КОСМИЧЕСКОЕ

18-12-2011

Ровесник фон Брауна

К старому Новому году земляне получат неприятный подарок - на их головы свалится незадачливый "Фобос-грунт". Невелика потеря. Особенно по сравнению с тем, что 14 декабря 2011 г. скончался патриарх космонавтики, последний из великих конструкторов, пионер большого ракетостроения Борис Евсеевич Черток. Соратник Королева, он был ровесником самого фон Брауна!

С "ракетным бароном" они не только родились в один месяц (Черток 1-го, а фон Браун 23 марта 1912 г.), но и по соседству: один в Лодзи, другой в Вирзице, ныне Выжиск в Польше - менее 200 км по прямой.

Оба родились в империях, оба работали на страшные империи, оба рано проявили свои способности и добились выдающихся успехов, но на этом сходство заканчивается.

Во-первых, Черток появился на свет в небогатой еврейской семье, а фон Браун на то и фон, чтобы иметь прусских предков-аристократов и родовое поместье. Во-вторых, Борис жил долго и лишь немного не дотянул до столетнего юбилея, тогда как Вернера нет с нами вот уже тридцать пять лет.

Вы скажете, что есть еще одно отличие - фон Браун работал на фашистов, тогда как Черток… А что, Черток? Что, коммунист по определению лучше члена НСДАП? Не уверен. И не я один. Для Америки, например, идеологическая дифференциация красных и коричневых галифе всегда была сложной задачей и на интервью по поводу натурализации вам могут задать вопрос, не состояли ли вы в коммунистической или нацистской партии? Разницы там не видят, не зря умный Рейган назвал нашу бывшую родину "империей зла". И недаром умные беженцы из нее заселили половину Бруклина и Кот Сан Люк. Кстати, Черток вспоминал, как однажды то ли на партсобрании, то ли в частном разговоре ведущих советских конструкторов клеймили фон Брауна. И вдруг один из них задумчиво высказался в том смысле, что если бы ракетного барона захватили наши (а такая попытка имела место), то на Луне и сейчас никто не побывал бы. И все притихли, понимая, что так оно и есть.

Я не собираюсь описывать долгий жизненный путь конструктора, доктора технических наук, академика РАН - с его биографией можно познакомиться в Wiki (советую сделать это немедленно, пока энциклопедию не закрыли в знак протеста против драконовского законопроекта, который рассматривается в американском сенате и направлен на ограничение свободы Интернета). Но гораздо лучше - с помощью четырехтомника воспоминаний самого Бориса Евсеевича: Ракеты и люди, Ракеты и люди. Фили - Подлипки - Тюратам, Ракеты и люди.

Горячие дни холодной войны, Ракеты и люди. Лунная гонка.

Недаром этот фундаментальный труд стал настольной книгой любого историка или просто поклонника космонавтики! Книга феноменальна как по числу и точности изложения многочисленных деталей и подробностей из жизни самого автора, страны и ее ракетчиков, так и по глубине анализа. Автор, оказывается, всю жизнь вел дневник, что говорит о нем, как об очень смелом человеке.

В сталинском СССР с его параноидальной подозрительностью и тотальным доносительством это могло стоить свободы и даже жизни.

Хочется подчеркнуть, что помимо неоценимого вклада в развитие космонавтики, а именно Чертоку мы обязаны системами управления ракет "Восток" и "Восход", орбитальной станции "Салют" и "Бурана", помимо заслуг в создании школы, которая и сейчас определяет уровень российских пилотируемых космических полётов, Борис Евсеевич выделялся в блестящей, но не слишком дружной плеяде советских конструкторов удивительно ровным и дружелюбным характером. Он славился умением ладить со всеми, всегда и в любых условиях поддерживать нормальные человеческие отношения. Это говорит о высокой внутренней культуре. И не зря ему часто приходилось выступать в роли дипломата-посредника между смертельно враждующими руководителями главных КБ отрасли…

До последних дней Черток сохранял трезвый ум и ясную память. Он читал лекции по всему миру, участвовал в симпозиумах, давал интервью - и более полувека каждое утро с улицы Академика Королева ездил в подмосковный Королев, бывшие Подлипки, где работал сначала с самим Королевым, затем с Мишиным, а с 1974 г. в Ракетно-космической корпорации "Энергия". До последних дней он не утратил интереса к жизни, к науке, к главным вопросам мироздания: "Быстрее решили бы проблему, есть ли где-нибудь что-то подобное человеческим разумным существам или мы одни в этой великой Вселенной" - волновался мэтр!

