ПОДАРОК ИЗ ИТАЛИИ

08-01-2012

Джанни Манджафуоко смотрит сверху вниз южными чернейшими глазами: "Повтори, как меня зовут по-русски?" - И хохочет, не в силах выговорить: Ваня Огнеедов. Именно это и означают его имя и фамилия в буквальном переводе с итальянского.

"Ты и профессию себе выбрал, исходя из имени?" - спрашиваю я. - "Э си`, - отвечает он, - я ведь с детства слышал, как отец говорил гостям: вы можете узнать, что такое пицца, не приезжая в Неаполь, но вы никогда не поймёте, что такое Неаполь, если не попробуете пиццу".

ПОДАРОК ИЗ ИТАЛИИДжанни, уменьшительное от Джованни - Иван, хозяин одной пиццерии на Пьяцца Навона.

Самое простое, самое дешёвое, самое бедняцкое блюдо более ста лет назад начало свое неостановимое шествие от подножия Везувия, пересекло реки, моря, океаны и горы и победоносно распространилось по всем континентам.

Мой коллега по профессии - специалист по азиатским странам и одновременно "огнеедовский" земляк - с придыханием рассказывает о том потрясении, которое он испытал в прошлом году, когда в несусветно далеком Непале, в забытой богом горной долине, на высоте всего (!) 3.500 метров, на нищенской глинобитной хижине он увидал покосившуюся от ветра и дождей фанерку с надписью толстым маркёром от руки - "ПИЦЦА".

Коллега не уточнил, откуда был родом командовавший там пиццерийщик, по-итальянски - "пиццайоло", вполне возможно, появившийся на свет на средиземноморском берегу, а потом заброшенный судьбой в Гималаи, но созвучие Неаполь - Непал только доказывает связь времён и расстояний.

Мог ли повар Винченцо Коррадо в самых радужных снах мечтать о том, что его изобретение, сотворённое в 1733 году в самом чреве ползущего в горы старинного города, одержит верх над именитейшими блюдами и станет самой популярной едой, насчитывающей сотни вариаций?

Кто любит её острой, кто пресной, кто попроще и кто посложнее, со сладким сыром и с ананасом, с чесноком-луком или со свежими копченостями, с венской сосиской или с немецким салом (о-о, шпик!), а есть и такие экзотические гурманы, что предпочитают пиццу с редькой, хреном и добрым куском поджаренной гадюки.

После того, как Дон Винче` попробовал замесить как обычно тесто, раскатать, а уж потом додумался и набрался храбрости - первым в мире! - положить сверху нарезанные "золотые яблоки" - "помодори", как назвали венецианцы привезенные из Америки томаты, - запихнуть изделие в раскалённую печку, а через минуту - другую заглянуть, что там происходит с помидорами и как они вздуваются и лопаются от жара, с той самой минуты любой повар скажет вам в приступе откровенности: "заполнив протвинь дрожжевым тестом, можешь затем творить в нём какое хочешь безобразие".

Истинный неаполитанец, научившийся за века ничему не удивляться, уже привыкший к поначалу невообразимой грибной начинке, вполне может упасть в обморок, если узнает, к примеру, что в Японии его любимую пиццу могут начинить... картошкой под майонезом (!), а вместо обязательного помидора налить туда осминожьи чернила (!!!).

После Второй Мировой пицца спасла от голода миллионы, целые поколения.

Кто ни попросит - подавали как милостыню. В её родном городе, где в разные лотереи не играют разве что только совсем уж чокнутые, пиццерийщики разрешали кредит на весь квартал: если хоть кто-то выиграет в "Лотто" - заплатит за всех. А кто получал зарплату понедельно, частенько прибегал к методу "на восьмой день", то есть - "съем сегодня, заплачу через неделю".

Кстати, о деньгах. Тесто - неизменно, начинка - любая на любой широте и долготе земного шара, а вот выручка постоянно растёт. Весь "пицца-бизнес" - как на дрожжах. И четко отражает колебания мирового и национальных рынков.

Точь-в-точь как акции, капиталы и ценные бумаги на биржах.

Например: если блюдо "Романа" с кильками стоит дешевле обычного, значит, рыбацкий улов был весьма обилен, а если простенькое "Бьянка" с розмарином и оливковым маслом подорожало - то все понимают, что в этом году маслины и приправы не уродились.

Так что на переломе веков предприятие это - дело верное и беспроигрышное.

Не желая утомить читателя цифрами, всё же рискну. Жаль, не попадались германские подсчеты, но официальный оборот итальянских пиццерий 2,2 миллиарда евро (!!!) в год, только зарегистрированных на полуострове - сапоге их 20 тысяч. А в США на 25 тысяч МакДональдсов столько же пиццерийных заведений, и, чтобы противостоять неаполитанскому напору, Мак-Дэ проводит эксперимент со своим рецептом: Пицца "Моя". Ужасно интересно - что это такое?

Наверно, клиенты сами напихивают начинку по выбору и согласно собственной фантазии. Стоит узнать.

Комментарии

Добавить изображение