"ПОНАЕХАЛИ ТУТ" (Эмиграция на Запад и дело Брейвика)
28-11-2012Уходит в прошлое громкое дело Брейвика. К своему концу оно всё реже попадало в число "горячих" событий: убийства, даже многих - увы, не редкость в нашем мире. Но память о нём пока жива - это имя продолжает иногда всплывать и на Западе, и в России. Думаю, это не удивительно: сия история отразила важные перемены в мире, и уже поэтому к ней стоит вернуться.
Многие согласятся, что проблемы, "вытащенные" этим делом на обозрение - прежде всего последствия эмиграции "Третьего мира" на Запад - продолжают расти, поскольку продолжает существовать их источник: сама массовая эмиграция. В Америке после выборов эта тема вновь "набирает обороты". Мы поговорим об этом, но для начала не обойтись без ещ одного, надеюсь - прощального взляда на Брейвика и его "деяния".
Что бы о нём ни говорилось, трудно избежать очевидный вопрос: кто же был перед нами - нормальный с, мягко говоря, странным характером, или сумасшедший, с которого "взятки гладки"? Его речи, даже при самопредставлении "тамплиером", для многих вполне могут свидетельствовать о его нормальности. Однако две группы психиатров, приставленные к Брейвику, так и не смогли прийти к единому мнению о его вменяемости- мало того - неопределённость с этим сохранялась и год после случившегося.
Помимо - скажем осторожно - странноватых политических свойств современной Норвегии (о них - в другом очерке), есть и большая "не-политическая" причина сомневаться в этом разбирательстве. Суд пытался решить ситуацию, которую человечество не может решить всю свою историю: надёжно отделить "нормальных" от "ненормальных". Любой медик подтвердит, что иногда это практически невозможно.
Объяснением нерешаемости задачи на "нормальность" могут быть современные данные о человеческом разуме: выяснено, что разная его деятельность осуществляется разными частями мозга. После этого останется признать, что проблема "нормальности" Брейвика не только остаётся открытой, - она заведомо не решаема. (Подчеркнём - мы здесь именно о "нормальности", а не о подсудности). Личности, у которых "ум" в одном уживается с "глупостью" в другом, не так уж редки. В эту категорию попадают разнообразные "люди со странностями", многие из которых остаются на свободе лишь потому, что никого не убивают. Можно вспомнить блестящего изобретателя Говарда Хьюза, обросшего и бегавшего голышом по своим апартамертам, но самой яркой иллюстрацией мне представляется судьба гениального математика Джона Нэша, и сделанный по ней фильм "Beautiful mind", (в русском прокате - "Игры разума"). Главная его тема - совместимость в одном человеке явной шизофрении и огромного математического таланта. Подобные - совсем не редкие - случаи стоит помнить всем, кто совершает любительские наскоки на непростые проблемы "нормальности". Сказанное здесь - не поддержка расхожего мнения что "если талант, то обязательно сумасшедший", но напоминание о том, что сочетание в одном человеке "ума" в одном и слабоумия в другом - более часты, чем нам хотелось бы, и Брейвик по всей видимости из их числа. .
Следом напрашивается вопрос - к какой "категории" его отнести?
Мне думается, он близок к знакомому американцам Тимоти Маквею, в 90-х годах взорвавшему правительственное здание в Оклахоме и тоже сгубившему немало детей. Это - категория "деятелей" и "мыслителей" из некоей "серой" зоны: не явных сумасшедших, но глубоко уверенных, что "спящее" большинство (большей частью - ими воображаемое) в развитых странах можно и нужно "разбудить" такими актами.
Демонстрируя полное здравомыслие в одном и невменяемость в другом, такие люди всегда будут загонять в тупик тех, кто будет пытаться решить задачу на нормальность "вцелом".
Впрочем, отнюдь не психическое здоровье Брейвика интересует нас в первую очередь. Его случай - больше чем терроризм и убийства детей, сколь бы ни были они сами по себе огромны и дики. Это - слабое утешение для родственников убитых, но для наблюдателей тут - далеко не только уголовщина. Если сжать его судебные речи до главной мысли, до одной фразы - они об отступлении Западной цивилизации и наступлении враждебных ей "чужаков".
