КОНСТРУКТИВНОЕ БЕССМЕРТИЕ

24-07-2011

"ВОСКРЕСИ!
СВОЕ ДОЖИТЬ ХОЧУ!"
Вл. Маяковский.


Джек Кеворкян ("доктор Смерть"), осужденный некогда в США за помощь при добровольном уходе из жизни безнадежных больных, был уверен, что в недалеком будущем его дело восторжествует. Я тоже в этом уверен.

Так же как, скажем, контрацепция в любых ее вариантах, даже варварских, эвтаназия явно в русле человеческого прогресса. Потому-то он и прогресс, что все меньше оставляет места слепой случайности. И выбор пола будущего младенца, и клонирование, даже проектирование задатков на уровне зародышевой клетки, - это, и многое иное, несомненно грядет. Можно только гадать здесь о последствиях, но что-то не вспоминается ни единый случай, когда априорные страхи или моральные соображения остановили поступь науки.
Говорят, что атомную бомбу не изобрели бы, если б не опасались ее появления у Гитлера. Будьте уверены, в любом случае изобрели бы.

Случай с эвтаназией, пожалуй, проще других. Пока об этом рассуждает тот, кто сам не стоит на пороге (естественно, обычно они и рассуждают), дело кажется вполне богомерзким. Но вот Владимир Солоухин, которому по воле рока пришлось вплотную задуматься (автобиографическая повесть "Приговор"), поднимал тост, по его собственному признанию, "за сердечно-сосудистую".

То есть за смерть хоть и более скорую, но причиняющую меньше страданий.

А смерть во сне вообще предпочитал - как и каждый из нас - всем прочим: "такую не укупишь"...

- Сейчас бы умерла, если б было кому хоронить, - услышал я однажды горькое признание.

Многие на склоне жизни (и в безнадежных болестях) не абстрактно размышляют о смерти, но порой проектируют будущую могилу, режиссируют в мыслях свое погребение. Это отчасти примиряет с кончиной. Неизбежной, заметим.
У фараонов возможностей было побольше, но не надо думать, что они исключение...

Говорят, дьявол гнездится в деталях. Не обязательно дьявол. Признание если не потомков, то хотя бы близких людей, уверенность в том, что о могиле будет кому позаботится, многих утешает. Потому что смерть самым законным образом входит в понятие жизнь. Вот о чем - и о многом другом, а не только о безболезненном умерщвлении - следовало бы подумать адептам эвтаназии.

Обратимся к обнадеживающей практике нашего времени. Знаменитые алтайские мумии, найденные сибирскими археологами на плато Укок, несмотря на почтенный возраст (около 25 веков), сохранились едва ли не в первозданном виде.

Генетики не собираются "оживлять" их, но смогли исследовать несколько достаточно длинных цепочек ДНК. Материал на эту тему в "Известиях" был озаглавлен так: "У алтайских мумий найдены живые потомки".

Тогда как британскими биологами еще четверть века назад был составлен генетический паспорт человека, утонувшего в болоте Уэльса во времена римского владычества...
Примеры можно умножить. И все они свидетельствуют: принципиально возможно сбережение наследственного вещества человека после его смерти.

Крионикой тут делу не поможешь. Вода (а она существеннейший компонент внутриклеточной жидкости) при замерзании в бутылке, как известно, разрывает ее. С нейронами мозга, как и прочими микроскопическими структурами тела, происходит то же.

Не личностные, но генные структуры, впрочем, сохраняются. Надолго ли?

В лаборатории Мюнхенского университета группой биологов, возглавляемых профессором Х.Н. Пойнаром, сравнивали образцы тканей, взятых у египетской мумии, у ископаемой лошади, обитавшей на Аляске 27 тысяч лет назад, и останки жившего в мезозое динозавра, найденные в пустынном североамериканском штате Юта. Анализ показал необратимость дегенерации ДНК в промежутке от нескольких тысяч до ста тысяч лет, в зависимости от климата.

Динозавров, значит, нам уже не вернуть. Вывод, кажущийся неутешительным, на самом деле вполне оптимистичен. В самом деле, к чему нам динозавры?

