ЕЛЕНА ТОЛСТАЯ КАК ЗЕРКАЛО РОССИЙСКОЙ МЕНТАЛЬНОСТИ

24-10-2010

В январе в "Окнах" была опубликована статья Елены Толстой "Тени тяжелые реют над нами. Русская кафедра как зеркало статуса русской общины", обратившая моё внимание, так как в этой статье проявились многие черты психологии большинства русскоговорящих израильтян.( "Вести" 21-го и 28-го января 2010 года.). У меня нет никаких оснований сомневаться в информации о горькой судьбе русской кафедры Иерусалимского университета, которую сообщает читателю Елена Толстая.

Очень может быть, что эту кафедру и ее сотрудников действительно незаслуженно ущемляют, не дают нормально развиваться и расширяться. И наверное, Е.Толстая совершенно права, возмущаясь отсутствием должного внимания к славистике и к изучению русской литературы со стороны руководителей израильских университетов.

В стране, где существует такая крупная община русскоговорящих граждан(1 миллион 200 тысяч) действительно должно уделяться намного больше внимания и средств для изучения русского язака и русской культуры, и, конечно, одной кафедры славистики недостаточно. Но я совершенно не согласен с тем, что горькую судьбу русской кафедры Иерусалимского университета Е.Толстая так вольно перенесла на всю русскую общину. Многие утверждения Е.Толстой вызывают у меня удивление и протест, потому что не соответствуют действительности.

Точка зрения Е.Толстой может быть понятна и близка многим представителям русской общины, ведь всегда легче и приятней быть на стороне "наших", (защищать "наших" всегда выигрышно). Удивляет, что так думают не только простые, не очень образованные репатрианты из бывших республик СССР, но и образованные, интеллигентные люди - ученые, писатели, художники, журналисты, инженеры, врачи.

Жизнь репатриантов, как известно, нелегка, приходится тяжело работать, часто не по специальности, решать разные сложные проблемы, неизбежно появляющиеся, когда начинаешь жить в новой стране. Многое нужно было бы сделать лучше, со стороны правительства и государственных учреждений были допущены серьёзные просчёты и ошибки, например, в области абсорбции дипломированных специалистов, большинство из которых вообще не смогли найти работу по профессии. Но ведь и многое было сделано, и сделано совсем не плохо. Такая маленькая страна, как Израиль, за несколько лет большой алии приняла сотни тысяч новых репатриантов из бывших республик СССР.

Даже для большой страны это было бы не простым делом. Е.Толстая утверждает, что алия девяностых была встречена улюлюканьем, что была организована травля русской общины, и будто бы эта травля была задумана и спущена сверху.

Разве это соответствует действительности и разве такое могло быть в Израиле ? Мне кажется, что это слишком большое преувеличение.

Я приехал в Израиль со своей семьей в 1992 году, когда был пик алии. На нас действительно уже не обращили особого внимания. Если тем, кто приехал в 1990 году и раньше, многие старожилы оказывали разнообразную помощь, то приехаших в 1991 и 1992 годах было так много, что нам уже никто особенно, кроме государства, не помогал. Но ни улюлюканья, ни, тем более, травли я не могу припомнить. Государство оказывало известную помощь: корзина абсорбции, льготная машканта, льготы на покупку машины, пенсии пожилым людям, медицинское обслуживание, ульпан для изучения иврита, курсы переквалификации всё это мы получили бесплатно. Понятно, что сделанного было недостаточно, трудностей и проблем в новой стране было немало. Но и за это мы были очень благодарны государству и нашей маленькой новой-старой родине.

Ругать Израиль и всё израильское стало уже давно джентельменским набором многих представителей русской общины, в том числе и самых интеллигентных ее слоёв. Но нельзя же опускаться до клеветы и измышлений. Судите сами - вот что пишет Елена Толстая: "А тут с конца восьмидесятых начала меняться ситуация в России, и почти что прекратившаяся репатриация оживилась.