Он задавался вопросом: Какой будет космонавтика в 2101 году. И стремился дать ответ
на него (Доклад академика Бориса Чертока на XXXIII Королевских чтениях январь 2009 года). Отмечая эйфорию, царившую в 50-60-х даже в умах профессионалов, он вспоминает: "В 1965 году после триумфальных полетов "Востоков" и "Восходов" С.П. Королев оставался великим трезвомыслящим главным конструктором. Но его до конца жизни не покидали чувства романтической увлеченности. Не в шутку, а всерьез он говорил, что лет через десять-двадцать за выдающиеся заслуги трудящиеся будут летать в космос по профсоюзным путевкам. В том же 1965 году выдающийся конструктор ракет Вернер фон Браун в интервью прессе сказал, что в недалеком будущем билет для путешествий на Луну будет стоить 5000долларов. … Академик Игорь Васильевич Курчатов в 1956 году считал, что управление термоядерной реакцией будет освоено через 10-15 лет".

Тем горше наблюдать нынешнее состояние дел, особенно в России, предвидеть неизбежную смену лидеров. Да, США до 30-х годов сохранят ведущие позиции, но затем: "Экономические и технологические задачи в последние 15 лет решались Китаем в масштабах и в сроки, недоступные другим государствам - Китай будет второй державой, способной осуществить реальное "господство в космосе". Одним из решающих факторов гарантирующих феноменальные успехи Китая является идеологическое, политическое единство и не риторический, а подлинный энтузиазм в овладении знаниями и высокими технологиями. Зайдите в любой российский салон-магазин современной электроники. Широчайший ассортимент на любой вкус и на любой карман. Но, ни одного даже простейшего электронного прибора "сделано в России" не найдете. 90% - "сделано в Китае". Китайская стратегия создания передовых технологий является надежным плацдармом для реализации в будущем принципа "господства в космосе".

Для того чтобы Российская космонавтика вошла в будущем хотя бы в первую пятерку, необходимы радикальные жесткие социально-политические реформы.

И не только ради космонавтики. … За эффективность системы в подобных случаях должен нести ответственность не разработчик космического сектора, а начальник "системы в целом"… если он существует".

Ну, о нынешних "начальниках системы" судите сами, могу сказать лишь одно по этому поводу: время таких гигантов, как фон Браун, Королев и Черток ушло безвозвратно. Но память о них будет долгой.

И напоследок. После выхода своей книги Борис Евсеевич был приглашен в США. Лекции, интервью, поездки - тяжело это на девятом десятке. Но Америка ветерану понравилась. Улетая, любуясь с высоты морем огней ночного Нью-Йорка, он грустно пробурчал переводчице: "И вот на эту красоту я нацеливал ядерные ракеты…"
Да, уход Чертока - это большая утрата. Уходит и 2011-й. Но в конце его произошло событие, достойное памяти Бориса Евсеевича Чертока.

Есть ли жизнь на Марсе?

Именно так можно сформулировать главный вопрос, на который должен ответить американский ровер-лаборатория Curiosity, успешно стартовавший 26 ноября.

Уже на 44-й минуте полета он взял курс на Марс, тогда как его русский конкурент "Фобос-Грунт" все еще болтается на парковочной орбите, на запросы не отвечает и начинает разваливаться.

