МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАГАЗИН

11-09-2011

Заметки любителя-специалиста об интернет-магазине шедевров исполнительского искусства Belcanto.ru и о записях великого русского певца-бельканто Ивана Козловского (1900-1993)

http://www.belcanto.ru/

От Belcanto.ru:
Опера
Если опера доставляет вам истинное наслаждение и какие-то неведомые струны вашей души начинают трепетать от первых же звуков любимой арии, то тогда наш интернет магазин музыки на CD и DVD будет рад предложить вашему вниманию богатейшую коллекцию записей, в которой вы найдёте любые оперные спектакли в формате CD и DVD, начиная такими хитами, как "Кармен" или "Аида", и заканчивая забытыми шедеврами Доницетти или Меркаданте в исполнении признанных звёзд мировой оперной сцены. Музыка классической оперы - это настоящее противоядие от практицизма и утилитарности современного мира. Мы можем предложить вам уникальные корпоративные подарки, одним из которых может стать коллекционное собрание из 50-ти лучших опер, записанных в безупречном качестве и изданных на 100 CD. Истинные любители бельканто, безусловно, по достоинству оценят шедевры мировой оперной музыки, созданные П.И.Чайковским, Р.Вагнером, М.П.Мусоргским, Л.ван Бетховеном, Моцартом, Россини и многими другими величайшими композиторами.
***
После прочтения приведенного выше рекламного текста магазина Belcanto .ru и на основе анализа музыковедческих рекомендаций в расширенном списке опер, приведенном на сайте Belcanto .ru, мне пришлось усомниться в правильности многих предложений магазина по выбору опер как для начинающих, так и для зрелых любителей этого вида музыкального искусства.

Основой для настоящего разбора я принял список опер, приведенный в http://www.belcanto.ru/opera.html. Список этот огромный, а мой выбор наиболее популярных опер был произвольным.

Некоторые общие замечания:
На мой взгляд, существенной общей ошибкой при представлении рекомендуемых Belcanto.ru опер является выдвижение на первое место текста содержания, вместо, в первую очередь, помещения сразу после названия оперы названий театральных коллективов и имен исполнителей, певцов и дирижеров, т.е. того, что больше всего интересует любителей.

Также я не мог обойти вниманием имена исполнителей опер, которых в списке http://www.belcanto.ru/singer.html, на мой взгляд, слишком много, притом совершенно лишних, никому не нужных и не интересных, в то время как некоторые имена великих певцов, таких как русский певец Дмитрий Тархов или немецкий певец Питер Шрайер, отсутствуют.
Но главной и безусловной, а на мой взгляд, особенно невежественной ошибкой (а может быть, и направленной чьей-то злой волей) является почти полное
отсутствие в рекомендациях по операм опер с участием великого русского певца ХХ столетия Ивана Козловского и по-существу единственного истинного певца-бельканто среди всех русских теноров (за исключением, возможно, только великого Собинова).
Ну чем не насмешка над любителями, да и над здравым смыслом вообще !!!

При этом хочу напомнить об известной фразе великого Шаляпина:
"... в правильности ИНТОНАЦИИ, в окраске слова и фразы вся сила пения. Одно бельканто недаром, значит, большей частью наводит на меня скуку".
Счастливым образом названные Шаляпиным качества в певческой палитре Ивана Козловского находились в избытке, поэтому ни о какой скуке его восторженным почитателям, затаив дыхание его слушавшим, не могло даже и померещиться.

К имени Ивана Козловского я буду неоднократно возвращаться при рассмотрении списка опер на сайте Belcanto .ru.
Позволю себе также напомнить, что не только в операх проявлялось величие Козловского и его исключительная музыкальность, но также и при исполнении им камерных вокальных сочинений великих русских композиторов Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Римского-Корсакова, Рахманинова, Метнера, старинных русских романсов, русских песен и церковных песнопений. А его исполнение песенных циклов Шумана (Любовь поэта), Бетховена (К далекой возлюбленной) и песен Шуберта вполне сравнимо с исполнением их великими немецкими певцами, такими как Дитрих Фишер-Дискау и Питер Шрайер. Уже в
пожилом возрасте Иван Козловский осчастливил любителей записями крупных вокальных сочинений: "Серенады" композитора Бриттена (1959) и "Поэмы о любви и о море" композитора Шоссона (1964) в сопровождении оркестра п/у дирижера Г.Рождественского.