Вполне достаточно их сородичей - крокодилов, игуан, варанов, процветающих доныне. А вот воссоздать аляскинскую лошадь, ткани которой сохранились в мерзлоте, не мешает, - хотя бы в целях селекции новых выносливых пород лошадей. И воскресший мамонт, современник человека в каменном веке, вкупе с ископаемым шерстистым носорогом удачно пополнил бы резко обедневшую фауну приполярных зон планеты...

С открытием клонирования, развитием генной инженерии, такие проекты уже в обозримом будущем могут стать реальностью.

Но и это не самое актуальное для нас. Будем вполне откровенны. Человека, пока жив, интересует прежде всего он сам. Все-таки обидно сознавать, что навсегда уходишь в небытие. Корней Чуковский с горечью записал в сугубо личном дневнике: "Кто толкует о посмертной славе, тот ничего не знает о смерти".
В поэме "Сын", посвященной Павлом Антокольским погибшему на войне сыну, есть такие безысходные строчки:
Оба мы - пылинки мирозданья.

Больше мы не встретимся с тобой.

Мюнхенские исследователи, справив отходную динозаврам, не отрицают, что существует среда, способная сохранять ДНК на протяжении миллионов лет.

Не исключено, говорят ученые, что удастся возродить давно вымершие виды существ, но это будут всего лишь пауки, мелкие рачки, насекомые, которым повезло некогда увязнуть в смоле хвойных деревьев.

Не стоит уповать на то, что в брюшке ископаемого комара отыщется капелька крови давно вымерших чудищ. Эритроциты, красные кровяные тельца, это безъядерные клетки, не содержащие ДНК. Нам не грозит попасть в ужасный парк Юрского периода, созданный фантазией голливудского режиссера.

Но зато можно обнадежить людей уже нынешнего поколения. Крохотный отщип ткани каждого из живущих может быть запаян в небольшой, абсолютно надежной капсуле-медальоне - и, значит, надежда на клонирование, нереальная сегодня, останется на будущее. Вовсе не исключено, что тогда вырождающееся человечество будет нуждаться в воскрешении предков, чья биологическая природа еще не была искажена всякого рода виртуальными подпорками.

Технические достижения нашего века все радикальнее вторгаются в наше природное естество. И сулят очередные, всё более ошеломляющие и неприятные сюрпризы.

Американским солдатам вручаются медальоны с именем и адресом, способные сохраниться даже в ядерном пекле...

Капсулы, о которых здесь речь, можно штамповать еще более массово и гораздо дешевле. В конце концов, отщип ткани берут у многих из нас при разного рода медицинских анализах. Дело рядовое, почти безболезненное. Уверен, такие медальоны на шее (поначалу, вероятно, обязательные для пилотов, пожарных, автогонщиков...) станут даже модными. Как вошла в обиход чалма на голове мусульманина, имевшая поначалу чисто обрядовое значение: должна была служить саваном умершему в пути.

Конечно, клонированная человеческая особь, генетически адекватная, скажем, автору данной статьи, - далеко не сам я. Тело человека - лишь вместилище души, таинственного "Я".

"И всё, что унесу с собой
под твой,
кладбищенская птица,
зелёный куст,
звалось судьбой -
и никогда не повторится..."

Слова поэта Сергея Дрофенко, увы, справедливы. Но учеными не раз высказывалось мнение, что в нашем мозгу есть, вероятно, группа нейронов (возможно, считанные сотни или тысячи), ответственных за ощущение личностного бытия. Когда-нибудь содержащуюся в них информацию смогут фиксировать в капсуле наряду с прочими нашими данными. Но это уже заботы не нынешнего дня.

Тогда как уже сегодня каждый бы непрочь, заплатив некоторую сумму, получить возможность утверждать с уверенностью: "Нет, весь я не умру..."

См.также: М. Тартаковский. "В поисках здравого смысла" (М. изд-во "Московский рабочий", 1991 г. стр. 305-317.

Комментарии

Добавить изображение