КРАСОТА И ВЕЛИЧИЕ

11-10-2011

Говорят, даже животные не лишены чувства красоты: собаки и кошки могут долго с интересом разглядывать совершенно абстрактные для них картинки, а у коров заметно повышаются удои молока, когда в хлеву играет музыка Моцарта или Вивальди. Но только человек разумный в состоянии не только воспринимать красоту и восхищаться ею, но и сам творить ее, испольуя помимо способности воспроизводства и копирования окружающей действительности, также и свое воображение, свой уникальный жизненный опыт и собственную интерпретацию явлений бесконечно разнообразного мира. Уже наши далекие предки, изображая на стенах пещер фигурки животных, не только пытались выразить свое преклонение перед ними, или рассчитывали приворожить соответствующих духов, но также избыть в прекрасных картинках переполнявшие их чувства красоты и гармонии. Из поколения в поколение эти чувства, базируясь на непреходящих богатствах, накопленных отцами и дедами, становились все осмысленнее и тоньше, а создаваемые произведения искусства - все более грандиозными и совершенными. И сегодня, восхищенно глядя на Египетские пирамиды, Кельнский собор или небоскребы Нью-Йорка, мы испытываем законную гордость за себя-человека, сотворившего за недолгую, в общем-то, свою историю великую культуру - основу и гарантию нашего дальнейшего прогресса.

Монастырь святого Фаддея

Мой небольшой по численности народ также внес свой посильный вклад в мировую сокровищницу культуры. Тысячелетиями он обустаивал и украшал свою Родину, свой Дом, свой Эргир ("страна", на западноармянском), а когда жестокая судьба вынуждала моего собрата бежать со своей земли и искать спасения от нашествия варваров в чужих краях, он, может, раньше, чем о хлебе насущном, думал на новом месте о сотворении среды - своей уникальной национальной среды, в которой сможет растить детей своих в собственных представлениях о добре и зле, о прекрасном и одухотворенном.

В самых неожиданных, экзотических уголках необъятной планеты нашей вы можете наткнуться на весточку от стародавнего трудолюбивого армянского мастера, оставившего свой неповторимый след на приютившей его земле. Чаще всего и зримее для путешественника такими весточками выступают армянские храмы - величественные, или совсем крохотные, но всегда самобытные, сразу же узнаваемые и выделяемые среди других, куда более масштабных сооружений.

Они, как правило, почти лишены декора, всяких финтифлюшек, но неизменно привлекают внимание строгой своей красотой, точной выверенностью линий и масштабов, и всегда удивительной гармонией с окружающей природой - в этом, возможно, отражается внутреннее ощущение армянина неделимой частичкой великого мироздания. Но не менее значимыми и ценными могут быть и полотна художников, произведения литературы, музыки, искусства, достижения науки и техники, исторические летописи и философские учения - все, что называется духовным наследием. Сохранить все это - наш долг перед миром, перед последующими поколениями армян и неармян, ибо принадлежит это богатство всем в равной степени, точно так же, как принадлежит всем истинным ценителям прекрасного музыка Чайковского или полотна Рафаэля. Благодарение богу, понимание этой простой истины доступно всем разумным людям, которые именно так гордо себя и именуют - Homo sapiens! Правда, есть немало и таких, которые формально неся это ответственное имя, мало чем отличаются от существ совершенно неразумных, у которых поднимается рука расстреливать, взрывать, крушить бульдозерами и закатывать в бетон тысячелетние храмы и циклопические изваяния - величественные свидетельства того славного пути, что прошел человек, чтобы действительно называться разумным.

Монастырь святого Стефана

Пароксизмы варварства, как гнойный нарыв, прорываются в разных концах нашего несовершенного мира, и много, ах, много раз они прорывались на моей исторической родине, где не знакомый со смыслом варвар в слепой своей злобе крушил и крушил общечеловеческое наше (его в том числе!) культурное наследие. Немалый урон по сей день наносит нашему архитектурному наследию и равнодушие (свое в том числе!) к бесценным плодам человеческого труда, и более всего - безжалостное время, неспособное ждать, пока появятся средства для поддержания в нужных кондициях тысячелетних сооружений далеко в горах. Нестерпимо обидно и горько за невосполнимые потери, но сегодня я не хочу клеймить кого-то, или требовать ответа за продолжающиеся по сей день злодеяния; наоборот, сегодня я хочу выразить искреннюю благодарность за то малое, что удалось все-таки сохранить, и особенно тем, кто помог в этом благородном деле.