Теперь я позволю себе пройтись со своими замечаниями по некоторым популярным операм из списка http://www.belcanto.ru/opera.html. При выборе я постарался, в первую очередь, уделить внимание тем операм, записи которых были сделаны на русском языке с участием великих и выдающихся певцов.

Аида (Верди)
Существует запись этой оперы на русском языке с Н. Соколовой (Аида), Г.Нэлеппом (Радамес) и П. Лисицианом (Амонасро). Об этом ничего не написано.
Belcanto .ru выдало для прослушивания полную оригинальную запись оперы с М.Каллас (Аида), Р.Таккер (Радамес) и Т. Гобби (Амонасро).
Следует ли считать эту запись эталоном и образцом бельканто?
На мой взгляд нет, потому как голос Каллас не соответствует образу Аиды.
А Таккер в роли Радмеса не является ни лучшим ни даже одним из лучших его исполнителей. Предлагаемая запись не для любителей оперы, а для коллекционеров записей Каллас и Гобби. Эта запись сделана в 1955 году, а более поздние записи с Л. Прайс (Аида) и П. Доминго (Радамес) представляют для любителей "Аиды" наверняка значительно больший интерес. Да и знаменитый итальянский фильм по этой опере был озвучен Ренатой Тебальди, чей голос и манера пения более подходили образу Аиды, нежели голос и манера пения Марии Каллас.

Алеко (Рахманинов)
Нет ничего, хотя в списке исполнителей есть ссылка на великого дирижера Н. Голованова, записавшего эту оперу. Об этом у Belcanto .ru ничего не написано.

Богема (Пуччини)
Существуют две записи этой оперы на русском языке: первая с И.Козловским (Рудольф) и Е.Шумской (Мими), вторая с С.Лемешевым и И.Масленниковой.
Об этих записях ничего у Belcanto .ru не написано.
Belcanto .ru предлагает и даже выдало полную оригинальную запись оперы с
Ю.Бьерлингом (Рудольф) и В. де Лос.Анхелес (Мими) для прослушивания.
Представленная запись - одна из лучших записей этой оперы.
Но дело в том, что обе "Богемы" на русском языке нисколько рекомендованной записи не уступают. Так любителям при последовательном прослушивании
этой оперы с Козловским и Лемешевым было бы интересно почувствовать разницу в их пении и выбрать для себя понравившийся вариант. При этом более подготовленным и серьезно интересующимся проблемами вокала, может быть, удастся даже понять и почувствовать, что Козловский - это певец обладатель певческого стиля бельканто, а Лемешев больше склонен к русскому певческому стилю.

Борис Годунов (Мусоргский)
Предлагаемый для слушателей вариант записи великой русской оперы "Борис Годунов", очевидно, является самым лучшим и самым интересным благодаря великим исполнителям: дирижеру Николаю Голованову и исполнителю роли царя Бориса Александру Пирогову.
В расширенной дискографии Belcanto .ru приводятся альтернативные варианты, среди которых заслуживающей внимания является запись оперы, исполненной также под управлением Голованова, но с Марком Рейзеном в роли Бориса.
К сожалению, в дискографии отсутствует интересная запись оперы с Борисом Христовым в главной роли п/у дирижера Исайя Добровейна.
Заодно хотелось бы предупредить любителей оперы по возможности остерегаться злокачественных вариантов вроде караяновского исполнения или с шостаковической оркестровкой.
В списке исполнителей Belcanto .ru за Иваном Козловским записана лишь одна эта опера. Несмотря на гениальное исполнение им роли Юродивого, подобное игнорирование его богатейшего наследия магазином Belcanto .ru представляется странным и невежественным.

