КОНЦЕРТНЫЕ БЫЛИЧКИ
16-05-2010Автор – инженер-звукорежиссер, технический участник многих концертов знаменитостей. Живет в Саарбрюккене, Германия.
Поколению Пугачевой посвящается
1. Все на низ!
Я встретился с Масляковым не в самые лучшие его времена находчивые" и „таланты" уже закончились, и он перебивался тем, что развозил и представлял в республиках букет телефильмов на молодежную тематику – то ли фестиваль, то ли конкурс без конкурса.
Мы получили распоряжение развернуть радиозвукопередвижку вМолодежном Центре ЦК Комсомола Молдавии и подать звуктелевизионщикам во время записи фрагментов передачи.В Центре царила обычная телевизионная суматоха, напоминающая муравейник. Слонялась массовка, изображающая зрителей.
Режиссер был кисл. Съемка стопорилась, потому что ведущий – Масляков запаздывал.
Посланная за ним ассистентка вернулась ни с чем.
Режиссер рявкнул через динамики: „Найти этого пи..." и осекся.
Народ заржал. Уже целая толпа добровольцев отправилась на поиски.
Я зашел в буфет за пирожком.
– Кого это все ищут? – поинтересовалась буфетчица.
– Да Маслякова...
– А вы посмотрите в баре на шестом этаже. Может, он там...
Я поднялся на шестой этаж и в конце коридора увидел вцепившегося в стенку Маслякова.
– Вас ищут, – сказал я ему, избегая называть его по имени-отчеству.
Из-за мелкости, незаметной в кадре, он казался подростком.
щас!!! – дохнул на меня Масляков, отлипая от стенки и судорожно ища равновесия.
Мне не хотелось тащить его на себе, я развернулся и пошел вниз.
Узнав о грядущем сошествии, площадка оживилась, техники поскакалик пультам, электрики врубили юпитеры, а массовка заерзала на стульях. И я впервые увидел, как „собираются" артисты. Только что Масляковтекуче изображал скалолаза на отвесной стене. А тут возник во входномпроеме прямой, как доска, и двинулся к подиуму, твердо глядя нарежиссера.
– Что же это вы, Александр Васильевич... – загремел было режиссер...
– Да-да, я - сейчас... – не разжимая челюстей, промычал Масляков и взошел на подиум. Я подал ему микрофон, и он зашпарил абсолютно гладкими газетными фразами, изредка нервно подергивая кабель, который ему нисколько не мешал..
Режиссер насупившись, недоверчиво смотрел на него поверх очков.
Масляков поставил точку, рванул на себя микрофон и рухнул сподиума. Стало ясно, что сегодня он уже не поднимется.Молодые люди, называемые в просторечии шестерками, бережно оттранспортировали Маслякова в его номер, благо он жил тут же в гостинице Молодежного Центра.Телевизионщики стали сворачивать кабели. Режиссер отматерился и двинулся с ассистенткой и приближенными в бар на шестом этаже.
2. He гладки взятки на мизере
Как-то мой подчиненный и, тогда еще, „по совместительству", приятель сказал, что его друг приглашает перекинуться с Кобзоном в преферанс.
Согласен ли я тоже играть. Кобзон гастролировал в Кишиневе, и я согласился.
Мы ждали его в холле гостиницы. По лестнице спустился какой-то лысый мужик в черном свитере и, не здороваясь, бросил: „ Ну, пошли!" Мы двинулись к столикам в зальчик для банкетов, укрытый от нескромных глаз.
– Кто это? – спросил я приятеля.
– Да Кобзон же, Кобзон, – прошипел тот.
Я не знал, что Кобзон носит парик.
Кобзон уловил шепот и пренебрежительно покосился на меня через плечо. Теперь я понимаю, что мои сотоварищи искали кого-то на роль лоха", которой я хорошо соответствовал, но не очень об этом жалею.
С одной стороны, все время подмывало поговорить с Кобзоном. С другой требовалось играть, то есть хотя бы смотреть в свои карты. А лысая внешность известного певца, как солнце, слепила мне глаза. Кобзон же, несмотря на коньяк, играл жестко и уверенно, ободрал всех как липку, cî-брал деньги и ушел. Мы подавленно молчали.
Через день оказалось, что о нашем визите к Кобзону на работе хорошо знают. На профкоме обсуждали вне повестки, пью ли я, и сколько, и в рабочее ли время. Комсомол не мог меня исключить, потому что я уже выбыл по возрасту, а в партию, понимал, не прибуду уже никогда. Секретарь парткома, встретив меня в коридоре, строго спросил, не было ли в тот вечер разврата, и погрозил мне пальцем: „Я тебя насквозь вижу!" А председатель Гостелерадио вызвал для разгона заместителя – почему это Кобзон имеет парик, a лучшие артисты телевидения вынуждены каждое утро выливать на голову бутылку канцелярского клея, чтобы закрепить им зачесанные с затылка волосы.
И с легкой руки Кобзона некоторые солисты помолодели, как в сказке, a я прослыл сомнительной личностью.
3. Арлекино и другие
Пугачева прилетела в Кишинев на три концерта. Билеты распространялись по парткомам предприятий. На „Сельмаш" пришло 7 билетов. Юра Марков был там партийным секретарем и принял решение отдать билеты передовикам производства. Леля, его жена, узнав об этом, взбеленилась, и в результате билеты распределились следующим образом: Юра с Лелей, директор с супругой, главный инженер с супругой и жена главного технолога...
