ЗАКАТ ИМПЕРИИ

03-07-2014

На днях я отфрендил в Фейсбуке видного русского националиста Константина Крылова, «русского философа, публициста, журналиста, общественного и политического деятеля, сторонника построения Image 12 50 - 03 07 2014национального демократического государства в России» согласно Википедии. Еще он главный редактор журнала «Вопросы национализма», занял пятое место среди самых влиятельных интеллектуалов России и потому, наверное, глава оргкомитета Национал-демократической партии.

И все же я его отфрендил. За что? Ну, во-первых, за постоянную грязь в адрес украинцев и Украины и за организацию помощи русским террористам в Донбассе. За грубый, а порой и грязный антисемитизм. За разжигание ненависти к мигрантам. Во-вторых, за то, что его национализм основан не на любви к русским, а на ненависти к иным народам – никакой он не идейный националист, а обычный делец, бизнесмен от идеологии, торгующий дешевым русским шовинизмом. Буква «д» в названии его партии столь же уместна и столь же фиктивна, сколь и в названии РСДРП!

В-третьих же и главных, убрал я его из «друзей» из-за пошловатого содержания ФБ-ленты – ее уровень отнюдь не соответствует прокламируемой интеллектуальности Константина. Ситуацию не спасает и попытка нарочитого снобизма: он любит размещать в ленте клубные снимки: золотистый виски, дымящаяся сигара…

Не верю! Фи, Константин! Да и непатриотично. Да, русский националист-интеллектуал не обязан играть на балалайке, но он непременно должен пить водку. Прощаясь с Крыловым, замечу, что и с виски связана одна сага в стиле Форсайтов, о которой мы и вспомним чуть позже. Что же касается национализма, то недавно во Львове демонстративно выливали в канализацию русскую водку. И правильно, между нами говоря, делали!

Ее экспорт медленно падал последние два года (к сожалению, качество главного продукта России далеко от абсолюта), теперь же ситуация ухудшается резко – главным импортером соседских духовных ценностей была Украина. История повторяется: в 70-е годы русская водка стремительно завоевывала популярность в США, но после вторжения в Афганистан в лидеры продаж вышел шведский «Абсолют».

Увы, уже очевидно, что западные санкции и затраты на Крым приведут к снижению жизненного уровня и покупательной способности россиян, а значит, и вспыхнувшего было их интереса к виски. Сочувствую Крылову, но у каждой медали две стороны: это и будет ответной санкцией России, ибо еще более ухудшит положение виски. Он и так Image 12 50 - 03 07 2014 (2)переживает трудные времена. К примеру, популярного канадского сорта «Семь корон» в 1970 г. было продано 32 млн. ящиков, а в 1993 г. только 8 млн. и падение спроса продолжается. Так сказалось изменение вкусов в пользу водки и рома. Или их деградация…

О чем еще говорить, если гордость Америки, прославленный бурбон, и тот продан! Японский производитель напитков «Сантори» купил компанию «Бим инкорпорейтед» за $16 млрд. Однако поиск причин угасания любви к виски требует глубокого анализа, вдумчивого изучения, широких полевых исследований и, соответственно, времени, здоровья и средств. Поэтому просто вспомним о крушении одной империи. Это всегда полезно. Нет, речь пойдет не о России и не об СССР, а о знаменитой некогда компании, чью продукцию столь ценят настоящие мужчины.

Вперед же, к обещанной саге! В апреле 2013 года в интервью «Глоб энд Мэйл» бизнесмен и филантроп Чарльз Бронфман (в списке «Форбс» он занимает 15-е место среди богатейших людей Канады) заявил, что шаги, приведшие к гибели империи, «были катастрофой, есть катастрофа и будут катастрофой… Это была фамильная трагедия».

О какой катастрофе он говорил? Об имперской! От Римской империи осталась западная цивилизация – кодифицированная и технологическая. От Британской – США, что уже оправдывает существование Британии. Осталось и Содружество наций, включающее самые привлекательные страны мира: Канаду, Австралию и Новую Зеландию. Что оставил после себя СССР, мы видим сами. Но пишем об иной империи, память о которой не умерла. Она продолжает жить в сердце едва ли не каждого мужчины: в марках виски, джина и прочих напитков. Вот они, прекрасно оформленные бутылки с золотистым содержимым многолетней выдержки: легендарное виски Seagram's Crown Royal, известное во всем мире Seagram's VО, прославленное Canadian Club.Image 12 50 - 03 07 2014 (3)

