GOTT MIT UNS

01-05-2011

Статья "Верен Богу! Предан Родине.", послужившая основой этого материала, только что вышла в апрельском номере журнала "Знание-Сила".

Но по нынешним меркам жернова бумажных журналов мелют медленно, поэтому за время подготовки номера к печати в планетологии успел произойти поистине революционный переворот! Появилась информация о том, что менее чем за два года наблюдений космический телескоп "Кеплер" открыл 1235 экзопланет!

Юрий КирпичёвИ кто знает, сколько их будет обнаружено после обработки гигантского массива уже полученных данных. Фактически, "Кеплер" поставил открытие экзопланет на конвейер и появилась надежда на открытие иных Земель в буквальном смысле этого слова. То есть - обитаемых миров. Обитаемых людьми! И не верьте китайцам с их боязнью перемен: мы живем в интереснейшее время, когда окружающий нас мир меняется буквально на глазах.

Мало того, летом 2010 года в космологии произошли еще два важнейших события. Во-первых, уникальный европейский зонд "Планк" завершил первую съемку микроволнового фона неба и подтвердил существование гигантской пустой области, той самой Cold WMAP, открытой его знаменитым предшественником американским зондом WMAP (он как раз в то время завершил работу). Во-вторых, был открыт внушительный Темный поток галактических кластеров. Оба этих феномена не так давно были предсказаны космологом Лаурой Мерсини-Хоутон из Каролинского университета. Они свидетельствуют о влиянии на наш мир в момент его рождения иной вселенной, об их квантовой сцепленности. Кто знает, возможно, миры, как и частицы, рождаются не поодиночке, но дуплетами, триплетами и так далее

Говорит это также том, что спустя четыре века после казни Джордано Бруно его мощная гипотеза о множественности миров блестяще подтверждается. Более того, предсказания Мерсини-Хоутон выводят космогонию Ноланца на новый уровень, на уровень Multiverse, мира множественных вселенных! Это значит, что жизнь ставит последние точки над i в том затянувшемся процессе, который, оказывается, не завершился костром на Кампо Дей Фьори.

Он длится и сейчас, и вновь находятся искренние палачи, оправдывающие как приговор, так и право церкви судить. Причем где, в России!

Причем кто - ученые! Впрочем, полноте, да ученые ли они? Нет, тут нужны кавычки.

Как известно, документы процесса над Бруно скрывали, теряли, перепрятывали и лишь в 1942 г. были опубликованы выписки из протоколов допросов, относящиеся к римской его части. Издатель этого "Краткого изложения" Анджело Меркати писал, что на процессе "речь идет о предметах законной компетенции святой службы, об истинах веры и связанных с ними доктринах, которые ничего общего не имеют с наукой или с тем, что выдается за науку, даже тогда, когда является (плодом) богатой воображением фантазии... Церковь могла, должна была вмешаться - и вмешалась... Если приходится констатировать осуждение, то основание его следует искать не в судьях, а в обвиняемом".

Историк-иезуит Луиджи Чикуттини в 1950 г. заявил по этому поводу: "Способ, которым церковь вмешалась в дело Бруно, оправдывается той исторической обстановкой…- но право вмешаться в этом и во всех подобных случаях любой эпохи является прирожденным правом, которое не подлежит воздействию истории".

Понимать ли это так, что церковь и сейчас оставляет за собой право зажигать костры инквизиции, пусть и в переносном смысле, если полагает, что речь идет об "истинах веры"? Похоже на то.

Причем и православие, ранее не блиставшее на ниве теоретической теологии, не остается в стороне!

Вот профессор Московской духовной академии, протодиакон Андрей Кураев в книге "Церковь и рождение научной традиции" пишет о Галилее и гуманизме инквизиции: "Его атомизм оказался евхаристической ересью,… подобный проступок мог быть покаран смертной казнью. И, значит, сделав предметом судебного рассмотрения не атомизм Галилея, а его гелиоцентрические симпатии, инквизиция заменила более тяжкое обвинение менее тяжким - по сути …спасая ученого. Эта уловка была давно известна римским законникам... В итоге жестокий суд инквизиторов вынес Галилею такое наказание: два месяца прожить в загородном доме архиепископа Флоренции, с которым ученый был в дружественных отношениях..."

Что ж, спасибо протодиакону за Галилея. Однако в случае с Бруно инквизиторы поступили как раз наоборот, они использовали обвинения в ереси для жесточайшей расправы за пропаганду опаснейшей для всего здания церкви гипотезы - лишь бы не привлекать к ней внимания. И никакие гелиоцентрические симпатии философа не спасли. Попы боялись его, причем боялись настолько, что, ведя на казнь, прибили мученику гвоздем язык к челюсти и забили в рот деревянный кляп - во имя господа милосердного. А теперь пытаются доказать, что сожгли за дело, за ересь. С полным церковным правом. И что ни ученым, ни философом Бруно не был, так, мелкий маг-шарлатан. На самом деле доказали лишь одно - дай им волю, они и сейчас бы жгли людей на кострах!