Curiosity должен наконец-то выяснить наличие органики и роль воды на Марсе. Четверть века назад детища Карла Сагана, мощные лаборатории "Викинг-1" и "Викинг-2" не нашли органики в марсианской почве. Но после обнаружения миссией "Феникс" в 2008 году там перхлоратов, эксперимент "Викингов" повторили с земным грунтом из чилийской пустыни.

К нему добавили перхлоратов и результат в целом оказался похож на результаты "Викингов".

Вот он на снимке, великий популяризатор науки с одним из "Викингов", вес которого 600 кг! Плюс орбитальный модуль. Солидная машина и блестящий рейд для середины 70-х. Но Curiosity в полтора раза тяжелее и намного совершеннее! К тому же он может передвигаться. Что ж, дай бог ему удачи, она уж точно не помешает, ибо Марс планета суровая и негостеприимная.

Он не любит гостей и играет с ними злые шутки. И особенно Красная планета не любит красных…

СССР не везло с Марсом, России также. За полвека они 19 раз пытались направить космические аппараты к нему, включая и "Фобос-Грунт".

Но ни один не смог полностью выполнить программу. Четыре станции были потеряны в авариях ракет-носителей, пять "застряли" как и "Фобос" на околоземной орбите, с тремя связь прервалась на половине пути, остальные семь хотя и добрались до Марса, но их миссии можно считать лишь частично-успешными.

Так, "Марс-2", впервые достигший поверхности, из-за программной ошибки разгонялся, а не тормозил, и достиг ее на слишком большой скорости. Разбился.

"Марс-3", первым в мире совершивший мягкую посадку, передавал мало разборчивый сигнал, серые кадры с едва видимой линией горизонта, да и то всего лишь 20 секунд. Пыльная буря? Коронный разряд? Или то же, что с "Фобос-Грунтом", то есть плохое качество самого аппарата и организации его полета? Первый в мире марсоход, доставленный им, лыжная машинка весом 4,5 кг с маленькими кремниевыми мозгами, которые, тем не менее, придавали ей определенную самостоятельность (совершенно необходимую при задержке сигнала с Земли от 4 до 20 минут в зависимости от взаимного расположения планет), так и не сделал ни одного шага по рыжей почве Марса.

Статистика настолько убедительная, что я отсоветовал бы кому бы то ни было кооперацию с русскими в грядущем полете на Марс. Слишком дорого обойдется сотрудничество. У американцев дела шли лучше, хотя также не обходилось без потерь. Из марсианских экспедиций НАСА успешными можно считать 14 из 20. Особенно важно отметить высокую надежность техники. Не говорю уже о "Вояджерах", летящих уже 34 года, покидающих солнечную систему и до сих пор функционирующих, но практически все американские марсианские зонды работали намного дольше, чем намечалось.

Продолжительность миссий "Викинг" планировалась в 90 дней после приземления, но орбитальный модуль "Викинг-1" проработал четыре года, до 7 августа 1980 года, спускаемый аппарат шесть лет, до 11 ноября 1982 г. Орбитальный "Викинг-2" функционировал до 25 июля 1978 г, его спускаемый аппарат - до 11 апреля 1980. Заметьте при этом, что на орбитальных модулях энергия обеспечивалась панелями фотоэлементов, тогда как на спускаемых аппаратах - за счет термоэлектрических генераторов, работающих на плутонии-238.

И если роверы "Spirit" и "Opportunity" много лет проработали на солнечных батареях, пройдя много километров и сделав множество открытий, причем миссия последнего все еще продолжается, то они намного легче, во-первых, чем громадина Curiosity, а во-вторых, вспомните мучения команд их операторов: то пыль, поднятая очередной бурей, покрыла фотопанели, и ток зарядки резко упал, то зима надвигается, то мощности не хватает. Поэтому Curiosity будет работать на энергии радиоизотопного источника, он же будет обеспечивать тепловой режим в суровые марсианские зимы. Впрочем, ночь на Марсе даже летом страшнее любой земной зимы… Программа работы марсохода рассчитана на один марсианский "сол" или два земных года, но плутониевая батарея будет давать достаточно тока не менее 14 лет, и я не удивлюсь, если аппарат проработает лет пять-шесть. Где именно?
Разумеется, в глубоком кратере. Вода всегда течет вниз, а где она, там и жизнь. На карте (та демонстрирует блестящие достижения американской астронавтики!) черными кружками обведены кандидаты, из которых был выбран кратер Гейла, расположенный почти на экваторе. Его диаметр около 150 км, глубина около пяти километров относительно окружающего ландшафта и он считается наиболее перспективным в смысле воды и органики.