Вертер (Массне)
Никаких записей не предлагается. Приводится лишь дискография.
Дискография Belcanto .ru: CD - Deutsche Grammophon. Дир. Шайи, Вертер (Доминго), Шарлотта (Образцова), Альберт (Грундхебер), Софи (Оже), Судья (Моль) - Philips. Дир. Дэйвис, Вертер (Каррерас), Шарлотта (фон Штаде), Альберт (Аллен), Софи (Бьюкенен), Судья (Ллойд).
В дискографии названы имена знаменитых певцов Доминго и Каррераса, поющих на чужом для них обоих языке и глубины образа Вертера не ощутивших. Но существует гениальная запись этой оперы на русском языке, в которой Вертера исполнил Иван Козловский вместе с замечательной партнершей Марией Максаковой в роли Шарлотты.
Не боюсь утверждать, что среди всех мировых записей "Вертера" нет ни одной, которую можно было бы назвать лучшей, чем с Козловским в роли Вертера, по красоте и яркости исполнения вокальной партии и по глубине проникновения в образ героя, хотя в мире имеются и другие записи с "настоящими" Вертерами (А. Ванзо, Ф.Тальявини и Н.Гедда), в отличие от "ненастоящих", указанных в рекомендованной Belcanto .ru дискографии.

Демон (Рубинштейн)
От Belcanto .ru: Рекомендуем "Демон", "Чародейка" (mp3)
После разбора рекомендации узнаешь, что опера "Демон" также не обошлась без И.Козловского. В предлагаемой с Алексеем Ивановым в роли Демона опере Козловский исполняет партию Синодала в стиле бельканто. Но это также почему-то утаивается. Но случайно проявляется среди отзывов:

"Алексей Иванов, как мне думается, самый лучший и убедительный исполнитель партии Демона среди многих великих баритонов, когда-то её исполнявших. А , если учесть, что Синодала поёт Иван Козловский, то лучшей записи этой оперы невозможно себе представить".

Дон Жуан (Моцарт)
У Моцарта нет такой оперы. Правильное название этой великой оперы - "Дон Джованни".
Предлагаемая запись с басом Гяуровым в главной роли является, на мой взгляд, неудачной, потому что роль Дона Джованни написана композитором не для баса, а для лирического баритона. Поэтому лучшими исполнителями этой
роли в существующих записях являются баритоны Дитрих Фишер-Дискау и Тито Гобби.

Друг Фриц (Масканьи)
Из Belcanto .ru: Одна из лучших (после "Сельской чести") опер Масканьи, богатая прекрасными мелодиями (например, знаменитый "вишнёвый дуэт" из 2 д.). До сих пор сохраняется на афишах музыкальных театров, опровергая мнение о Масканьи, как об "авторе одного произведения". Русская премьера состоялась в Петербурге (1893, Панаевский театр, антреприза И. Зазулина).
Дискография: CD - EMI. Дир. Гаваццени, Фриц (Паваротти), Судзель (Френи), Давид (Сардинеро).
Существует более интересная запись оперы, нежели в предлагаемой дискографии. Опера была записана под управлением самого композитора Пьетро Масканьи с выдающимися певцами Феруччо Тальявини (Фриц) и Пиа Тассинари
(Сюзель).
Знаменитый "черри-дуэт" можно найти среди записей Бениамино Джильи, Тито
Скипа и многих других выдающихся певцов. Основная мелодия этого красивейшего дуэта действительно имеет некоторое сходство с мелодией арии Андрея в украинской опере композитора Н.Аркаса "Катерина", написанной в 1881 г., т.е. на 10 лет раньше оперы "Друг Фриц" (см. ниже).

Дубровский (Направник)
Ничего не предлагается, хотя существует прекрасная запись оперы с Иваном Козловским в главной роли. Козловский в ней божественно исполняет знаменитую арию Дубровского, написанную композитором в стиле бельканто.

Евгений Онегин (Чайковский)
Belcanto .ru предлагает запись этой оперы, сделанную в 1936 году с Пантелеймоном Норцовым в роли Онегина и Сергеем Лемешевым в роли Ленского.
Это безусловно одна из интереснейших записей оперы.
Но, на мой взгляд, самой интересной записью этой великой русской оперы
является запись, сделанная в 1937 также с Норцовым, но с Иваном Козловским в роли Ленского.
Мне лично удалось уговорить знаменитого реставратора Варда Марстона, и он
по моей просьбе реставрировал запись 1937 года, перенеся ее с 20-ти 78-ми- оборотных пластинок на CD. Запись на CD я в копии оставил себе, а оригинал переслал в Москву внучке Ивана Козловского.
Полагаю, что для любителей "Онегина" исключительно интересным было бы сравнение в этих ранних записях двух великих исполнителей роли Ленского: Козловского и Лемешева.

