Искусство, созидающее человека (Система Станиславского)
15-03-2014Когда мы придём к будущему театру, нас первым встретит молодой, мудрый и лукаво улыбающийся Станиславский. Он родился и жил для будущего театра и памятник ему нужно ставить там. А сегодня он с нами. Только впереди.
Г.А.Товстоногов
Ровно 90 лет назад (1924) в городе Бостоне (США) была издана книга на английском языке. Она называлась «My life in Art“. Через 2 года эта книга под названием «Моя жизнь в искусстве» была издана в Москве на русском языке. Автором этой книги был Константин Сергеевич Станиславский.
История написания этой книги была необыкновенно интересной. В 1922 году Московский Художественный театр выехал на гастроли в Западную Европу по линии общества «Помгол» (Помощь голодающим). Выехал с целью заработать валюту и закупить продовольствие для голодающего после революции и Гражданской войны населения России. Гастроли МХТ в Европе были настолько успешны, что у американских менеджеров зародилась мысль организовать гастроли столь успешного театра в Америку.
Задумано – сделано.
Stanislawski in Boston
Когда МХТ приехал в Америку, одно из издательств заключило со Станиславским договор о написании им книги о его жизни в искусстве. Одним из пунктов в этом договоре был такой: если автор не сдаёт рукопись к определённому сроку, то он платит издательству штраф.
И вот Станиславский, отыграв спектакль, садился за рукопись, а его машинстка перепечатывала это на машинке. В своих письмах в Москву Станиславский сетовал, что он подписал такой строгий договор: если он не сдаст рукопись к сроку, то всё, что они заработали во время гастролей, должно будет уплачено издательству за нарушение пункта договора.
Артисты МХТ, прожившие эти лихие годы Гражданской войны в России, приехав в благополучную Америку, наслаждались всеми прелестями жизни в сытой и богатой Америке. А Станиславскому прищлось нести тройное бремя: руководить театром, репетировать, играть на сцене и писать свою книгу.
Он подготовил рукопить и сдал её в издательство.
Вот так, благодаря строгому договору американского издательства человечество получило одно из самых замечательных произведений об искусстве.
Суть учения Станиславского предлагается в следущей статье.
Во времена СССР был в ходу очень интересный анекдот о слонах. Но теперь мы точно знаем, что классики марксизма-ленинизма ничего о слонах не писали, мы также знаем, что слоны не работали на стройках коммунизма и что СССР не был родиной слонов никогда.
Мы теперь медленно начинаем осознавать, что Россия была Родиной огромного количества людей, которые внесли существенный вклад в развитие мировой науки и культуры.
На весь мир известны имена таких выдающихся писателей и художников как А.С.Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А.К.Толстой, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, В.И.Суриков, И.Е.Репин, В.А.Серов, Ф.И.Шаляпин, П.И.Чайковский. По уровню художественной гениальности трудно найти равных им во всём мире.
Но и в мире науки есть имена, которые сыграли значительную роль в развитии мировой науки. Вот некоторые из них. Академик И. П. Павлов, лауреат Нобелевской премии 1904 года за работу по физиологии кровообращения пищеварения. Д.И.Менделеев – исследования в области химии, открытие периодических законов химических элементов. К.Э.Циолковский – основоположник теории реактивного движения и исследования космического пространства. И.И. Мечников – исследования и открытия в области медицины. Это далеко не полный перечень учёных, внесших вклад в развитие российской и мировой науки.
Особое место в этом ряду занимает К. С. Станиславский. Это был не только величайший артист и режиссер, пытливый исследователь сущности искусства,но он был и выдающимся эстетиком.
На западе приходится нередко слышать от некоторых людей, на лицах которых отчетливо видны признаки творческого бессилия и недомыслия, что К.С.Станиславский устарел и не современен. А на конкретный вопрос – в чём же Станиславский и его система устарели, не получишь никогда членораздельного ответа.
Действительно, устарела ли специфика искусства - проблема создания художественного образа?
Или устарела в искусстве проблема вдохновения, без которого невозможно создать ничего истинного в искусстве?
А система Станиславского посвящена именно этому - вдохновению.
Теоретическое наследие Станиславского – одна из замечательных культурных ценностей человечества. Совокупность идей режиссера и мыслителя по разнообразным вопросам искусства – это целая эстетическая энциклопедия. Без знания эстетических идей, изложенных в „Системе Станиславского“ невозможно понять сущность и социальную функцию искусства, определить роль искусства в жизни общества, отличить подлинное произведение искусства от художественных поделок, ибо Станиславский определённее и точнее многих практиков и теоретиков театра поставил вопрос о критериях художественности. То есть о признаках, позволяющих определить действительную ценность произведения искусства. Особенность эстетики Станиславского заключается в том, что теоретические положения и выводы сделаны им на основе как собственной практики, так и осмысления практики своих предшественников и современников.
В своей творческой практике и теоретических работах Станиславский исходил из фундаментального положения: искусство является особой формой познания общества и человека и одновременно это деятельность человека, направленная на преобразование действительности исходя с позиции прекрасного.
Поэтому в учении Станиславского о театре самым тесным образом переплетаются этические и эстетические начала. В основе эстетических взглядов режиссера лежит его учение о таком искусстве, которое должно решать важнейшие общественные вопросы. Искусство театра призвано облагораживать и возвышать зрителя, а не служить пошлости, не потакать мелким чувствам человека, не разжигать его низменные страсти. Станиславский постоянно подчеркивал, что театр это обоюдоострое оружие, которое может принести людям великое благо, но и стать величайшим злом. Всё зависет от того, как пользоваться этим мощнейшим оружием духовного воздействия на людей.