Тут мы прежде всего вынужденны обратить внимание на ещё одну дискуссию, давно начавшуюся и похоже усиливающуюся в последнее время: а действительно ли имеет ли место угасание Запада, или люди наблюдают изменения, которые ошибочно принимают за упадок? Есть ли реальный повод для беспокойства у тех, кто хоть и не разделяет позывы Брейвика убивать, но озабочен этими переменами? Вопрос этот не так прост как может показаться любителям порассуждать о "загнивании Запада". Изменения в сложных вещах часто не ложатся на единую шкалу "улучшить - ухудшить", поэтому в очерке попробуем набросать лишь общую картину.
Чтобы сразу "охладить" склонных видеть только упадок, начнём с противоречащего ему фактора колоссальной важности: продолжающегося быстрого развития современных технологий на Западе. Да, компьютеры и прочие "гаджеты" выпущены часто в Азии, но где они созданы? Начиная от "чипов" и кончая беспилотными "дронами" - "развивающимся" (включая Россию и Китай) практически нечего этому противопоставить, самое передовое они в состоянии только похищать или копировать. Весь этот "хайтек" определяет главное: технологии вооружений, но стоит помнить и о прочем крупном - скажем, о новых технологиях ископаемых топлив, о развитии автоматики, могущей в обозримом будущем остановить пресловутый "аутсорсинг" (уход работ к "развивающимся"), и т. п.
Приглядимся к доводам упадка и сразу отстраним эмоции тех, для кого "раньше вода была мокрее и трава зеленее". Претензии к упадку нравов -"дети перестают слушаться родителей, младшие - старших, и всякий норовит написать книгу..." - слышались ещё в древнем Вавилоне.
Отвергнем и схожие с ними жалобы "культурологического" плана, вроде распущенности, падения религиозности (в российской интерпретации - "роста бездуховности"), роста терпимости к гомосексуальности и к ранней сексуальности, и другую моралистику. Это - давние темы "консерваторов", с которыми согласятся далеко не все. Вместе с тем в этих заезженных симптомах попадаются "зёрна истины" - то, что выходит за идеологические предпочтения и может быть количественно оценено: рост паразитических настроений, ухудшение образования, а главное - западные военные неудачи, особенно бьющие в глаза при огромной разнице в качестве вооружений. (Сюда надо отнести и всё более частые бесславные ситуации: уходы с территорий при сохранении там у власти враждебных правителей, явные и скрытые выплаты врагам, и т. п.)
Что же видит обыватель Запада? (Речь об их "правых". О "левых" не говорим - они счастливы переменами, ростом числа небелых и прочим "разнообразием").
Предельно упрощая, можно резюмировать: технический прогресс продолжается, но европейские культуры, а с ними и вся привычная жизнь - под угрозой, и речь идёт о вещах много более существенных, чем вид уличной толпы, народные праздники или блюда в ресторанах.
Это бросилось мне в глаза в книге калифорнийского профессора Джоела Коткина "Следующие сто миллионов", посвящённой Америке в 2050 году.
В ней упомянут городок Утика в штате Нью Йорк, где экономическая деградация была приостановлена "впрыском" большого числа эмигрантов-боснийцев и русских в начале 1990-х годов. При всей моей нелюбви к "игре в примерчики" - на Утике стоит остановиться, она показательна.
У нас нет оснований сомневаться в экономических наблюдениях Коткина: в моём городе боснийцы тоже хорошо работают, среди них, например, немало строителей, великолепно делающих своё дело. Они не досаждают своей религией - лично я о ней услышал только когда работы в моём доме пришлись на Рамадан и они вежливо отказались даже от стакана вина за обедом. Но вот маленькая деталь: они предпочитают оплату наличными. Имею основания утверждать что от выплат налогов они по возможности уклоняются. Ещё раз подчеркну - ни о каких проступках, ни о чём предосудительном среди этих людей (речь идёт уже о десятках тысяч) мне не известно. Они скромны, внимания к себе не привлекают, но факт остаётся фактом.
Примечательны в этом плане и российские. Прочтя восторги Коткина по части экономического возрождения Утики, я вспомнил недавнюю собственную поездку примерно в те же места, где мне случилось посетить молодую семейную пару российского происхождения.
У обоих дипломы американских университетов, полная погруженность в американскую жизнь. Мой приезд совпал с их переселением, и речь зашла о коммуникациях.
