Путин против профессора Зубова

03-04-2014

Недавно мне довелось стать соседом уважаемого Андрея Борисовича Зубова по альманаху "Лебедь" (№702 от 3 марта 2014 г.). Мой материал и его антивоенная статья «Аншлюс без кавычек», перепечатанная из «Ведомостей», вышли под общим заголовком «Реквием по России». Историк, религиовед и политолог, доктор исторических наук, человек глубоко верующий, член Синодальной библейско-богословской комиссии и Межсоборного присутствия РПЦ, один из авторов Основ социальной концепции РПЦ, профессор МГИМО Зубов сравнил политику Путина с действиями Гитлера, призвав россиян опомниться и остановиться:

"Наши политики втягивают наш народ в страшную, в ужасающую авантюру. Исторический опыт говорит, что ничего не обойдется так. Мы не должны вестись, как повелись в свое время немцы на посулы Геббельса и Гитлера. Ради мира в нашей стране, ради ее действительного возрождения, ради мира и настоящей дружественности на пространствах России исторической, разделенной ныне на многие государства, скажем "нет" этой безумной и, главное, совершенно ненужной агрессии".

За статью сию Андрея Борисовича чуть было не изгнали из МГИМО, но акция устрашения вольнолюбивого профессора вызвала большой шум, к чему руководство оказалось не готово, и в итоге опала ограничилась строгим внушением. Однако профессор не внял, не смирился, давал вольнолюбивые интервью и принял участие в заседании московского Конгресса интеллигенции "Против войны, против самоизоляции России, против реставрации тоталитаризма".

После чего, благо, Крым уже покорен, а Россия отринула стыд и открыто торжествует, гремя салютами, администрация МГИМО также перестала стесняться, и «приняла решение о расторжении трудового соглашения с профессором Зубовым А.Б. с 24 марта с.г. и его увольнении из института. … Оставляя на совести Зубова А.Б. неуместные и оскорбительные исторические аналогии и характеристики, руководство МГИМО сочло невозможным продолжение работы Зубова А.Б. в институте и приняло решение о прекращении с ним трудового договора».

Сам профессор по поводу увольнения сказал, что ректор всячески сопротивлялся увольнению, но это был приказ Кремля. Кто бы сомневался…

Увы, при всем уважении к профессору, посмевшему перечить Путину, следует заметить, что он и сам приложил руку к созданию нынешнего российского государства – что посеешь, то и пожнешь. Дело в том, что МГИМО давно и тесно связан с православной церковью. Они с РПЦ в 90-е годы даже некий договор подписали о совместной деятельности, а затем неоднократно его перезаключали! Так, 24 октября 2013 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры митрополит Волоколамский Иларион (это он прочитал в сентябре того же года первую лекцию на кафедре теологии в МИФИ) и ректор МГИМО Анатолий Торкунов подписали новое соглашение о сотрудничестве между учебными заведениями.

Договор предусматривает участие магистрантов, аспирантов и докторантов Общецерковной аспирантуры и докторантуры в учебных программах вуза. Такое же участие в программах структуры РПЦ смогут принимать выпускники МГИМО. Сотрудничество будет вестись также в вопросах повышения научной квалификации, проведении совместных конференций, семинаров, круглых столов, экспертных совещаний, научных исследований, подготовке публикаций на темы, представляющие взаимный интерес, в том числе посвященных роли религиозного фактора в современной мировой политике и международных отношениях.

Торкунов напомнил, как в 2005 г. он вместе с митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом (ныне Патриархом Московским и всея Руси) поставили подписи под соглашением о сотрудничестве между МГИМО и филиалом аспирантуры Московской духовной академии, действовавшим при ОВЦС МП. "Считаю главным результатом сотрудничества то, что наши студенты во все большей степени приобщаются к духовным ценностям православия", – сказал ректор.

