Уроки «Кама-сутры» под звуки шаманского бубна

01-05-2015

Уроки «Кама-сутры» под звуки шаманского бубна или

Листопад мыслей на премьере Томского театра драмы

 image001

Признаюсь, во взрослом нашем театре я не был лет пять. А тут на дворе случилась весна и всеобщее пробуждение, в театрах идут сплошь премьеры, только в томской драме их четыре. А ходить надо только на премьеры, не столько ради спектакля, сколько ради зрителей. Такого зрителя больше ни де не встретишь... Так мы оказались на «Анне в тропиках», написанной американцем Нило Крузом почти по мотивам Льва Толстого. Поставленного новым главным режиссером Томского театра драмы Александром Огаревым.

 

Сразу объяснюсь, я не рецензент и не критик, хоть и грешил этим много лет назад. А тут, как говорится, нельзя было промолчать, время не то. Потому перед вами не критика, отдельные мысли случайного зрителя, забежавшего на минутку в один из «очагов культуры».

 

Предыстория

При входе в театр подумал: отчего-то теперь за пределами театра стало интереснее, чем в его стенах. Это одна из причин, почему мы перестали ходить в театры. Не потому что мы стали бескультурнее или глупее, а сам театр перестал поспевать за нашим временем, он перестал выполнять свою главную функцию, ради которой он и создан – быть храмом искусства. Стремясь как-то выжить, он как утопающий хватается за все что угодно, за что можно и нельзя, лишь бы остаться наплаву.

Это объясняет, почему на сцене провинциального русского театра как-то неожиданно стало всем скучно. Как только мы увлеклись западным, таким востребованным в мире искусством, в нашем собственном театре не на что стало смотреть. Провинциальный русский театр он, помимо и вопреки своим желаниям, есть  хранитель традиций. Столицы и мегаполисы они быстро поддаются «разврату» и преображаются согласно новым веяниям, новым реалиям времени, но провинциальный театр не может прыгнуть выше своей головы, это просто «выше его сил».

Это одна из причин, почему из современного провинциального театра стали уходить зрители, но сначала из него ушли  новые актеры, которые должны были прийти на смену старым. Теперь уходят старые, но новые на смену им отчего-то «не идут». Не приходят те, кого ждет театр, кто призван продолжить его традиции. Они приходят, но театр их не ждет, он не оправдывает их надежд. Недавно я понял, что в каждом, даже самом незаметном театре обязательно есть свой Смоктуновский, Леонов или Караченцов. Более того, без этих провинциальных караченцовых не будет и их московских «вершин», им просто не откого будет отталкиваться. Но сегодня такое время что караченцовы и смоктуновские не удерживаются в театре, во всяком случае провинциальном, они ему стали не нужны. И дело тут вовсе не в зарплате. Сам провинциальный театр перестал их ценить. Они приходят, помыкаются одно-два десятилетия в стенах театра, хлебнут славы и на самом пике этой славы уходят или в рекламу, или в писатели и драматурги, куда угодно, только чтоб не в театре. Не там, где они не нужны. Потому что они шли туда ради искусства, а оно в этих стенах перестало быть. Потому они готовы хоть асфальт класть, но только не участвовать в халтуре.

Но что же тут есть? Все что угодно, но нет главного. Семьдесят лет театр «заменял» нам храм, который у нас отобрали, хотим мы это признать или нет, теперь такой необходимости нет. Но ни для чего другого театр создан не был.

Так что же тут есть теперь? Что мы увидели сегодня в спектакле «Анна в тропиках» - современной западной «интерпретации» романа Льва Толстого. Здесь мне на помощь пришла супруга, подсчитавшая, что на сцене перед нами с завидной регулярностью каждые пять минут показывают совокупление с помощью разных театральных техник и приемов. А после того, как на первых минутах один из актеров вдруг неожиданно обмочился «в режиме реального времени», мы поняли, сегодня увидим если не все, то очень многое.