Жизнь за царя (Глинка)
Вместо оперы "Жизнь за царя" Belcanto .ru предлагает слушать и наслаждаться
советизированным изданием этой оперы, названной "Иваном Сусаниным".
А ведь это всё равно, что ставить знак равенства между нынешней Россией и СССР. Оригинальная запись "Жизни за царя", полностью отличающаяся текстом и
в значительной степени музыкой, в мире существует в прекрасном исполнении на русском языке Бориса Христова (Сусанин) и Николая Гедды (Собинин) п/у дирижера Игоря Маркевича.

"Запорожец за Дунаем" (Гулак-Артемовский)
У Belcanto .ru никаких предложений нет, хотя существут прекрасная запись этой украинской оперы с участием Ивана Козловского в роли Андрея.

Искатели женчуга (Бизе)
Дискография Belcanto .ru: CD - EMI. Дир. Плассон, Лейла (Хендрикс), Надир (Елер), Зурга (Д. Килико), Нурабад (Курти).
Предлагаемая дискография интереса не представляет, потому как известно, что лучшим Надиром в существующих записях является тенор Alain Vanzo, обладавший лирическим тенором божественной красоты.
Также существует запись этой оперы с Сергеем Лемешевым в роли Надира, но об этом ничего не сказано.

Каменный гость (Даргомыжский)
Дискография Belcanto .ru: Грампластинка - Мелодия. Дир. Хайкин, Дон Жуан (Масленников), Лепорелло (Панков), Донна Анна (Вишневская), Лаура (Архипова) - CDM Дир. Эрмлер, Дон Жуан (Атлантов), Лепорелло (Ведерников), Донна Анна (Милашкина), Лаура (Синявская).
Предлагаемая дискография интереса не представляет из-за плохих исполнителей
(Масленников), либо слабого дирижера (Эрмлер).
Но в то же время сушествует прекрасная запись этой оперы с Дмитрием Тарховым и Натаальей Рождественской. Известно ли об этом Belcanto .ru.?

Кармен (Бизе)
Дискография Belcanto .ru: CD (с речитативами) - RCA Victor. Дир. Караян, Кармен (Л. Прайс), Хозе (Корелли), Микаэла (Френи), Эскамильо (Меррилл) - Deutsche Grammophon. Дир. Ливайн, Кармен (Бальтса), Хозе (Каррерас), Микаэла (Митчелл), Эскамильо (Рэми) - CD (с диалогами) - Philips. Дир. Озава, Кармен (Норман), Хозе (Шикофф), Микаэла (Френи), Эскамильо (Эстес).
Представленные в дискографии варианты записей великой оперы не раскрывают
в полной мере музыкального образа Кармен. Единственной записью, лишенной этого существенного недостатка, является запись оперы с великой испанской певицей Викторией де лос Анхелес в роли Кармен п/у дирижера Томаса Бичема.

Катерина (Аркас)
В списке опер Belcanto .ru эта украинская опера почему-то пропущена.
Существует запись этой оперы с Иваном Козловским в роли Андрея.

Князь Игорь (Бородин)
Дискография Belcanto .ru:
CD - Decca. Дир. Хайтинк, Князь Игорь (Лейферкус), Ярославна (Томова-Синтова), Владимир Игоревич (Стеблянко), Князь Галицкий (Гюзелев), Кончак (Бурчуладзе), Кончаковна (Заремба) - Philips. Дир. Гергиев, Князь Игорь (Кит), Ярославна (Горчакова), Владимир Игоревич (Григорян), Князь Галицкий (Огновенко), Кончак (Минжилкиев), Кончаковна (Бородина).
Сущеаствуют две записи оперы с великими русскими певцами прошлого.
Первая: А.Батурин (Игорь), М.Михайлов (Кончак), Н.Обухоцва (Кончаковна),
И.Козловский (Владимир), А.Пирогов (Галицкий)
Вторая: Ан.Иванов (Игорь), С.Лемешев (Владимир), А.Пирогов (Галицкий),
М.Рейзен (Кончак).
Так при наличии этих двух вариантов, неужели кто-то из любителей позарится на то, что указано в дискографии?