"В нынешних условиях мы придаем международной проблематике очень большое значение. Многие наши студенты и аспиранты сегодня выбирают темы, связанные с внешней церковной деятельностью и с международной проблематикой в целом", – заявил в свою очередь митрополит Иларион.

О тесных связях вуза с РПЦ говорит и тот факт, что в МГИМО заведовал кафедрой В. Легойда, ставший затем председателем Синодального информационного отдела Московского Патриархата. Причем с переходом на работу в РПЦ его связи с альма-матер не прервались, он остался профессором кафедры международной журналистики, а с 2013 г. стал также профессором кафедры мировой литературы и культуры.

Вот и Андрей Зубов поучаствовал в клерикализации российского дипкорпуса. Помню, в одной из статей упоминал я пару лет назад студента МГИМО, главного редактора журнала "МЫ в России и Зарубежье" Николая Бобринского (между прочим, дочь профессора Зубова зовут Ирина Бобринская). «Может ли Церковь стать основой возрождения российской государственности?» – вопрошал студиозус.

Не возрождения народа, заметьте, не его нравственности, но государственности. Отсюда и девиз журнальной молодежи: «Верен Богу, предан Родине!» Остается лишь вскинуть руку – хайль! Это был молодежный журнал, причем студенты, взявшиеся издавать его, сдружились на свободном лекционном курсе по истории религиозных идей профессора Зубова…

С такими перекрестными связями, переходящими в нерушимые узы и скрепы, публичные критические высказывания Андрея Зубова в адрес церкви и ее иерархов не могли пройти незамеченными и неотмщенными – у Кирилла память не хуже, чем у Путина! А Зубов критиковал. 4 апреля 2012 г. в эфире телеканала "Дождь" он нелестно комментировал прозвучавшие накануне со стороны РПЦ, включая самого Кирилла, заявления о том, что против церкви началась "информационная война". Ученый критически отнесся к реакции РПЦ на "панк-молебен" в храме Христа Спасителя и на скандал с квартирой патриарха:

«Не надо было тогда подавать иска. Им надо было как-то разобраться самим, тем более речь шла о Патриархе и священнике. И не доводить все дело до публичного скандала"... Причем инициаторами здесь выступили ведь не враги Церкви, а предстоятель Церкви, по поводу квартиры которого и подан судебный иск", – отмечает ученый. Как понимаются такие вещи в Евангелии: "Зачем вы вообще судитесь у внешних? Если среди вас нет достаточно умных людей, чтобы судить вас друг с другом, не лучше ли вам быть обиженными, нежели требовать у других".

"Так не может быть. Ну не может же предстоятель Русской церкви … фактически разорять этого человека, отбирая у него квартиру. Понимаете, это какие-то неестественные вещи, которые нам – людям верующим – непонятны. Я в церкви активно служу с 70-х годов. Нас гнали, нас выгоняли из институтов. Но почему же теперь церковь, совершенно не гонимая, должна заниматься таким безобразием?"

Разумеется, все это отвращает молодежь от РПЦ, что видно и по студентам МГИМО. Лет 5-7 назад, рассказывает профессор, студенты активно шли в РПЦ . Сейчас не идут. «И это не "информационная война". Слишком много отрицательных примеров". (http://www.newsru.com/religy/04apr2012/zubov.html)

Как видим, у руководства РПЦ и государства, спаянных общими интересами, не могло не нарастать раздражение. Цитирую формулировку из решения об увольнении:

«Многочисленные высказывания и интервью Зубова А.Б. о происходящем на Украине и о внешней политике России вызывают возмущение и недоумение в университетской среде. Они идут вразрез с внешнеполитическим курсом России, подвергают безоглядной и безответственной критике действия государства, наносят вред учебно-образовательному и воспитательному процессу».