В Израиле возникла массовая пресса на русском языке. В Россию поехали первые визитеры. Еще немного – и от туда хлынул людской поток. Он был встречен улюлюканьем. В 1991 году русским репатриантам в кибуцах выдавали зубные щетки и учили чистить зубы. ... Кампания травли была, конечно, задумана и спущена сверху." Это безапелляционное "конечно" мне особенно нравится. Откуда у автора эта уверенность в том, что вообще была травля алии девяностых и тем более, что эта травля была задумана и спущена сверху. Кем сверху ? Кнессетом, правительством, министрами, руководством политических парт
ий ? Оказывается под верхом Толстая имеет ввиду израильские средства массовой инфомации, которые в самом начале 1990-х дали санкцию на "Чтобы со второй реплики в любом споре начиналась грубая брань! Чтобы в автобусе грязно оскорбляли пожилых женщин! Чтобы детей избивали в школах. На это нужна была санкция сверху, и эта санкция была дана – израильскими средствами массовой информации в самом начале 1990-х."

Можно во многом обвинять израильские СМИ, можно по разному их ругать и критиковать. Но, чтобы они дали санкцию избивать детей в школах ? В это я просто отказываюсь верить. Такие обвинения требуют доказательств, хотя бы ссылок на конкретные СМИ, статьи, телевизионные программы. Ничего подобного в статье Е.Толстой нет. Нельзя же прото так бросаться серьёзными обвинениями.

Как вам, дорогой читатель, нравятся следующие перлы из статьи Е.Толстой: "В Израиле налицо всеобщая неинформированность во всем, что касается России и русской культуры ..." или "Но из этого вовсе не вытекает, что в цивилизованной и демократической стране, в которой, как хочется надеяться, мы все живем, допустимо такое обращение с ее полноправными гражданами, как массированное "опускание" миллионной общины с помощью демонизации и издевательств в средствах массовой информации." Опять же, мне особенно нравятся эти "массированное "опускание" миллионной общины" и "всеобщая неинформированность". Это в Израиле, где есть возможность смотреть несколько российских телевизионных каналов, не говоря уже о русских газетах, достаточно полно и обьективно информирующих о всех важных российских событиях, когда ежемесячно в Израиль приезжают гастролировать известные российские певцы, театральные коллективы, писатели, поэты. Как можно писать такое - всеобщая неинформированность во всем, что касается России ? Вот только один пример, полностью это опровергающий. Почитайте интервью Давида Бен-Цви со специалистом по России и Восточной Европе, сотрудником Еврейского университета в Иерусалиме Ицхаком Брудным("За ширмой мифов","Новости недели", 14 января 2010 года). Какие умные вопросы интервьюирущего(ну никак нельзя заподозрить его в неинформированности о российских событиях), и какое глубокое знание и понимание всего происходящего в России в оветах Ицхака Брудного!

&#9- Сомнительным представляется и такое признание Толстой: "Наша нелюбовь к советской власти пугала израильское начальство, привыкшее любить доброго Сталина и петь "Полюшко-поле", а также наших коллег-советологов". В то, что израильское начальство любило петь "Полюшко-поле" еще как-то можно поверить, но, что израильское начальство и советологи в 80-90-е годы могли любить Сталина и пугаться нелюбовью к советской власти, ну никак не верится. Такое еще могло быть в Израиле в 50-е годы, но не в 80-90-е.

&#9-Особый интерес представляет затронутая Е.Толстой и такая больная тема, как сравнение русской и израильской культур. Елена Толстая не только стала на защиту обиженной и затравленной израильской русской общины но и на защиту русской культуры вообще. Оказывается и русскую культуру в Израиле недооценивают, ущемляют и унижают. И это делают не только рядовые дюди "с улицы", но и даже израильские профессора.

Е.Толстая пишет, что "И если человек с "израильской улицы" может сприсить: "А что, есть русская литература?" – то в этом от него мало чем отличается любой профессор нынешнего среднего поколения." Позвольте усомниться и в этом утверждении. Возможно и есть некоторые такие профессора, но чтобы любой, т.е все израильские профессора нынешнего поколения могли заявить, "что есть русская литература?" - как-то не верится. Диву даешься, где Е.Толстая собрала все эти небылицы ?

Лично мне никогда не приходилось слышать от израильтян - уроженцев этой страны что-то плохое о русской литературе. О России и советской власти можно услышать разное, в том числе и много плохого, но неуважение и пренебрежение к русской литературе я не встречал. Наоборот, израильтяне хорошо знают таких действительно великих и всемирноизвестных русских писателей как Толстой, Достоевский, Чехов, Набоков, Булгаков и др., и хорошо знают о значительном вкладе русской литературы в мировую культуру и литературу. В адрес же израильской культуры(о её низком уровне и провинциальности) мне доводилось слышать многократно высказывание типа "Да какая у них вообще культура ? Ни архитектуры, ни живописи, ни литературы, ни культуры у этих израильтян вообще нет." А один мой приятель ч
асто повторяет, что "В этой Израиловке все аферисты, и все стараются друг друга обмануть.". Проф. Клейнберг, которого с возмущением цитирует Е.Толстая, совершенно прав утверждая, что многие репатрианты делают следующие выводы: "Эмигрировать очень трудно.

