К ПРИЗЫВАМ УТЕКШИХ МОЗГОВ

18-10-2009

"Ведомости” от 02.10.2009 опубликовали открытое письмо “группы российских ученых, работающих за пределами страны, к руководству России”, озаглавленное “Фундаментальная наука: почему мы утекли". Это “письмо утекших мозгов” приводится ниже для удобства читателя.

"Мы считаем своим долгом обратить ваше внимание на катастрофическое состояние фундаментальной науки в России. Регресс продолжается, масштабы и острота опасности этого процесса недооцениваются. Уровень финансирования российской науки резко контрастирует с соответствующими показателями развитых стран. Громадной проблемой для России был и остается массовый отток ученых за рубеж.

 

В течение десятилетий в СССР была создана мощная научно-техническая база и устойчивые механизмы ее воспроизводства, включая воспроизводство кадров. Именно эта база, своеобразная научная ткань нашего общества, гарантировала научно-технический прогресс и, в конечном счете, независимость России. Продолжающийся распад этой ткани приведет в ближайшее время к полному разрыву связи между поколениями научных работников, исчезновению науки мирового уровня в России и утрате знаний в катастрофических масштабах.

Среди наиболее острых проблем фундаментальной науки и образования выделим следующие:

— существенное отставание российской науки от науки мирового уровня;

— отсутствие стратегического планирования с постановкой ясных целей;

— неадекватность финансирования активно работающих ученых, резкое падение престижа научных профессий;

— серьезное снижение стандартов в преподавании естественнонаучных дисциплин.

Эти проблемы требуют немедленного решения на уровне надведомственного государственного планирования. Мы считаем, что процесс стратегического научного планирования, координируемый непосредственно президентом и/или председателем правительства, должен иметь целью разработку в течение короткого времени комплексного плана стабилизации и развития фундаментальной науки и естественнонаучного образования в России. К разработке плана необходимо подключить выдающихся ученых, представителей министерств, промышленности, а также зарубежных экспертов. Наши конкретные предложения к стратегическому плану развития фундаментальной науки в РФ заключаются в следующем:

— увеличение финансирования науки, обеспечение условий труда и быта ученых;

— идентификация важнейших направлений научно-технического прогресса и конкретных проектов, служащих катализаторами развития и приводящих к осязаемым фундаментальным результатам, какими в свое время были космические и атомные программы в СССР;

— активное привлечение на территорию России крупнейших научно-технических проектов мирового масштаба. Уникальной возможностью такого типа является проект создания коллайдера частиц высоких энергий нового поколения;

— обеспечение абсолютной прозрачности финансовых потоков, достижимое в рамках международных проектов;

— кардинальное улучшение степени интегрированности российской науки в общемировую науку, стремление к лидерству в важнейших международных научных проектах;

— введение международных стандартов оценки качества научного труда, укрепление системы независимых научных грантов;

— создание российского Института высших исследований с привлечением государственного и частного финансирования.

Мы считаем, что срочное предотвращение грядущего коллапса науки в стране, немедленная разработка и внедрение новой модели научно-технического развития должны войти в число важнейших приоритетов руководства России.

Мы, нижеподписавшиеся, не связаны никакими политическими или корпоративными интересами в РФ. Руководствуясь единственным объединяющим всех нас чувством — глубоким беспокойством о судьбе России, мы призываем руководство страны к решительным шагам по разрешению проблем, затронутых в данном письме, и готовы предоставить имеющиеся у нас опыт, знания и силы для экспертной помощи в данных вопросах.

 

 

Итак, письмо фиксирует катастрофическое состояние российской науки. Спасение предлагается в виде усиленного финансирования, высокого внимания и планирования, использования опыта СССР, создания новых институтов, комитетов и международных проектов. Авторы подчеркивают, что ими движет не корпоративный интерес, а беспокойство о России, и предлагают себя в качестве экспертов в данных вопросах.