Наша благодарность прежде всего должна быть направлена народу и правительству Ирана, доброжелательное, поистине толерантное отношение которых позволило сохранить в магометанской стране 450 армянских церквей (400 из них - действующие), а заинтересованное участие руководства Исламской республики создало необходимые предпосылки для включенения трех жемчужин древнего армянского зодчества на территории современного Ирана - Монастыря святого Фаддея VII века, Монастыря святого Стефана IX века и Церкви Святой Богородицы X века в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, благодаря чему бесценные наши реликвии охраняются отныне также авторитетом этой международной организации.

Церковь Святой Богородицы

С величайшим уважением и трепетом, как к собственному культурному наследию (а это так и есть!) относятся к армянским памятникам на Украине: среди множества замечательных армянских храмов в этой стране (они сохранились в более, чем 20 городах) особое место занимает Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы XIV века во Львове, являющийся одним из главных туристических символов города; в 2003 году после реставрации собора за счет городского бюджета он был торжественно освящен Католикосом всех армян Гарегином Вторым в присутствии множества почетных гостей и с тех пор вновь служит в качестве духовного центра верующих армян. Другой замечательный памятник армянской архитектуры - древний монастырь Святой Крест в Крыму по поводу своего 650-летия также удостоился особого внимания украинских властей: 30 марта 2009 г. Национальный банк Украины ввел в обращение серебряную монету из серии "Памятники архитектуры Украины", посвященную этому монастырскому комплексу Армянской Апостольской Церкви XIV века.

Армянский собор во Львове

Такое же бережное отношение к армянскому культурному наследию мы встречаем сегодня в братской России: хотя при безбожной власти коммунистов наряду с очень многими храмами иных конфессий были уничтожены и две самые старые и самые значительные армянские церкви в Москве - церковь Успения Пресвятой Богородицы 1746 года, расположенная на Пресне (на территории нынешнего зоопарка) и Крестовоздвиженская церковь 1779 года в Армянском переулке, к счастью, сохранились основанная в 1815 году маленькая церквушка Святого Воскресения на территории Армянского кладбища, а взамен утраченных реликвий ныне в центре Москвы возводится грандиозный храмовый комплекс, включающий в себя помимо самого большого за пределами Армении Кафедрального собора Святого Креста, также резиденцию Патриаршего Экзарха (главы Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской церкви) и множество иных подсобных сооружений.

В России культурное наследие нашего народа в наибольшей степени сохранилось в городе Новый Нахичеван (ныне - Пролетарский район Ростова-на-Дону), основанном в XVIII веке армянскими переселенцами из Крыма: здесь помимо нескольких весьма примечательных церквей сохранился также Ново-Нахичеванский армянский театр, который нынче именуется Ростовским областным академическим молодежным театром. Среди церквей Нового Нахичевана есть как образцы типично армянской архитектуры - к таковым относятся церковь Святого Всеспасителя, церковь Святого Карапета (Иоанна Предтечи) и другие, так и сооружения в стиле русского классицизма, например, монументальная церковь Святого Креста XVIII века.

Церковь Святого Воскресения в Москве
Церковь Святого Карапета 1871 год

Трудно даже просто перечислить множество иных армянских храмов гордо стоящих сегодня по всей территории необъятной России, но невозможно не упомянуть небольшую армянскую церковь Святой Екатерины XVIII века в самом сердце Санкт-Петербурга, на Невском проспекте, напротив Гостиного двора, нареченную так во имя великомученицы Екатерины, небесной покровительницы Императрицы, благоволившей, как известно, к армянам.