Особенно трудно интеллектуалам. Не только потому, что они теряют главное, чем обладают, - язык в глубочайшем смысле слова, - но и потому, что эмиграция в Израиль – это переход от культуры большой, имперской к культуре маленькой и провинциальной." Дейтствительно, многие представители русской общины именно так и думают, в этом проф. Клейнберг не ошибается. Не понятно, какие претензии есть к нему у Е. Толстой, неужели только за то, что он говорит правду ?

Я, например, совершенно согласен с возмутившим Толстую утверждением профессора Клейнберга, что "Эмигрантам трудно видеть зияющие дыры в своей культуре". Несмотря на всё величие русской литературы и многих великих представителей этой культуры, тем не менее "зияющие дыры" в русской культуре, наверное, действительно имеются. То, что Е.Толстая не видит этого, как раз и доказывает правоту проф. Клейнберга.

Если бы в русской культуре не было того, что проф. Клейнберг называет "зияющими дырами", история России и русского народа не была бы такой кровавой, трагичной и катастрофичной. И как иначе можно обьяснить и понять всю историю России и русского народа(зверства Ивана Грозного, длительный период крепостного состояния – полурабства большинства населения страны, революция 1917 года, ужасы гражданской войны, большевистский режим, миллионны невинно-погубленных жертв сталинизма) без существования в культуре пробелов-разломов-"зияющих дыр" ? История страны зависит, прежде всего, от культурного и нравственого уровня ее граждан и определяется культурно-психологическим кодом нации. Сочетание высокого уровня образования и интеллигентности с высоким уровнем преступности и алкоголизма разве не говорит о наличии зияющих дыр в русской культуре ? А о чем свидетельствует часто наблюдаемое среди бывших советских людей сочетание казалось бы высокой духовности(посещение театров , оперы, концертов), образованности, эрудиции и разговоров о возвышенных чувствах с корыстностью, агрессивностью, жестокостью и бессердечием к другим, даже очень близким, людям ?

В подтверждение этого хочу привести цитату из статьи российского публициста, русского националиста-патриота Алексея Широпаева "Тьма-родина" : "Российский мессианизм, т.е. вечное российское стремление навязать миру и, прежде всего, «гнилому западу» некую великую «правду», «истинного Христа» достигло наивысшей точки именно при Сталине, в форме пролетарского интернационализма, после войны приправленного красным православием ... Вдумаемся, что принесла в мир Россия. Самую человеконенавистническую идею на свете – большевизм, захватившую как чума пол планеты. Кто в большей мере растоптал человека, его свободу, дух и мысль, чем Россия? А русские жертвы и заложники этого Зла. А нередко и соучастники, невольные и вольные.

... Вот что кроется за поверхностными полемиками о Сталине. Хочешь понять Россию, хочешь, наконец, проститься навсегда с иллюзиями и литературщиной смотри на Сталина. Смотри на ГУЛАГ. ... Почему у еврейских диссидентов антисталинизм и антисоветизм зачастую переходили в критику России? Да потому, что им со стороны виднее. В этом их великое перед нами, русскими, преимущество. Мы-то все считаем Россию матерью, отождествляем свои интересы с ее интересами – и это нам глаза-то и застит. А евреям не застит. И потому не надо пугаться, если в отношении России ваша точка зрения вдруг совпадет, скажем, со взглядами Александра Янова. Просто то, что для еврея в данном случае – спокойный вывод наблюдателя, для русского трагическое озарение с непредсказуемыми последствиями для личности.

... Россия – это историческая аномалия, порожденная ордынским насилием над русской личностью, что-то вроде черной дыры или бермудского треугольника.

Здесь нет ничего устойчивого и постоянного, все в движении, все кочует, все смутно- неизменны лишь бюрократический деспотизм, кое-как консолидирующий это брожение, да еще свирепая анархия, как единственная альтернатива деспотизму.

Татарщина, накативши на Русь, смешалась с ее изначальным европейским укладом, сбила ориентиры и настройки – культурные и психологические, породила химеры уклада, государственности, ума и души. Собственно, это и есть азиатчина.