Я с любопытством пронаблюдал, как эта пара восприняла появление соседей из "третьего мира": к этим соседям, раз они "не американцы", можно "подъехать" с идеей совместного (т. е. не совсем честного) использования интернета и пр... Я тут же вспомнил об аналогичных российских ловкачествах в нашем городе в глубине Мидвеста - делавшихся с великолепной изобретательностью, хотя совершенно не вызванных экономической необходимостью.
(Можно вспомнить и "около-Нью-Йоркские" рассказы о "русских" злоупотреблениях медстраховками, и "пиратские" копирования программ, но мы здесь не будем).
Вывод прост: толковые выходцы из России и Боснии вполне составят конкуренцию (или станут партнёрами) "местным" в технических сферах. Разговоры о всеобщем экономическом упадке Запада и его частички - Утики - могут быть "сильно преувеличины", техническое развитие продолжится, тем более что толковым "чужакам" в Америке меньше препятствий чем в Европе. Но такой "маленький" нюанс: в Утике врядли возникнет общество, по которому иногда вздыхают совсем ещё нестарые "англосаксонские" сотрудники нашего отдела: когда в мидвестовских городишках можно было не запирать дверь, когда честность была настолько повсеместна, что не замечалась, когда трудолюбие и чистоплотность были "в крови" у подавляющего большинства, и когда это большинство "играло по правилам" даже если они не контролировались часто. В этих отношениях Утика врядли вновь станет "англосаксонской", или другой "северо-западно-европейской", и дело тут далеко не только в экономике и "хайтеке".
Сюда же относится и аспект, плохо поддающийся экономическим оценкам и почти не освещаемый медиа - отношение проживающих к окружающему обществу.
У меня сложилось впечатление, что у большинства боснийцев и многих выходцев из бывшего Союза (не забудем что помимо "всегдашних" евреев на Запад из России теперь приехали многие другие) отношение к Западу - при всём признании его материальных преимуществ - смесь безразличного потребительства и отчуждения. Сходно отношение и у других национальных групп.
Именно эти отклонения от привычных "европейских" норм и безразличие "гостей" воспринимаются частью людей Запада не просто как перемены, а как разрушение их культуры. Стоит помнить, у принципа "Не хлебом единым..." - много граней. В этой связи можно только удивиться, что недовольство "понаехавшими" на Западе сравнительно мало выражено.
Кстати, уже этот факт - указание на то, что если не западный "хайтек", то западная культура отступает, как бы ни вела себя экономика, поддержанная "вновь прибывшими".
Каковы же перспективы вцелом? Райские виды "хайтековских" фирм и городков знакомы всем, хотя бы по снимкам. Но стоит знать, как выглядят и другие территориально растущие районы... Я не бывал в Утике, но не раз работал в Гэри. Если ехать на юг от Чикаго вдоль озера, попадаешь этот городишко, где всё ещё много металлургии и где для нас много работ. Наш обычный "постой" - гостиницы "Холидей", вполне приличные отели... Но не в Гэри. Впечатление такое, будто попал в Африку. Вокруг обшарпанного здания гостиницы - заброшенные пустыри , вдоль улиц - унылые домишки. Первый вопрос дежурной ошарашивает: - "А у Вас есть наличные?" Машинка для чтения кредиток не работает. В номере украдено всё что можно унести - кофеварка, вешалки и прочее. Пультик от телевизора дают в руки и просят возвратить. Невольно поёживаешься когда вспоминаешь - "меньшинства" в Америке быстро растут в численности...
Сравнивая увиденное с картинами "хайтековских" мест - невольно задумываешься - где "уравновесятся" эти "встречные" тенденции? И есть ли вообще выход из положения? Большинство читающих эти строки, как и пишущий их - из "страны советов". Видимо, от наблюдений за вечным своеволием начальства у наших людей развилась эта детская лёгкость дачи советов - "Нужны порядки не такие, а эдакие", "Надо всё сделать не эдак, а так", и т. п. Люди с демократическими рефлексами тут же насторожатся - кто это будет делать, и главное - согласятся ли остальные? В этом последнем - простое указание на то, что если в демократическом обществе не идут перемены, значит они (по крайней мере - пока) "не созрели". Посему мы воздержимся от соватов и зададимся только "техническими" вопросами - а можно ли защитить культуру в принципе?