В день увольнения профессора лекцию в МГИМО читал одиозный телеведущий Дмитрий Киселев, попавший под американские и европейские санкции за то, что превзошел во вранье Геббельса и угрожал превратить Америку в радиоактивную пыль. Вот такие люди и готовят российских дипломатов! Недаром последние заявления российского МИД далеки от дипломатичности и поражают косноязычием. Что касается вреда образовательному процессу, то увольнение ученого такого уровня несомненно снизит качество образования и то, что студенты МГИМО, «во все большей степени приобщаются к духовным ценностям православия" ситуацию не исправит. Недаром они вместе со студентами МГУ и ВШЭ продемонстрировали недавно потрясающее невежество, не сумев ответить на простейшие тестовые вопросы. Подавляющее большинство не знает даже, куда впадает Волга!

 Однако, полностью поддерживая антивоенную позицию профессора, в данной статье мы коснемся иной, профессиональной стороны его деятельности. Дело в том, что он, будучи глубоко верующим человеком, подходит к преподаванию истории с религиозных позиций, внося элементы идеализма даже в такие, казалось бы, далекие от религии темы, как переход пращуров к оседлому образу жизни. Каковой переход гораздо теснее, на мой взгляд, связан с вещами сугубо мирскими, с зарождением земледелия, а не с появлением веры во что бы то ни было.

В своем двухтомном труде он писал: «…духовный переворот, который произошел в сознании людей около 12 тысяч лет назад, требовал выбора – или пренебречь родом, общностью с предками ради более сытой и удобной бродячей жизни, или связать себя навсегда с могилами предков нерасторжимыми узами единства земли. Некоторые группы людей в Европе, на Переднем Востоке, в Индокитае, на Тихоокеанском побережье Южной Америки сделали выбор в пользу рода. Они-то и положили начало цивилизациям нового каменного века». («История России. XX век». М., АСТ, 2009).

Ему созвучен Пушкин:

Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу;

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

Но да простят мне мэтры: прежде чем взывать к могилам предков, надо их иметь. Например, трипольцы, жившие 5-7 тысяч лет назад между Днестром и Днепром, имели огромные городища, окруженные полями, владели стадами скота, освоили керамику, плавку металлов и даже протописьмо, не говоря уже о религии. А вот могил у них не было. Они сжигали покойников, чтобы не пускать слишком глубоких корней. Лет через двадцать земля истощалась, селение сжигали и перебирались на новое место, где все повторялось сначала. То есть, оседлость имелась, но не по причине могил.

Еще один историк, Лев Гумилев, писал: «Этногенез есть прежде всего процесс активной адаптации человеческих коллективов в среде – этнической и природной, причем ландшафтная среда заставляет людей вырабатывать комплексы адаптивных навыков – этнические стереотипы поведения».

Любопытно, как именно ландшафтная среда сформировала у русских столь агрессивные стереотипы, что даже в XXI веке их тянет на завоевания и одоления? Может быть, дело все же не в пейзажах, а в иных стереотипах России, на основании которых Гумилев и пришел к идее геополитического синтеза Леса и Степи, возрождая тем самым почившее было в бозе евразийство. И хотя его последователем стал сам Путин, учредив ЕврАзЭС, идея оказалась химерической. Синтез обернулся слиянием самого худшего от Европы и Азии, а чтобы не было стыдно, его выдают за некую самобытную цивилизацию. Парадокс в том, что Путин сам похоронил евразийство, аннексировав Крым.

Все это грустно и горько, однако нас интересует иное. Лес и степь в гумилевском смысле – это земледельцы и кочевники. Первые появились примерно 10-11 тысяч лет назад, но не в российских лесах, а на холмах Плодородного Полумесяца, классические же конные кочевники освоили степь позже. Но всем им предшествовали бродячие охотники-собиратели. Их племена кочевали по своим территориям, как хорошо известно на примере индейцев Северной Америки, однако до сих пор неясно, что же заставило некоторые осесть и заняться земледелием?