Алексей БуровНачнем анализ письма с его конца. Во-первых, что бы авторы ни декларировали, их текст является откровенной защитой интересов российской научной корпорации. Тот или иной автор может иметь какие угодно мнения и чувства, но по факту это коллективное письмо отстаивает именно корпоративно-научный интерес. Действительно – письмо призывает дать больше денег именно на науку, а не на медицину или школу или армию или пенсионерам, или на инфраструктуру городов, поддержки градообразующих предприятий в кризис, или еще чего, где тоже требуются бюджетные деньги, и никто не спорит, что они там тоже очень нужны - и еще вопрос, где они нужны острее. Пирог конечен, и если на науку дать больше, то остальным придется дать меньше. Авторы даже и не помышляют задаваться вопросом о том, хорошо ли для страны увеличивать финансирование науки за счет других бюджетников. а просто и стандартно призывают дать больше своей корпорации за счет других. Медики и учителя заведомо не согласились бы с идеей часть их денег отдать на “коллайдер нового поколения”. Волнуй авторов в первую голову действительно судьба России, а не судьба родной корпорации, они бы, по крайней мере, не требовали с такой настойчивостью бюджетных денег – денег на больницы, школы, пенсии, проблемные регионы и т. д. Надо сказать, что хотя подписавшие живут и работают за границей, это не означает отсутствия их корпоративной заинтересованности в делах российской науки. Предложение себя в качестве экспертов уже само красноречиво свидетельствует об этом - на свою готовность к бесплатной экспертизе авторы никак не намекают. Помимо личного, существует и корпоративный эгоизм – вот им-то и пронизано письмо сверху донизу. Еще раз подчеркну, что не отказываю авторам в патриотических чувствах – речь идет о содержании письма, а не о тайне их сердец. Само собой разумеется, что отстаивание корпоративного интереса отнюдь не предосудительно – так же как и отстаивание личного интереса. Но вот величать свои корпоративные хлопоты бескорыстной заботой о стране – вот это предосудительно, как и всякая попытка выдать одно за другое, будь это обманом или самообманом. Особенно людям науки следовало бы трезво и честно называть вещи своими именами, избегая мифологии и пудрения утекших или еще оставшихся мозгов.

Итак, авторы отстаивают именно и только специальные интересы российской науки. В чем же они видят эти интересы, и каким образом их отстаивают? Ну, коротко говоря, авторы просят денег у власти на родную корпорацию. Призывают, убеждают. Судя по их письму, увеличение финансирования способно решить основные проблемы российской науки. Авторы, конечно, большие эксперты, но есть и другие мнения.

Вот, скажем, недавно нобелевский лауреат Гинзбург вместе с академиками Рыжовым и Накоряковым, поддержанные, в частности, Общественным комитетом защиты ученых, обратились к президенту Медведеву с просьбой освободить ученых, сидящих по дутым шпионским делам. Речь идет о коллегах, отбывающих немалые сроки. Нельзя не видеть, что вопрос важен не только в плане защиты конкретных коллег, но и для науки в целом. О каких “международных проектах” может идти речь, если сотрудники спецслужб легко стряпают дела на ученых для получения звездочек? Авторы “письма утекших мозгов” могли бы присоединиться к нобелевскому лауреату, высказавшись по теме, очень важной именно для науки, и к тому же не требующей денег бюджетников. Но “утекшие мозги” предпочли смолчать. Неужели потому, что они больше верят органам и басманному правосудию, чем суждениям нобелевского лауреата? Нет конечно - хотя и могут быть среди авторов такие оригиналы, но их очень немного. И уж совсем не потому, что считают это неважным для российской научной корпорации – так считать было бы полной глупостью, но авторы – люди неглупые. Мотив умолчания только один – как бы это заступничество не повредило их денежной просьбе.

