"ХОВАНЩИНА" И ВАНДАЛИЗМ ШОСТАКОВИЧА

23-09-2012

Несколько месяцев назад, удобно устроившись у радиоприемника, я решил послушать оперу 'Хованщину', транслировавшуюся из Метрополитен Оперы с исполнителями основных партий солистами Петербургского Мариинского театра и под управлением дирижера Кирилла Петренко. Должен заметить, что во второй половине сороковых г.г. мне приходилось пару раз видеть и слушаать эту оперу в Ленинграде с великой певицей Софьей Преображенской в роли Марфы-раскольницы, а затем я часто слушал "Хованщину" в отличных записях с нею или Марией Максаковой в роли Марфы и Марка Рейзена в роли Досифея.

Должен признаться, что сам я большим поклонником этой оперы не был. Сюжет меня не привлекал, а привлекали лишь некоторые сцены с участием персонажей оперы: Марфы, Досифея и Шакловитого, образы которых в прошлом почти всегда создавали великие певцы-актеры. Но для многих знакомых мне любителей опер "Хованщина" была одной из самых любимых. И вот я слушаю оперу из МЕТа и ничего не узнаю. Что это? Решаюсь вновь заглянуть в журнал OPERA NEWS, и в результате выясняю, что опера "Хованщина" идет в оркестровой редакции Шостаковича, после чего мое слушание немедленно прекращается.

Дело в том, что я много лет посвятил прослушиванию сочинений Шостаковича для написания статей в этой области. А привлекла меня к этому вовсе не любовь к его музыке, а наличие лживой музыковедческой совдеповской литературы об этом композиторе, измеряемой, пожалуй, в тоннах. На мой взгляд, почти всё, что написано о Ш-че и его музыке в совдеповское время является глобальной ложью и лишь некоторым отдельным высказываниям о нём и его т.н. музыке можно доверять. Мне прежде приходилось слышать фрагменты из "Бориса Годунова" в шостаковической редакции, и в моем большом стихотворении "Совковый гений" 9-26-2006 (МSD) можно прочесть:

Он сунулся к "Борису" с оркестровкой,
Кощунственной совковой перестройкой,
И покалечил оперу изрядно,
На музыку надев оковы рядно.
Когда Большой послал его подальше,
Он в Мариинский влез с трезвонной фальшью,
На много лет театр околпачив,
Пока не вынесли к чертям собачьим.

Музыкальная драма Мусоргского - опера "Хованщина", раскрывает тему событий российской истории конца 17 века о расколе и стрелецком бунте, которую композитор написал по собственному сценарию и тексту. Это творение он создавал с довольно большими перерывами, поэтому оно так и не было закончено к моменту его смерти. В отличие от "Бориса Годунова", "Хованщина" не имела литературного первоисточника. Либретто своей оперы Мусоргский так и не написал. Наиболее интенсивно композитор работал над оперой в период 1875-1876гг., а также полтора года до своей кончины. Полный клавир он успел закончить, не хватило (по словам Мусоргского) лишь "маленького куска в заключительной сцене самосожжения". После смерти композитора в 1881 году Н. А. Римский-Корсаков завершил последние сцены, отредактировал и оркестровал оперу. Закончив эту работу, он в 1883 году предложил "Хованщину" Мариинскому театру, однако театральный комитет отклонил заявку. Сценическая жизнь "Хованщины" началась в 1886 году, когда петербургский музыкально-драматический кружок поставил ее в зале Кононова на Мойке. Премьера прошла скромно. В 1913 году для парижской постановки М. Равелем и И. Стравинским была создана новая редакция оперы. Полемику вокруг этой постановки начал А. Н. Римский-Корсаков, сын композитора, расценивший парижскую постановку как "акт вандализма".