Еще недавно это имя гремело! Небоскреб, построенный для компании в центре Нью-Йорка, считается образцом стиля, о нем пишут статьи и книги. А сама Seagram’s, произведя в 1987 году 22,8 млн. ящиков алкоголя, заняла третье место в мире после «Гранд Метрополитен» и «Гиннес». Она вела агрессивную политику развития и диверсификации бизнеса, но уже в 2002 году компанию с полуторавековой историей поглотили конкуренты. Это один из самых впечатляющих в истории примеров крушения большого семейного дела! И пример всем империям, не только алкогольным…

Конечно, трудно конкурировать в благородном деле производства виски с Ирландией и Шотландией, родоначальниками и законодателями мод. Да и любовь США с их старыми традициями и бурбоном трудно завоевать. Но Канаде это удалось. Ее виски узнаваем, он отличается легким и тонким ароматом, а поскольку канадцы издавна стали добавлять в сусло немного ржаного зерна, что придает продукту особый вкус, то вот уже двести лет термины ржаной виски и канадский виски синонимичны. Кстати, хотя филологические предпочтения не менее разнообразны, нежели вкусовые, в русском языке для виски можно использовать как мужской, так и средний род.

Image 12 50 - 03 07 2014 (4)И едва ли не главный вклад в славу канадского виски сделала компания Seagram’s! Ее первый перегонный завод заработал еще в 1857 году в Ватерлоо, Онтарио. В 1869 году Джозеф Сигрэм стал партнером, а в 1883 единственным ее владельцем. С тех пор компания известна как Joseph E. Seagram & Sons.

Бизнес быстро расцвел, Джозеф разбогател, стал политиком, филантропом, а также известным владельцем и заводчиком чистокровных скаковых лошадей. В их честь он и придумал для виски Seagram's VО черно-желтую ленту на горлышке бутылки – такой масти были его рысаки, много раз выигрывавшие самые престижные скачки Queen's Plates. Говорят, сейчас ежегодно расходуется свыше 16 тысяч километров этой ленты!

И в XX веке дела шли неплохо, но пошли еще лучше после начала массовой антиалкогольной кампании в США. Трудно в это поверить, но за время действия «сухого закона» производство виски в Канаде выросло более чем в 100 раз! Вот к чему приводит чрезмерное стремление к самосовершенствованию.

Америка страна высокоморальная, но порой пуританствует с перебором и в 1905 году антиалкогольный закон действовал в Канзасе, Мэне, Небраске и Северной Дакоте, а к 1916 г. уже в 26 штатах. В сентябре 1917 г. в США был вообще прекращен выпуск виски, в мае 1919 г. запретили производство пива, а с 1 июля 1919 г. – продажа спиртных напитков. Торжество социального идеализма! Казалось бы, с таким моральным кодексом строители капитализма должны были утереть нос большевикам и убить на корню их мировую революцию, но результат оказался неожиданным.

Благими намерениями мостят дорогу в ад – и он едва не воцарился в США еще до второго пришествия. Антиалкогольные меры оказались крайне непопулярны по многим причинам. Во-первых, такие запреты противоречат нашей биологической природе – млекопитающим свойственна любовь к алкоголю. Во-вторых, они очень повредили экономике – куда делся прославленный американский здравый смысл? В-третьих, вместо искомого духовного воспарения Америка пала жертвой преступности и морального разложения. Недаром те годы называют «ревущими двадцатыми» – помимо джаза и блюза в стране гремели автоматы «Томпсон», любимое оружие американской мафии. Гангстеры и бутлегеры, контрабанда и подпольная торговля спиртным, тотальная коррупция и Аль Капоне – все это рождено «сухим законом».

Это легко было предвидеть и все же на это пошли. Еще раз повторю, нет ничего опаснее социальных идеалистов, включая социалистов, националистов, святош и революционеров! Точно так же судьбу СССР можно было предсказать уже в 1985 году – с началом титанической в своем идиотизме горбачевско-лигачевской антиалкогольной кампании. Жесткие тоталитарно-имперские конструкции в принципе неспособны выдержать такие напряжения. Америку спасла демократическая гибкость, но и ей пришлось заплатить большую цену за наивность – «сухой закон» аукнулся Великой депрессией. Лишь тогда общество прозрело и в декабре 1933 г. была принята 21-я поправка к конституции, спасшая страну от угара общенациональной трезвости.

Image 12 50 - 03 07 2014 (5)Джозеф Сигрэм умер в 1919 г., но его компания умело воспользовалась выгодной ситуацией и стала одной из крупнейших в мире. А в 1928 г. ее приобрел монреальский производитель спиртного Сэмюэл Бронфман, сохранив славное имя, ставшее брендом.

