О коллективном наказании и коллективной ответственности
28-11-2014После недавнего убийства израильскими полицейскими 22-х летнего арабского юноши Хаира Хамдана в Кфан-Кане (эта деревня – та самая Кана Галилейская, в которой согласно Новому Завету Иисус Христос превратил воду в вино), по всему Израилю в арабских селах и городах и на оккупированных Израилем арабских территориях продолжаются волнения арабского населения – коренного населения этой земли. Эти волнения в некоторых местах носят мирный характер в форме демонстраций, таких, которая прошла в Умм-Эль-Фахме, в некоторых местах – более ожесточённый. Как, например, в городе Тайбе, где арабские жители закидывали камнями проезжающие машины с израильскими номерами. 9 ноября израильские арабы объявили всеобщую забастовку. В официальном объявлении о забастовке пресс-секретаря совета глав местных советов арабского сектора Израиля в интервью газете Маарив было сказано: "Нами решено начать всеобщую забастовку в свете убийства полицией Хейра ад-Дина аль-Хамдана в Кфар-Кана. Школы, органы местной власти и все учреждения и бизнесы будут закрыты в знак протеста против этого отвратительного убийства. Мы требуем создать комиссию по расследованию и покарать виновных".
В Акко, Хайфа, Яффо и других городах с арабским населением закрыты почты, отделения банков, учреждения и магазины. Лидеры арабской общины призывают к массовым акциям протеста.
В знак скорби по убитому и солидарности с его семьей арабские водители вывешивают на своих машинах черные флажки.
Израильские арабы утверждают, что с 2000 года полиция убила 48 членов общины и требуют положить конец тому, что они называют "внесудебными расправами".
В такой атмосфере руководство Израиля принимает только полицейские и силовые меры, которые только способствуют ужесточению и обострению ситуации. О расследовании властями Израиля убийства израильскими полицейскими арабского юноши нет и речи. Премьер-министр Израиля среди ответных мер принял решение разрушить дома двух террористов, напавших сегодня с топором и ножом на раввинов - посетителей синагоги в Иерусалиме и убивших там четырех человек, трое из которых имели американское гражданство, а четвёртый – английское подданство.
На этом моменте – обуказании премьер-министра Израиля разрушить дома террористов - я хочу остановиться подробнее. Практика разрушения домов террористов используется в основном в Израиле. В других странах мира она практически не применяется. Причём происходит это, как в нашем случае, сразу после идентификации живых или мёртвых террористов, без всякого решения суда.
Разрушение дома убитого террориста не является личным наказанием самого террориста. Это – наказание членов его семьи, которые никакого преступления не совершали и виноваты лишь в том, что являются его родственниками. Виноватыми становятся мать, которая его родила, жена, которая жила вместе с ним, дети, которые выросли в этом доме. Разрушение домов родственников террористов происходит в Израиле без всякого суда. В том числе потому, что никакой суд не может установить вину родственников террориста только за то, что они являются его родственниками.
Меры пресечения преступления, равно как и меры наказания, в форме разрушения домов в израильском законодательстве нет. Формально разрушение домов террористов является незаконной и внесудебной расправой с невиновными людьми, по сути – коллективным наказанием. Целью такого наказания является не только и не столько наказание невиновных членов семей, но и устрашение. Устрашение для всех остальных с целью предупреждения новых терактов. Кстати, значение слова "террор" на русском языке и есть "устрашение", наведение страха на противника. Разрушение домов террористов – это коллективное наказание. Такое же, как террор.
Что такое коллективное наказание? Это наказание невиновных людей, родственников, народов за мнимую или реальную вину их представителей. Видов коллективного наказания в истории человечества было довольно много. Например, высылка крымских татар, чеченцев и ингушей после войны тоже была коллективным наказанием. В скобках хочу отметить, что эти народы были наказаны за то, что большая часть их мужского населения воевала на стороне гитлеровцев и участовала в преступлениях, совершаемых гитлеровцами, в том числе, как, например, крымские татары, которые участвовали в карательных акциях.
Высылка этих народов была в данном случае коллективным наказанием, но наказанием более мягким, чем если бы к виновным применялось бы юридически строгое личное наказание, так как в этом случае за военные преступления выновные подлежали бы смертной казни, а виновными, индивидуально виновными, было более половины мужского населения этих народов. Высылке же подлежали все – и виновные, и невиновные.
Массовый трансфер (высылка) немецкого населения из немецких территорий, отошедших позднее к Польше и к Чехословакии после Второй мировой войны – тоже была формой коллективного наказания, применённая ко всему немецкому народу за преступления нацистов. И первый Вавилонский плен, о котором рассказывается в Ветхом завете – это тоже форма коллективного наказания целого народа.
В истории человечества известны и более жестокие формы коллективного наказания. В том же Ветхом Завете так рассказывается о захвате Иерихона– одного из старейших городов на Земле и убийстве его жителей евреями: "И предали заклятию всё, что в городе, и мужей и жен, и молодых и старых, и волов, и овец, и ослов, [всё] истребили мечом." (Книга Иисуса Навина, глава 6). Вообще, вся книга Иисуса Навина Ветхого Завета посвящена захвату территории нынешней Палестины и тотальному уничтожению ее тогдашнего коренного начеления – ханаанеян. Варфоломеевская ночь во Франции, религиозные войны в Европе, сопровождавшиеся убийствами, иногда - тотальными убийствами людей иной веры – это такие же виды коллективных наказаний невиновных людей, отселектированных в данном случае по религиозной принадлежности.
Наказание семей преступников в той или иной форме существовало в цивилизованных странах вплоть до Средних веков. Ссылка и тюремное заключение членов семей в чем-то провинившихся перед царями и императорами феодалов были тогда довольно обыденной практикой. В Новое время в связи с развитием юриспруденции и теории права, формированием понятий личной вины, личного наказания и личной ответственности, формулирование вины для членов семей преступников стало юридически невозможным.
Единственно возможной статьёй для их осуждения стала статья о недоносительстве, но не статьи о том или ином соучастии в инкриминируемых преступлениях. Одним из обвинений нынешнего росийского общества против сталинизма была обвинение в практике, применяемых в СССР в 30-е годы 20 века репрессий членов семей "врагов народа", виновных только в том, что они были членами семей репрессированных за те или иные мнимые или реальные преступления людей.
Коллективное же наказание народов в двадцатом веке было признано человечеством одним из тяжких преступлений. Собственно говоря, геноцид тех или иных народов, Холокост еврейского народа – это все формы коллективного наказания народов, самые тяжкие преступления, которые были совершены человечеством.
Любое коллективное наказание, будь то наказание народов или наказание членов семей преступников является наказанием невиновных людей, которых те, кто применяет коллективное наказание, сделали ответственными и назначили виновными за реальные или мнимые преступления их родственников или членов общин или народов. Коллективное наказание по сути, ничем не отличается от теракта – террорист убивает, похищает, наказывает людей, невиновных ни в чем, за исключением того, что они являются принадлежащими к какой-либо вере, к какому-либо народу или просто являются гражданами того или иного государства.
Целью теракта, целью террора является в первую очередь устрашение. Коллективное наказание, применяемое каким-либо государством или обществом или народом по отношению к семьям террористов, другому народу или обществу является, по сути государственным или общественным террором – наказанием невиновных для устрашения остальных.
Рейтинг комментария: 19 2
Рейтинг комментария: 16 8
Рейтинг комментария: 9 5
Рейтинг комментария: 4 0
Рейтинг комментария: 3 3
Рейтинг комментария: 0 0