Азиатчина – это не Азия, это ПОМЕСЬ, эклектика, р
ождающая вечное двоение ценностей и установок, выдаваемое нами за пресловутую «широту натуры»." Еще раз подчеркиваю, что это написал не израильский профессор, а русский националист и патриот.

Конечно, намного приятней и легче обьяснить все трудности репатриации и личные неудачи не своей слабостью или бездарностью, не своими недостатками или своей ленью, а чужой злонамеренностью, чужими кознями, чужими проделками, чужой недоброжелательностью. Во всём виновыты израильтяне- старожилы, израильское правительство, израильские политики, израилькие государственные и политические структуры. Очень жаль, что так много времени и энергии представителей русской общины, а также и страниц русских газет, тратится на "плач" и "скулеж" о том, как обижена, ущемлена и незаслуженно затёрта русская община. Вот уже есть русские министры, и не один, а сразу несколько(министр иностранных дел – А.Либерман, министр туризма – С.Мисежников, министр абсорбции – С.Ландвер, министр пропаганды Ю.Эдельштейн, руководитель парламентской фракции правящей партии – З.Элькин), много русских депутатов Кнессета, а мы все продолжаем говорить что нас притесняют.

&#9-Вместо того, чтобы обратить внимание на самих себя, подумать как самим становиться лучше (например, как сократить преступность и пьянство в русской общине), многие представители русской общины с самого начала начали действовать по-российски - бросились обучать и воспитывать корренных израильтян, ругать всё чужое-израильское, решать великие, мировые проблемы. Мы одержимы идеей, что только русские спасут Израиль, только русские могут правильно реформировать и усовершенствовать израильское государство и общество, только русские могут ликвидировать всё то плохое, что есть в Израиле. Какое чисто российское самомнение ! Поистине русская община страдает всеми "родимыми пятнами" российского общества.

Точно также, как россияне одержимы идеей, будто только Россия спасет мир, так и русские израильтяне носятся с идеей, будто только русская община спасет Израиль. Вот уже и совковость(т.е. опыт жизни в тоталитарном государстве и советское воспитание-промывание мозгов) оказывается является нашим большим преимуществом по сравнению с теми, кто не жил в СССР.

&#9-Известный журналист газаты "Гаарец" Лили Галили в статье "Русские исправят ненормальное государство Израиль" пишет следующие: "Гораздо больше, чем вопрос границ еврейского государства, крупную общину репатриантов из бывшего СССР интересует то, какое влияние русская алия оказывает на формирование характера страны, в которой она живет. Эта тема проходит красной нитью в частных беседах, в публичных дискуссиях и в законопроектах ... Превращение Израиля в нормальное, исправно функционирующее, государство(как они это понимают) является одной из основополагающих идей в среде репатриантов из бывшего СССР, стремящихся оказать влияние на облик страны, в которой они живут."

&#9-Русская пресса часто высокомерно критикует израильские СМИ, коренных израильтян, ругает израильские государственные и общественные структуры, но очень редко пишет о недостатках и отрицательных явлениях в самой русской общине.

&#9-Проблема пьянства существует в России очень давно.

Особенно острой эта проблема стала во второй половине 20-го века. С середины 70-х годов в СССР началось резкое увеличение потребления алкоголя. Без употребления больших количеств спиртных напитков и, прежде всего, водки, не проходили никакие праздники, семейные торжества, вечеринки, независимо от того, собирались ли на них люди самые простые и необразованные, или самые образованные и интеллектуальные. Если к началу 1990-х годов в СССР потребление абсолютного алкоголя в год на душу населения составляло 5.4 литра, то в настоящее время в России выпивают по 18 литров чистого алкоголя в год на душу населения, т.е. в три раза больше. Положение просто катастрофическое.

И не случайно правительство России в спешном порядке разработало программу снижения потребления алкоголя.

Ну а русскую общину Израиля эта проблема и эта беда что же обошла строной ? Конечно же нет. Употребление больших количеств алкогольных напитков становится настоящим бедствием и израильского общества. В последние годы израильская молодежь тоже употребляет алкоголь в больших количествах.

Например, перед тем как войти в клуб потанцевать многие молодые люди употребляют значительное количество алкоголя. В интервью журналисту израильского телевидения р
уссскоговорящий перень так обьяснил почему нужно выпить много водки перед тем как войти в клуб: "Чувствуешь себя уверенней внутри клуба, хорошее настроение, т.е. очущение полного кайфа". Даже дети 11-14 лет употребляют большие количества алкогольных напитков. Большинство этих пьющих детей - дети из семей репатриантов, приехавших их бывших республик СССР. В результате опроса, проведенного Институтом "Геокартографии" в январе 2010 года, 62% коренных израильтян уверены, что именно репатрианты оказали влияние на распространение алкоголизма в среде израильских подростков.