Лоэнгрин (Вагнер)
Belcanto .ru: Рекомендуем Лоэнгрин. Нюрнбергские мейстерзингеры (mp3).
Это -кот в мешке, потому как невозможно разобраться, что это такое.
Исполнители нигде не указаны.
Но о записях оперы "Лоэнгрин" я добавлю некоторые любопытные сведения в конце этой статьи.

Мадам Баттерфляй (Пуччини)
Рекомендованная Belcanto .ru запись оперы с Марией Каллас в роли Баттерфляй
несомненно вызовет интерес у слушателей. Но более интересной, на мой взгляд, является запись этой оперы с Викторией де лос Анхелес в роли Баттерфляй, Джузеппе ди Стефано в роли Пинкертона и Тито Гобби в роли
Консула.
Но самой лучшей среди всех мировых записей несомненно является запись
"Мадам Баттерфляй" на русском языке с Елизаветой Шумской и Иваном Козловским.

Манон Леско (Пуччини)
Более предпочтительной, нежели рекомендованная Belcanto .ru запись оперы с
М.Кабалье, представляется запись с Ренатой Скотто в роли Манон и
П.Доминго в роли Де Грие. Но при этом было бы целесообразным рекомедовать
также запись "Манон Леско" на русском языке с выдающимися исполнителами
Натальей Рождественской и Дмитрием Тарховым.

Моцарт и Сальери (Римский-Корсаков)
Наряду с рекомендованной Belcanto .ru записью этой оперы с Лемешевым и Пироговым для любителей было бы интересно сравнить ее с существующей записью оперы с Иваном Козловским и Марком Рейзеном, о которой нет даже упоминания.

Наталка-Полтавка (Лысенко)
Трудно понять, что предлагает Belcanto .ru, но при этом ничего не сказано о
существовании великолепной записи этой оперы с Иваном Козловским в роли Петра.

Ночь перед Рождеством (Римский-Корсаков)
Предлагаемая Belcanto .ru, запись этой оперы под управлением Н.Голованова является одним из шедевров мировых записей, благодаря великолепному подбору исполнителей и исполнению роли Вакулы великим русским певцом Дмитрием Тарховым. Но об этом ничего не написано.

Опричник (Чайковский)
Belcanto .ru в данном случае ничего не предлагает, хотя существует прекрасная запись этой оперы с Дмитрием Тарховым в роли Андрея и Натальей
Рождественской в роли Натальи.

Орлеанская дева (Чайковский)
Дискография Belcanto .ru: CD - Teldec. Дирижер Лазарев, Иоанна (Раутио), Карл VII (Кулько), Агнеса Сорель (Гаврилова), Дюнуа (Крутиков), Лионель (Редькин).
Предлагаемая дискография вызывает лишь недоумение, поскольку существует
прекрасная запись оперы с великой певицей Софьей Преображенской в роли
Иоанны.

Орфей и Эвридика (Глюк)
Предлагаемая Belcanto.ru запись оперы с певицей Мэрилин Хорн ничего кроме
смеха у любителей вызвать не может, поскольку в мире достаточно записей
с мужскими голосани в роли Орфея. Дитрих Фишер-Дискау является одним из
выдающихся исполнителей роли Орфея, но самым лучшим и самым ярким воплощением роли Орфея в этой опере безусловно является ее исполнение
Иваном Козловским в существующей записи.

Паяцы (Леонкавалло)
Наличие большого количества вариантов и ненужных имен исполнителей лишь
способно затруднить любителей при выборе варианта.
Позволю себе назвать лишь три имени: Доминго, Бьерлинг и Джильи, которых вполне достаточно для правильного выбора. А если кому этих имен недостаточно, то можно еще добавить Франко Корелли и Марио дель Монако.
Кстати то же самое можно отнести и к опере Пьетро Масканьи "Сельская честь" (см. ниже).
У Belcanto .ru ничего не сказано о существовании записи оперы на русском языке с болгарским певцом Димитром Узуновым в роли Канио и Павлом Лисицианом, записавшим Пролог и партию Сильвио в опере. Почитателям Ивана
Козловского хорошо известно, что ни одному из мировых теноров не удалось
исполнить Серенаду Арлекина с подобным блеском. А граммофонная пластинка
с записью арии Канио в исполнении Энрико Карузао сделала певца самым
величайшим тенором всех времен и народов.

