ПЕРМЬ - ГОРОД СИМУЛЯЦИИ

20-06-2010

Всматриваясь в Пермь глазами "stranger'а", интуитивно улавливаешь, что этот город - город без собственного лица. Разве может быть лицом какой-либо столицы то, что отсылает исключительно к ужасу: маринованные человечьи уши - "Pem'yak soloni ushi подано! Bon App?tit!"- шахты, полные зловещих тайн и сказок, вроде тех, что повествуют о советских экспериментах по созданию подземных мутантов воинов- артефакты репрессий на лагерной территории- зоопарк на кладбище- галерея в церкви. Видимо, такое возможно, но уж до боли пугающая физиономия выходит. Тому, кто "не чужак", кому все это привычно, но осточертело, остается задаться вопросом: альтернативы? Явно не пермская картошка. Тогда что? Точно! Обратимся к культуре- станем культурным центром… нет, столицей России! (Бессознательному остается добавить: "станем столицей всего Мира!" Ахахахаха! Ахахахаха!) Да поможет нам современное искусство!

Здесь был ГУЛАГ

Я не Поэт, не художник и даже не прорицатель. Я всего лишь скромный специалист в разных сферах гуманитарного знания, использующий строго научные методы для опытов над объективной реальностью. В этой статье под таковую подпадает кейс под заглавием "Пермь и современное искусство".

Преследуемая цель, сформулирована в вопросительной форме: есть ли что-то хорошее в пермских потугах обрести позитивный имидж способом соединения с современным искусством + не является ли это симуляцией - уходом от реальных проблем? От аналитического инструментария, как-то: принципы диалектики и объективности, критический мультиплицизм, принцип триангуляции, непредвзятый подход к проблеме - я решил отказаться.

Теперь по существу. Что такое современное искусство?

Это социокультурная система, базовая единица которой есть современный художник. Размноженный и растиражированный художник есть современное искусство.

Кто тогда современный художник? Это разрушитель и перекодировщик данного ему (в ощущениях) символического порядка. Если художник делает то, что делали до него ранее, при этом не преобразуя действительность в новое, - к modernity его будет отнести трудно, ибо современное требует нового, требует новых жертв. Если человек не занимается (само)образованием и развитием себя и других, то участь его плачевна: сначала Символическое снимет с такого дремучего существа одежду, а затем его проглатывает Реальное. Говоря словами известного поэта Емелина:

Здесь, обкурясь марихуаною,
Читая всякую ...уйню,
Мы со своими Жак Лаканами
Давно прогнили на корню.

"Но это - лирическое отступление.

Здорово и чудесно, раз современные художники творят новое, так? Ведь новое - ах, с каким придыханием хочется произносить это слово! - это инновации, нанотехнологии, кремниевая долина, Супер-ЕГЭ и бесплатный космоквас для всех жителей Вселенной. Надо четко вдуматься в то, что современный художник - это крайность. А какое отношение, к примеру, крайности имеют к "скучным" вопросам о пенсионерах и других незащищенных социальных группах населения? Наверное, было бы забавно, если бы депутаты городской Думы или кандидаты в оные устроили акцию наподобие той, что заварили участники группы "Война" в одном столичном музее. Однако город не должен заниматься тем, чем занимаются симпатичные ларсфонтриеровские идиотики. Город должен заниматься политикой (хотя бы той, что от нее осталось) и социально-экономическими проблемами (хотя бы теми…). Город должен обновляться, но степенно. Да и является ли обновлением культивация гоп-культуры и очевидная погоня за столицами? Дескать, у них есть современное искусство, так и у нас будет, еще и с гопнической гримасой. Очень жаль, но даже такое относительно недавнее событие, как открытие интеллектуального книжного магазина, сопровождалось каким-то нездоровым линкованием на московский "Фаланстер".

Так что же делать? Городу понятно, об этом сказано выше.

Что делать современным художникам и их покровителям? Казалось бы, мир не должен был услышать эти голоса, однако: "Чемодан! Вокзал! Москва!" Душить эти голоса не надо, но убавить их звук не мешало бы.

Художники и компания должны заниматься своим делом: рисунками, поделками, перфомансами и бизнесом. Тем не менее, даже зная негативные исторические примеры, я нисколь не выступаю против совмещения политики и искусства. Но каковы приоритеты? Политики должно быть больше, искусство - приятное дополнение, если они идут в тандеме. Если наоборот, то, как мы могли увидеть на примере "Пермь и современное искусство", - мы прячемся от хорошо забытых реальных дел.

Отходя от дискурса долженствования, осталось задаться вопросом, что дальше? "Чужака" можно завлечь ужасами и симуляцией, туземцами-авангадистами, рисующими мелками на асфальте инвективы и фаллосы (неужели еще такого не было?). А еще "чужакам" нравится ваше, которое новое и свое.

Комментарии

Добавить изображение