга». Если некто на другом конце связи с вашей точки зрения разумно отвечает на поставленные вопросы, то есть, понимает вас, а вы, в свою очередь, понимаете его, то ваш собеседник разумен. Ответы вроде бы разумного океана Соляриса на запросы людей на станции для них непонятны. А его реакция в виде неких мимоидов да симметриад непредсказуема и недоступна их разуму. Единственное, до чего они доходят своим умом – это то, что разумный океан Солярис может считывать информацию из подсознания человека и материализовать ее в виде нейтринных образов. Но для чего это он делает – совершенно неведомо. Именно в этом заключается трагедия землян: они действовали в парадигме того, что непознаваемого в мире нет принципиально. Солярис показал, что есть. Это некий разум, с которым земляне в принципе не могут вступить в контакт, это гносеологическая глухая стена.

Андрей Тарковский при экранизации Соляриса трактовал роман, трагедию человека так, что он удалился от природы, от матери-земли в ненужные ему космические дали. Но потом одумался, раскаялся и в лице Кельвина (с его личной любовной трагедией) возвращается домой, к родителям, стоит на коленях в позе блудного сына. По Лему же трагедия в том, что человек впервые столкнулся с Непознаваемым. Лем во время съемок был так возмущен антисоляристской концепцией Тарковского, что даже хотел снять свое имя с титров. С трудом уговорили.

Потом я уже прочитал у Лема:

«"Солярис" - это книга, из-за которой мы здорово поругались с Тарковским. Я просидел шесть недель в Москве, пока мы спорили о том, как делать фильм, потом обозвал его дураком и уехал домой.

Из фильма следует только то, что этот паскудный Кельвин довел бедную Хари до самоубийства, а потом по этой причине терзался угрызениями совести, которые усиливались ее появлением, причем появлением в обстоятельствах странных и непонятных. Этот феномен очередных появлений Хари использовался мною для реализации определенной концепции, которая восходит чуть ли не к Канту. Существует ведь Ding an sich, Непознаваемое, Вещь в себе, Вторая сторона, пробиться к которой невозможно. И это в моей прозе было совершенно иначе воплощено и аранжировано.

В моей книге необычайно важной была сфера рассуждений и вопросов познавательных и эпистемологических, но, к сожалению, фильм был основательно очищен от этого. Судьбы людей на станции, о которых мы узнаем только в небольших эпизодах при очередных наездах камеры, - они тоже не являются каким-то экзистенциальным анекдотом, а большим вопросом, касающимся места человека во Вселенной.»

http://stanislawlem.ru/articles/absoltark.shtml

Гораздо позже (в 2002 году) за сюжет Лема Solaris взялся режиссер Стивен Содерберг (Steven Soderbergh) при продюсерстве известного специалиста по спецэффектам Джеймса Камерона (James Cameron -Терминатор, Титаник и др.). Тут из фильма была удалена вся философская тематика Лема, оставлена только любовная история и гипертрофированное сумасшествие героев. Сам фильм сделан в стилистике фэнтези. Лем ужаснулся: «Голливудская манера делать глупые фильмы в жанре Science Fiction недостойна даже споров».

Однако фильм Тарковского тоже оказался умнее его создателя. И его трактовка в некоем философском смысле не уступает лемовской. Она является к ней дополнительной и даже необходимой – в точном соответствии с принципом дополнительности Бора. А именно: мысль Тарковского о том, что никуда с Земли в поисках инопланетного разума летать не надо. Соблазн это. Забвение корней.

Попробую немного подробнее обосновать то, что сказал выше: не имеет никакого значения есть ли во Вселенной иные цивилизации или их нет, кроме человечества, ни одной.

Любой диалог возможен только при условии получения ответа на высказывание за время, при котором ответ не теряет смысла. И тут, помимо возможного эффекта Соляриса, помимо возможного принципиального непонимания, самым важным параметром является именно время ответа. Нет смысла ожидать в зрелости ответы на вопросы, интересующие в детстве. Нет смысла получать ответы на запросы тогда, когда они просто уже не нужны. Например, узнавать, есть ли билеты на самолет, который улетел вчера. Были эти билеты или нет – уже не имеет значения.

Сейчас все более ясно, что жизнь во Вселенной очень редка. А разумная – еще реже. Среднее расстояние между возможными цивилизациями не только несоизмеримы с человеческой жизнью (1000 световых лет), как прикидывал фон Хорнер, но, видимо, превышает десять и даже сто тысяч световых лет. Понимание этого обстоятельства, точнее, эмпатия, прочувствование, вживание в него приведет к полному забвению проблемы контакта. Она станет надуманной, безжизненной, пустой, безразличной. Попадет в ранг квадратуры круга.

Говорить же о физическом контакте, прилетах и поселениях вообще не приходится. Если и предположить, что некий космический корабль разгонят до одной десятой скорости света, то он будет добираться и до «близкой» цивилизации 10 тысяч лет. Скорость еще не такова, чтобы сказывались релятивистские эффекты сокращения собственного времени. А лететь уже нужно в течение сотен поколений. Но если сотни поколений живут в звездолете, то им переселяться никуда не нужно, они сами по себе отдельная цивилизация. Если же предположить скорость близкую к скорости света, то там возникают и другие релятивистские эффекты, вроде увеличения массы,что делает затраты энергии на разгон многомиллионной махины превышающей энергию звезд и даже галактик.