А находясь в Москве, на Красной площади, мы испытываем особую гордость, когда глядим на величественный собор Василия Блаженного, одна из девяти церквей которого посвящена Григорию Армянскому - первосвященнику Великой Армении, крестившему в далеком 301 году первого христианского царя Трдата и его семью. Церковь эта построена, конечно, не армянами и не имеет никакого отношения к армянскому зодчеству, но она символизирует идущую из глубины веков великую дружбу между нашими народами, а эта дружба - тоже бесценное национальное достояние, и мы обязаны, может даже в наибольшей степени, заботиться о ее сохранности. Ведь не случайно церковь нарекли именем нашего Григория Просветителя - это был знак благодарности царя Ивана Грозного за весьма ощутимую помощь, которую оказали армяне при взятии Казани. Помнить о славном боевом сотрудничестве - наш общий долг.

Церковь Святой Екатерины в Санкт-Петербурге

Армянское духовное наследие Святой земли - это тема отдельного большого разговора. Только перечисление с кратким описанием всех армянских сооружений когда-либо существующих на этой земле заняло бы слишком много места и отвлекло бы нас от основной темы данной публикации. Засим, ограничимся лишь константацией того факта, что уже к VII в., когда здесь была основана Армянская Патриархия, нашим соотечественникам принадлежало до 70 монастырей и церквей. Их строили княжеские дома Армении и посылали туда монашество из своих епархий. В последующем немалый вклад в укрепление позиций Армянской Апостольской церкви внесли и киликийские армянские цари (1080-1375 гг.) строительством церквей и щедрыми дарами. К сегодняшнему дню под юрисдикцией Армянской Патриархии находится до дюжины объектов, многие из которых состоят из нескольких самомстоятельных сооружений. Важно отметить, что армянам принадлежат также особые приделы в главных храмах Святой земли. Так, в Храме Гроба Господня - самом почитаемом святилище христианского мира - армянам принадлежит отдельная церковь, а литургия здесь проводится на трех языках - греческом, латинском и армянском.

Главной собственно армянской церковью Иерусалима является Кафедральный Собор Святых Иаковов (Србоц Акопянц), находящийся в армянском квартале Старого города. Храм построен в XII веке и посвящен двум святым - апостолу Иакову и брату Иисуса Христа, также Иакову, который считается первым епископом Иерусалима. Многое можно было бы рассказать об этой и других армянских церквях Святой земли, но, экономя место и, соответственно, время читателя, скажу несколько слов только о Храме Рождества (Цнндян Тачар) в Вифлееме, построенном на месте рождения Иисуса Христа. Примечательна она тем, что являясь собственностью одновременно трех конфессий - армянской, католической и греческой - она символизирует единство христианской веры, братство служителей ее разных направлений, в отличие от того же Храма Гроба Господня, где, к сожалению, нередки стычки между служителями веры из-за мелочных, в общем-то, амбиций.
Уже внешний вид этого массивного сооружения наглядно свидетельствует, как мирно могут уживаться и даже дополнять друг друга в архитектурном плане христианские церкви, и каким неприступным бастионом представляется миру вера, когда она подкреплена единством.

