АЛИСЫ ИЗ СТРАНЫ ЧУДЕС
21-10-2012Я люблю детей
(только не мальчиков).
Льюис Кэррол
Готов обеими руками подписаться под словами эпиграфа! Да простит меня мой любимый, умный и красивый внук, которого я также люблю. Думаю, простит.
Он станет дедом, обзаведется внучками - и все поймет. Ибо только внучки придают некоторый смысл нашему существованию. Если он в нем есть. Эти прелестные создания так похожи на ангелов, что даже думать не хочется о том, что же их затем так меняет? Жизнь? Но жизнь - это не мы ли сами?..
Эта очаровательная девочка прожила долгую, "нормальную", ничем особо не выдающуюся жизнь, оказав тем не менее большое влияние на мировую литературу. Да и на культуру тоже, хотя, вопреки расхожим представлениям, непосредственной, прямой и жесткой связи между двумя этими явлениями не прослеживается.
Думаю, не только Алиса Можейко, дочь фантаста Кира Булычева была прототипом Алисы Селезневой из телефильма "Гостья из будущего". А уж Роберт Хайнлайн в своем "Числе зверя" прямо вывел ее в одном из эпизодов, причем вместе с писателем, музой которого она была. Да, перед нами семилетняя Алиса Лиддел, одетая попрошайкой. Снимок сделан Льюисом Кэрроллом в 1859 году. Он, оказывается, был еще и неплохим фотографом. Да, это та самая Алиса из страны чудес. Это тот самый английский математик, логик, философ и диакон Чарльз Латвидж Додсон, более известный нам как писатель Льюис Кэрролл. Автор той самой книги. Кстати, вы ее действительно понимаете, эту книгу? Ее причудливый и сложный юмор, ее тонкие и нетривиальные намеки и сравнения, аллюзии и метафоры, парафразы и реминисценции, а также прочие стилистические и смысловые фигуры? Вы и впрямь полагаете, что это детское чтение? Гм. Мне так не кажется.
А вот королеве Виктории, да и самой, десятилетней уже к тому времени Алисе сказки Чарльза Додсона нравились. Настолько, что она (Алиса, а не королева) не только заставила молодого математика сочинить их для нее и сестер, но и убедила записать. Так и появилась на свет знаменитая книга, от которой до сих пор без ума не только добрая старая Англия, но и весь не такой уж и добрый мир!
Родился автор в 1832 году в семье приходского священника в деревне Дарсбери графства Чешир, что понятно. Иначе откуда бы взялся тот Чеширский кот с улыбкой Моны Лизы?! Обладая выдающимися математическими способностями, стал бакалавром и выиграл конкурс на чтение лекций в Крайст-Чёрч, одном из известнейших колледжей Оксфорда. По уставу колледжа принял духовный сан диакона, что давало ему право читать проповеди. Еще студентом начал писать стихи и рассказы под псевдонимом Льюис Кэрролл.
А в 1856 году в колледже появился новый декан - Генри Лиддел, вместе с которым приехали его жена и пятеро детей. Среди них была и 4-летняя Алиса. Кэррол дружил с девочками. В нынешней России опасно поднимать эту тему, хотя еще три-четыре года назад ее олигархи, в том числе и недавние кандидаты в президенты, вывозили в качестве эскорта на всякие там Куршавели и Ниццы целые табуны несовершеннолетних девиц. И это считалось - русской интеллигенцией считалось, взять ту же Татьяну Толстую! - лихой удалью, проявлением истинно русского размаха и широты натуры.
Сейчас вождь постарел, шалостей не любит и преследование педофилии стало одним из инструментов подавления инакомыслия, так что и с этой точки зрения Кэрролов в России никогда не будет. Да их и не было. Не считать же таковыми Булычева или Александра Грина с его Ассоль? Или все же считать?..
Впрочем, никто не смог, несмотря на все усилия, доказать не вполне платоническую любовь Льюиса Кэррола к девочкам. В целомудренном прошлом считалось, что он вообще не дружил с взрослыми особами противоположного пола, делая исключение лишь для Эллен Терри (эта легендарная актриса, героиня шекспировских ролей, впрочем, была всего лишь на пять лет старше Алисы Лиддел). Но сейчас выяснилось, что большинство его "маленьких" подруг были старше четырнадцати, в воспоминаниях же часто занижали свой возраст. Вспомним попутно: шекспировской Джульетте не было четырнадцати, а Марья Гавриловна из "Метели" Пушкина была уже немолода: "Ей шел 20-й год".
Кэрролл считал свою дружбу с девочками совершенно невинной и, судя по строгим викторианским нравам, царившим в то время, по тому, как следили за дочками мамаши и многочисленные гувернантки, нет оснований сомневаться в этом. К тому же в многочисленных воспоминаниях, которые позже оставили о нём его маленькие подружки, нет ни намека на какие-либо нарушения приличий.