Image 20 23 - 03 04 2014Хлеб насущный? Да, пшеница и рожь, рис и кукуруза, хлеб и сухари, крупы и каши, печенье и пирожные – все это настолько характерно для нашей цивилизации, что трудно представить жизнь без основных по сути дела продуктов питания. Но их появление означало коренной перелом в экономике и в образе жизни, не так ли? Массовое производство хлеба означает переход к земледелию, а значит к оседлости! Появляется капитальные жилища, дороги, колодцы, амбары, домашний скот, охота становится побочным промыслом и о кочевой жизни можно забыть.

Однако археоботаника показывает, что это не так и первичной была оседлость! А уже потом появилось земледелие. Что же побудило предков отказаться от романтики дорог и ветра странствий, заглушило охоту к перемене мест и тягу к впечатлениям и приключениям? Поиск более обильного и стабильного источника пищи? Гм. Но первые земледельцы питались хуже, чем вольные охотники!

Недавние открытия уточнили наши представления о зарождении агрикультуры. Полвека назад самым ранним агропоселением считался Иерихон (11000 лет), но сейчас на дуге Плодородного Полумесяца, тянущейся от холмов Леванта к Северному Ираку и предгорьям Загроса, стала известна целая серия мест постарше. Одному из самых древних, Мурейбету в Сирии, на берегу Евфрата, около 12200 лет. В его слоях найдены остатки каменных жилищ, ступки, пестики, зернотерки, бобы и зерна злаков, но только диких. Нет и керамики. Значит, его населяли не земледельцы. Крепость жилищ – лишь этим оседлые жители превосходили кочевников с их легкими шатрами, питались же они хуже и зависели от урожая диких растений, от обилия рыбы в реке и живности в округе. То же самое в расположенном севернее селении Гёбеклы-Тепе, где найдены пилоны древнейшего в мире храма, в иранском Чога-Голан и в иных неолитических поселениях.

Итак, культурных растений еще не было, как и одомашненного скота, а постоянные поселения уже появились! Значит, дело не в земледелии, не в пище. Наоборот, оседлость создавала перманентные трудности с пропитанием. Исследования пищевых остатков показали, что жители первых постоянных поселений питались беднее, менее разнообразно и обильно, чем бродячие охотники. Почему же они сменили сытую волю на скудную приземленность?

К примеру, индейцы Северной Америки, как и трипольцы жили родоплеменным строем, с религией у них было не хуже, чем у профессора Зубова и даже поэтичнее, с могилами тоже. Во всяком случае, доказано, что строителями некоторых маундов (курганы на востоке США, часто могильные, порой с деревянным храмом на вершине) были Image 20 23 - 03 04 2014 (2)предки ирокезов и алгонкин. Но кочевать они не перестали. Украина вся усеяна курганами – у скифов имелась религия и могилам предков они придавали огромное значение. Но скифы остались кочевниками. Значит, дело не в религии и могилах?

Гораздо вероятнее иное. Вряд ли люди осели и стали жить впроголодь из идеалистических соображений. Никто не станет добровольно голодать. Но ведь есть еще насилие, принуждение. Концлагерь – он ведь тоже зона оседлости… Если уж апеллировать к могилам, то почему бы не предположить, что сильные племена заставляли оседать побежденных, чтобы те охраняли священные кости и воздавали им дань уважения? И еще – что награбишь у охотников-собирателей? Меха, шкуры и мешок пеммикана?

Другое дело земледельцы! У них постоянные жилища, то есть, за ними не надо гоняться по лесам и прериям, и главное – есть запасы. Но где взять аграриев, если все норовят вольно охотиться? А прикрепить побежденных к земле! Идеи крепостничества и черты оседлости не вчера родились…

Шли к этому постепенно. В поселении мезолитических охотников Лепенски Вир (ему около 9 тысяч лет), что в Сербии на берегу Дуная, древнейшая часть имела сезонный характер. Видимо, побежденное племя принуждали оседать на несколько месяцев, чтобы не только обслуживать религиозные комплексы, а в Лепенски Вире, как и в Гёбеклы-Тепе, главное поселение было прихрамовым, но и делать каменные орудия, собирать урожай дикорастущих злаков, ловить и сушить рыбу, охранять запасы.