Армянская церковь в Храме Гроба Господня

Как уже было замечено выше, духовное наследие включает в себя отнюдь не только материальные объекты, и, говоря о ценностях оставленных миру нашими далекими предками, невозможно не акцентировать внимание на том, какое влияние оказали армянские религиозные учения на развитие теологической мысли Европы. Фундаментальные идеи Реформации, прежде чем получить свое окончательное оформление в трудах Мартина Лютера и Жана Кальвина, прошли длинную цепочку от персидского манихейства, армянских павликиан и тондракийцев, болгарских богомильцев до французских катаров (альбигойцев) и интернациональных вальденсов, и роль армянских "еретиков" в этой длинной духовной цепочке была отнюдь не второстепенной - именно они через Болгарию принесли в Европу отличное от канонического учения толкование религиозных догматов, именно они впервые с оружием в руках поднялись на защиту своей новой, значительно более демократической по своей сущности веры. Принимаем мы отдельные религиозные учения, или нет, мы не можем не отдать должное людям и поколениям, которые не щадили самой своей жизни во имя совершенствования нашего мира, как они это понимали.
Вернемся, однако к материальному наследию, которое, конечно, производит гораздо более сильное и непосредственное впечатление на любознательного человека, чаще всего удовлетворяющего свою страсть к новым знаниям через туризм. Нам не хватит никакого места, чтобы описать все объекты армянского культурного наследия по всему миру, но еще об одном уникальном сооружении рассказать необходимо. Речь идет о церкви Святого Григория Просветителя в далеком Сингапуре, построенной в 1835 году. Она является старейшим христианским храмом в этой стране, признана властями национальным памятником и находится под охраной государства. В Сингапуре чтят память многих армян, оставивших свой добрый след в истории этой страны, среди них наиболее заметные - братья Саркис, основавшие всемирно известный отель Raffles (1887 год), Кэтчик Мозес, положивший начало изданию в 1845 году газеты Straits Times, которая вскоре стала англоязычной национальной газетой Сингапура и, наконец, Агнес Джоаким, которая в 1893 году вывела первый гибридный сорт орхидей, принятый в 1981 году в качестве национального цветка страны под названием "Ванда мисс Джоаким". Память об армянах запечатлена также в наименованиях нескольких улиц сегодняшнего Сингапура. Мы бесконечно благодарны сингапурцам за то, что они ценят то хорошее, что было сделано нашими соотечественниками в этой стране и не забывают обо всем этом. Давно ведь замечено: благодарность - самая забывчивая. Но не в благородных сердцах.

Церковь Сурб Хач на острове Ахтамар

Мы испытываем также чувство глубокой благодарности за то, что в соседней стране сохранена и отреставрирована жемчужина армянской средневековой архитектуры - церковь X века Святой Крест (Сурб Хач) на острове Ахтамар озера Ван. Спасибо, что она не оказалась в числе тысяч других армянских памятников, уничтоженных недрогнувшей рукой человека, лишенного чувства красоты. Но это все-таки человек, и когда-нибудь он прозреет, он уже прозревает, свидетельство тому - сам этот восставший из пепелища храм. Каждый человек, каждый народ рано, или поздно познает не простую, но очень важную истину: то, что не является духовной ценностью, нам не принадлежит.
А сегодня, восхищаясь чудом сохранившимся шедевром архитектора Манвела на острове Ахтамар, мы в утешение себе можем вспомнить древнюю японскую мудрость: "Один цветок лучше, чем сто цветков, передает великолепие цветка". Воистину, один этот храм полностью раскрывает нам весь объем созидательного гения армянского мастера, силу его чувств и мощь его интеллекта. Сказано: "рукописи не горят". Смею добавить: высокие купола божественных храмов не склоняются перед варваром; не закатываются кружевные хачкары (крест-камни) в грязно-серый бетон. Всему свое время, и время всякой вещи под небом.

И несколько слов в заключение. Каждый человек гордится своим корнями - это естественно. Семейными, родовыми, национальными корнями. И каждый человек, каждый народ вкладывает свой смысл в это чувство гордости, в соответствии со своими представлениями о чести и доблести, о добре и зле. Пусть другие гордятся тем, что прошли с одного конца света до другого, огнем и мечом создавая так называемые "великие империи" - это их право и их выбор продолжать в том же духе и в будущем, наставление идущим на смену поколениям. Мы же гордимся тем, что за многие тысячелетия нашей истории своим упорным трудом, своими умелыми руками и светлой головой создавали непреходящие ценности, придающие смысл человеческой жизни. Мы строили храмы и дворцы, мы создавали литературу и искусство, мы писали музыку и придумывали танцы - мы творили Красоту. В этом наша гордость, и мы передадим ее следующим поколениям. Они продолжат наше дело. В чем видеть величие - в созидании красоты, или в ее уничтожении - вот в чем вопрос. Мы свой неколебимый выбор сделали тому назад тысячелетия, и вперед мы не отступим от него.

Комментарии

Добавить изображение