На счету Сэмюэла также имеется прославленная марка виски, легендарная Seagream's Crown Royal. Она была задумана в подарок королю Георгу VI по случаю его визита в Канаду в 1939 году. Изготовили всего сто ящиков, но распространившаяся молва о божественном напитке привела в 1951 г. к началу его массового производства. Впрочем, вплоть до 1964 г. оно продавалось только в Канаде, что только разжигало страсти. Его отличает дизайн: низкая округлая бутылка упакована в оригинальный пурпурный мешочек. Сейчас только этого сорта продается более чем на полмиллиарда долларов!

Компания была на подъеме, и в 50-е годы сам Мис ван дер Роэ построил для ее штаб-квартиры знаменитый небоскреб в Нью-Йорке. После смерти Сэмюэла руководителем стал его сын, Эдгар Бронфман, а в 1994 г. пришла очередь его сына, Эдгара Бронфмана младшего. Увы, именно Эдгары и привели империю к закату.

В 1981 г. они решили расширить сферу деятельности и ни много, ни мало – поглотить Conoco Inc., одну из главных американских нефтегазовых компаний! «Сигрэм» скупила 32.2% акций Conoco, но тут в борьбу вступил химический гигант Дюпон, и в итоге война была проиграна. Правда, взамен потерянных акций Conoco «Сигрэм» стала владельцем 24.3% акций Дюпон и к 1995 г. была крупнейшим одиночным ее владельцем, имея четыре места в совете директоров.

В 1986 г. компания начала мощную рекламную кампанию (с участием восходящей звезды Брюса Уиллиса), продвигая свои новые слабоалкогольные напитки, и с пятого поднялась на третье место в мире по объемам продаж! А в 1987 г. она потратила $1.2 млрд. на поглощение известной французской коньячной компании Martell & Cie. Это и был ее апофеоз. Ей тогда принадлежали элитные марки виски Chivas Regal, водки "Абсолют" и пива "Гролш"!

Казалось, что будущее безоблачно, но в 1995 г. Бронфман решил заняться еще и кино- и медиабизнесом. Умные руководители Дюпон сразу же решили выкупить у него свои акции за $9 млрд. Бронфмана резко критиковали – акции Дюпон приносили 70% доходов «Сигрэм»! Standard & Poor's даже предприняла необычный шаг, известив, что продажа доли Дюпон приведет в долгосрочной перспективе к потере более чем $4.2 миллиардов!

Но Бронфман предостережениям не внял и потратил полученные от продажи средства на приобретение Universal Studios, PolyGram и Deutsche Grammophon. Шуму было много и голландская компания «Филипс», которой принадлежали 75% капитала «Полигрэм», была даже готова купить в счет сделки максимально возможное количество акций «Сигрэм», которая взяла на себя долги «Полигрэм» на сумму в $6 млрд. Из-за этого ее собственный долг вырос почти до $9 млрд. Это было начало конца.

Чтобы собрать средства компания взяла кредиты и продала часть активов. Так, продажа отделения "Тропикана" по выпуску фруктовых соков принесло ей около 4 млрд. долларов. Еще гремели фанфары, в сделке участвовал американский инвестиционный банк Голдман Сакс, Рейтер сообщало, что компания будет контролировать около 25% мировых продаж музыкальных записей и далеко опережать такие группы, как Сони, Уорнер, EMI и Бертельсманн. Но дела покатились под откос и прибыли от напитков не покрывали убытков медиасегмента.

В попытке спасти положение и увеличить продажи Бронфман пошел на снижение цен на алкогольную продукцию, но эффект оказался противоположным, пострадала репутация престижного бренда и продажи упали. Уже в 1997 г. пришлось продать музей компании, располагавшийся в том самом перегонном заводе в Ватерлоо, с которого все началось. Не помогло. В итоге Бронфман утратил контрольный пакет акций в медиа-подразделении – его в 2000 г. приобрела компания Vivendi, а сегмент напитков перешел к Pernod Ricard. В 2002 г. Кока-кола приобрела у Перно Рикар линию «Сигрэм» по производству лимонадов, тоников, содовой и сельтерской, заключив долгосрочный договор на использование бренда Seagram's. На этом история компании и закончилась. Имя – это и все, что осталось от былой славы. Sic transit gloria mundi! Даже в алкогольном бизнесе важно сохранять трезвость мышления. Не говоря уже об имперском национализме…

Комментарии
  • Юрий Кирпичев - 14.07.2014 в 04:32:
    Всего комментариев: 626
    Между нами говоря, виски некоторым образом схож с русским национализмом: со стороны и на первый взгляд смотрится неплохо, но послевкусие неприятное, а утром и Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 0
    • Mark Pevzner - 14.08.2014 в 19:15:
      Всего комментариев: 69
      Конечно, от дозы зависит главное, прежде всего: выживешь или сможешь добраться на машине домой. Что до самочувствия, то у меня, уважаемый Юрий, совершенно Показать продолжение
      Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 0

Добавить изображение