Так что же мы видели? На сцене два десятка человек и в то же время ничего нет. Нет того главного, что здесь должно быть. Завтра по соседству будет выступать другой сибиряк, Евгений Гришковец, которому повезло немногим более и он свою духовную детскость, непосредственность и целомудренность развозит и демонстрирует по всему миру, потому что это сейчас самое ценное и этого нигде нет. Почти нигде в театре нет. И у него там все будет, будет то, ради чего и идут в театр. И там не будет никаких экстравагантностей и шокирующих нововведений, там не будут каждые пять минут показывать в 3 d формате то, что не покажешь даже самым близким в самом страшном сне, но там будет дух, здесь - только его разрушение.

Что еще? Есть дорогой, популярный и главное столичный режиссер, но толку то? Спектакль получился явно не для Томска, явно не для драмы. ёОни должны были нести культуру в массы, а получилось с точностью до наоборот, на сцене происходило массовое совокупление под звуки шаманского бубна.

Слава Богу, что зал даже на премьере был на треть пуст. Это обнадеживает – значит наш зритель еще не до конца потерял вкус. Как сказала супруга: «Что же они и по правде не займутся, если уж им так хочется, а то все только начинают и начинают».

О бедные, бедные наши актеры, какая у них несчастная, незавидная судьба, если они вынуждены на сцене «совокупляться» как собачки со всеми подряд, как будет строиться их судьба по выходе из этого театра? Вспомнилось, что в старые добрые времена на Руси актерам нельзя было входить в церковь, им нельзя было в течение всей жизни исповедоваться, только один единственный раз, перед самой смертью. Какая это жуткая актерская профессия всю жизнь проживать не свою жизнь. Сейчас такое время, что в церковь допускают всех. Но это уже ничего не решает, сегодня мы все актеры. «Специалисты давно доказали», чем чаще нам ЭТО показывают, тем менее крепки наши семьи, тем меньше у нас детей и тем мы, в конце концов, несчастливее.

Вот и получается, чем непонятнее сегодня спектакль, тем лучше, чем больше мешанины и «компота», тем он умнее и более новаторский. А я весь спектакль слышал рядом с собой «подсчет»: прошло еще 5 минут - очередной акт. Во время очередного такого «бесконечного» акта вспомнилась давняя, но уже подзабытая история, когда в нашу писательскую организацию вошел мужчина с бородкой и спросил: «Кто из вас К.»? Откликнувшемуся он протянул публикацию и спросил: «Это ваше?» И дал председателю писательской организации, извините, в лицо. В этом стихотворении Богоматерь подавалась тоже «новаторски», в духе последнего времени, как публичная женщина. Через несколько лет автор того стихотворения выйдет в окно, потому что иначе и быть не могло. Прямая и очевидная связь первого поступка со вторым. Все в этом мире на удивление просто и взаимосвязано.

Вот и сейчас в пятидесяти метрах от храма искусств, где мы смотрели спектакль, располагался настоящий храм, кафедральный собор, где сегодня тоже премьера, верующие встречают мощи одного из самых почитаемых святых на Руси Николая Чудотворца Мириликийского, воздают ему свою песнь и молятся о нашем спасении.

 

Вывод

На такие тантрические спектакли нельзя, просто противопоказано ходить одному. Это новый жанр «театрального искусства», после которого нужно сразу прыгать в постель. Только не совсем понятно, почему для этого нужно обязательно идти в театр? Вот в чем вопрос. Одно радует, даже на премьере треть зала пустовала.

Говорят, режиссер уже ставил этот спектакль на разных площадках Москвы. Но это уровень Москвы и только третьесортного театра. Провинция, а тем более Сибирь, это все еще Россия, она призвана хранить нашу всеобщую славянскую духовную целомудренность.

Искусство создавалось явно для чего-то иного, а не для того чтоб заводить нас и смаковать совокупления. Искусство должно в нас пробуждать, но пробуждать не низменные чувства, это уже будет смерть любого искусства. И кто бы не стоял за этими «пробуждениями» - Фрейд, Юнг или кто-то еще. Это все уже носит другое имя и к искусству не имеет отношения.

 

Сейчас положено указывать возрастные ограничения. В афише Томского театра драмы из четырех премьер апреля на трех значилось 16+ А это значит и там будет сплошное совокупление. Потому можно сказать, что Томский театр драмы в канун своего 155-ти летия плохо кончил.

В антракте я спросил у тетушки, сидящей за столиком «Отзывы»: А что главный режиссер зациклен на этой теме? Ответа я не получил и не ожидал получить, нет, не он, мы все, все наше время на том «зациклено».