Мораль викторианцев, как бы скептически о ней ни отзывались, базировалась на строгом кодексе поведения, на нетерпимости к его нарушениям и преступлениям, на жестких сексуальных ограничениях и сильной этике. Но представьте себе, господа путинианцы, в викторианской Англии конца XIX века девочки до 14 лет считались асексуальными, и дружба Кэрролла с ними выглядела совершенно невинной причудой. Тогда как слишком близкое общение с молодой женщиной (особенно наедине) строго осуждалось. Что и заставляло Кэрролла объявлять знакомых женщин и девушек маленькими девочками, а их самих - занижать свой возраст.
Мало того, Кэрролл и сам не был вечно юным Питером Пэном. Он взрослел.
И со временем называл словом ребенок женщин 20-30 и более лет. Так, в 1894 году, за несколько лет до смерти он писал: "Двадцать или тридцать лет тому назад я бы сказал, что десять - идеальный возраст- теперь же возраст двадцати - двадцати пяти лет кажется мне предпочтительней. Некоторым из моих дорогих девочек тридцать и более: я думаю, что пожилой человек шестидесяти двух лет имеет право все ещё считать их детьми".
Вот и мне уже за шестьдесят. И хотя пишу я иные сказки, совсем не в духе Кэррола, но также люблю детей. Если это девочки. И хочу подарить вам две сказки своих дорогих девочек. Моих любимых внучек.
Бабочка и слон
Возможно, сегодняшняя сказка покажется вам не слишком правдивой, но если вы вдруг увидите слона с радужными крыльями, то вспомните ее.
Жила-была на свете одна красивая бабочка. С чудесными манерами, с добрым сердцем и открытой душой. И как-то король бабочек решил, что настало время выдать дочку замуж. И пригласил во дворец принцев из всех соседних королевств.
Но чем больше съезжалось принцев, тем больше ему казалось, что его дочь никогда не выберет себе жениха. Все королевство было в отчаянье и все спрашивали друг друга, полюбит ли принцесса кого-нибудь?
Шли дни, и однажды принцесса объявила, что хочет выйти замуж. Но только за самого большого, самого сильного и самого красивого из зверей! Удивленные подружки посоветовали ей, раз уж она решила так поступить, облететь все королевство. И принцесса бабочек отправилась в путь.
Она облетела все королевство, но никакой зверь ей не понравился. И тогда она направилась в зоопарк, последнее место, куда ей хватило храбрости лететь. Там она сразу заметила слона и ее глаза заблестели. Ведь слон и сильный, и большой и красивый! Бабочка взмахнула крыльями, опустилась на огромного зверя и обрадованно воскликнула:
- Слон мой, слоник, наконец-то мы встретились!
Но слон в ответ только хвостом махнул, и тогда бабочка поняла, что сидит далеко от ушей. И еще больше полюбила такого огромного зверя! Она закружилась у его уха и кричала изо всех сил:
- Слоник мой, слон, ты красив, ты силен и ты самый большой!
Слон проснулся, оттого что ему показалось, будто кто-то сказал, что он самый красивый и взмахнул ушами, чтобы лучше расслышать. Такого ему еще никто не говорил. И тут он заметил радужное пятнышко. Вот оно подлетело ближе и слон увидел перед собой красавицу бабочку!
Слон тут же влюбился в нее и предложил жить вместе. Она согласилась и никогда не жалела об этом. А он никогда не жалел о том, что женился на бабочке. Жили они долго и счастливо!
(Этери, 8 лет. Монреаль)
Cнегурочки
Жили-были дед, да баба и не было у них внучки. И вот как-то зимой слепил дед из снега Снегурочку и позвал деда Мороза. Тот взмахнул посохом - и девушка ожила. Обрадовались дед и баба и стало у них в доме весело. Но весной Снегурочка исчезла.
Расстроился дед, вздохнул, но дождался, пока снова выпадет снег - и слепил новую Снегурочку! И только она ожила и засмеялась звонко, как вернулась из северных краев первая Снегурочка. Стало у них две внучки…
Но вот беда, весной обе исчезли. И тогда рассеянный дед, едва наступила зима, слепил третью девушку. А тут и первые две возвратились! Стало всем еще веселее, но тесновато. Маленький домик был у деда с бабой. И тогда дед пристроил к нему горницу.
Так с тех пор и пошло. Снегурочек с каждым годом все больше, они хороводы водят, песни поют, веселят стариков, а дед все строит, все горницы к дому пристраивает…
(Лида, 4 года. Нью-Йорк)
Я очень люблю их! И понимаю Льюиса Кэррола. Который также многое понимал, хотя ни детей, ни внучек у него так и не было.