Если и найдут когда-то способ пронизывать световые года за малое время, то заплатить за это также придется чудовищной энергией в масштабах Галактики и полным временным разрывом со своим поколением.

Между прочим, уже сейчас наступает время усталости. Как бойко писали и как популярна была тема неопознанных летающих объектов, вся эта уфология, фильм Дэникена «Воспоминания о будущем» в 60-80 годы! Сейчас уфология стала чем-то вроде гадания на кофейной гуще.

В конце 70 годов прошлого века поисками мест посадки НЛО занимались вполне достойные люди. Например, доцент МАИ Феликс Юрьевич Зигель, автор книг по астрономии. Я его хорошо знал, не раз бывал у него дома на Соколе. Я-то был здесь скептиком, ему это даже нравилось.

- Хорошо, Валерий, - говорил он. Вы можете назвать какой-то закон природы, который бы запрещал посещение Земли иным разумом?

Тогда я такого закона не знал.

- Ну вот, почему бы не проверить сообщения очевидцев о посадках НЛО?

И он организовывал экспедиции (в 1977 году), ездил с группой ученых (в нее входил еще больший скептик, чем я – Саша Петров), проверял «места посадок», проводил измерения, брал почву на анализ. Издал книгу «Наблюдение НЛО в СССР». Прошли десятилетия, уже и СССР давно перестал наблюдаться, а следов НЛО как не было, так и нет.

Раньше правительство СССР и США давали деньги на уловление сигналов от братьев по разуму , на проведение конференций SETI. Какой слет мысли проходил в сентябре 1971 года в Бюракане: два лауреата Нобелевской премии, в том числе Чарлз Таунс, выдающийся физик и астрофизик, астрономы Саган, Моррисон, Дрэйк, известные своими пионерскими работами по проблеме внеземных цивилизаций. Прибыли историк О'Нил, кибернетик Минский и этнограф профессор Ли, который много времени прожил среди бабуинов, так что ему была нестрашна встреча ни с какой чужой цивилизацией. С нашей стороны участвовали самые видные астрономы, среди них Шкловский и Амбарцумян.Как мгновенно были изданы труды конференции, выходили книги и телепередачи! Одна книга «Проблема CETI (связь с внеземными цивилизациями)». М., 1975 многого стоила.

Сейчас как свет далекой звезды видим:

Третья советско-американская конференция SETI.
Калифорнийский университет, Санта Круз, Калифорния.
5-9 августа 1991 г. Участвовали 46 представителей от США, 13 от СССР и 1 от Аргентины.
Организаторы: Калифорнийский университет Санта Круз, Институт SETI (CША), Совет Интеркосмос, Научный совет по радиоастрономии (СССР). Научный оргкомитет: Джилл Тартер (США) и Николай Кардашев (СССР).

Да, это была последняя вспышка. Больше никаких экспериментов, никаких конференций. SETI догорает на последнем подсосе, просто жаль расставаться с мечтой, и ее держат как «овощ» на искусственном дыхании.

Осознание бессмысленности поиска и контактов со внеземными цивилизациями приведет к тому, что она перейдет в разряд ненаучных. В разряд фэнтези, комиксов, компьютерных игр.

Не будет больше ни поиска, ни посылки сигналов, ни научных совещаний.

Возникнет нечто вроде запрета Паули, вот такой постулат: во Вселенной не может находиться две цивилизации сходного типа, между которыми из–за приемлемого расстояния могли бы возникнуть осмысленные контакты.

В конце концов, любая цивилизация, достигшая нынешнего земного уровня придет к тем же соображениям: мы находимся на таких расстояниях, что нет никакого смысла ни искать сигналы, ни, тем более, отправлять их. Но цивилизация, которая молчит, означает абсолютно тоже самое, что и ее отсутствие. Еще раз: не имеет значения, есть или нет иные цивилизации. Их существование равно их несуществованию.

Умудренность опытом не всегда благо. Люди, которых я видел в доме престарелых, не общались друг с другом. Проблем больше нет, ответы не интересны, рассказ о себе бессмыслен. Живут потухающим внутренним миром. Многознание цивилизации может быть такого же типа. Не наступает ли усталость и дряхлость мираfinismundi, конец света?

Встреча с чужаками хотя и бодрит, но может носить потенциально опасный характер. Или крайне неприятный.

Стивен Хокинг, который по себе знает, сколь эфемерна и ненадежна земная жизнь, в своей «Краткой истории времени» написал по поводу посылки сигналов для «друзей» (Messaging to Extra-Terrestrial Intelligence):

"Cигнализировать иному разуму о нашем существовании безрассудно, памятуя историю самого человека при встречах цивилизаций с существенным разрывом технологии (Хокинг наверняка имеет в виду индейцев). Нам следует «сидеть тихо»» . Молчать в тряпочку. ("alerting" extraterrestrial intelligences of our existence is foolhardy, citing man's history of treating man in meetings of civilizations with a significant technology gap. I bluntly suggest that we "lay low").

Впрочем, такая встреча невероятна.

- - - - - - - - - - - - - -

Статьи по этой теме в Альманахе:

Комментарии

Добавить изображение