Имелся и второй вариант, также связанный не с духовными скрепами, но с дележом территорий – и снова насилием. После окончания ледникового периода зверья в благодатном климате развелось видимо-невидимо, наступил настоящий охотничий парадиз, недаром Библия пишет о Нимроде, сильном зверолове перед Господом! Но охотники размножались не хуже дичи, и вскоре еды снова стало не хватать – именно тогда предки съели последних мамонтов. Не хватало и охотничьих угодий.

Отправились вы, скажем из знойных долин Ханаана в прохладные предгорья Тавра, как испокон веку делали ваши предки, а там уже такие горцы развелись, что у вас охота кочевать отпала. А на юге еще хуже, оттуда к вам и вовсе дикие номады ломятся! Поневоле осядешь на клочок земли, что у тебя остался. А поскольку при традиционном экстенсивном укладе он ваше племя уже не прокормит, то волей-неволей придется, осев, заняться земледелием. К тому же сильные племена, копьем и дубиной раздвигающие пределы своих кочевий и перешедшие от охоты на зверей к грабежу соседей, быстро поняли, что в набегах женщины, дети и старики только мешают. Почему бы не оставить их в укрепленном поселении? Кто посмеет напасть на него, если ты сильный!?

Рассмотрим пример ирокезов. В свое время именно они, как писал Энгельс, дали Л.Г. Моргану «ключ к важнейшим, доселе неразрешимым загадкам древней греческой, римской и германской истории». Моргановские исследования ирокезского общества были положены в основу известной работы этого гуру марксизма «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Он сравнил значение труда Моргана с ролью теории Дарвина в биологии и теории прибавочной стоимости Маркса в политэкономии и напрасно его диковатые советские последователи злоупотребляли ярлыком «вейсманизм-морганизм»!

Кое-что ирокезы подскажут и нам. Мой Монреаль стоит на месте их поселения Ошелага в самом центре кукурузного пояса долины реки Святого Лаврентия. Город окружен золотыми полями и серебряными силосными башнями и немудрено, что культура маиса породила гипотезу археологов Дж. Гриффина (США) и С. Мак-Ниша (Канада) о приходе ирокезов с юга, с территории штата Нью-Йорк в начале нашей эры. Тогда же появилась здесь и кукуруза, сопровождаемая обязательными посадками бобов и тыквы (бобы удобряют почву азотом, а тыква задерживает влагу в земле и не дает расти сорнякам).

По археологическим данным культивирование кукурузы на ее родине, в Мексике, началось давно, еще 7-8 или даже 12 тысяч лет назад – это едва ли не древнейшее в мире культурное растение! Но лишь с XV века до н.э. она начала стремительно распространяться по Мезоамерике и практически все здешние культуры и цивилизации – ольмекская, майя, ацтеков и др. – обязаны своим появлением и расцветом прежде всего кукурузе. Именно она легла в основу продуктивного земледелия, без которого невозможно развитое общество. Однако на север земледелие, как видим, распространялось уже не так быстро, что и неудивительно – страна огромна и индейцы Северной Америки предпочитали традиционный кочевой образ жизни, охоту и собирательство и если даже оседали на землю, то их земледелие носило весьма специфический характер.

Гигантские кукурузные поля окружали селения ирокезов радиусом до 9 км, занимая сотни и тысячи гектаров. Старики-индейцы уверяли, что одной из целей знаменитых походов племен Ирокезской военной лиги были новые сорта культурных растений. Эта лига из племен мохавков, онайда, онондага, кайюга и сенека возникла в конце XVI века к югу от озера Онтарио. Лонгфелловский Гайавата был военным вождем свирепых и непобедимых мохавков, самого воинственного из ее племен! Это они разгромили могикан-делаваров, коренных жители долины Гудзона, и вытеснили их в Коннектикут. Два века Лига наводила страх и ужас на соседей, все боеспособное мужское население ирокезов было занято в непрерывных военных походах от Атлантики до озера Гурон, столь изнурительных и опасных, что ни о каких кочевьях вместе с женщинами, стариками и детьми и речи не могло быть. Их оставляли в селениях.