Мало кто демонстрирует успехи в этом с такой определённостью как Япония.
Это - не очерк об этой стране, но замечу, что на экскурсии по Осаке гид упомянул нам, что цена их важнейшего продукта - риса - могла быть в ДЕСЯТЬ раз меньше, открой Япония свои границы для иностранных рабочих и сократи защиту собственных фермеров. Известно, что многие иностранцы не могут не только купить жильё в Японии, но даже снять его надолго. Расплата за эту "защиту" - высокие цены, но... недовольных "понаехавшими" (и тем более подобных "брейвикам") там нет, поскольку нет самих "понаехавших". "Японскости" Японии никто не угрожает.
Интересно, что никаких громких недовольств по поводу "расизма"и "закрытости" Японии в "мировом сообществе" нет, хотя её позиции в этом вопросе - несомненно крайние и непримиримые. Я думаю огромная доля причин - именно в молчаливой твёрдости Японии, не идущей ни на какие "компромиссы" и "обсуждения".
Гораздо более гибкий подход у Объединённых Арабских Эмиратов. Глаза на эту страну мне открывал иракский доктор с хорошим русским, давно закончивший московский мединститут и случайно попавшийся нам на улице в Абу-Даби.
Улица была полна иностранцев в западных одеждах, среди которых иногда попадались мужчины в традиционных арабских одеяниях, словно сошедшие со страниц "Тысячи и одной ночи"... Разгадка проста: число живущих там иностранцев - около 85%, но это никому не мешает, поскольку все иностранцы - с "видом на жительство". Они могут жить долго, но не участвуют в решениях "местного" общества. "Местные" - их около !5 % - живут по своим законам, у них нет поводов для недовольства "чужаками", поскольку те не угрожают их порядкам и образу жизни...
Западная Европа и Северная Америка демонстрируют совершенно иной подход.
Суть разницы - в сравнительно быстром наделении правом голосования приехавших, многие из которых - в лучшем случае безразлично, а то и недружелюбно относятся к "принимающей" культуре. Именно голосование, участие в установлении порядков - меняет всё.
Никто не запрещает западным странам внедрить модель Объединённых Арабских Эмиратов. Это не подорвёт экономику, как и японская закрытость не подрывает способность их фирм работать по всей земле. Проблемы - зацикленность Запада на политкорректности, истошные потуги "быть хорошими". Это ещ ярче видно в немедленных вопросах безопасности: ничто не препятствует Западным странам ввести на границах изобретённые недавно безошибочные "детекторы лжи", чтобы отделять хотя бы явных врагов. В том, что это тоже НЕ ДЕЛАЕТСЯ - многое заложено.
Некоторые в Западных странах чувствуют идущие перемены. Сейчас мало кто помнит, что больше четырёх лет назад, когда первое избрание Обамы встало в "повестку дня", один из известных телеведущих, Билл ОРайли заявил, что если Обаму изберут, он уедет из страны... Разговоры на эту тему мне приходится слышать всё чаще, и это само по себе - "знак".
Некоторые из "молодых" в нашем отделе, ещё не понявшие дальние страны, то в шутку, то всерьёз заявляют о желании покинуть всё сильнее заболевающую "либерализмом" (читай - современным местным вариантом социализма) Америку и поселиться, скажем, в Австралии или Канаде. Приходится их разочаровывать, рассказывая о тех же, а то и более выраженных, тенденциях в других "англосаксонских" краях (даже если, как в Австралии, на словах принимаются меры по "укрощению" напористых "понаехавших").
Впрочем, мы здесь - о других, совсем не безобидных реакциях. Деградация западной культуры, как и любое увядание - некрасивый процесс. Наряду с медленным угасанием могут быть и опасные судороги. Это - редкие, но опасные явления "людей со странностями" вроде Маквея и Брейвика. Думаю, они - неизбежный "побочный продукт" ослабления воли Запада, продукт угодливости большинства и недовольства меньшинства. Сами они платят жизнью и судьбами за свою неадекватность, но вместе с ними страдают и случайно подвернувшиеся. С ростом политкорректного самообмана, нежелания признавать очевидное и принимать меры - опасность таких эксцессов на Западе в обозримом будущем только увеличится.