Да, для Москвы этот спектакль бы подошел идеально. Одно из самых повторяющихся определений нашей столицы теперь, Москва - это не Россия. Это твердят теперь все. Добавлю от себя, в Москве и русских почти не осталось. Москва давно перестала быть образцом чего-то сугубо русского. В этом смысле в маленьких провинциальных городках теперь гораздо больше столичного, русского, чем в самой столице.

Жена тоже подведет итог: А мне понравилось – живой оркестр, живые обои в полсцены, только актеры немного утомляют. И вообще непонятно, что они здесь делают..

В Грузии я как-то спросил у девяностолетнего дедушки, который нес со своего поля сумку полную фасоли: «Должны ли мы со своими детьми говорить ОБ ЭТОМ?» На что он ответил: Со мной никто не говорил и у меня восемь детей, с моим папой тоже никто не говорил, у него десять детей и с моим дедушкой тоже не говорили…».

Признаюсь, с тех пор как у меня появилась возможность смотреть московские спектакли, я перестал оставаться на второй части в томских театрах. В данном случае спектакль «Анна в тропиках» стал исключением, на нем мы не досидели даже до половины. И по предложению супруги - вышли вон. (Она на такое отважилась впервые в жизни, обычно инициатива исходила от меня).

Вообще-то я считал себя человеком скромным, но тут впервые захотелось выйти демонстративно и стукнуть дверью, да так, чтоб было слышно аж в самой Москве или там где обитает господин Огарев, автор этого спектакля. Хотя дело тут не в огаревых, а в тех, кто их покупает и конечно, прежде всего, в нас с вами. Если мы ЭТО воспринимаем современным искусством, то нас нужно срочно класть в лечебницу. Родственную нам Украину лечить уже начали, дело за нами. Подобные спектакли тем и хороши, что они лучше любого доктора вскрывают наши внутренние болезни.

Выходя из театра, я задумался: Что же в этом спектакле все же понравилось? Зрители, которые все еще гораздо культурнее того, что происходит на сцене.

По пути домой я позвонил знакомому актеру, спросил у него: «Директор нашей драмы в последнее время не менялся, это все тот же бывший директор школы, бывший учитель?» Он подтвердил. – Странно это, странно.

Конечно, такие спектакли идут в Москве, они только для нее и созданы, но идут они там в специфических «третьесортных» театрах. И ходит на них специфическая публика для «разугреву». У нас тоже есть подобный театр –театр А. Буханченко. Где из спектакля в спектакль смакуется одна главная тема ОБ ЭТОМ САМОМ. Этот камерный небольшой театр существует не первый год и живет он во многом благодаря рекламе. Ни один другой театр столько не рекламируется, сколько он. Сегодня он достаточно твердо стоит на ногах, потому что занял свою определенную нишу. Этот театр как бы есть, но его как бы и нет в культурном пространстве нашего города. И это до сегодняшнего дня воспринималось всеми как норма. Собственно театром в полном смысле этого слова его назвать сложно, но до сих пор он серьезно никем и не воспринимался. Случилось другое, главный наш театр драмы опуститься до его уровня.

При выходе из театра прочел крупную надпись на его крыше: «Театр драмы». Сегодня показывают все что угодно – хохму, эротику, жутики, но только не драму, так что надо ставить вопрос о переименовании нашего Томского театра драмы во что-то другое, например, камерный театр господина Огарева. Так будет правильнее, так ты будешь заранее знать, что ожидать.

И все таки на «Анну в тропиках» и им подобные спектакли мы должны ходить толпами и по несколько раз. Просто обязаны это делать. Они  указывают нам на нашу главную болезнь. Посмотрев эти спектакли  нам всем станет ясно, что следующая искупительная и очистительная, вскрывающая наши язвы война будет уже не где-то на границе нашей необъятной, а в самой России. Война – это всегда искупление. Осталось только немного подождать.

Андрей Сотников (www.spasi-hram.ru)

 

Комментарии
  • Конкистадор - 20.05.2015 в 15:35:
    Всего комментариев: 1
    Статья справедливая! Автор всё верно объяснил. Теперь так везде по всему СНГ повелось с 1990 годов. Это направленное развращение и незаметное уничтожение Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 1

Добавить изображение