Поначалу селения были большими и огораживались мощным частоколом, но после того как Лига разгромила всех соседей от частоколов отказались, а деревни стали меньше и разбросаннее. Ирокезы были прекрасно организованы, а враги не смогли объединиться и их страх был лучшей защитой. И все же постоянные войны и принесённые европейцами болезни сокращали число воинов, потери приходилось восполнять принятием в состав Лиги людей из покоренных племён и согласно отчётам французских миссионеров, уже в конце 17 века среди ирокезов трудно было вести проповеди на их родном языке.

В общем, оседлость у ирокезов была весьма своеобразной, гендерно-возрастной и даже этнической. И, вопреки профессору Зубову, никакого отношения к религии и могилам предков не имела – точно так же, как и любая иная оседлость, кроме черты оседлости. Что не мешает мне отдать должное его мужеству в противостоянии с современными ирокезами, которых, увы, он сам же и воспитал, трактуя историю с религиозных позиций.

Кстати о них, о религиозных позициях. Путин как и профессор Зубов верующий человек. Они с патриархом Кириллом собиратели земель и душ русских. Каковы же достижения на сем поприще? Не кажется ли вам, что все, за что он берется, гибнет?

Обратите внимание, как не хватает пастырского слова! 18 марта Путин выступал перед федеральным собранием с эпохальной речью – Крым наш! Народ русский писает кипятком от счастья и требует вернуть Аляску, рейтинг вождя перевалил за 80%, но скажите пожалуйста, почему в зале не присутствовал патриарх московский!? Еще недавно он на каждом углу звонил о русском мире и вдруг замолк. Исчез как Янукович. К добру ли это? О чем он думает?

А думает он о том, что более 40% приходов РПЦ приходятся на Украину и после российского нападения на нее они отвернутся от Москвы. Большинство. Подавляющее. С идеей единого религиозного русского мира можно распрощаться. Получается, Путин убил не только русский национализм (а он его убил, сделав политикой государства), не только левую идею, подмятую шовинизмом, не только лелеемое им евразийство, но и религиозное единство православных. Почему же молчит патриарх Кирилл? Ему нечего сказать? Или ему заткнули рот? Как видим, идеализм мешает не только правильному пониманию истории.