По православным сайтам вот уже несколько лет бродит статья "За что сожгли Джордано Бруно", написанная членом общественного совета при президенте РФ, завкафедрой МГИМО В. Легойдой. Правда, недавно он покинул кафедру, занявшись исключительно церковной деятельностью, но часто мелькает на телевидении в связи с вопросом возвращения церковных ценностей и даже состоит в жюри российской телевизионной викторины, выходящей на Первом канале, которая одновременно является телеверсией конкурса поступления в МГИМО.

Он пишет: "С точки зрения собственно науки, Бруно скорее компрометировал идеи Коперника… …в сравнении с интеллектуальными экзерсисами Бруно не только система Птолемея, но и средневековый схоластический аристотелизм могут считаться эталонами научного рационализма. У Бруно не было никаких собственно научных результатов, а его аргументы "в пользу Коперника" были лишь набором бессмыслиц, которые в первую очередь демонстрировали невежество автора. … Бруно судили не как ученого-мыслителя, а как беглого монаха и отступника от веры.

Будь Бруно больше ученым, чем "свободным философом", он мог бы избежать проблем с Римским престолом".

Увы, "современные историки", на которых он ссылается, в истории заметного следа не оставили, сама статья вызывает чувство брезгливости и очень жаль студентов МГИМО, если им преподают на таком уровне. Да вы и сами можете посмотреть "Умников и умниц" и оценить риторику бывшего профессора. Не Демосфен

И вполне понятно, что в отличие от Бруно у Легойды проблем с престолом нет - и не будет. Но все же любопытна тесная связь некогда элитного и до сих пор государственного учебного заведения с православной церковью. Они в 90-е годы даже некий договор подписали о совместной деятельности!

Государственность в данном случае ключевое слово: "Может ли Церковь стать основой возрождения российской государственности?" Этот вопрос оказался в центре внимания студента МГИМО, главного редактора журнала "МЫ в России и Зарубежье" Николая Бобринского. Не возрождения народа, заметьте, не его нравственности, но - государственности. Отсюда и девиз журнальной молодежи: "Верен Богу, предан Родине!" Так и хочется вскинуть руку и воскликнуть хайль! Впрочем, декабрьские события в Москве и по всей России показали - и вскидывают и восклицают.

Бобринский пишет: "Церковь обладает непреложными критериями нравственности - заповедями Божиими.

Церковь способна давать оценку событиям политической жизни". Так несколько лет назад начинал свою деятельность молодежный журнал (не знаю, существует ли он сейчас, последние сообщения о нем относятся к 2009 году).

Молодежь сдружились на свободном лекционном курсе по истории религиозных идей профессора МГИМО Зубова.

Итак, и в наше время церковь устами иезуита Чикуттини и завкафедрой МГИМО, а ныне общественного активиста и деятеля православной церкви Легойды дает нравственную, научную и политическую оценку Джордано Бруно. Именно русская церковь продолжает дело инквизиции и ворошит давно, казалось бы, угасший костер на Кампо дей Фьори. Но не обжечься бы

Вот и в октябрьском номере бостонского альманаха "Лебедь" за 2009 год некий анонимный ЕР, за которым, впрочем, угадывается хорошее перо профессора МДА, неожиданно критикует идею Бруно о бесконечной Вселенной с позиций средневековья: "При кажущейся логичности в этом рассуждении есть существеннейший изъян… если актуальная бесконечность начнёт разворачивать себя в творении, то развернёт себя в бесконечности таким образом, что в каждой точке бытия будет присутствовать вся полнота Бога. … Но где тогда найдётся место для человека? Если Бог - это актуализованная, проявленная во всей полноте бесконечность, то человека тогда нет и быть не может, для него просто нет места".

Что тут скажешь? Поскольку мы существуем и даже судим о боге, то он, видимо, так и не развернулся, не актуализовался. Или мир конечен, что было бы весьма странно, несмотря даже на господствующую теорию большого взрыва, априори отсекающего актуальную бесконечность. Но пусть даже так, пусть он конечен - и что это меняет в случае актуализации бога?

Тогда тем более для нас места не найдется. Вот такую схоластическую "логику" Бруно и высмеивал!

Так за что же сожгли Ноланца? За философию или за ересь?

В протоколах допросов много обвинений в богохульстве, кощунстве, выступлениях против духовенства, папы, церкви, почитания икон, реликвий. Но и обвинения, касающиеся философских и научных вопросов, занимают большое место. Слишком большое - для обычного еретика. Бруно усиленно допрашивали о его взглядах на вечность мира, бесконечность вселенной, множественность миров - и только по этим вопросам требовали письменных показаний! Следователи рассматривали сочинения Бруно, спорили с ним, требовали все новых объяснений, но не столько еретических заблуждений, сколько именно философских взглядов.