Орбитальные станции, вот уже много лет кружащие над Марсом, обнаружили в его центральной возвышенности (центральной горкой, как принято, эту внушительную гору в кратере, не имеющем земных аналогов, назвать трудно) породы, напоминающие осадочные, включая нечто похожее на глины. Специалисты считают, что если уж искать где-то следы древних марсианских озер, то здесь. Полагают, что марсианский климат когда-то был теплым и влажным, у планеты была приличная атмосфера, в северном полушарии плескался целый океан, но затем, два миллиарда лет назад, по какой-то причине наступили сухие и холодные времена.

Не исключено, впрочем, что трагические события, погубившие Марс, произошли намного позднее. На что, возможно, и указывают следы, похожие на отложения озер. Впечатление, будто бы эти озера высохли (если высохли…) совсем недавно. Некоторые из них могли вмещать по несколько сотен кубических километров воды. Вполне однако возможно, что та сохранилась - в замерзшем виде, огромные линзы льда, заметенные песком и пылью. В таком случае Марс - перспективная планета для колонизации! А там, кто его знает, может быть и до терраформирования дойдет "и на Марсе будут яблони цвести"…

Но до него еще надо долететь. И сесть, что не так уж легко. Казалось бы, что за проблемы, если первая космическая скорость составляет всего лишь 3,6 км/с, не намного больше, чем на Луне. Так-то оно так, но - атмосфера. С одной стороны, она слишком разреженная (ее плотность в сто раз меньше земной), чтобы посадить тяжелый аппарат только на парашюте, а с другой - слишком плотная, чтобы глупо тратить драгоценное топливо, доставленное за сотни миллионов километров (цена миссии $2.5 млрд.), на чисто ракетный способ приземления. Выбран комбинированный и при этом уникальный способ. Замечательные кадры будущей посадки приведены на ролике НАСА:

Впрочем, "Викинги" также садились с помощью парашютов и затем уже ракетным способом. Разве что без подвески на тросе у "Небесного крана", как Curiosity.

Среди множества научного оборудования на ровере установлен лазер. Не для того, чтобы отбиваться от марсиан - история Земли показала, что жизнь развивается очень медленно и на Марсе у нее не было шансов. Лазер сможет на расстоянии до девяти метров испарять микрообразцы пород для анализа спектра паров. Да, возможности нового марсохода впечатляют и дай бог ему успешно сесть в свой кратер в августе 2012 года.
Жаль, конечно, что Россия утратила космические амбиции, смирилась с ролью орбитального извозчика и деньги тратит на что угодно, только не на космос и науку. И неудивительно, что модернизация, о которой там так много говорили, не состоялась и не состоится. Поэтому скрестим пальцы за успех миссии Curiosity и скажем спасибо Америке, поддерживающей дух исследователей и первопроходцев. Экспансия признак развития и плохо, когда амбиции угасают, а начинанья, взнесшиеся мощно, сворачивая в сторону свой ход, теряют имя действия.
Что же касается будущего Марса, то после подтверждения больших запасов воды на планете, в чем уже мало кто сомневается, во весь рост встанет следующий вопрос, вопрос энергии. Солнца там мало, а для привычного сжигания органического топлива не хватает двух вещей: самого топлива и… кислорода! Если на Марсе не было лесов, то нет и нефти с углем. И им не в чем гореть, нечем окисляться. Придется развивать водородную энергетику на основе воды, но для этого также нужна энергия…

Комментарии

Добавить изображение