Комментарии
  • Эдуард Бернгард - 04.04.2014 в 01:16:
    Всего комментариев: 370
    Умнейшая статья. Отлично, Юрий. Новый взгляд.
    Рейтинг комментария: Thumb up 2 Thumb down 0
  • Юрий Кирпичев - 05.04.2014 в 05:21:
    Всего комментариев: 626
    Профессору Зубову ответил Путин - не сам, разумеется, не царское это дело, а через холуя-"политолога" (у него мания величия) Андраника Миграняна. Но ответ выдержан в Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 1 Thumb down 0
  • 777 - 05.04.2014 в 13:22:
    Всего комментариев: 30
    Как то Вас все на фашизм тянет - "Остается лишь вскинуть руку – хайль!". Может быть уместнее поднять руку и произнести "Будь готов"?
    Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 2
  • 777 - 05.04.2014 в 15:57:
    Всего комментариев: 30
    Не совсем понятна логика автора по поводу взаимосвязи одиозности Кисилева и косноязычии дипломатов.
    Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 1
  • 777 - 05.04.2014 в 16:09:
    Всего комментариев: 30
    Жалко потраченного времени на прочтение статьи. Предмет статьи заявлен один, а почти всё содержание о чем то другом.
    Рейтинг комментария: Thumb up 1 Thumb down 1
    • Горшков Алексей - 06.04.2014 в 16:14:
      Всего комментариев: 9
      Согласен с предыдущим комментарием. Автор, как бы, вызвался защищать профессора Зубова (у которого явно "крыша поехала"), а сам пустился во все тяжкие: ирокезы.... Показать продолжение
      Рейтинг комментария: Thumb up 1 Thumb down 2
  • Юрий Кирпичев - 06.04.2014 в 06:19:
    Всего комментариев: 626
    02.04.2014 ИТАР-ТАССИзвестный историк и религиовед Андрей Зубов, уволенный из МГИМО по политическим мотивам (см. №34 от 31 марта 2014, Андрей Колесников, «Свободу Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 1 Thumb down 0
  • Маркс Тартаковский. RTFgvxZS - 10.04.2014 в 13:57:
    Всего комментариев: 91
    ГЕНЕРАЛЬНАЯ РЕПЕТИЦИЯ СОРВАЛАСЬ. Повторю сказанное мной и месяц и три назад: путч, да ещё с нацистской начинкой, в европейской стране - оплеуха мировой Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 1 Thumb down 1
    • Эд - 10.04.2014 в 23:39:
      Всего комментариев: 370
      Фу, сколько вони от маркса тартаковского. Это ж надо такую чушь нести... Это ж надо быть таким хамном. Аж удивительно.
      Рейтинг комментария: Thumb up 1 Thumb down 0
    • Юрий Кирпичев - 13.04.2014 в 03:18:
      Всего комментариев: 626
      Дорогой Маркс, вы нас пугаете! Скажите, любезный, здоровы ли вы? Все же представитель древнего и довольно образованного народа... Кстати, об этом славном народе и о Показать продолжение
      Рейтинг комментария: Thumb up 1 Thumb down 0
    • Юрий Кирпичев - 13.04.2014 в 06:15:
      Всего комментариев: 626
      И еще, уважаемый Маркс Тартаковский, ввиду оглушительной поразительности открытого вами явления (нацизма в Украине), даже забыл заметить - в свете приведенных выше Показать продолжение
      Рейтинг комментария: Thumb up 1 Thumb down 0
      • Юрий Кирпичев - 13.04.2014 в 20:03:
        Всего комментариев: 626
        Новый анекдот в тему Встречаются Абрам и Изя на набережной в Одессе. Изя спрашивает: - Абрам, а что это вы стали говорить на украинском? Вы боитесь, что вас побьют Показать продолжение
        Рейтинг комментария: Thumb up 1 Thumb down 0
        • Эд - 18.04.2014 в 08:43:
          Всего комментариев: 370
          По поводу "пакта Керри - Лавров" Сказываются санкции и падение рубля? Или Путин пошёл на уступки (скорее, напустил на себя уступчивый вид), дабы Россия не оказалась Показать продолжение
          Рейтинг комментария: Thumb up 1 Thumb down 0
          • Эд - 18.04.2014 в 09:10:
            Всего комментариев: 370
            Sorry за тавтологию: чурбан - всегда деревянный :)
            Рейтинг комментария: Thumb up 1 Thumb down 0
    • 777 - 14.04.2014 в 11:05:
      Всего комментариев: 30
      Уважаемый Маркс. Высказанная Вами мысль вполне понятна и, наряду с другими мнениями в условиях демократического общества, имеет право на существование (different is nit Показать продолжение
      Рейтинг комментария: Thumb up 1 Thumb down 0
      • 777 - 14.04.2014 в 11:06:
        Всего комментариев: 30
        Исправление ошибки - is nOt wrong
        Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 0
      • 777 - 14.04.2014 в 11:08:
        Всего комментариев: 30
        Исправление ошибки - НЕ вызовет реакцию подобную
        Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 0
  • А.Муратов - 12.04.2014 в 23:04:
    Всего комментариев: 22
    Прекрасная статья! Спасибо, Юрий! Проф. А. Зубов достоин большой похвалы. А вот отношение к кадрам в МГИМО вызывает осуждения. Увольнение профессора за критическое Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 1 Thumb down 0

Добавить изображение