Разумеется, бесправие и беззащитность характеризуют отнюдь не только ученых, и уж тем более не сводятся к риску их контактов с иностранцами. Бесправие рядовых граждан есть системное свойство российского общества, где чиновник или мент может абсолютно открыто и безнаказанно даже и убить рядового гражданина. В России последовательно продолжается разрушение гражданских прав и свобод. Последняя новинка в этой области – открытая травля инакомыслящих (воскресла уже и такая советская категория). Какой может быть "международный проект" в стране, где официальный начальник отрядов молодежи открыто призывает превратить жизнь в кошмар "подонарабинекам и прочим фельтенгауэрам" (именно так)? В стране, где эти отряды открыто и с разрешения местной власти караулят указанного им инакомыслящего возле его дома? Даже если совсем отключить то, что называется гуманностью, европейскими ценностями, гражданской позицией, а оставить только голый корпоративный интерес - то ведь даже и корпоративному интересу это крайне во вред. Есть что-то в защиту гражданских прав в письме, хоть намек? Ну хотя бы как верноподданное выражение поддержки тезисам Медведева из статьи “Россия, вперед!”? Нету, нету даже и этого, полный ноль. Только денег и комитетов для родной корпорации просят ученые, “беспокоящиеся о судьбе России”, а об остальном благоразумно помалкивают.

Впрочем, сказать "помалкивают" - это слабо сказать и даже неверно. Воспользовавшись термином Умберто Эко, можно описать политический дрейф путинской России как постепенное утверждение "вечного фашизма" - уклада, характеризующегося тиранической властью, свернутыми гражданскими правами и свободами, государственным контролем над СМИ, преследованием инакомыслящих, националистическими кампаниями ненависти, угрозами агрессии и реальной агрессией, и т. д. В обсуждаемом письме несколько раз одобрительно упоминается опыт СССР. Что означает прославление СССР в нынешнем политическом контексте страны? Великодержавный СССР - это знак, один из главных, на флаге наступающего фашизма. Как свастика в Германии в свое время. Выставлять в официальном, обращенном к властям письме, этот знак - выражать согласие наступающему фашизму. Именно таков нынешний российский лексикон, отдают “утекшие” в этом себе отчет или нет. Более того, авторы возносят и такие классические советские мифологемы, как наука, “обеспечившая независимость России”. О каком периоде истории Отечества идет у них речь? Общеизвестно, что фундаментальная наука стала военной только после второй мировой войны – значит, речь идет о послевоенном СССР. Авторы, таким образом, утверждают, что СССР потерял бы независимость, не будь у него атомной бомбы и ракет. Как будто нет вполне независимых стран, вроде Турции, Индонезии или Сирии или еще кого - где наукой и не пахнет, как будто авторы настолько наивны, что не знают этой банальности. Бомбы и ракеты отнюдь не “укрепляли независимость России” - они укрепляли агрессивный дух Советского Союза, что вовсе не одно и то же. Осознают это авторы или нет, воспеванием советских бомб и ракет они выражают одобрение набирающему силы духу внешней агрессии, воскрешению атмосферы холодной войны.

Итак, одобрение “большой группы международных ученых” наступающему фашизму выражено, и выражено вполне ясно. Часть авторов сделала это с радостью даже - те, что разделяют фашистские убеждения. Другие одобрили, как бы не замечая этого, но на самом деле понимая, что "так надо для пользы дела". С убежденными фашистами спорить здесь не буду - это не тот формат. Не буду спорить и с циниками, для кого вообще нет и не было ничего кроме денежных интересов. А для тех, что "не заметили" или как бы не заметили, или сознательно поступились – скажу, что они предали по всем пунктам свою гражданскую позицию, ценности науки и цивилизации, отбывающих сроки коллег – предали за корпоративные сребренники. Притом сребренники еще никто и не дал, и не факт, что дадут - а вот "uber alles" авторы уже благонамеренно пропели. Что ж, господа - пойте, пойте громче, может услышат все же и дадут по усердию вашему. За сидящих коллег не подписывайте ничего, и вообще ничего не подписывайте, что могло бы не понравиться за зубчатой стеной. А то как потом просить копеечку-то? Надеюсь все же, что хоть некоторые из вас не станут обманывать хотя бы себя, называя это раболепное и предательское попрошайничество патриотизмом и любовью к Родине.

Комментарии

Добавить изображение