ТРЕТЬЯ МИРОВАЯ?

17-01-2010

Обзор событий на финансовом фронте

От местечкового Информбюро: В четверг, 14 января 2010 года, без объявления войны, Соединенные Штаты Америки совершили вероломное нападение на мировую финансовую систему…. Враг будет разбит! Победа будет за нами!

В каждой шутке есть доля правды, и сообщение свыше – не исключение.

И на самом деле, в четверг* – предположительно, финансовые власти США – начали масштабную реструктуризацию валютного рынка. Удручающие финансово-экономические показатели ноября-декабря 2009 г., о которых, думаю, власти США знали заранее, и относительно спокойные аналогичные индексы европейской зоны позволяли предположить об уверенном росте европейских валют относительно доллара США. Но вместо этого вверх пошел именно доллар. Почему?

Нет, конечно, в конце уже прошлого года зародилась (а с начала года – лишь увеличивалась) вероятность распада Евросоюза. Но, во-первых, эта вероятность все еще мизерна, и на курс евро могла оказывать влияние лишь в потенциале, а, во-вторых, еще непонятно, как поведет себя евро в этом случае. Вполне возможно, что этот момент повлечет за собой укрепление (и не исключено - существенное) общенациональной европейской валюты.

Сразу отвечу на вопрос скептиков: где я увидел вмешательство властей США в дела валютного рынка? В графиках изменения валютных пар. Например, евро/доллар: видно, как интенсивное движение рынка вверх пресекается резким (буквально в несколько минут) одергиванием вниз на уровень ниже начального. Новое движение вверх, и вновь скачок вниз. Это – целенаправленное вмешательство. Почему США? Потому, что подобное поведение было характерным для нескольких валютных пар с долларовым фигурантом: AUD/USD, NZD/USD, а с 15-го числа это же поведение распространилось и на пары GBP/USD и USD/CHF. Единственной парой (из наблюдаемых) с участием USD, каковая не проявила соответствующего поведения, оказалось USD/JPY. При этом известно, что правительство Японии, само по себе проводит денежные интервенции для поддержания курса национальной валюты на нужном для себя уровне.

Ну, и, наконец, ряд заявлений, прозвучавших в последние дни из уст видных американских политиков и финансистов, общий итог которых можно выразить в «США не допустят снижения роли доллара на мировых рынках», позволили сделать окончательный вывод о целенаправленном и масштабном влиянии финансовых институтов США на стандартные процессы валютного рынка.

Несколько слов о том, почему подобное решение могло быть принято.

В случае «естественного» развития хода событий можно предположить, что соотношение евро/доллар уже к концу января оказалось бы на уровне 1.7, а чуть позднее устремилось бы к 2. В принципе, мы уже видели, как экономика США выдерживала скачки этой пары от 1 к 1.5 без существенного влияния на внутренний рынок. Но 1.7 и выше (и за столь короткий период!) – это уже перебор. Это – и внутренняя инфляция в непредсказуемых масштабах, и, самое важное, это привело бы к массовому отказу от доллара на внешних, в частности, сырьевых рынках. Все это в совокупности могло привести к практическому отстранению доллара от участия на внешних рынках, а при текущих пропорциях выпущенных странами денежных средств, это – просто катастрофа.

Так что, не могу не оценить практическую сторону проводимого решения как с точки зрения реального и правильного прогнозирования развития хода событий, так и в моменте своевременности и масштабности решения.

О рисках и последствиях.

Наиболее образное схематичное представление мировой валютной системы можно предложить в виде сетки из пружин, на узлах ячеек которой подвязаны мешочки-гирьки национальных валют. И самым «объемистым» из всех «мешочков» является доллар США. И теперь представим, что мы взяли и качнули эту «гирьку» – вся сетка начнет колыхаться и скакать. Неосторожное движение – и «гирьки» начнут вылетать из сетки в ту или иную сторону. Или, наоборот, оттягивание массивного элемента системы может привести к тому, что остальная часть системы, массивность которой сравнима с USD, в итоге «спружинит» в обратную сторону. Что-то в варианте результатов аферы Сороса 1998 г. на рынке акций.

Но это, скажем, из предположений по системным изменениям, признаков которых, пока, не наблюдается. Все национальные валюты, практически без боя, сдают свои позиции.

Риском уже другого уровня и другой сферы является реакция трейдеров, которые, не имея шанса на предвидение подобного хода событий, уже понесли серьезные потери на валютном рынке. Каким боком развернутся события в этом плане? Трудно предположить. Скорее всего, большинство трейдеров достаточно быстро сориентируется в ситуации, и не преминут ею воспользоваться, но «обиду», возможно, затаят….