Ведущее место в искусстве театра принадлежит артисту. От него зависит степень воздействия сценического искусства на зрителей. Зависит то, какие ростки пустит в их душе просмотр спектакля. Поэтому своей главной задачей в зрелые годы Станиславский поставил воспитание такого актера, который должен был стать учителем жизни и через создаваемые образы показывать зрителю нравственный и эстетические идеалы.
Как известно, социальный, нравственный и эстетический идеалы отражают разные стороны стремлений человека. В основе социального идеала лежит представление о желаемом общественном строе. В этическом идеале внимание сосредотачивается на моральных ценностях и чертах характера. Эстетический идеал выступает главным критерием и образцом прекрасного.
Эстетический идеал рассматривается Станиславским прежде всего со стороны его социального функционирования. Эстетический идеал побуждает к достижению совершенства в творчестве, а следовательно, и совершенства социального. Образ должного – „идеал красоты“, по Станиславскому, воздействует на человека необычайно сильно и определяет его стремление к эстетическому совершенствованию и максимальной гуманизации действительности, и тем самым влияет на общественный прогресс. „Эстетика даёт жизнь, - пишет он. – Наука, лишенная эстетики, сушит её; религия без эстетики не трогает души; война, не облагороженная эстетическим чувством, превращает рыцарей в убийц; революция без эстетики принимает уродливые формы и превращает свободу в распущенность. Эстетика облагораживает и оживляет всё, к чему она прикасается“.
Категория „эстетический идеал“ входит органической частью во введенное Станиславским понятие „сверх-сверхзадача“. Сверх-сверхзадача, вбирающая в себя весь строй мыслей и чувствований художника, его представлений о прекрасном в жизни и в искусстве, выступает решающим фактором в процессе оценки явлений окружающего мира и отбора выразительных средств при создании образа. Понятие „сверх-сверхзадача“ очень точно и всеобъемлюще выражает идейно-этическую цель искусства: видеть самое существенное в своей эпохе, отражать жизнь во всей её динамике и многообразии, помогать зрителю не только видеть, но и понимать идеи и пружины, благодаря которым происходят те или иные события. „Искусство должно раскрывать глаза на идеалы, самим народом созданные, - говорил Станиславский.- Эти идеалы живут в хаотическом виде. Но приходит литератор, приходит артист, он видит эти идеалы, он очищает их от всего лишнего, он облекает их в художественную форму и преподносит их тому народу, который их создал“.
Особое место в наследии Станиславского занимает эстетическое чувство. Воспитание и развитие эстетического чувства даёт толчок эстетическому началу в жизни каждого человека – пробуждает в нём потребность постоянного общения с прекрасным в природе, обществе и искусстве, поднимает его созидательную активность, формируя из него творца. Именно через эстетическое чувство идея сценического произведения проникает в сердца и умы людей, оказывая возвышающее и вдохновляюшее воздействие на них.
Поэтому Станиславский назвал то направление в театре, которое может наиболее полно выполнять свою высокую обшественную миссию, „искусством переживания“. Он считал, что большая гуманистическая мысль спектакля может дойти ло зрителя только тогда, когда зритель не просто поймёт, но и переживёт совершающееся на сцене.
„Искусство переживания“ означает, что процесс создания актером художественного образа происходит исключительно через перевоплощение. Главной задачей в „искусстве переживания“ является создание образа на основе органической жизни актера на сцене и творческого переживания им всех чувств и мыслей изображаемого лица. Станиславский подчеркивал: результат творчества актера не существует отдельно от творца и происходящего в нём творческого процесса. Творческий процесс у актера – жизнь в образе – происходит непосредственно на глазах у зрителей, и этот процесс должен происходить каждый раз, на каждом спектакле заново.
Лишить сценический образ органических чувств актера, отразить процесс „жизни человеческого духа“ лишь путём механической передачи внешних проявлений – значит лишить образ души, создать только внешнюю оболочку образа. Именно такой принцип построения художественного образа характерен для другого направления в театральном искусстве, определяемого Станиславским как „искусство представления“. Станиславский категоричен: „Там, где нет ощущения своего живого чувства, анологичного с изображаемым лицом, там не может быть и речи о подлинном творчестве“.
Станиславский в понятие «жизнь человеческого духа» вкладывает весь сложнейший комплекс идей, помыслов, умонастроений и чувств человека. Поэтому он считает действие – психическое и физическое – главным выразительным средством „искусства переживания“.
„Вся моя жизнь посвящена перевоплощению“ - пишет Станиславский и в ходе своих исследований приходит к выводу: верно найденная логика и последовательность физического поведения изображаемого персонажа являются тем стержнем, на который нанизывается вся психическая жизнь роли. Благодаря физическому поведению наступает творческое самочувствие, когда в работу включается вся органическая природа человека с её подсознанием и приходит вдохновение. В этом и заключается суть последнего открытия Станиславского – метода физических действий. Этот метод универсален и применим в работе над любой пьесой мирового репертуара.
Вся жизнь Станиславского – богатого промышленника до революции и бедняка после революции, когда было национализировано нажитое трудом многих поколений его предков всё состояние – это самоотверженное служение русскому театру и России. И в наше непростое время - время борьбы за будущее России - жизнь и творчество Станиславского является примером беззаветного служения России. А его эстетические воззрения являются основополагающим элементом при создании художественно полноценных произведений искусства.
Dr. Rostislaw Batalow