Акт вандализма? А собственно говоря, почему теперь мы к этому, в связи с никому из любителей не нужной и не представляющей ни малейшего интереса, явно спекулятивной оркестровкой Шостаковича должны относиться иначе? В совдеповское время для коммунистических бонз, устанавливавших собственные правила в области культуры, законы не были писаны, но теперь другие времена (а может быть, и нет?). Ведь и Стравинский и Равель , в отличие от лишенного мелодического дара Ш-ча, в действительности, были великими композиторами, так чт о бы теперь сказал сын Римского-Корсакова относительно шостаковического вмешательства? (В совдеповские времена коммунистические монстры насильно навязывали музыку Шостаковича, а теперь этим правит ЕГО ПРЕПОХАБИЕ БИЗНЕС, продолжающий спекуляции на имени , лживо причисленном к именам мировых музыкальных гениев стараниями коммунистов и мировой шостаковической мафии. Но акции, которые сто лет назад расценивались как вандализм, и теперь, очевидно, следует считать вандализмом).

Шостаковический вандализм в отношении "Хованщины", пожалуй, самый отвратительный среди всех его спекулятивных и абсолютно ненужных любителям опер вторжений. Дело в том, что если бы зашел серьезный спор о том, кто фактически бОльший композитор для Хованщины: Мусоргский или Римский -Корсаков, то музыканты и музыковеды стали бы в тупик. Ведь Римский-Корсаков гениально спаял оперу, у которой не было либретто, из отдельных кусков. А утверждение, что Ш-ч сделал свою оркестровку на основе клавира, составленного музыковедом П. Ламмом, также подтверждает, что он (Ш-ч) вынужден был кромсать и музыку, сочииненную Римским -Корсаковым. Ведь "Хованщина" и в ламмовском клавире, была НЕРАЗДЕЛИМЫМ сочинением Мусоргского- Римского-Корсакова, поэтому шостаковическое кайло должно было как следует пройтись по обоим великим композиторам и нанести невосполнимый ущерб их гениальному сочинению.

Б. Асафьев: "Был композитор Мусоргский и был композитор Римский-Корсаков; но остались произведения, в которых они с трудом выделяются и составляют творческое единство. Поэтому можно сказать, что в истории русской музыки существует композитор Мусоргский - Римский-Корсаков".

После кончины Мусоргского Н. А. Римский-Корсаков создал свою редакцию "Хованщины" на основе авторских рукописей и ее инструментовал.

Некоторая часть автографов утеряна, в том числе "Любовное отпевание Марфы", которым Мусоргский особенно гордился. БОльшая часть музыки, которая была записана композитором в виде клавира, не была оркестрована. В оркестровке Мусоргского сохранились только хор стрельцов "Поднимайтесь, молодцы" (3-е действие) и Песня Марфы. Собственную версию заключительного хора (в сцене самосожжения раскольников) написал И. Ф. Стравинский, совместно с М. Равелем подготовивший новую редакцию оперы для постановки в 1913 году в Париже труппой С. Дягилева. В этой редакции использовалась оркестровка Римского-Корсакова, а работа Стравинского и Равеля заключалась в восстановлении (в отдельных случаях - реконструкции) и оркестровке фрагментов, не вошедших в редакцию Римского-Корсакова.

Из совдеповской коммунистической пропаганды:
"В сравнении с "Годуновым", "Хованщина" - не просто драма об одном историческом лице, а в своем роде "безличная" историософская драма. При отсутствии "центрального" ярковыраженного персонажа, который характерен для обычной оперной драматургии на то время, стают раскрытыми целые пласты жизни народа и поднимается тема духовного трагизма у всего народа, появляющаяся при переломе его жизненного и традиционно-исторического уклада. Мусоргский для подчеркивания этой жанровой особенности дал опере подзаголовок "музыкальная народная драма".

Комм. ЯР. Возможно, что Мусоргский, действительно, задумал, чтобы "Хованщина" оказалась музыкальной драмой, но из тех кусков, которые были им оставлены, вместо драмы, удалось создать нормальную оперу (после удаления мусора, как известно образующегося в процессе творчества, и благодаря посмертному вмешательству Римского-Корсакова, великого композитора и современника Мусоргского, чей композиторский и мелодический дар был существенно выше). (См. ниже мнение Равеля о "Хованщине").