О целях масштабного вмешательства.

Как уже говорилось, основная цель – недопущение снижения влияния доллара США в мировой финансовой системе, уровень которого подбирается к критической отметке. Но это, скажем так, задача глобальная, необходимость решения которой, на мой взгляд, несколько преувеличена. Среди мировых валют на данный момент не имеется ни одной, каковая могла бы занять позицию лидера. А предположение, что сразу несколько валют начнут бороться за лидерство – абсурдно, поскольку конкуренция за лидерство привела бы к хаосу на валютном рынке.

Единственной оговоркой к предыдущему высказыванию является потенциальная возможность китайского юаня. Накопленные валютные резервы объемом почти 2.5 трл. USD, позволяют Китаю вывести на мировой финансовый рынок соответствующий объем национальной валюты, каковой окажется вполне сравнимым с американской «гирькой». Но пойдет ли на подобный шаг правительство Китая – большой вопрос. По крайней мере, этот ход в кризисные времена – не в духе китайских решений. Да и чувствуют они себя сегодня вполне неплохо, что отменяет какую-либо необходимость что-либо менять. К тому же естественным показателем намерений Китая является полное его нежелание добиваться вхождения юаня в систему конвертируемых валют, что является необходимым условием для реализации указанной потенциальной возможности.

По этим причинам указанную глобальную цель можно считать решением более перспективным, чем актуальным на текущий момент. Другой дело – все более активно проявляемое нежелание стран-экспортеров использовать доллар в качестве основной валюты расчетов. Вот эта задача имеет уже существенно более актуальный характер, а также позволяет предположить и другие – узко-технические решения.

Итак, чем недовольны экспортеры? Снижением курса доллара, которое постоянно уменьшает реальную выручку от продаваемых ресурсов. Тот же Китай, например, накопил $2.5 трл. валютных резервов, а их реальная стоимость осталась на уровне годичной давности. Сразу же вспоминается Алиса из Страны Чудес: иногда, нужно очень быстро бежать, чтобы оставаться на месте. И это, в первую очередь, бьет по репутации доллара и собственно США.

Именно на ликвидацию этого негативного фактора и направлено решение монетарных властей США. Во-первых, необходимо добиться получения «удобного» для США курса доллара. А, во-вторых, сменить настроение на валютном рынке, с тем, чтобы постоянный нисходящий тренд в отношении доллара сменился либо на восходящий, либо на нейтральный – синусоидный, но на нужном уровне.

Решение этой задачи я вижу в следующем: Мощными денежными интервенциями практически по всем валютным парам с участием USD добиться установления курса евро/доллар примерно на отметке 1.2-1.3 к марту-апрелю текущего года, и на отметке 1.0 – к концу 2010 года. За время проведения этого решения сменится и настроение валютных спекулянтов, которые станут намного охотнее доллар покупать, чем продавать, что и повлечет за собой смену основного тренда для указанной валюты.

И о возможных результатах

Необходимо отметить, что проводимое решение ведет к формальному ремасштабированию валютной системы. Фактически, это замаскированная дефляция мирового уровня, которая, в принципе, не должна бы отразиться на финансово-экономической жизни мирового сообщества и его обитателей. Грубо говоря, снижение курса евро/доллар до 1.0 приведет к полуторакратному увеличению денежной массы, находящейся в сфере реальной экономики (и не только), что, должно создать предпосылки для выхода из текущего кризиса.

Сразу отмечу, что это не отменяет кризисы в дальнейшем, но, по крайней мере, весьма неплохо для текущего положения вещей.

И, надо сказать, что это первое реальное и масштабное противостояние кризисным проблемам. Первое «Change!», на которое решился новый президент США. Укрепление курса доллара позволит провести «мягкую» девальвацию национальных валют, которая повысит выручку экспортеров-производителей, не вызывая в обществе инфляционных процессов. Конечно, не везде и не во всем. Например, страны Еврозоны, возможно, несколько и пострадают от инфляции, но общий позитивный результат должен смягчить негативные последствия.

И две сентенции в качестве «узких» технических рекомендаций на финансовых поприщах:

1. Переводите накопления в доллары – будет обеспечен наибольший прирост накоплений.

2. Не позавидую держателям накоплений в золоте.

_________________________________________________________

* На самом деле - несколько раньше - с начала года, но с четверга - во всем масштабе.

Комментарии

Добавить изображение