Мне кажется, что эта уверенность коренных израильтян небеспочвенна и совсем не так далека от действительности. А по данным Государственного контролера 27% - почти треть – военнослужащих, отбывающих сроки в армейских тюрьмах репатрианты из бывшего СССР.

Элита русской общины(писатели, журналисты, политики, юристы и др.) должна была уже давно бить тревогу и думать как бороться с таким злом как пьянство. Кто как не мы сами, вместо того чтобы думать о ложной репутации (всё равно никого не обманешь) и кричать "не трож наших", как это делают многие русскоговорящие политики(например Софа Ландвер и др.), должны были предупреждать, говорить, обсуждать как предотвратить и как уменьшить эту беду, думать как бороться с этим злом. Но нам легче и приятней обучать израильтян-старожил демократии(это же надо – никогда не жившие при настоящей демократии обучают других демократии !) Не думаю, чтобы русские партии(бывшая партия Щаранского или партия Либермана) могли служить для кого-то примером настоящей демократии. Мы знаем лучше всех, мы умнее всех, мы всем покажем и мы всех научим. Поэтому и появилась эта идея - только русские спасут Израиль.

В отношении российского общества и России у многих русскоговорящих израильтян найдется немало нелестных и критических замечений. Но в отношени самой израильской русской общины, ментальность и психология которой мало чем отличается от российской, можно услышать только хвалебные оды и самые лучшие слова. Самокритика и анализ своих недостатков полностью отсутствует.

Россия – это не только географическое понятие(реки, озера, равнины), но, прежде всего, люди, их культура, ментальность, психология. В этом смысле израильская русская община безусловно является частью российского мира и русской культуры, со всеми положительными и отрицательными ее характеристиками и элементами. Напрмер, как и в России, русских в Израиле, прежде всего, интересует сильное государство и безопасность страны, поэтому они голосуют за сильного лидера, и даже некоторые мечтают о таком премьер-министре Израиля, как Сталин или Путин. При голосовании за те или иные политические партии экономика и экономические проблемы для репатриантов из бывшего СССР имеют второстепенное значение. Определяющим является этнический фактор и сильный характер(поэтому большинство русских израильтян голосуют за Либермана, считая его сильным лидером.) Также как и большинство россиян, русские израильтяне предпочитают решать конфликты силой, и возлагают основную надежду на силу.

Если в Израиле действительно так все ненормально, как думают некоторые репатрианты, то как же маленький Израиль смог стать региональной сверхдержавой с высокоразвитыми промышленностью и сельским хозяйством, которая производит спутники, ракеты, самолеты, танки, бронетранспортеры, сложнейшие системы электронного оборудования, высокоэффективные программные продукты и многое другое, а средние удои молока составляют почти 11 тыс литров в год на одну корову ? 75% израильского экспорта составляет продукция хай-тека – это большое достижение. И фильмы израильские получают в последнее время все большее признание в мире и призы серьезных кинофестивалей.

Один мой знакомый, имеющий к еврейству довольно слабое отношение, еще молодой человек, приехал в Израиль когда ему было 15 лет - уже относительно сформировавшаяся личность, здесь доучился, отслужил в армии, работает. У него в Москве есть квартира(бабушка подарила) и живут многичисленные родственники. В Израиле его казалось бы ничего не держит, так как он ещё не женат, и он мог бы вполне уехать в Россию, жить в Москве.

Но он хочет жить только в Израиле. Почему ? И этот молодой человек совсем не одинок. Значит чем-то компенсируется эта израильская провинциальность, и значит есть некоторые вещи и ценности в нашей культуре, которые дорогого стоят. Есть, видимо, немало положительного в молодой израильской куль
туре.

Очень жаль, что некоторые репатрианты из бывшего СССР, и среди них, углубившаяся в славистику Е.Толстая, этого не видят.

Подходить к созданию интерьера своего жилья необходимо максимально ответственно. Итальянская мебель в наличии и на заказ продается на сайте formul.ru. Здесь вы можете купить качественную мебель, которая будет не только очень удобной, но и стильной.

Комментарии

Добавить изображение