Некоторые сторонние комментарии:
1.В новой постановке Большого театра муз.драма "Хованщина" поставленав оркестровой редакции Дмитрия Шостаковича (1959): эта версия, сохранившая все особенности новаторского стиля Мусоргского, принята теперь в большинстве театров мира Комм. ЯР. О новаторском стиле Мусоргского много писалось в совдеповское время. В действительности, новатором он не был, а был лишь талантливым компилятором: в "Борисе Годунове", на мой взгляд, он удачно использовал речитативные вокальные приемы "Каменного гостя" Даргомыжского в сочетании с ариями из опер Верди. В "Хованщине" некоторые из вокальных фрагментов музыковедами были названы русско-итальянскими. Интересную характеристику дал "Хованщине" композитор Морис Равель: -"Хованщина" не есть новейшая музыкальная драма. Это настоящая опера, задуманная в старинной форме: арии, дуэты, хоры, сцены - все сохраняет свою самостоятельность".

2. Шостакович закончил беспросветную драму Мусоргского повторением знаменитого "Рассвета на Москве-реке". Однако нельзя не признать, что если оркестровка Шостаковича превосходна, то сделанные им композиционные дополнения сегодня устарели.
Петр Поспелов о "Хованщине" в Большом театре (1995).

3."Хованщина" в Театре оперы и балета Екатеринбурга
13 декабря 2007 г.
Вопросы и ответы великой оперы
"Каноничность, традиционность была сознательной позицией постановщиков - вопреки тенденции осовременивания, ставшей сейчас распространенной. Намеренным был и выбор редакции Римского-Корсакова - более возвышенной, парящей, чем инструментовка Шостаковича. Постановка будто направляет зрителей: все художественные и нравственные смыслы ищите в самой музыке...".
Елена КРИВОНОГОВА о постановке "Хованщины" в Театре оперы и балета Екатеринбурга.

Шостаковича -разруштеля великих партитур опер Мусоргского, полюбившихся слушателям и шедших в театрах на протяжении почти столетнего периода в музыкальных редакциях великого русского композитора Римского-Корсакова, следует считать безпринципным вандалом и спекулянтом также и потому, что, увлекшись кастрацией "Бориса Годунова" и "Хованщины", он на незаконченную оперу Мусоргского "Саламбо", действительно требовавшую постороннего композиторского вмешательства, не посмел обратить внимания, надо полагать, смертельно испугавшись негативной реакции коммунистических бонз.

Сентябрь 2012

Комментарии
  • Николай - 07.10.2013 в 18:17:
    Всего комментариев: 1
    Уважаемый, это только слова. Касательно же оркестровки Д.Д.Ш., приведите проблемные или неудачные места. Пока только я вижу как вам не нравилась советская Россия. Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 10 Thumb down 1
    • estikhin - 30.08.2015 в 15:07:
      Всего комментариев: 1
      Инструментовка Шостаковича по своим краскам, контрастам и смелости голосоведения более созвучна гениальному музыкальному замыслу М.Мусоргского. Автор статьи Показать продолжение
      Рейтинг комментария: Thumb up 4 Thumb down 0
  • Anna - 19.03.2015 в 18:34:
    Всего комментариев: 1
    Да, автор явно плюется желчью. Даже из списка публикаций на этом сайте видно, что желчь явно в сторону СССР. Но – оно ведь более чем объяснимо...
    Рейтинг комментария: Thumb up 1 Thumb down 0
  • Guglielmo Tell - 18.04.2016 в 03:46:
    Всего комментариев: 1
    Посмейте написать там в Бостоне что-нибудь подобное об американской классической культуре или о Голливуде. "Борис Годунов" и "Хованщина" НЕ написаны для Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 2 Thumb down 3
  • Dmitry - 10.01.2017 в 05:34:
    Всего комментариев: 1
    Конечно автор подошел к вопросу лишь только из личных предубеждений и это грустно. Спорить о том, был ли Шостакович гением или нет, это не наше дело и не дело автора, Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 0
  • Modus - 11.04.2017 в 17:05:
    Всего комментариев: 3
    Во-первых, если для автора данной статьи мелодический дар - это критерий величия композитора, то абсолютно непонятно, почему он противопоставляет Шостаковича ещё Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 1 Thumb down 0

Добавить изображение