Пиковая дама (Чайковский)
Эта великая русская опера имеет множество интересных записей. Предложенный
Belcanto .ru вариант с Никандром Ханаевым в роли Германа является интересным, но как и во всех остальных вариантах (без исключения) ни один
из первоклассных исполнителей, включая Георгия Нэлеппа, не сумел проникнуть глубоко в образ героя, созданный гением композитора. Современники выдающегося ленинградского тенора Николая Печковского считали, что ему это удалось.
С этим были категорически не согласны постановщик изуродованной "Пиковой дамы" в Малом оперном театре Ленинграда в 1934 г. безмозглый Мейерхольд, возненавидевший Печковского и пожелавший его проучить и доказать, что главное -это постановка, а для роли Германа сгодится и слабый исполнитель и композитор Шостакович, очевидно считавший только свою музыку интересной и потребовавший в совершенно идиотской постановке этой гениальной оперы сделать множество ненужных и бессмысленных сокращений. В результате
дурацкая постановка Мейерхольда-Шостаковича с треском провалилась.
Мне лично удалось услышать эту оперу в 1955 г. в оперном театре Екатеринбурга (тогда называвшемся Свердловском, в память одного из главных
палачей страны) с участием Николая Печковского в роли Германа. Полагаю, что влияние совдеповского лагеря сказалось на певческом и драматическом таланте этого замечательного певца-актера, поэтому поражать слушателей, как это ему удавалось в довоенное время, после войны он был не в состоянии. Запись "Пиковой дамы" с его участием перед войной в Москве сделана не была, а все записи ленинградского радио, помеченные его именем, очевидно, были уничтожены.
Интересная для поклонников Пласидо Доминго видеозапись "Пиковой дамы" вряд
ли могла удовлетворить истинных любителей самой оперы.
Одна интересная деталь. Композитор Чайковский в последней арии Германа "Что наша жизнь?.." стремился изобразить героя сумасшедшим и написал арию в высокой тональности, с которой первому исполнителю роли Германа Николаю Фигнеру было вокально трудно справляться. По просьбе Фигнера Чайковский понизил арию на целый тон. И теперь все исполнители роли Германа так ее и поют. Но встречаются певцы, могущие исполнять эту арию в высокой тональности. Существует полная запись этой оперы с певцом Анджапаридзе, который последнюю арию записал в высокой тональности. Известны также записи выдающихся певцов Дмитрия Смирнова и Николая Гедды, напевших арию в высокой тональности.

Проданная невеста (сметана) Belcanto .ru ничего не предлагает, хотя существует великолепная запись этой оперы на русском языке п/у дирижера Кирилла Кондрашина и с Георгием Нэлеппом в главной роли.

Риголетто (Верди)
Предлагаемая Belcanto.ru запись оперы с великим певцом Тито Гобби в роли Риголетто всегда считалась лучшей записью, но в последние годы появилось много любителей записи "Риголетто" с Дитрихом Фишером-Дискау.
Существующую запись этой оперы на русском языке, на мой взгляд, нельзя назвать удачной из-за частичного несоответствия голосовых данных Андрея Иванова роли Риголетто. Но участие великого Ивана Козловского в роли Герцога значительно компенсирует неудачу с выбором певца для главной роли.

Ромео и Джульетта (Гуно)
Belcanto .ru предлагает много вариантов исполнения этой оперы, из которых наиболее привлекательной является запись оперы с Сергеем Лемешевым и Ириной Масленниковой. Но любителям для сравнения несомненно было бы такюе интересно познакомиться с записью этой оперы с Иваном Козловским и Елизаветой Шумской.

Русалка (Даргомыжский)
Belcanto.ru никаких записей не предлагает, хотя они существуют.
Для поклонников партии Мельника можно предложить запись с А.Пироговым, а
для любителей партии Князя - с И.Козловским.