Журналист Гриша Дорош придвинул администраторше гостиницы коробку конфет и попросил соединить его с Пугачевой. Коробка уплыла под столешницу, администраторша написала на бумажке номер и подвинула Грише телефон, показывая жестом, что не имеет к этому никакого отношения. Гриша покрутил диск и зная, как быстро отфутболивают знаменитости, выпалил:
– ...интервью... молодежное радио... нам пишут девочки...
как стать артисткой... такой как вы... не могли бы...
– Молодой человек, – прервала его Пугачева. – Давайте по-одесски: что я буду с этого иметь?
– Я не знаю... – промямлил Гриша, пораженный открывшимся вариантом.
И позвонил главбуху:
– Валерий Аверьянович, сколько мы можем ей дать?
Главбух подумал и сказал:
– Ну, рублей 40.
– А 50 можем?
Главбух подумал:
– Можем. Да, чтобы не ломалась, ты ей скажи – заплатим на руки. Дай ей из своих, а мы потом на тебя оформим гонорарную передачу...
Гриша перезвонил.
– Хорошо, – сказала АБ, – двадцать минут.
Гриша пришел в назначенное время и отдал деньги, положив репортерский магнитофон на столик.
– Включайте, – сказала Пугачева, и, не требуя вопросов, простыми словами стала рассказывать, как трудно девочке осуществить свою мечту, совсем не представляя, что это такое. У меня получилось, у других может не получиться. Непрерывная и незаметная работа, без уверенности в успехе. Надо чувствовать, что требуется зрителю, и держать себя в узде.
Артист всегда в дороге, всегда сам за себя, и никого не интересуют его трудности...
Через четверть часа Пугачева потянулась за сигаретой:
– Ну что еще сказать вашим девочкам?
– Да нет, все, спасибо, – засобирался Гриша, понимая, что это формула вежливости.
– И, пожалуйста, не рассказывайте об интервью, чтобы не было случайного ненужного вмешательства со стороны
начальства...
– А кто ваше начальство?
Гриша назвал председателя Гостелерадио.
– А, маленький такой...
– Откуда вы знаете!?
– Вчера была на банкете в Совете Министров... Представлялись, ручку целовали. Не знаю, как у вас... А там он был веселый дядька, прыгал, как козёл...
Гриша внутренне дернулся – человек, после вызова к которому на ковер" людей выносили с сердечным приступом – „ве-се-лы-й дя-дь-ка"?..
Нет, все-таки – козёл! И по прямому короткому взгляду понял – уловила!..
Интервью, приправленное пугачевскими песнопениями, имело успех. Его трижды – случай небывалый – давали в эфир. Гришин завотделом попал на Доску Почета. Девочки плакали от сложности достижения цели и писали Пугачевой любвеобильные мечтания-послания, которые мешками складывали потом в отделе писем. Их никто не читал.
Ирина, дочь первого секретаря ЦК Молдавии, концерт посетила и пожелала иметь дома запись. Как теперь говорят – „вживую". Поэтому мы получили распоряжение, а Пугачевой сообщили об оказанной чести. Она благосклонно кивнула.
Был вызван лучший звукорежиссер. Выделили импортную магнитную ленту. На следующий вечер мы развернули тонваген у дворца „Октябрь", не подозревая, что в аппаратной дворца радисты записывают концерт для себя безo всяких указаний, и копии с копий будут потом крутить в каждой кишиневской семье.
Мы сгрудились у контрольного монитора, в котором крупным планом пела и двигалась Пугачева – это былo завораживающе мощное исполнение, что называется, на износ...
Тогда все были немного влюблены. Мне нравились её губы, с которых слетали эти отточенные звуки. Володя, наш водитель, говорил, что он бы Аллу ногами из постели не вытолкал. Техник Петя, взревновав к недосягаемости объекта, стал „парафинить":
– Короткая. Плечи широкие. Толстая корова, жир складками...
И – дура хитрющая...
Звукорежиссер толкнул его в плечо. Петя обернулся и увидел, что в автобусе есть еще один человек, которого все считали то ли мужем, то ли антрепренером Пугачевой, потому что он влезал во все, и, казалось, ничего не делал, а тут, видимо, зашел послушать, как звучит голос в записи.
Тот глотнул, сделав губы ижицей, будто его насильно кормили лимоном, и, не сказав ни слова, вышел.
Петя уменьшился в росте. Мы ждали кары. Но ничего не произошло.
Таня Ковальчук, работник аэропорта, сопровождала Пугачеву в секции Интуриста перед вылетом в Москву. АБ сняла обувь и разминала затекшие ноги. Вошла буфетчица.
– Алла Борисовна, не желаете ли откушать кофе?
– А идите вы все к черту! – буркнула Пугачева и бросила в нее туфель.
Буфетчица исчезла.
В дверь постучали. Вбежал мужичонка.
– ...ла борисовна ваш директор говорит подарки в самолет не влазят что делать?
– Какой такой директор? – непонимающе нахмурилась Пугачева.
А-а, да никакой ни директор, тоже мне, пень с бугра, просто – сотрудник.
Передай, чтобы бочонки с вином оставил. Нечего жадничать.
Наконец, пришел красивый молодой человек и сказал:
– Алла, пора.
Они шли по второму уровню аэровокзала, и на них все смотрели.
Пугачева в больших дымчатых очках и переливающейся серебристой шубке цокала каблучками, не обращая ни на кого внимания.
Кто был молодой человек, осталось неизвестным.
Позже касса сообщила, что на Москву было продано два билета на фамилии Пугачев и Пугачева.