Последний этап процесса свелся к попыткам добиться от Бруно отречения от них, используя все средства, включая прения с богословами и пытки.

Но если в ересях Бруно покаялся, то в вопросе о множественности миров остался непоколебимо тверд.

Еретик? Маг? Но с ним в камере сидели сплошь еретики - и отделались небольшими сроками. Все тогда, включая пап и королей, занимались магией, впадали в ересь, и глубоко верующий Ньютон на смертном одре признался, что никогда не понимал троичности бога! Даже сам Блаженный Августин сетовал: "В писании мы нигде не находим упоминания о трех лицах".

Или Бруно и впрямь невежда и неуч в отличие от высокоученого Легойды? Но такого тем более не за что сжигать, такие не страшны. Однако Бруно был гением и все это знали, в том числе и судьи. Венеция не хотела выдавать его Риму именно по этой причине, чрезвычайно высоко оценивая его способности. По этой же причине и следствие тянулось восемь лет, что-то многовато для обычного еретика, не так ли?! Значит, он был необычным.

Что, впрочем, видно сразу, стоит познакомиться с его трудами. Он был блестящим мыслителем, мастером суждений, интереснейшим философом и если еретиком (а он был им, что скрывать, но это не дает попам ни малейшего нравственного, а тем более юридического повода и права судить его), то его ересь была сокрушающей, а философия - ни много, ни мало - выбивала почву из-под фундамента церкви!

Да, по отдельности умозаключения Бруно были не опасны для нее, поэтому и пытаются доказать, что казнили за ересь. Мол, и бесконечность вселенной, и множественность миров - все это старые античные идеи. Их рассматривал сам Фома Аквинский, что не помешало его канонизировать (как же, ангельский доктор, светоч церкви!)- Никола Кузанский писал о них - и был видным церковным деятелем- даже сам Коперник, чьи идеи развивал Бруно, при жизни не имел никаких проблем! Но лишь потому, что знал меру.

Солнце Коперник остановил, Землю двинул, но о бесконечности вселенной осторожно молчал, а публикацию своей книги придерживал до самой смерти.

Не о себе беспокоился, о церкви.

Заслуга Бруно в том, что он собрал все эти идеи вместе, добавил замечательную мысль об однородности Вселенной, из чего следует множественность обитаемых миров, добавил переселение душ - и активно все это пропагандировал! Легойде этого мало? Прекрасно образованным кардиналам так не казалось

Да, Ноланец не был ученым в современном понимании, таким как Галилей, но ведь и работал раньше - первый телескоп Галилей соберет лишь через семнадцать лет после ареста Бруно. Он был, пожалуй, последним истинным ученым в античном смысле слова и к своим выводам пришел путем логических размышлений над природой мира - и бога. И - в отличие от отцов церкви - довел идею абсолютного бога до логического конца, вопросив: разве остановится творец такой мощи после создания одного единственного, тесного, ограниченного в пространстве и времени мира? Он рисует сверкающую, грандиозную картину мироздания, у которой есть лишь один минус - в ней не находится места церкви

Так что 17 февраля 1600 г. у нее, пожалуй, не было иного выхода, как зажечь тот костер на Кампо дей Фьори. Хотя сам Бруно предупреждал палачей - им будет страшнее вынести приговор, чем ему его встретить. Понятно и то, почему труды Джордано Бруно так и не были вычеркнуты из списка запрещенных церковью книг вплоть до отмены самого списка в 1948 году.

Увы, обскурантизм возвращается и более 80 % населения России и Украины верит если и не в бога, то в сверхъестественное. Церковь рвется в школу. У нее появились сайты и теоретики. Союзники в виде МГИМО.

Но никто и никогда не сможет стереть кровавых пятен с ее риз, таких, как расправа над Бруно. Поэтому богословам и их светским легатам обязательно надо помнить о евангельской кротости и милосердии - не судите, и не судимы будете - чтобы не посадить новых пятен. А дело к тому идет

И еще напоследок. Поставьте себя на место бога, взирающего на верующих в него - разделенных на сотни враждующих религиозных ветвей и сект, отнимающих друг у друга церкви и приходы, сходящихся в рукопашной Что он должен чувствовать. Не горечь ли? Удалась ли ему титаническая попытка приблизить нас к своему образу и подобию, потребовавшая, как мы видим, создания невообразимо огромного мира?

Поэтому мысль Бруно все же стоит додумать до конца.

Он не смог этого сделать - его послали на костер и за то, что он смог.

Речь вот о чем. В бесконечной вселенной бог не нужен. Так я думаю. Вы можете думать иначе - сейчас за это, слава Богу, уже не сжигают на кострах.

Или пока еще не сжигают?

Комментарии

Добавить изображение