Руслан и Людмила (Глинка)
Belcanto.ru предлагает прекрасный вариант этой великой русской оперы с
Марком Рейзеном и Валерией Барсовой в главных ролях.
Но странно, что отсутствует упоминание о более поздней записи оперы "Руслан и Людмила" с Иваном Петровым и Верой Фирсовой в главных ролях, а также с Сергеем Лемешевым в роли Баяна.

Садко (Римский-Корсаков)
Представляется неудачным выбор Belcanto .ru оперы с Н.Ханаевым в главной
роли, в то время как существует гениальная запись этой оперы п/у великого
дирижера Н.Голованова с Георгием Нелеппом в роли Садко и с Иваном Козловским в роли Индийского гостя.

Свадьба Фигаро (Моцарт)
Из предлагаемых Belcanto .ru вариантов оперы наибольший интерес представляет запись п/у дирижера Карла Бёма из-за Дитриха Фишера-Дискау в роли Графа. (Но как любителям узнать, кто записался в роли Фигаро?).
Похоже, что роль Фигаро в предлагаемом варианте исполняет Эрих Кунц. Но
в известной видеозаписи п/у дирижера Карла Бёма в роли Фигаро Герман Прэй.
Известно, что существует запись этой оперы с русскими певцами п/у
дирижера Курта Зандерлинга. Но об этом ничего не написано.

Севильский цирюльник (Россини)
Рекомендации Belcanto.ru , относящиеся к этой великой опере, расплывчаты
и аморфны. И ничего не написано о том, что самым выдающимся из исполнителей
роли Фигаро, очевидно, следует считать Тито Гобби.
Известная запись оперы, исполненная на русском языке с участием Ивана Козловского в роли графа Альмавивы, сильно отличается от оригинального произведения всяческими упрощениями, без которых опера просто не могла бы быть исполнена. Так некоторые партии в "Севильском цирюльнике", например,
доктора Бартоло, могут исполняться лишь специально вокально натренированными для этой партии певцами.

Сельская честь (Масканьи)
Наличие большого количества вариантов и ненужных имен исполнителей лишь
способно затруднить любителей при выборе варианта.
Позволю себе назвать лишь три имени: Доминго, Бьерлинг и Джильи, которых вполне достаточно для правильного выбора. А если кому этих имен недостаточно, то можно еще добавить Франко Корелли и Марио дель Монако.
Кстати то же самое можно отнести и к опере Леонкавалло "Паяцы".

Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии (Римский-Корсаков)
Предложенная Belcanto.ru запись оперы может порадовать любителей,
благодаря участию в ней выдающихся певцов Натальи Рождественской и Дмитрия
Тархова.

Снегурочка (Римский-Корсаков)
Предложенная Belcanto.ru запись оперы с Сергеем Лемешевым в роли Берендея является безусловно интересной, но для любителей более интересной была бы
запись этой оперы с Иваном Козловским, чей стиль пения бельканто больше
соответствует партии Берендея. В дирижерском плане (Е.Светланов) эта запись также интереснее предложенной записи с К.Кондрашиным.

Травиата (Верди)
Предложенная Belcanto.ru запись оперы с Марией Каллас в роли Виолетты не
является удачным выбором из-за партнеров: А.Краусса, поющего с неприятным носовым призвуком, в роли Альфреда и М.Серени, обладателя мало интересного по тембру баритона, в роли Жермона
Самой лучшей записью "Травиаты", на мой взгляд, является запись с Елизаветой Шумской, Иваном Козловским и Павлом Лисицианом в роли Жермона.
На Западе одно время Лисициана называли первым баритоном мира.

Фауст (Гуно)
Belcanto.ru предлагает много вариантов записи оперы, из которых несомненно самой интересной является запись с Иваном Козловским и Марком Рейзеном (Мефистофель). Но с участием Козловского существует еще более интересная запись "Фауста", в которой роль Мефистофеля исполняет Александр Пирогов. Эта запись также лучше потому, что в ней роль Валентина исполняет
Павел Лисициан (вместо Бурлака в предложенном варианте).

Хованщина (Мусоргский)
Выбор варианта записи оперы Belcanto.ru не представляется удачным, поскольку существует лучшая запись с великой певицей Софьей Преображенской
в роли Марфы.

Царская невеста (Римский-Корсаков)
Belcanto .ru предложил интересную запись оперы с украинскими певцами,
спевшими ее на русском языке, хотя существует более интересная запись
"Царской невесты" с выдающимися певицами Натальей Шпиллер в роли Марфы и
Марией Максаковой в роли Любаши. Но об этой записи ничего не написано.

Теперь я позволю себе вернуться к рассмотрению записей оперы Вагнера "Лоэнгрин". Случайно в интернете я наткнулся на отзыв некоего любителя Вагнера. Вот этот тест:

"22.11.2007, 20:16
LaHire, я знаю две великие записи Лоэнгрина:
Берлинская, "живая" 1942 г. : Франц Фёлькер, Мария Мюллер, Людвиг Хофман, Яро Прохазька, Маргарет Клозе.
Берлинская гос. опера. Дир. Роберт Хегер
и
Московская, студийная 1949 г.: Иван Козловский, Елизавета Шумская, Евгения Смоленская, Илья Богданов и Г. Троицкий.
Оркестр Всесоюзного радио. Дир. Самуил Самосуд.

Это "запредельные" Лоэнгрины.

На фоне прочтений Фёлькера и Козловского, Мельхиор и Андерс - не более, чем неудовлетворенные, взбалмошные мальчишки, очень даже известно для чего бегающие за своими Эльзами и так это дующиеся на них после некоторого крушения своих юношеских надежд".

Прочитав этот отзыв, я решил послушать Фрагменты из "Лоэнгрина" с Францем
Фёлькером. Голоса этого певца я не запомнил, так как прошло 60 лет с тех пор, как я услышал его на пластинке с арией Канио из "Паяцев".
Теперь я прослушал ряд фрагментов из "Лоэнгрина" и других опер Вагнера и
должен заметить, что написавший отзыв любитель хорошо разбирается в операх
и вопросах вокала. От себя могу заметить, что исполнение роли Лоэнгрина у
Фёлькера является эпическим, а у Козловского - кантиленным и страстным.

Наверное всем понятно, что подобная оценки записи "Лоэнгрина" с великим
певцом Иваном Козловским мне, его поклоннику и почитателю, исключительно
близка. Но относительно этой записи и еще одной записи "Лоэнгрина", как
мне представляется, я сделал одно поразительное наблюдение.

Слушать запись "Лоэнгрина" с Козловским я начал в конце сороковых годов, и
на протяжении 60ти лет прослушал сцены с Козловским и Шумской наверное не менее двухсот раз. Поэтому у меня на слуху и в памяти звучание каждой ноты и все нюансы Козловского.

Случайно я решил внимательно послушать всю партию Лоэнгрина в известной немецкой записи 1964 г. п/у дирижера Рудольфа Кемпе с Джессом Томасом в роли Лоэнгрина. (Эту запись я приобрел из-за Дитриха Фишера-Дискау в роли Тельрамунда). Я был поражен тому, что услышал: Джесс Томас, как я понял, подготовил партию Лоэнгрина точно следуя мелодической линии Козловского и со всеми его (Козловского) нюансами.
Т.е. фигурально выражаясь, Джесс Томас использовал запись Козловского в качестве готовой лыжни.

Мне бы очень хотелось, чтобы кто-нибудь из специалистов проверил мою
версию. На мой взгляд, Томас позволил себе подобный фокус, потому что был американцем (он скончался в 1992 г.), а не этническим немцем.
Кстати, он был очень хорошим тенором. Я слушал его в 1972 г. в Москве, в Большом театре, во время гастролей Венской оперы. Он прекрасно спел Тристана в опере Вагнера "Тристан и Изольда".

В заключение еще раз хочу отметить, что искусство великого певца Ивана Козловского -это большая гордость русского оперного искусства, а все его записи -это золотой фонд русской культуры и русского исполнительского искусства.
И я надеюсь, что наступит время, когда полное собрание его великих записей будет переиздано на основе использования последних достижений современной техники, которые позволят любителям оперной и вокальной музыки получать не меньшее наслаждение от пения Ивана Козловского, чем получали современники на его спектаклях и концертах.

Комментарии

Добавить изображение